Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:16, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
. Выявить роль услуг в мировой экономике;
. Изучить деятельность России на мировом рынке туристических услуг;
Введение
1.Понятие и структура международного рынка услуг
2.Россия на международном рынке туристических услуг
3.Россия на международном рынке транспортных услуг
Заключение
Список использованной литературы
Таблица 1. - Таблица 1. Динамика позиций России в рейтинге ВТО и ее доли в мировой торговле товарами и услугами в 2000–2012 гг. 5
Вместе с тем, значение сектора услуг для экономики России растет (доля в ВВП этого сектора – свыше 60%), однако доля экспорта услуг в совокупном вывозе страны остается практически неизменной – 10-11%, что значительно ниже среднемирового уровня в 19% (UNCTAD Handbook of Statistics, United Nations, New York and Geneva, 2012. P. 2, 278.).
В ближайшие годы рост поставок услуг может стать важным направлением диверсификации российского экспорта и снижения доли его сырьевой составляющей. Однако для этого требуется адекватная государственная поддержка, которая сегодня носит точечный характер и направлена, главным образом, на отрасли промышленности.
Российским
экспортерам услуг для
Значимость экспорта услуг особенно велика в связи с низкими темпами роста мировой торговли, с одной стороны, и отсутствием потенциала роста экспортных поставок таких традиционных российских экспортных товаров как нефть, нефтепродуктов и металлургическая продукция, с другой.
На ближайшие годы динамику российского экспорта, как и прежде, будет определять конъюнктура мировых цен на сырьевые товары. Так, согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2013 г. ожидается снижение стоимостных объемов экспорта до 526 млрд долл. (при неблагоприятном сценарии – до 505 млрд долл.). При этом для России характерно ухудшение показателей диверсификации экспорта за счет постоянного увеличения удельного веса энергоносителей и сырья. Доля вывоза по статье «машины, оборудование и транспортные средства» в общем товарном экспорте сократилась с 8,5% в 2000 г. до 4,9% в 2012 г., причем более половины приходится на продукцию оборонно-промышленного комплекса.6
2. Россия на международном рынке туристических услуг
Для большинства стран мира, в настоящее время, туризм - один из основных источников дохода. Так же туризм занимает лидирующее место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Если в 2000 г. в сфере туризма было занято 117 млн чел., то по прогнозу в 2020 году будет создано 550 млн рабочих мест.
Международный туристический поток с каждым годом продолжает расти даже в условиях возникающих время от времени проблем в экономическом, политическом, экологическом и ряде других кризисов.
Большинство регионов мира последние годы показывают весьма быстрый рост объемов туристического потока, но более высоких результатов добился Азиатско-Тихоокеанский регион, где число туристов возросло на 255 % чем в 2000 г. Успех этот объясняется в основном поддержанием наиболее низких цен, а так же рекламными компаниями региона. Государства Восточной и центральной Европы, так же достигли значительных результатов за последние десять лет.
Значительные результаты
в туризме в последние года
были достигнуты во многом
благодаря большому числу
Туристический рынок услуг в России многогранен. Много фирм, предприятий, и организаций участвуют в обслуживании русских туристов. Туристический бизнес возник благодаря интенсивному развитию международных и региональных туробменов и сильной разобщенности потребителей и производителей услуг туризма. Любой рынок услуг в России сочетает в себе факторы и условия, определяющие экономическую связь между потребителем и производителем услуг. Если взять, к примеру, туристические услуги то экономическая связь здесь будет обусловлена рынком предложений (рестораны, гостиницы, заблаговременная продажа туров, выбор страны для путешествия и еще многое другое).
Анализируя положение в Российской Федерации, можно обозначить, что для нее, как и для большого количества стран Европы, характерны постепенное старение общества, увеличение количества городского населения в сравнении с сельским населением, довольно высокий уровень образованности, большое количество праздничных и выходных дней, возрастающий интерес россиян к людям в других странах и городах. Все эти факторы закладывают хорошие основы для туризма. Однако "тормозящим" фактором для развития въездного и выездного туризма является дoвольно низкий уровень жизни основного количества граждан страны. Если в ближайшие годы станет возможным переломить эту негативную тенденцию и стимулировать рост доходов, то российский туризм ожидает дальнейший подъем.
Отметим что в сравнении
с 2008 г. в 2009 г. в целом
выездной туризм снизился на 15,5%,
люди в период кризиса
Хотя тройка лидеров
наиболее предпочтительных для
россиян туристических
Наибольшие изменения
коснулись Китая, который
Турция потеряла более
11% туристов из России, в основном,
из-за нежелания турецких
Отмена визового
режима между Россией и
Также увеличилось
количество российских граждан,
Государства никак не предпринимающие практически никаких функциональных действий, продолжают трагически лишаться российских путешественников. Так, от 20% до 90% наших туристов потеряли за 2009 г. Хорватия, Литва, Япония, Норвегия, Мальта, Иордания, Эстония и Канада.
По въездному туризму как уже было отмечено, характеристики в 2009 г. поменялись никак не так существенно как по выездному, и наше государство, невзирая в переворот, остается интересным для жителей других стран.
По-прежнему, наибольшим спросом пользуется Россия у граждан Германии, США, Великобритании, Финляндии, Китая и Италии, причем, если интерес граждан Великобритании и Финляндии к нашей стране повысился, то китайцы и итальянцы немного охладели к путешествиям по России.
Увеличилось количество визитов в Россию и из таких стран как Израиль, Австрия, Швеция, Швейцария, Египет, Куба и Тунис. Практически не изменилось число туристов из Греции.
Более чем на 20% по сравнению с 2008 г. снизилось из Турции, Кореи, Польши, Чехии, Кипра, Словакии, Филиппин и ОАЭ.
Проанализируем основные характеристики рынка туризма в 7 городах-миллионинниках РФ.
город |
Объем рынка выездного туризма в 2011, млрд. руб. |
Динамика к 2010 г., % |
Кол-во туркомпаний на 01.04. 12. |
Екатеринбург |
15,5 |
40 |
800 |
Новосибирск |
7,1 |
30 |
400 |
Н. Новгород |
5,1 |
6 |
430 |
Казань |
4,8 |
7,8 |
600 |
Ростов-на-Дону |
4,8 |
10 |
290 |
Челябинск |
5 |
23 |
430 |
Красноярск |
2,7 |
17 |
400 |
Таблица 2. - Основные характеристики рынка туризма в 7 городах-миллионинниках
Таблица 3. - Доли участников рынка в 7 городах-миллионинниках.
Восстановление туристического потока, перераспределение топовых стран посещения. Сокращение туров в Египет, увеличение вылетов в Тайланд, ОАЭ, Европейские страны (Греция, Италия, Испания). Турция сохраняет позиции наряду с этими направлениями.
В 2011 г. в Таиланд из Новосибирска было отправлено свыше 103 тыс. туристов. Турция сместилась на второе место. В этом направлении в 2011 г. было отправлено только 73,4 тыс. человек. В 2012 г. участники рынка прогнозируют дальнейший рост потока туристов в Таиланд: в текущем году открыто в 3 раза больше рейсов, в то время как в Турцию их количество сокращено почти вдвое.
Красноярск. В сезоне 2011-2012 гг. у красноярцев появилась возможность беспосадочных перелетов в Индонезию на остров Бали, во Вьетнам, на Кипр, остров Крит и ОАЭ. За счет этого в 2011 г. значительно (с 41% до 29%) сократилось число людей, вылетающих в Турцию, а число туристов из Красноярска, отдохнувших в Египте снизилось в два раза – до 6%. В то же время выросла доля туристов, вылетевших в Таиланд (с 26 до 38%).
Челябинск. Осенью 2011 г. из Челябинска авиакомпанией «Уральские авиалинии» были открыты прямые рейсы в Вену с частотой 2 раза в неделю и в Дубай и Харбин с частотой 1 раз в неделю. Полеты субсидируются Правительством Челябинской области: за пустые места из бюджета выделяются деньги. Эксперты сомневаются в целесообразности европейского направления рейсов в виду высокой цены (около 300 евро) и заполнения рейсов на 20-30%.
Ростов-на-Дону. Наблюдается переориентация туристических потоков. Позиции федеральных «турецких» операторов на рынке очень сильны, другие крупные игроки переключились на другие направления, в частности, Европу (Испания, Италия, Греция, Хорватия) и ОАЭ. В 2011 г. объем продаж по европейкому направлению вырос примерно на 10-15%; ОАЭ увеличился практически до 40%. Однако, рынок оказался перенасыщен предложением, и ряд программ был свернут.
Казань. Количество отправленных туристов в Египет сократилось на 60% по сравнению с 2010 г. Спрос на туры в Тунис восстановился примерно на 80%, а цены снизились на 20-30%. Турция продолжает оставаться самым популярным направлением отдыха. В 2011 г. туда вылетело 98, 9 тыс. чел., что составило около 50% от общего турпотока. Вместе с тем популярными стали европейские направления – Испания и Италия, показавшие рост на 40% по сравнению с 2010 г. Кроме того, за счет снижения объема туров в Египет на 15% увеличилось количество туристов, отдыхавших в Греции.
Екатеринбург. В летний сезон 2011 г. туристический поток из Екатеринбурга по некоторым популярным международным направлениям, по данным аэропорта Кольцово, существенно вырос по сравнению с 2010 г. Так, турпоток в Грецию составил 23 635 человек, увеличившись на 81%, а пассажиропоток в Испанию вырос на 102% и составил 20 444 человека. Также значительно вырос турпоток на Кипр (на 74%) и в Таиланд (на 96%). Количество туристов, вылетевших по этим направлениям, составило 9 ,17 и 15, 75 тыс. человек соответственно. Столь высокий рост числа туристов игроки рынка связывают, прежде всего, с выходом на рынок новых компаний (например, «Музенидис Трэвел Екатеринбург», развивающий греческое направление), а также с выводом на рынок новых направлений (острова Кос, Пальма де Майорка, Тенерифе, Пафос и др.). S7 Airlines увеличил частоту полетов из Екатеринбурга в Пекин (Китай).
Нижний Новгород. За 2 месяца 2012 года пассажиропоток нижегородского аэропорта МАНН вырос в 2 раза в сравнии с 2011 годом, составив 73, 2 тыс. пассажира. При этом максимальный рост, в 2,6 раза, отмечен на внутрироссийских направлениях: на рейсах в города России обслужено 47 851 пассажир. В 1,5 раза – до 25 372 пассажиров – увеличился пассажиропоток и на международных рейсах. Также выросло и количество самолетовылетов, так в январе-феврале 2012 года было произведено 889 взлетно-посадочных операций, что на 40% больше, чем за первые два месяца 2011 года.
город |
Зарубежные чартеры, тыс. чел в 2011 г. |
Динамика к 2010 г., % |
Регулярные рейсы, тыс. чел. в 2011 г. |
Красноярск |
345, 6 |
70 |
1 633 |
Новосибирск |
993,3 |
44,7 |
2 766 |
Екатеринбург |
591,7 |
119 |
2 764 |
Челябинск |
240,2 |
56 |
833,8 |
Казань |
551, 7 |
19,3 |
1 227 |
Н. Новгород |
235,7 |
14 |
461,4 |
Ростов-на - Дону |
348,4 |
24 |
1 716 |