Россия на международном рынке услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
. Выявить роль услуг в мировой экономике;
. Изучить деятельность России на мировом рынке туристических услуг;

Содержание работы

Введение
1.Понятие и структура международного рынка услуг
2.Россия на международном рынке туристических услуг
3.Россия на международном рынке транспортных услуг
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Россия на международном рынке услуг 2222.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 4. - Пассажиропоток  в 7 городах-миллионинниках 

- Растет число российских туристов организующих путешествия самостоятельно через оn-line бронирование. Динамика количества таких туристов, не прибегающих к посредничеству турагентств, по оценкам экспертов, за прошлый год составила до 20% от общего турпотока.

- Вырос спрос на услугу раннего бронирования туров до 25 % в 2011 г. В то же время по оценкам участников рынка, с начала 2012 г. цены на туры вернулись на уровень, когда возможна безубыточность. Стоимость путевки по раннему бронированию выросла в среднем на 10% по сравнению с 2011 г. во всех направлениях.7

 В 2014 г.  планируется значительное количество  иностранных туристов в связи  с проведением Зимних Олимпийских  игр в Сочи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Россия на международном рынке транспортных услуг

 

 Транспорт  - важная составляющая хозяйствeнного комплекса Рoссии. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах 20%. Транспорт – единственный вид российских услуг, где стоимость экспорта превосходит стоимость импoрта, обеспечивая активный результат для платежного баланса.

Железнодорожный, автомобильный, водный, морской, трубoпроводный и воздушный транспорт, включает в себя транспортная система России.

 Железнодорожный транспорт занимает ведущую роль в транспортной системе России. Это обусловлено не только природными, экономическими и др. особенностями страны, но и рядом его технико-экономических преимуществ перед другими видами транспорта. Современная железнодорожная сеть России складывалась на протяжении длительного времени. Наиболее густую и разветвленную сеть железных дорог имеет европейская часть страны. В структуре грузовых перевозок железнодорожного транспорта значительная доля (почти 9/10 всей его грузовой работы) приходится на уголь, минерально-строительные, нефтяные, лесные и хлебные грузы, руду и черные металлы, минеральные удобрения. Железнодорожный транспорт играет существенную роль и в пассажирских перевозках, хотя перевозки пассажиров в приведенной продукции железнодорожного транспорта составляют небольшую долю (менее 10%).

 Морской  транспорт России в транспортной  системе - один из ведущих. Особенно  велика его роль в перевозках  экспортно-импортных грузов (90% грузооборота  в международном сообщении). В составе перевозок морским транспортном преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров невелика. Первое место в грузообороте морского транспорта России принадлежит портам Дальневосточного бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.

  Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках и транспортировке грузов. Автомобильные трассы проложены параллельно железнодорожным магистралям, поэтому наибольшей густотой сети отличаются районы европейской части. В грузообороте автомобильного транспорта выделяются строительные материалы, вскрышные породы и грунт, сельскохозяйственные и лесные грузы, черные металлы, товары народного потребления.

 Речной транспорт  в нашей стране один из старейших.  Преимущества речного транспорта  оказались недостаточными для  того, чтобы сделать его конкурентоспособным  в отношении других видов транспорта. Поэтому доля речного транспорта  в перевозке грузов и людей невелика (2,5 и 0,25% соответственно) и обнаруживает устойчивую тенденцию к сокращению.

 Воздушный  транспорт выполняет роль одного  из главных перевозчиков пассажиров  на большие расстояния. По удельному  весу в пассажирообороте страны (примерно 16%) он уступает только железнодорожному и автомобильному транспорту, но значительно превосходит остальные. Объем грузов, перевозимых авиационным транспортом, относительно невелик, в их составе преобладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты 1/5.

 Трубопроводный  транспорт среди других видов  транспорта самый молодой, но  по объему выполняемой работы - ведущий. Он предназначен для  транспортировки жидких (нефть и нефтепродукты) и газообразных продуктов. Доля трубопроводного транспорта в грузообороте страны с каждым годом растет, что обусловлено рядом его эксплуатационных преимуществ (надежность, высокая пропускаемость, низкая себестоимость продукта и т.д.) Из основных нефтедобывающих и газодобывающих районов (Западная Сибирь, Урало-Поволжский Северный районы) нефтепроводы и газопроводы проложены в Европу.

По итогам 2012 года объем рынка транспортных услуг–$58,8 млрд (ж/д –74,5%, авто –11%, перевалка в портах –10%), доля в рынке ТЛУ более 87%, коммерческий сегмент обеспечивает 43% транспортировки грузов и 95,4% грузооборота, снижение темпов роста коммерческих перевозок (до 2,2%), грузооборота (4,3%), стоимостного объема рынка (11% ).8

Основные причины: замедление динамики ВВП (3,4%), промышленного производства (2,6%), сокращение объемов с/х производства на фоне вялого спроса на внешних рынках и снижения темпов роста импорта.

Рисунок 1. – Динамика коммерческих перевозок грузов и  грузооборота транспорта в 2008-2013 гг, % 

По оценкам на 2013 год рост промышленного производства и ВВП на 1,6-1,7%, инвестиций на 3,0%, оборота розничной торговли на 3,8% (консервативный сценарий МЭР РФ, апрель 2013 г.), сокращение стоимостного объема экспорта на 5,1%, рост импорта на 4,8% Январь-май: Рост ВВП на 1,8% (за счет жилищного строительства, роста доходов населения и оборота розничной торговли), снижение темпов роста промышленного производства до 0,2%, падение инвестиций на 0,4%, сокращение стоимостного объема экспорта на 4,5%, рост импорта на 2,6% (тенденция к замедлению), снижение коммерческих перевозок грузов на 2,2%, грузооборота –на 3%, рост объема рынка ТУ –в пределах 3% (при среднем росте тарифов в 5,6%), рост грузооборота морских портов России на 5% (перевалка наливных грузов+10,5%, сухих -1,9%) 

По итогам 2012 г. снижение темпов роста внешнеторгового оборота (в US$)с 2,4% в 2011 г. до 1,8%, Сокращение экспортного грузопотока (в тоннах) на 10%, повышение средних цен на вывозимые товары, рост импортного грузопотока на 5%, снижение средних цен ввозимых товаров, совокупный внешнеторговый грузопоток снизился до 790 млн т (-8,1%), доля экспорта 86%, по расчетам РБК.research, 58% объема перевозок грузов ВЭД приходится на морской транспорт, 36% следуют по железной дороге. 


 

 

 

 

Рисунок 2. – Динамика коммерческих перевозок грузов и  грузооборота по видам транспорта в  январе-мае 2012-2013 гг., в %9

По оценкам экспертов на 2013 г. неустойчивая ситуация в мире и сохраняющиеся риски отрицательно влияют на динамику внешней торговли и спроса на международные грузоперевозки, внешнеторговый оборот снизится на 0,5% (МЭР РФ), экспортный грузопоток сократится на 4,0%, импортный увеличится в пределах 3% (РБК.research).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Роль  услуг  в экономике стран мира  на протяжении двух последних десятилетий  заметно возросла.

  Позиция России на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: не смотря на то, что Россия входит в тридцатку крупных стран импортеров международных услуг, остается на стороне покупателя товаров, услуг, труда, капитала и др.. 1.5 мирового импорта услуг приходится на Россию, и 1,0% мирового экспорта.

 От иностранных инвестиций, в сфере услуг сильно зависит улучшение ситуации, но в то же время, либерализируя эту сферу, нужно защищать интересы  своего внутреннего рынка, а так же развивать инновационные инфраструктуры. Россия не сможет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно  войти достойно в мировую экономику,  без развитых сфер здравоохранения и образования, транспорта и связи, медицины, отвечающим современным требованиям. Поэтому именно ускорение развития сфер услуг является основной задачей для перехода на рыночные отношения и интеграции в мировое хозяйство.

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

 

1. Киреев, А.П.  Международная экономика. В 2-х  ч. – Ч. II. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое  программирование. Учебное пособие  для вузов. – М.: Междунар. Отношения, 2009.

2. Воловик  Н., Харина К.,  Внешняя торговля / Журнал «Экономическое развитие России», - 2013. - № 5, стр. 23

3. О. Бирюкова, А. Пахомов. Итоги мировой торговли товарами и услугами в 2012 г. и перспективы ее развития / «Экономическое развитие России», -2013. - № 5, стр. 49

4. Иванова А.А., Рынок туристических услуг / Деловой журнал.  [Электронный ресурс] http://www.dkvartal.ru/wiki/rynok-turisticheskikh-uslug#ixzz2lAoC7urp Приводится по состоянию на 20.11.2013

5. Рынок транспортно-логистических услуг в 2012-2013 гг. и прогноз до 2015 г. / Умный логист [Электронный ресурс] http://www.umniylogist.ru/articles/20130715092845-6726.html приводится по состоянию на 19.11.2013

6. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2009.

7. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А.. Сфера услуг в современном обществе / Экономика, менеджмент, маркетинг. Курс лекций., 2004. – Глава 10.

8. Международные экономические отношения. / Под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ, 2005.

9. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов/М.В. Елова, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова и др.; Под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. -М.: Логос, - 2004.

10. Мировая экономика / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М. 2005

11.Россия в цифрах – М.: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/ по состоянию на 18.11.2013

12. Итоги 2012 года. РБК . [Электронный ресурс] http://www.rbc.ru/ По состоянию на 28.12.2012

13. Харламова В.Н., Филимонова Н.А. Россия на мировом рынке объектов интеллектуальной собственности.

14.Яремчук Н.В. Экономическое развитие современной России.- М.: Премьера, 2005.

15. www.sciteclibrary.ru

1 Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А.. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг. Курс лекций., 2004 .  – Глава 10.

2 Киреев, А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. II. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для вузов. – М.: Междунар. Отношения, 2009.

3 Россия в цифрах – М.: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]  http://www.gks.ru/ по состоянию на 18.11.2013

 

5 Источник: рассчитано по статистике ВТО за соответствующие годы

 

6 О. Бирюкова, А. Пахомов. «Итоги мировой торговли товарами и услугами в 2012 г. и перспективы ее развития, «Экономическое развитие России»

 

7 Иванова А.А., Рынок туристических услуг / Деловой журнал.  [Электронный ресурс] http://www.dkvartal.ru/wiki/rynok-turisticheskikh-uslug#ixzz2lAoC7urp Приводится по состоянию на 20.11.2013

 

8 Итоги 2012 года. РБК . [Электронный ресурс] http://www.rbc.ru/ По состоянию на 28.12.2012

 

9 Рынок транспортно-логистических услуг в 2012-2013 гг. и прогноз до 2015 г. / Умный логист  [Электронный ресурс] http://www.umniylogist.ru/articles/20130715092845-6726.html приводится по состоянию на 19.11.2013

 


Информация о работе Россия на международном рынке услуг