Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:53, курсовая работа
В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится все более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнерами, т. к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть мировой рынок технологий и высокотехнологичной продукции и место России на этом рынке.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МИРОВОЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 5
2 МЕСТО РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТЕХНОЛОГИЙ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 12
Участники рынка технологий 15
Россия и международный рынок технологий 18
Россия в системе международного рынка технологий 20
3 ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 22
Заключение 35
Список литературы 37
В настоящее время в большинстве стран
мира коммерциализация научных достижений
стимулирует фундаментальные исследования,
тем самым, повышая коммерческую привлекательность
прикладной науки. Россия также выходит
на этот путь, однако, коммерциализация
российских и, в первую очередь, советских
изобретений осложняется недостатком
квалифицированных специалистов в области
международного патентования, разрывом
между исследовательскими институтами,
производственными и торговыми предприятиями.
Необходимость интеграционного усилия
российских производителей высокотехнологичной
продукции по представлению своих интересов
на мировом рынке сейчас ощущается практически
всеми организациями, так или иначе причастными
к судьбе российской науки. Без вложения
средств от продажи существующих конкурентоспособных
российских технологий в теоретические
исследования невозможно долго продержаться
на мировом рынке - рано или поздно запас
советских разработок закончится и устареет.
Устойчивая тенденция
роста доли наукоемких товаров в мировом
производстве обусловлена высокой доходностью
и возможностью монополизации мирового
рынка отдельного вида нового товара и
технологии производителем первым на
него вступившим. Опережающий рост международной
торговли высокотехнологичной и наукоемкой
продукцией и сокращение удельного веса
сырья в мировом экспорте уже привели
к значительному снижению роли транспорта
при осуществлении международных коммерческих
операций.
В 1999 году Россией
было заключено 621 соглашение по технологиям
экспортного характера и 334 соглашения
по импорту. При этом в российском экспорте
большую часть составили научные исследования,
а в импорте промышленные технологи уже
используемые в мировом производстве.
Данное положение вызвано отсутствием
средств у российских разработчиков на
доведение своих новых технологий до коммерческого
использования результатов раз работок.
В последнее десятилетие
в мире наблюдается рост производительности
труда вследствие повышения качества
рабочей силы. Это стало определяющим
фактором снижения себестоимости продукции.
Россия пока еще не в состоянии преодолеть
порога сырьевого фактора снижения себестоимости,
и это особо трагично притом, что образование
в мире стало одной из наиболее прибыльных
отраслей экономики.
Наблюдаемый последние
50 лет рост сознательности и культуры
человечества порождает спрос на качественные
знания и информацию. Возрастающее по
объемам и скорости производство информации
есть прямой продукт НТП и коммерческой
целесообразности. Всеми экономистами
признано, что основным товаром современности
стала информация. В этой связи независимое
производство информации ставит вопрос
о роли национального государства присваивающего
и распределяющего информацию в своих
целях - удержание и укрепление власти.
Непрерывное расширение
мирового рынка технологий и высокая скорость
обновления технологий повышает стоимость
реализуемой на мировом рынке продукции
по сравнению с товарным рынком и рынком
услуг, что обусловлено высокой доходностью
новых технологий и определяющей ролью
в производственном процессе.
Тесная связь мирового
рынка технологий и мирового финансового
рынка особенно привлекательна для России,
недопустимо низкая доля которой, на мировом
рынке высокотехнологичных товаров, составила
около 1% в 1999 году.
Необходимость в полномасштабной
государственной поддержке российских
участников мирового рынка технологий
усиливается низким уровнем отчислений
на российскую науку в последнее десятилетие
и слабым вниманием к мировому научно
исследовательскому процессу.
Даже при беглом взгляде
на проблемы российского участия в международном
технологическом обмене становится ясным,
что для достойного участия России на
мировом рынке технологий необходим, в
первую очередь много кратный рост финансовых
вложений в науку, образование и здравоохранение;
финансирование изобретательского и рационализаторского
движений на предприятиях; поддержка со
стороны государства процесса патентования
российских изобретений за рубежом; ясное
законодательство в области ВЭД; нулевое
налогообложение прибыли российских участников
мирового рынка технологий инвестируемой
в развитие производства и исследования;
проведение широкомасштабной кампании
по привлечению молодых кадров в данную
область и, не побоюсь повториться, деньги,
деньги и еще раз деньги, поскольку без
государственной поддержки не возможно
полномасштабное присутствие России на
мировом рынке технологий, соответствующее
накопленному опыту и богатству научных
знаний.
Коммерциализация рынка, тесная связь
мирового рынка технологий и мирового
финансового рынка особенно привлекательна
для России, недопустимо низкая доля которой,
на мировом рынке высокотехнологичных
товаров составляет мизерный процент.
Необходимость в полномасштабной
государственной поддержке российских
участников мирового рынка технологий
усиливается низким уровнем отчислений
на российскую науку в последнее десятилетие
и слабым вниманием к мировому научно-исследовательскому
процессу.
Даже при беглом взгляде
на проблемы российского участия в международном
технологическом обмене становится ясным,
что для достойного участия России на
мировом рынке технологий в первую очередь
необходимы: многократный рост финансовых
вложений в науку, образование и здравоохранение;
финансирование изобретательского и рационализаторского
движений на предприятиях; поддержка со
стороны государства процесса патентования
российских изобретений за рубежом;
ясное законодательство в области внешнеэкономической
деятельности (ВЭД);
нулевое налогообложение прибыли российских
участников мирового рынка технологий
инвестируемой в развитие производства
и исследования;
проведение широкомасштабной кампании
по привлечению молодых кадров в данную
область.
Без государственной
поддержки не возможно полномасштабное
присутствие России на мировом рынке технологий,
соответствующее накопленному опыту и
богатству научных знаний.
Внедрение в мировые
рынки технологии, означает возможности
полноправного к нему доступа и участия
в коммерческих операциях на уровне любой
из индустриальных европейских стран.
В связи с этим необходимо заранее планировать
и осуществлять эту работу государственным
и законодательным институтам.
Изучение закономерностей
и движущих сил обмена технологиями в
мире показывает необходимость вводить
более широкий контроль становления технологической
базы страны, чтобы она отвечала уровню
индустриальных стран.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Темпы экономического роста современного общества имеют четко выраженную зависимость от уровня и соотношения определенных, поддающихся качественному и количественному анализу параметров, присущих конкретной экономике. Прежде всего, это инновационный потенциал, характеризующий предельные, максимальные возможности общества с точки зрения генерации и воплощения инновационных идей. Он зависит от уровня развития науки, производственных возможностей, доступности сырьевых ресурсов, является характеристикой накопленных за прошедшие периоды инновационных возможностей.
Согласно основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий, формирование национальной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства.
Внимание научной общественности к нововведениям и их роли в развитии экономики привлек Й. Шумпетер, показав, что их источник научно-исследовательская деятельность корпораций, являющаяся главным фактором конкуренции. Главной доминантой научно-исследовательской деятельности становится творчество человека, новатора-предпринимателя, способного воплотить новые идеи в эффективные экономические решения.
Й. Шумпетер впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация». В своей работе «Теория экономического развития» он определяет инновации как любые изменения в целях внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании.
Концепция Й. Шумпетера была развита и некоторыми другими западными учеными, в частности ведущим американским специалистом по проблемам управления П. Друкером в книге «Инновации и предпринимательство».Он различает понятия «научное открытие»,«новшество» и «инновация». Под научным открытием П. Друкер понимает добавление знаний к пониманию явлений природы. Новшество, по П. Друкеру, – это новая техническая возможность. Инновация – результат влияния новшества на жизнь людей.
Широко используемые в последние годы понятия «инновационная экономика», «экономика, основанная на знаниях» означают, что основным фактором роста экономики является масштабное использование новых знаний в практической хозяйственной деятельности. Ее характерными чертами являются: становление наукоемких производств; повышение роли невещественных форм богатства (объектов интеллектуальной собственности); возрастание роли человеческого фактора.
В многочисленных дискуссиях российских ученых о современной трактовке понятия «инновационная экономика» следует отметить точку зрения В.Ж. Келле. Он считает, что ее основой является применение науки к разработке, производству и последующему широкому распространению новых технологий, новых продуктов. Данный подход у него применяется к трансформационной российской экономике и является отличительным видовым признаком ее модернизации как процесса созидания общества, опирающегося на «экономику, основанную на знаниях».
Базовыми понятиями инновационной экономики являются: инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура (рис. 1). От их правильного понимания во многом зависят тактика и стратегия формирования эффективной инновационной экономики в стране. Инновации, инновационная деятельность, инновационные процессы – понятия, имеющие в настоящее время самые разнообразные и широкие толкования.
В условиях экономики, основанной на знаниях, создается так называемая «инновация», которая, по мнению А.И. Татаркина, представляет собой новый продукт (вид изделия, технологию, организационную форму и т.п.), являющийся результатом практического приложения научных и научно-технических знаний, использование которого приводит к экономическим или социальным эффектам.
Рис. 1. Базовые понятия инновационной экономики
Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой, поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики.
Инновационная инфраструктура – комплекс взаимосвязанных структур (предприятий, организаций, учреждений, их объединений, ассоциаций) любой формы собственности, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности.
В Российской Федерации инновационную инфраструктуру составляют: инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие объекты, призванные обеспечивать вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и быстрое продвижение инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску.
Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна обладать набором таких свойств, которые должны способствовать в полной мере реализации инжиниринговых технологий по созданию и реализации инноваций в масштабе регионов и страны в целом.
На федеральном и региональном уровнях стали активно разрабатываться инновационные программы, стратегии, законы о поддержке инновационной деятельности. Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства в целом, призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику.
Государственная инновационная политика – это вмешательство государства в научно-исследовательскую деятельность промышленных, производственных, финансовых групп и объединений, средних и малых предприятий, отдельных учёных и исследователей во всех областях науки и техники (включая и гуманитарные сферы) в виде распределения заказов и коммерческих грандов, направленных на повышение благосостояния своего общества, а также механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.
Главными методами реализации инновационной политики являются: формирование институциональных и законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса.
Вопросы инновационного развития России подробно сформулированы в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Основным направлением в социально-экономическом развитии является переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.
Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития.
Информация о работе Россия в международной торговле технологиями и высокотехнологичной продукцией