Россия в международной торговле технологиями и высокотехнологичной продукцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится все более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнерами, т. к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть мировой рынок технологий и высокотехнологичной продукции и место России на этом рынке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 МИРОВОЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 5
2 МЕСТО РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТЕХНОЛОГИЙ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 12
Участники рынка технологий 15
Россия и международный рынок технологий 18
Россия в системе международного рынка технологий 20
3 ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 22
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Россия в международной торговле технологиями и высоко-технологичной продукцией.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

       Россия и международный рынок технологий 

       В настоящее время в большинстве стран мира коммерциализация научных достижений стимулирует фундаментальные исследования, тем самым, повышая коммерческую привлекательность прикладной науки. Россия также выходит на этот путь, однако, коммерциализация российских и, в первую очередь, советских изобретений осложняется недостатком квалифицированных специалистов в области международного патентования, разрывом между исследовательскими институтами, производственными и торговыми предприятиями. Необходимость интеграционного усилия российских производителей высокотехнологичной продукции по представлению своих интересов на мировом рынке сейчас ощущается практически всеми организациями, так или иначе причастными к судьбе российской науки. Без вложения средств от продажи существующих конкурентоспособных российских технологий в теоретические исследования невозможно долго продержаться на мировом рынке - рано или поздно запас советских разработок закончится и устареет.  
       Устойчивая тенденция роста доли наукоемких товаров в мировом производстве обусловлена высокой доходностью и возможностью монополизации мирового рынка отдельного вида нового товара и технологии производителем первым на него вступившим. Опережающий рост международной торговли высокотехнологичной и наукоемкой продукцией и сокращение удельного веса сырья в мировом экспорте уже привели к значительному снижению роли транспорта при осуществлении международных коммерческих операций.  
       В 1999 году Россией было заключено 621 соглашение по технологиям экспортного характера и 334 соглашения по импорту. При этом в российском экспорте большую часть составили научные исследования, а в импорте промышленные технологи уже используемые в мировом производстве. Данное положение вызвано отсутствием средств у российских разработчиков на доведение своих новых технологий до коммерческого использования результатов раз работок.  
       В последнее десятилетие в мире наблюдается рост производительности труда вследствие повышения качества рабочей силы. Это стало определяющим фактором снижения себестоимости продукции. Россия пока еще не в состоянии преодолеть порога сырьевого фактора снижения себестоимости, и это особо трагично притом, что образование в мире стало одной из наиболее прибыльных отраслей экономики.  
       Наблюдаемый последние 50 лет рост сознательности и культуры человечества порождает спрос на качественные знания и информацию. Возрастающее по объемам и скорости производство информации есть прямой продукт НТП и коммерческой целесообразности. Всеми экономистами признано, что основным товаром современности стала информация. В этой связи независимое производство информации ставит вопрос о роли национального государства присваивающего и распределяющего информацию в своих целях - удержание и укрепление власти. 
       Непрерывное расширение мирового рынка технологий и высокая скорость обновления технологий повышает стоимость реализуемой на мировом рынке продукции по сравнению с товарным рынком и рынком услуг, что обусловлено высокой доходностью новых технологий и определяющей ролью в производственном процессе.  
       Тесная связь мирового рынка технологий и мирового финансового рынка особенно привлекательна для России, недопустимо низкая доля которой, на мировом рынке высокотехнологичных товаров, составила около 1% в 1999 году.  
       Необходимость в полномасштабной государственной поддержке российских участников мирового рынка технологий усиливается низким уровнем отчислений на российскую науку в последнее десятилетие и слабым вниманием к мировому научно исследовательскому процессу.  
       Даже при беглом взгляде на проблемы российского участия в международном технологическом обмене становится ясным, что для достойного участия России на мировом рынке технологий необходим, в первую очередь много кратный рост финансовых вложений в науку, образование и здравоохранение; финансирование изобретательского и рационализаторского движений на предприятиях; поддержка со стороны государства процесса патентования российских изобретений за рубежом; ясное законодательство в области ВЭД; нулевое налогообложение прибыли российских участников мирового рынка технологий инвестируемой в развитие производства и исследования; проведение широкомасштабной кампании по привлечению молодых кадров в данную область и, не побоюсь повториться, деньги, деньги и еще раз деньги, поскольку без государственной поддержки не возможно полномасштабное присутствие России на мировом рынке технологий, соответствующее накопленному опыту и богатству научных знаний. 

       Россия в системе международного рынка технологий

       Коммерциализация рынка, тесная связь мирового рынка технологий и мирового финансового рынка особенно привлекательна для России, недопустимо низкая доля которой, на мировом рынке высокотехнологичных товаров составляет мизерный процент. 
       Необходимость в полномасштабной государственной поддержке российских участников мирового рынка технологий усиливается низким уровнем отчислений на российскую науку в последнее десятилетие и слабым вниманием к мировому научно-исследовательскому процессу. 
       Даже при беглом взгляде на проблемы российского участия в международном технологическом обмене становится ясным, что для достойного участия России на мировом рынке технологий в первую очередь необходимы: многократный рост финансовых вложений в науку, образование и здравоохранение; финансирование изобретательского и рационализаторского движений на предприятиях; поддержка со стороны государства процесса патентования российских изобретений за рубежом; 
ясное законодательство в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД); 
нулевое налогообложение прибыли российских участников мирового рынка технологий инвестируемой в развитие производства и исследования; 
проведение широкомасштабной кампании по привлечению молодых кадров в данную область. 
       Без государственной поддержки не возможно полномасштабное присутствие России на мировом рынке технологий, соответствующее накопленному опыту и богатству научных знаний. 
       Внедрение в мировые рынки технологии, означает возможности полноправного к нему доступа и участия в коммерческих операциях на уровне любой из индустриальных европейских стран. В связи с этим необходимо заранее планировать и осуществлять эту работу государственным и законодательным институтам. 
       Изучение закономерностей и движущих сил обмена технологиями в мире показывает необходимость вводить более широкий контроль становления технологической базы страны, чтобы она отвечала уровню индустриальных стран.                                   Так, экспертизе должны подвергаться импортные технологии, поступающие по всем каналам, а не только за счет государственных средств. При этом важно учесть опыт, например, Мексики, в которой в течение многих лет приобретение иностранной технологии не контролировалось и не регулировалось в законодательном порядке. В результате для создания своеобразной преграды от притока в страну нежелательной технологии, контроля количества и качества поступающих технических новшеств правительство вынуждено было создать специальный административный орган - национальный реестр сделок по передаче технологий, возложив на него руководство регулированием притока технологий. В нем регистрируются технологии, успешно прошедшие специальную экспертизу из трех этапов - экономического, технического и правового. Особое внимание следует уделить скорейшей разработке программы планомерного импорта новейших технологий, его стимулирования, особенно для отраслей с явным технологическим отставанием, развитию и стимулированию экспорта национальных технологий и лицензионной торговли, задействованию для этого российского капитала, не только бюджетного, но и частных инвесторов.          Главное - уменьшить их кажущийся риск за счет правительственных гарантий.

       3 ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

       Темпы экономического роста современного общества имеют четко выраженную зависимость от уровня и соотношения определенных, поддающихся качественному и количественному анализу параметров, присущих конкретной экономике. Прежде всего, это инновационный потенциал, характеризующий предельные, максимальные возможности общества с точки зрения генерации и воплощения инновационных идей. Он зависит от уровня развития науки, производственных возможностей, доступности сырьевых ресурсов, является характеристикой накопленных за прошедшие периоды инновационных возможностей.

       Согласно основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий, формирование национальной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства.

       Внимание научной общественности к нововведениям и их роли в развитии экономики привлек Й. Шумпетер, показав, что их источник научно-исследовательская деятельность корпораций, являющаяся главным фактором конкуренции. Главной доминантой научно-исследовательской деятельности становится творчество человека, новатора-предпринимателя, способного воплотить новые идеи в эффективные экономические решения.

       Й. Шумпетер впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация». В своей работе «Теория экономического развития» он определяет инновации как любые изменения в целях внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании.

Концепция Й. Шумпетера была развита и некоторыми другими западными учеными, в частности ведущим американским специалистом по проблемам управления П. Друкером в книге «Инновации и предпринимательство».Он различает понятия «научное открытие»,«новшество» и «инновация». Под научным открытием П. Друкер понимает добавление знаний к пониманию явлений природы. Новшество, по П. Друкеру, – это новая техническая возможность. Инновация – результат влияния новшества на жизнь людей.

Широко используемые в последние годы понятия «инновационная экономика», «экономика, основанная на знаниях» означают, что основным фактором роста экономики является масштабное использование новых знаний в практической хозяйственной деятельности. Ее характерными чертами являются: становление наукоемких производств; повышение роли невещественных форм богатства (объектов интеллектуальной собственности); возрастание роли человеческого фактора.

В многочисленных дискуссиях российских ученых о современной трактовке понятия «инновационная экономика» следует отметить точку зрения В.Ж. Келле. Он считает, что ее основой является применение науки к разработке, производству и последующему широкому распространению новых технологий, новых продуктов. Данный подход у него применяется к трансформационной российской экономике и является отличительным видовым признаком ее модернизации как процесса созидания общества, опирающегося на «экономику, основанную на знаниях».

Базовыми понятиями инновационной экономики являются: инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура (рис. 1). От их правильного понимания во многом зависят тактика и стратегия формирования эффективной инновационной экономики в стране. Инновации, инновационная деятельность, инновационные процессы – понятия, имеющие в настоящее время самые разнообразные и широкие толкования.

       В условиях экономики, основанной на знаниях, создается так называемая «инновация», которая, по мнению А.И. Татаркина, представляет собой новый продукт (вид изделия, технологию, организационную форму и т.п.), являющийся результатом практического приложения научных и научно-технических знаний, использование которого приводит к экономическим или социальным эффектам.

 

Рис. 1. Базовые понятия инновационной экономики

 

       Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

       Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой, поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики.

Инновационная инфраструктура – комплекс взаимосвязанных структур (предприятий, организаций, учреждений, их объединений, ассоциаций) любой формы собственности, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности.

       В Российской Федерации инновационную инфраструктуру составляют: инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие объекты, призванные обеспечивать вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и быстрое продвижение инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску.

       Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна обладать набором таких свойств, которые должны способствовать в полной мере реализации инжиниринговых технологий по созданию и реализации инноваций в масштабе регионов и страны в целом.

       На федеральном и региональном уровнях стали активно разрабатываться инновационные программы, стратегии, законы о поддержке инновационной деятельности. Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства в целом, призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику.

       Государственная инновационная политика – это вмешательство государства в научно-исследовательскую деятельность промышленных, производственных, финансовых групп и объединений, средних и малых предприятий, отдельных учёных и исследователей во всех областях науки и техники (включая и гуманитарные сферы) в виде распределения заказов и коммерческих грандов, направленных на повышение благосостояния своего общества, а также механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

       Главными методами реализации инновационной политики являются: формирование институциональных и законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса.

       Вопросы инновационного развития России подробно сформулированы в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Основным направлением в социально-экономическом развитии является переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

       Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития.

Информация о работе Россия в международной торговле технологиями и высокотехнологичной продукцией