Россия в международной торговле технологиями и высокотехнологичной продукцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится все более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнерами, т. к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть мировой рынок технологий и высокотехнологичной продукции и место России на этом рынке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 МИРОВОЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 5
2 МЕСТО РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТЕХНОЛОГИЙ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 12
Участники рынка технологий 15
Россия и международный рынок технологий 18
Россия в системе международного рынка технологий 20
3 ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 22
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Россия в международной торговле технологиями и высоко-технологичной продукцией.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

       Инновационное развитие российской экономики в период 2008–2020 гг. осуществляется в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства (рис. 2).

Рис. 2. Этапы социально-экономического развития России

 

       Первый этап (2008–2012 гг.) базируется на реализации и расширении глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.

       Основные приоритеты социальной и экономической политики в области обеспечения инновационного развития на данном этапе включают следующее:

       • завершение формирования национальной инновационной системы;

       • модернизацию фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования;

       • содействие модернизации высокотехнологичных отраслей экономики (в том числе, в кооперации с ведущими мировыми производителями), выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;

       • содействие повышению конкурентоспособности массовых обрабатывающих производство промышленности (в том числе, переработка сырья, металлургия, химия, производство строительных материалов, автомобилестроение, пищевая промышленность);

       • содействие развитию малого и среднего бизнеса.

 

       Второй этап (2013–2020 гг.) – рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Основные приоритеты социальной и экономической политики в области обеспечения инновационного развития на данном этапе включают следующее:

       • интеграцию национальной инновационной системы в глобальную инновационную систему;

       • интеграцию науки, образования и бизнеса;

       • расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках;

       • превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста;

       • обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий;

       • формирование центров глобальной компетенции в обрабатывающей промышленности, сфере интеллектуальных услуг и других секторах экономики;

       • решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами.

       На первом и втором этапах инновационного развития российской экономики в 2008–2020 годах планируется достичь значений целевых макроэкономических показателей, представленных в таблице.

 

       Переход экономики государства на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы. Целью создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития является масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития и т.д. Это позволит обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность.

       Основными показателями достижения данной цели являются следующие:

       • доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40–50 % в 2020 г. (в 2010 г. – 15 %);

       • доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе, атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5–10 % в семи и более секторах к 2020 г.;

       • валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17–20 % в 2020 г.;

       • удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25–35 % в 2020 г. (в 2010 г. – 6–7 %);

       • внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5–3 % валового внутреннего продукта в 2020 г. (в 2010 г. – 2 %), из них больше половины – за счет частного сектора.

       Необходимо создать условия для формирования инновационной модели бизнеса, характеризующейся постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков. Государство сосредоточится на создании потенциала для будущего развития путем придания инновационного характера системе образования, модернизации сектора научных исследований, осуществления целевой поддержки отдельных направлений технологического развития, выделяемых в качестве приоритетных, а также создания системы стимулов для наращивания инновационной активности.

       В соответствие с «Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.», акцент социально-экономической политики РФ перенесен с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры стратегического характера.

       К таким мерам в первую очередь относят обеспечение инновационного развития и поддержку высокотехнологичных секторов экономики («инновационные расходы» федерального бюджета в прогнозный период, по оценке Минэкономразвития России, составят в среднем около 4,5–5,2 % всех расходов бюджета или около 0,9–1,1 % ВВП. При сохранении расходов на поддержку науки будут расти расходы на поддержку высокотехнологичных секторов экономики).

       Основными направлениями, по которым планируется развитие научно-технической и инновационной деятельности, являются:

       1. Развитие прикладных исследований государственные научные центры и корпоративная наука. Основные меры по развитию прикладной науки будут реализованы в рамках федеральных целевых программ (ФЦП), направленных на развитие научных и опытно-конструкторских разработок в приоритетных секторах экономики.

       В целом на ФЦП приходится около 8,1 % расходов федерального бюджета, при этом на наукоемкие ФЦП – всего около 1,7 % бюджетных расходов (в 2010 г.). При этом общий размер «междисциплинарных» ФЦП (инфраструктура нано индустрии, научно-педагогические кадры и т.д.) невелик и постоянно снижается. На них приходится всего 2,6 % инновационных расходов бюджета.

       С другой стороны, наукоемкие отраслевые программы, нацеленные на развитие технологий в отдельных приоритетных секторах (авиастроение, судостроение, космос, ядерный комплекс и прочие), получили в последние годы опережающее развитие, по сравнению с междисциплинарными технологическими и научными ФЦП. Так, расходы федерального бюджета по этим направлениям в 2009 г. выросли в 2,2 раза, и на них приходится около

25,9 % инновационных расходов бюджета.

       2. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства. Сложившаяся структура российского малого и среднего бизнеса не отвечает задачам модернизации экономики России. Необходимо значительное

повышение доли малого и среднего бизнеса в выпуске инновационной и высокотехнологичной продукции (до 6 раз).

       Основными механизмами поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства будут являться Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.       Основное направление программ Фонда в 2010–2013 гг. – предпосевное и посевное финансирование начальных этапов инновационного процесса, если коммерциализация нового знания (научного результата) начинается в форме малого предприятия. В этих целях финансирование Фонда в 2010 г. увеличено до 3,4 млрд руб., на 2011 г. запланировано увеличение до 4 млрд руб.

       3. Стимулирование инновационной деятельности в крупных государственных и частных компаниях. Развитие инновационной деятельности в государственных корпорациях и крупных компаниях с государственным участием будет обеспечено в ходе реализации соответствующих программ инновационного развития.

       Основным механизмом стимулирования инновационной деятельности в частных компаниях в 2010–2012 гг. будет являться поддержка кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих высокотехнологичные проекты, для чего будет выделено субсидий на общую сумму 19 млрд руб. Также будет принят пакет поправок в налоговое законодательство, устанавливающий льготный режим для инновационной деятельности.

       4. Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы. Основные направления развития инфраструктуры национальной инновационной системы будут связаны с повышением результативности коммерциализации результатов проводимых исследований и разработок.

На эти цели будет направлена деятельность основных инфраструктурных организаций поддержки инновационной активности:  Фонда содействию развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российской венчурной компании, Российской корпорации нано технологий, а также Внешэкономбанка.

       В сфере венчурного инвестирования важным направлением в 2010 и последующих годах будет являться поддержка инновационных компаний на начальных стадиях развития. На эти цели будет направлена деятельность Фонда посевных инвестиций объемом 2 млрд руб.

       Дальнейшее развитие получат объекты инновационной инфраструктуры на базе ведущих вузов (бизнес-инкубаторы, технопарковые зоны, инновационно-технологические и инжиниринговые центры и т.д.), для чего в 2010–2012 гг. будут выделены бюджетные средства в объеме 8 млрд руб.

С учетом перечисленных выше мер по развитию научной и инновационной деятельности в период 2011–2013 гг. планируется достигнуть следующих основных показателей.

       В 2009 г. уровень внутренних затрат на научные исследования и разработки составил 1,13 % ВВП. Сохранению положительной динамики в развитии сектора исследований и разработок будет способствовать более активная государственная научно-техническая политика. В этом случае общая величина расходов на НИОКР может возрасти до 1,17 % ВВП к 2013 г. (рис. 3). При этом доля средств федерального бюджета за указанный период

уменьшится с 72,1 до 70,2 %, а доля собственных средств предприятий увеличится с 5,3 до 10,8 %.

Рис. 3. Уровень внутренних затрат на научные исследования и разработки в период 2009–2013 гг. (в % к ВВП)

       В связи с принятием мер по государственному стимулированию инновационной активности бизнеса ожидается рост показателей, характеризующих состояние инновационной деятельности. Так, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, достигнет к 2013 г. 10,8 %, что выше показателя 2009 г.

Затраты на технологические инновации в промышленности по итогам 2009 г. Снизились по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 3,6 %. В 2013 г. указанные расходы предприятий будут выше уровня 2009 г.

на 34,4 % (в ценах соответствующих лет). Наряду с этим ожидается, что затраты на приобретение машин и оборудования увеличатся к 2013 г. на 19,1–22,5 %, а затраты на производственное проектирование и технологическую подготовку производства – на 46,7–81,1%.

       В результате удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг увеличится с 5,1 до 5,5 % в 2009 г. и до 6,0 % в 2013 г. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в экспорте отраслей промышленного производства возрастет до 8,1 % к 2013 г., превысив показатель 2009 г. (7%).

       В то же время будет постепенно расти количество учрежденных образовательными и научными бюджетными учреждениями малых инновационных предприятий – со 100 в 2009 г. до 600 в 2013 г.

       Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.

 

       Заключение

       Технологии, будучи развитым фактором производства, обладают высокой международной мобильностью. Материальной основой возникновения и функционирования технологического рынка является международное разделение технологий, которое представляет собой исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение этого товара в отдельных странах. 
       Рынок технологий функционирует в условиях правовой защиты научно-технических знаний и интеллектуальной собственности. Наиболее распространенными инструментами правовой защиты технологий являются патенты, лицензии, копирайт, товарный знак или марка. 
       Передача технологий условно может быть сведена к трём формам: 
к экспорту и импорту технологий в неовеществленной форме в виде торговли лицензиями; 
к вывозу ее в овеществленном виде; 
к материализации ее в прямых заграничных инвестициях. 
       Важнейшими экономическими агентами на мировом рынке технологий выступают фирмы развитых стран. На них приходится, абсолютно преобладающая часть оборота мирового технологического рынка. В России за годы рыночных реформ произошел обвальный спад расходов на научные исследования и разработки, снизилась до критического порога изобретательская активность, наблюдается большая "утечка умов" за границу. Страна стала объектом получения технического содействия от мирового сообщества вместе с другими развивающимися странами и странами с переходной экономикой. 
       Совершенствование рыночного механизма международной передачи технологий приводит к повышению эффективности распределения данного фактора между странами, росту выгоды, получаемой торговыми партнерами. Однако рынок технологий характеризуется высокой степенью вмешательства государства, которое путем создания явных и скрытых ограничений на вывоз технологий стремится сохранить научно-техническое лидерство в той или иной области. При возведении барьеров на путях перемещения технологий государство в ряде случаев руководствуется соображениями национальной безопасности, мотивами политического и идеологического характера. 
       По прогнозам экспертов, в ближайшее время обмен технологиями в мире усилится. Такой вывод исходит, с одной стороны, из стремления индустриальных стран расширить масштабы НИОКР, повышать производительность труда и конкурентоспособность выпускаемой продукции, а с другой - из острой потребности расширения использования новейших технологий в новых индустриальных странах, во многих странах с переходной экономикой и в развивающихся странах. 
       Овладение передовыми технологиями является ключевым моментом в достижении конкурентных преимуществ национальной экономики. 

Информация о работе Россия в международной торговле технологиями и высокотехнологичной продукцией