Сецессионный конфликт Чечни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

При слове Чечня первое, что приходит на ум-это ужасы, кровавые события. Кажется, для того чтобы прекратить конфликт, нужно начать переговоры между двумя противоборствующими сторонами. Но никто не хочет заниматься этой насущной проблемой, все откладывают ее до лучших времен. Увы, многое зависит от политиков, особенно в данном конфликте, когда Чечня показала на что она способна (по своему мнению считает себя победительницей). Россия же не горит желанием признать свое поражение, а, значит, и признать свои ошибки. Ведь для нее война в Чеченской республике оказалась позором.

Для разрешения конфликта нужно разобраться в причинах возникновения, а для этого лучше обратиться к истории, потому что оттуда идут все причины.

Содержание работы

Введение
1. История Чеченцев
2. Понятие сецессии
3. Этнический конфликт
3.1 Понятие этнического конфликта
3.2 Структура этнического конфликта
4. Понятие сепаратизм
5. Сецессионный конфликт Чечни
5.1 Политическая обстановка
5.2 Задача интеграции политических сил
5.3 Попытка объединения Ичкерии и Дагестана
5.4 Политическая деятельность А.Масхадова, направленная на укрепление его власти в республики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

Уже говорилось об определении  Л.Козера, считающего общими основаниями конфликтов власть, статус, ценности. Это определение также недостаточно глубоко выясняет предмет конфликта — отношения господства, в первую очередь социально-экономического, что предопределяет типологию статусов, характер власти и ценности. Ограниченным представляется марксистский подход, поскольку им признаются в качестве основы конфликта, его предмета лишь классовые отношения господства. В обществе же, как известно, существуют и иные виды господства, порождающие противоположность интересов, позиций, взглядов и т.п. Политические структуры как само достаточные реальности, различного рода социальные институты, представляющие собой независимые образования, господствующие системы ценностей — все эти элементы общества оказывают обратное воздействие на классовые отношения и служат постоянным источником разнообразных конфликтов.

Предметом многих конфликтов служит уровень эффективности экономики, политического руководства и  организации общественной жизни  в различных ее областях.

Предмет конфликта — это  та переменная, которая характеризует  любой конфликт. Ее анализ всегда необходим, какими бы ни были конфликтные отношения.

Любой конфликт возникает, протекает  и разрешается на фоне конфликтной  ситуации. Последняя — неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент  его структуры.

Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности  или одна из них уже не могут  существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону или обе  не удовлетворяют, к примеру, социальный статус, уровень участия в системе  власти, возможность доступа к  распределению благ и т.д.

Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта (лидера, группы, организации), а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов со сложившейся установкой на конфликт. Конфликтная ситуация в обществе — это ситуация социальной напряженности, когда подорвана легитимность в самом широком смысле слова (социальная оправданность) различных общественных структур, ценностей, порядка. Конфликтная ситуация стимулируется кризисными явлениями. Кризисы в обществе могут выступать условием возникновения конфликтной ситуации, либо являются фоном, на котором развертываются конфликты7.

 

 

4.Понятие сепаратизм

Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus — отдельный), отделенчество — политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии (индивидуальная свобода действия; самостоятельность). Сепаратизм ведёт к нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности государства, принципа нерушимости границ и, как показывает опыт, может явиться источником острейших межгосударственных и межнациональных конфликтов. Вместе с тем нельзя не видеть, что причины сепаратизма очень часто бывают связаны с грубым нарушением прав человека и народов, национальных, расовых и религиозных групп (меньшинств). В этом плане сепаратизм может сыграть существенную положительную роль, как это имело место, например, в борьбе против ига колониализма, за образование новых молодых национальных государств. Сепаратизм сегодня создает немало сложных и острых проблем в жизни как развитых (Канада, Испания и др), так и развивающихся (Индия, Пакистан, Ирак, многие африканские государства) стран. Свою роль сепаратизм сыграл в распаде СССР, бывшей Югославии, Чехословакии.

Сепаратизм принято подразделять на два вида: религиозный и этнический., т.е. в первом случае - движение религиозного меньшинства за отделение, в другом -этнического. Сепаратизм также различается по целям, которые преследуют соответствующие группы людей. Во-первых, выделяют сепаратизм, целью которого является отделение и образование нового независимого государства, яркими примерами такого сепаратизма являются курдский сепаратизм в Турции и уйгурский сепаратизм в Китае и Средней Азии. Во-вторых, сепаратизм, с целью отделения и присоединения к другому государству, например движение за присоединение к Монголии автономного региона Китая Внутренней Монголии. В-третьих, сепаратистские движения, целью которых являются только получение большей автономии при сохранении региона в составе государства, борьба за расширение прав автономии Корсики во Франции. Также сепаратизм различается по процессу протекания в развитых и развивающихся странах. Как правило, почти всегда основная масса бастующих развивающихся стран - это люди низших слоев, а причинами их недовольств, как правило, являются экономически неуспешное развитие региона, в таких странах сепаратизм обычно подавляется силовым путем, например, в сепаратизм в Синьцзян-Уйгурском автономном округе КНР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Сецессионный конфликт Чечни

5.1 Политическая обстановка

Политическая обстановка в Чеченской  республике второй половине 90-х годов  характеризуется стремлением к  государственному строительству. В  условиях прекратившихся военных действий (1996) и переходу к налаживанию  мирной жизни руководство республики столкнулось с теми же проблемами, которые пыталось решить правительство  Д.Дудаева в 1992-1993гг. Речь идет о проблеме экономического обеспечения независимости республики и выборе типа политической организации общества. Напомним, что в течение 1992-1994 гг. (между захватом власти и началом военных действий) Дудаев пытался формировать государственность и по типу парламентской республики, и по типу особенной этнической формы, экспериментируя с возрождением в качестве элементов государственной организации институтов традиционной структуры чеченского общества (опора на тейпы и Мягх-Кхел), и создавая основы авторитарно-военного режима. Проблемы, с которой столкнулось руководство Д.Дудаева, встали и перед новым руководством Ичкерии: традиционная разобщенность чеченцев, отсутствие профессиональной дифференциации населения и трудовой этики затрудняли становление современной индустрии. К этому добавилось одно из существенных последствий войны - реальный раскол активной части населения на различные группировки уже не по тейповому, а по клановому признаку. Насущной задачей чеченского руководства стали попытки формирования и укрепления внутреннего единства общества. Теперь в этом качестве выступила уже не идея независимости, а идеология ислама.

5.2 Задача интеграции политических сил

Задача интеграции политических сил  всегда ставит в центр внимания проблему целей политического объединения. В этой проблеме концентрируются  ее главные смыслы: и направленность политической деятельности, и приемлемые средства деятельности, и допустимые формы компромиссов. Представляется, что по этой главной проблеме и  произошел раскол политических сил  Чечни. В качестве главных из них, не считая правого экстремизма ("Армия  Дудаева" С.Радуева), можно выделить центристскую политику А.Масхадова и леворадикальное оппозиционное крыло, которое возглавили Ш.Басаев и М.Удугов.

А.Масхадов, став президентом Ичкерии, преследовал цель создания чеченской этнонациональной государственности и нормализации жизни населения в республики, исходя из ее внутренних ресурсов и инвестиций России, компенсирующих разрушения, нанесенные во время военных действий.

Левые оппозиционные силы делали ставку на укрепление независимости Чечни  за счет изменения ее геополитического положения, для чего требовалось  прорваться к Каспию и закрепиться  у моря. Отсюда возникает проект мусульманского объединения Чечни  и Дагестана в духе Шамиля, но теперь уже под эгидой чеченцев, отсюда - и средства, избранные для  консолидации, - сближение с оппозиционными силами в Дагестане.

Главным препятствием на пути реализации этого замысла являлась пророссийская  ориентация Дагестана. Преодоление  ее виделось лидерам чеченской оппозиции  как часть общестратегического плана расширения пространства мусульманского мира. Здесь пересекались интересы радикальных лидеров Чечни и мусульманских радикалов ближневосточного региона. Объединяясь с ними, чеченцы обретали источник финансирования своих проектов, символический ореол борцов за религиозные идеалы и инструмент, используя который можно было решить проблему интеграции региона и формирования новой политической идентичности. В качестве этого инструмента выступил ваххабизм.

Анализируя сегодня распространение  ваххабизма, некоторые исследователи  отмечают, что это явление фиксируется "в районах распространения  суфийского ислама, изначально имевшего местную специфическую окраску", там, "где позиции ортодоксального ислама слабы". Но почему? Традиционный ислам нивелирует межэтнические и субэтнические различия, "местное" проявление суфийского ислама - кавказский мюридизм, напротив, его закрепляет. Ваххабизм, как религиозное течение, апеллирующее к восстановлению первоначальной чистоты мусульманской веры, очищению от ее последующих наслоений и искажений, мог способствовать преодолению суфийских различий.

5.3 Попытка объединения Ичкерии и Дагестана

Первым шагом на пути религиозного объединения является попытка объединить Ичкерию и Дагестан. В конце  августа 1997 г. в Грозном под председательством  первого вице-премьера ЧРИ М.Удугова представителями 35 исламски ориентированных партий и движений ЧРИ и Дагестана было учреждено новое движение - "Исламская умма" (или "Исламская нация"). Избраны парламент (маджлис) и председатель, которым стал М.Удугов. Новое движение нацелено на возрождение проекта имама Шамиля, на объединение Дагестана и Ичкерии.

А.Масхадов предпринял альтернативную попытку, направленную на объединение республики, но на основе традиционного ислама. 31 августа 1997 г. было учреждено новое проправительственное общественно-политическое движение - "Чеченское исламское государство", главная цель которого - консолидация общества вокруг президента ЧРИ для построения независимого исламского государства. На учредительном съезде были представлены все районы республики. Председателем движения был избран член высшего президентского совета Т.-А.Атгериев.

Противостояние этих альтернативных курсов происходило, прежде всего в сфере экономики, поскольку она обеспечивала решение задачи организации жизни населения республики. В качестве экономической основы независимости изначально рассматривалась возможная прибыль от нефти. Однако многочисленные вооруженные группировки, которые не контролировались руководством республики, делали невозможным ее строгое использование, исходя из нужд чеченского общества. Кризисность экономики заставила президента А.Масхадова выдвинуть требования, заведомо неприемлемые чеченским менталитетом: на протяжении 1997 г. он дважды обращался в парламент с законопроектом о предоставлении ему особых полномочий сроком на 2 года. В числе их названы: право самостоятельно решать любые кадровые вопросы, отменять нормативные акты, вносить изменения в структуру кабинета министров, издавать любые указы, не противоречащие государственному суверенитету и независимости Чечни, а также в некоторых случаях вводить чрезвычайное экономическое положение. Такой список требований свидетельствует о дрейфе власти в сторону не просто авторитаризма, но даже контролируемой государством экономики. Этому направлению соответствовало и стремление президента А.Масхадова демилитаризировать республику: поставить под контроль владение оружием населения, сократить армию, распустить неармейские вооруженные формирования. Подобное движение неудивительно в ситуации острого экономического и политического кризиса.

 

Однако сама идея авторитарной власти, как уже сказано выше, противоречит чеченскому менталитету и тем  более не приемлема на гребне волны  утверждения независимости. Стремление к ее практическому воплощению, стало важным поводом для активизации оппозиции А.Масхадову и поиску оппозиционерами финансовой опоры за пределами Чечни и прежде всего в ближневосточных странах.

Попытка преодолеть наметившееся противостояние политических сил внутри республики была предпринята в начале 1998 г. В  середине января было сформировано правительство  ЧРИ, при этом Масхадов решил укрепить свои позиции, опираясь на авторитет  Ш.Басаева, сделав его премьером. Басаев в свою очередь на все ключевые посты, включая и силовые структуры, назначил лично преданных ему людей, тем самым сконцентрировав всю власть в своих руках, сделав Масхадова "свадебным генералом".

Радикально настроенные чеченские  лидеры развернули в ряде территорий Чечни (Сержень-Юрт, Махкеты, Курчалой и Ножай - юртовский район) учебные центры ваххабитов, под руководством Хаттаба, где проходила военное обучение чеченская и определенная часть дагестанской молодежи. Активизации действий оппозиционеров способствовала, в частности, и реализация закона об оружии (10.02.98), согласно которому любое оружие и в неограниченном количестве может приобретать любой законопослушный гражданин Чечни.

Стремясь противостоять активизации  вооруженных религиозно-экстремистских группировок, А.Масхадов сделал опору на традиционное мусульманство. 28 февраля 1998 г. духовенство Чечни вручило президенту Ичкерии А.Масхадову мандат на строительство исламского государства.

 

Подобные шаги вызвали ответную реакцию у оппозиционеров уже  весной 1998 г. В конце апреля ими  был проведен конгресс "Исламская  нация" (руководителем чеченского регионального меджлиса которого является Ильяс Мусаев) под лозунгом "Ичкерия  и Дагестане - две точки, одна судьба, одно будущее", на котором были приняты  решения, направленные на последующее отделение Дагестана от России.

Противостояние леворадикалов, опирающихся на ваххабитов, и официальной власти обострилось в июле 1998 г. В Гудермесе произошло их вооруженное столкновение, которое перекинулось также в Самашки, Урус-Мартан. По следам событий выступил Масхадов с обвинениями Хаттаба в развязывании гражданской войны в Чечне.

5.4 Политической деятельность А.Масхадова, направленная на укрепление его власти в республике

Новое обострение противоречий Масхадова  и левой оппозиции проявилось в декабре 1998 г., когда президент  издал указ о частичной мобилизации  и о введении чрезвычайного положения (15.12.98). На многотысячном митинге  А.Масхадов апеллировал к решению гражданами вопроса о действиях против оппозиции. Ваххабиты, сконцентрированные в Урус-Мартане, обвинялись в деструктивной деятельности против Чеченского государства. Лидеры левой оппозиции Яндарбиев и Басаев обвинялись Масхадовым в античеченской деятельности в пользу иностранных государств. Эти заявления вызвали не менее жесткую ответную реакцию со стороны оппозиции.

Информация о работе Сецессионный конфликт Чечни