Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:07, контрольная работа
Таяние льдов в районе Арктики, начавшееся в последнее время, несет, как оказалось, не только негативные последствия. Оно(таяние) позволяет задуматься об использовании Северного морского пути в качестве альтернативы Суэцкому каналу. Уникальное географическое положение России позволяет ей получить немалые выгоды от использования СМП. К примеру, маршрут из Шанхая до Гамбурга через Северный морской путь на 6400 км короче южного.
Введение
Таяние льдов в районе Арктики, начавшееся в последнее время, несет, как оказалось, не только негативные последствия. Оно(таяние) позволяет задуматься об использовании Северного морского пути в качестве альтернативы Суэцкому каналу. Уникальное географическое положение России позволяет ей получить немалые выгоды от использования СМП. К примеру, маршрут из Шанхая до Гамбурга через Северный морской путь на 6400 км короче южного. Еще один плюс СМП - стоимость страхования судов, идущих через Аденский залив в Суэцкий канал, за последнее время из-за бурной деятельности пиратов возросла в 10 раз1. Путь через СМП намного безопасней, и нет необходимости платить огромные суммы за страхование.
Синим цветом обозначен Северный морской путь.
Но не все так гладко, как хотелось бы. Другие страны, зачастую даже не имеющие никакого отношения к Арктике, начинают активно пытаться принять участие в освоении Арктики и Северного морского пути. В частности речь идет о Китае2 и Южной Корее. Вооруженные силы Канады провели в северных прибрежных районах военные учения «Нанук-2009». Учения были нацелены на то, чтобы заявить, что Арктика - это важная составная часть Канады, и присутствие Канады, включая военное, будет постоянно наращиваться. США разместили на Аляске 24 тыс. военнослужащих. Они собираются расконсервировать тяжелый арктический ледокол «Полярная звезда». Правительство Дании одобрило план создания к 2014г. объединенного Арктического военного командования, развертывание военной базы на севере Гренландии, а также формирование Арктической группировки сил реагирования.
Все это
говорит нам о том, что все
стремятся откусить кусочек «
Для написания
аналитической работы мною
Помимо официальных документов, также были использованы статьи российских и зарубежных специалистов, информация специализированных интернет-ресурсов, в частности:
Общий методологический блок.
Выбранная тема включает несколько проблем, таких как:
А) Конкуренция за право использования Северного морского пути
Б) Неопределенность правового статуса морского пространства Северного Ледовитого океана - наличие проблем разграничения морских пространств и континентального шельфа в Арктике (проблемы делимитации и демаркации морских пространств и континентального шельфа)
В) Увеличение транспортной нагрузки на СМП
Г) Тенденции интернационализации Арктики, в том числе СМП
Д) Отсутствие соответствующей инфраструктуры для максимального использования СМП
Е) Появление новых арктических игроков (из числа неарктических стран, а также ТНК
Безусловно, данная шкала существует. Россия стремится к получению максимальной прибыли за счет использования СМП, приоритет в данном случае может быть только один – максимальное использование потенциала Северного морского пути для России3.
Как я уже упоминал, в июле 2012 года, президентом России В.В.Путиным был подписан закон № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути».4 Тем самым регламентировалось использование Северного морского пути. Данный документ, с одной стороны, носит юридический характер, однако, подписание специального закона о СМП должно послужить сигналом для других стран о серьезном намерении РФ разрабатывать Северный морской путь. Помимо этого были подписаны Правила плавания в акватории Северного морского пути, носящие сугубо юридический характер.
.
На мой взгляд,
глубина стратегического
Стратегический блок
Россия – один из самых важных, если не самый важный, участник процесса освоения СМП, так как именно по нашей территории и проходит Северный морской путь, помимо этого, при использований секторального деления Арктики, на российском секторе оказывается наибольшее количество ресурсов, что естественно не устраивает остальные страны.
В первую очередь – чрезвычайный уровень коррупции в России (По данным аналитического центра Transparency International – 133 место в мире)8. Проблема коррупции сильно тормозит развитие не только СМП, но и всей экономики. Помимо этого, споры о статусе Арктики и СМП, попытки иностранных государств «продавить» идею интернационализации СМП, что будет крайне невыгодно для России. Замедление роста российской экономики9 безусловно также повлияет на развитие СМП, так как будет иметь место недостаток финансирования.
Россия обладает следующими ресурсами:
А) Экономическими, на данном этапе государство в состоянии вкладывать серьезные средства в развитие СМП
Б) Институционально-правовыми, опять-таки вспомним специальный закон о СМП, и, кроме того, в силу самого своего расположения СМП дает России полные правовые ресурсы для развития и использования СМП
В) Россия также обладает гуманитарно-демографическими ресурсами, имеется в виду высокий процент безработных – 5,7%10, которых можно отправить на работы по улучшению инфраструктуры СМП.
И не могу не добавить еще один:
Экономический блок
Безусловно, да, и не только бизнеса, но и государства. Развитие СМП в частности, и Арктики – в целом, может позволить российскому бизнесу получить немалую прибыль. Помимо этого государство само стимулирует российский бизнес вкладывать деньги в наши северные территории - в общем, и в СМП – в частности. 14Российскому бизнесу самое время диверсифицировать свои доходы, которые на данном этапе, в основном, строятся на добыче энергоресурсов, развитие СМП позволит бизнесу получать средства не от добычи сырья, а от транзитных плат иностранных государств, чем больше судов, тем больше заработок.
На мой взгляд - создание портовой инфраструктуры. Создание инфраструктуры в краткосрочной и долгосрочной перспективе позволит бизнесу получать серьезную прибыль, при условии, что порты будут современными и в состоянии одновременно принимать большое количество судов.
Я считаю, что наиболее проблемный сегмент – финансирование и реализации намеченных планов, т.к. в России всегда «на бумаге» все замечательно, а «на деле» - полный ноль. Помимо этого, также , льды Арктики не позволяют использовать «на полную» все возможности СМП. Также, отсутствие в достаточном количестве современных ледоколов пока не позволяет увеличить судопоток.
В краткосрочной перспективе, я считаю, что российский бизнес пока будет играть несущественную роль в процессе развития СМП, т.к. российский бизнес не стремится вкладывать деньги во что-то «мистическое», он предпочитает получать сиюминутную, пусть и меньшую, но реальную прибыль, чем иметь возможность в перспективе получать намного больше. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. В краткосрочной перспективе развитие СМП, на мой взгляд, полностью ляжет на плечи государства (в том числе – государственных компаний)
Факторный блок