Североамериканское соглашение о свободной торговле, причины участия стран в Соглашении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Экономическая роль интеграции велика, поскольку:
- расширяет экономическое пространство;
- создает более благоприятные условия для эффективного размещения производительных сил;
- углубляет региональное разделение труда на основе сравнительных преимуществ;

Содержание работы

1. Введение.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговли: история создания, особенности и основные направления деятельности.
3. Факторы, обусловившие создание зоны свободной торговли в Северной Америке.
4. Причины вхождения стран-участниц в соглашение НАФТА.
5. Механизм управления интеграционными процессами в Северной Америке, проблемы и недостатки.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
«Хабаровская государственная академия экономики и права»

 

Факультет Финансист

 

Кафедра "Мировой экономики и внешнеэкономических связей"

 

 

контрольная работа

по дисциплине

 «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

 

 

Вариант 19

Североамериканское соглашение о свободной торговле, причины  участия стран в Соглашении

 

 

 

 

 

 Выполнила: Суставова Е. Д.

 Курс: 2   

Группа: ФК(дбз)-11

Специальность: Банковское дело

Зачётная книжка №: 1120213

Адрес эл. почты: kajia88@126.com

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение.

2. Североамериканское соглашение  о свободной торговли: история  создания, особенности и основные  направления деятельности.

3. Факторы, обусловившие создание  зоны свободной торговли в  Северной Америке.

4. Причины вхождения стран-участниц  в соглашение НАФТА.

5. Механизм управления интеграционными  процессами в Северной Америке,  проблемы и недостатки.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

К концу XX в. практически все страны мира стали членами различных международных организаций. Экономической интеграцией (ЭИ) принято называть межгосударственное объединение двух и более стран на основе договора о создании совместного хозяйственного комплекса для получения взаимной выгоды. ЭИ создает условия для ускорения интернационализации производства стран-участниц данного процесса и выравнивания их социально-экономических параметров. Становление и развитие ЭИ начинается с установления торговых отношений между отдельными странами и продолжается на уровне комплексного экономического сотрудничества государств вплоть до полной интернационализации национальных экономик.

Экономическая роль интеграции велика, поскольку:

- расширяет экономическое пространство;

- создает более благоприятные условия для эффективного размещения производительных сил;

- углубляет региональное разделение труда на основе сравнительных преимуществ;

- создает возможности для производственного и научно-технического сотрудничества;

- объединяет усилия стран-участниц в решении

социально-экономических проблем  и определении внешнеэкономической  политики в отношении третьих  стран.

Любая организация интеграционного типа является добровольным объединением стран-участниц, каждая из которых имеет в виду собственные выгоды, которые она надеется получить в результате взаимодействия со странами-партнерами.

С конца 1980-х гг. начался современный  этап в развитии экономической интеграции, который отличается от всех предыдущих периодов не только интенсивностью, но и качественными характеристиками. Его начало было связано с активизацией западноевропейской интеграции, формированием экономического и валютного союза ЕС.

Мировой интеграционный процесс начался в конце 1940-х - начале 1950-х гг. в Европе. В 1960-е гг. он охватил развивающиеся регионы; в 1970-е гг. развитие интеграционного процесса тормозилось нефтяными кризисами; в начале 1980-х гг. ему препятствовал мировой экономический кризис, а затем и долговой кризис, угрожавший странам-кредиторам и охвативший большинство государств развивающегося мира.

С конца 1980-х гг. начался современный  этап в развитии экономической интеграции, который отличается от всех предыдущих периодов не только интенсивностью, но и качественными характеристиками. Его начало было связано с активизацией западноевропейской интеграции, формированием экономического и валютного союза ЕС.

В конце 1980-х гг. начались интеграционные процессы в Северной Америке, где сначала было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли между США и Канадой, а затем к нему присоединилась Мексика. В результате с 1994 г. формируется Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), в которую входят США, Канада и Мексика.

 

2. Североамериканское соглашение  о свободной торговли: история  создания, особенности и основные  направления деятельности

Успехи  развития экономической интеграции в Западной Европе привлекли внимание в развивающихся регионах мира. В  Латинской Америке, Африке и Азии возникло несколько десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов. Одним из наиболее заметных развивающихся интеграционных процессов стал процесс организации и функционирования североамериканской зоны свободной торговли.

Североамериканское  соглашение о свободной торговли (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) – экономическое  интеграционное объединение, в которое  входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и АТЭС) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.

Ядром НАФТА является американо-канадская  экономическая интеграция. Развивающаяся  с 19 в., она привела к подписанию в сентябре 1988 американско-канадского соглашения о свободной торговле (Сanada-U.S. Free Trade Agreement – CUSFTA), вступившего в силу с 1989. КУФТА предусматривало создание в течение 10 лет зоны свободной торговли, объединяющей обе страны Северной Америки. С 1990 начались переговоры о присоединении к КУФТА Мексики. 17 декабря 1992 было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступило в силу 1 января 1994.

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью  расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

Основные  положения соглашения включают:

- отмену таможенных пошлин на  товары, которыми торгуют между  собой США, Канада, Мексика;

- защиту североамериканского рынка  от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

- снятие запрета на капиталовложения  и конкуренцию американских и  канадских компаний в банковском  и страховом деле в Мексике;

- создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.

Структура североамериканского интеграционного  комплекса имеет свои особенности  по сравнению с европейской моделью  интеграции. Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая  особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.

 

3. Факторы, обусловившие создание  зоны свободной торговли в Северной Америке

В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым  продуктом в размере 10,3 триллиона  долларов.

Создание  зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

Во-первых, США, Канаду и Мексику объединяет наличие общих географических границ, а также исторически сложившихся  хозяйственных связей и транспортных коммуникаций. Более того, у Канады и США также наблюдается общность культурных традиций, религии и языка.

Во-вторых, США и Канада обладают примерно одинаковым уровнем экономического развития и  зрелости рыночной экономики. Что касается Мексики, то здесь интеграция в рамках НАФТА представляется эффективным средством для скорейшего поднятия уровня своего экономического развития.

В-третьих, в качестве одной из предпосылок  объединения выступает наличие  взаимодополняющих структур экономики  интегрирующихся стран.

В-четвертых, поскольку время подписания соглашения характеризовалось устойчивым экономическим ростом, внутренние, а также внешние факторы развития экономики региона оценивались как благоприятные.

В-пятых, США, Канаду и Мексику объединила общность хозяйственных проблем, а  также целей, поставленных перед соглашением НАФТА.

В-шестых, определенную роль сыграла политическая воля всех трех государств, решивших образовать зону свободной торговли.

В-седьмых, одной из предпосылок объединения  выступил так называемый «демонстрационный  «эффект», который в свою очередь заключается в том, что под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию или создать свой блок. Таким образом, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, подняли вопрос о создании Североамериканской зоны свободной торговли.

В-восьмых, интеграция североамериканских стран  во многом произошла по принципу домино. Дело в том, что интеграция ведет  к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, а остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Также произошло и с США. Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х годов, а именно прекращение холодной войны, положило конец существованию двухполюсной системы мира, исчезли такие структуры, как Организация Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи, ослабли стратегические и экономические позиции России. В этих условиях страны Западной Европы и Азиатско-тихоокеанского региона все активнее пытались уйти из-под американского контроля и сосредоточить средства на укреплении своей экономической мощи. Так, страны Западной Европы приступили к углублению и расширению европейской интеграции, что привело к вводу новых ограничений для третьих стран, а также дальнейшему наращиванию своей мощи и уровня конкурентоспособности. Япония же, используя стремительный рост своей экономической силы, начала прокладывать курс на создание своего рода азиатского общего рынка. В этих условиях, образование зоны свободной торговли на североамериканском континенте представлялось для США разумным и необходимым шагом. В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.

В экономической сфере государства  ставили перед собой определённые задачи, а именно:

1. стимулирование притока прямых  иностранных инвестиций;

2. повышение национальной конкурентоспособности;

3. получение для национальных производителей  более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам;

4. снижение трансакционных издержек;

5. использование преимуществ «экономики  масштаба»;

6. получение доступа на более ёмкий рынок за счет соседних стран;

7. усиление позиций на мировом  рынке;

8. формирование благоприятной внешнеполитической  среды;

9. совместное противостояние глобализации  и т.д.

 

4. Причины вхождения стран-участниц  в соглашение НАФТА

При подготовке договора страны рассматривали  потенциал НАФТА с различных  позиций.

Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической  мощи Соединенных Штатов.

НАФТА - составная часть стратегической политики США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей.

Бывший  помощник по экономическим вопросам государственного секретаря США Роберт Золик так охарактеризовал важность североамериканской интеграции: «НАФТА - хорошая стратегическая возможность обеспечить, усилить и развивать континентальную базу в экономическом и политическом отношении, с тем, чтобы укреплять экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки. НАФТА будет ключевым компонентом в разработке и заключении глобальных, региональных и двусторонних соглашений, служащих американским интересам». Уже тогда в 1992г. речь шла об «одном континенте и одной экономике».

Для Мексики НАФТА была необходима для  успешного выполнения экономических  реформ, модернизации экономики. В прошлом  Мексика была страной, зависимой  от экспорта нефти, сегодня она является чистым экспортером промышленных товаров, что обеспечивает устойчивый экономический рост.

В ходе переговоров Мексика добивалась обеспечения надежного доступа  на крупнейший в мире рынок (с перспективой вытеснения оттуда «азиатских тигров»), увеличения потока инвестиций, включая  возврат мексиканских капиталовложений, а также снижения уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах предоставляло для Мексики возможность открытия нового экспортного рынка и источника ПЗИ.

Информация о работе Североамериканское соглашение о свободной торговле, причины участия стран в Соглашении