Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:06, контрольная работа
Экономическая роль интеграции велика, поскольку:
- расширяет экономическое пространство;
- создает более благоприятные условия для эффективного размещения производительных сил;
- углубляет региональное разделение труда на основе сравнительных преимуществ;
1. Введение.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговли: история создания, особенности и основные направления деятельности.
3. Факторы, обусловившие создание зоны свободной торговли в Северной Америке.
4. Причины вхождения стран-участниц в соглашение НАФТА.
5. Механизм управления интеграционными процессами в Северной Америке, проблемы и недостатки.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
Кроме того, создание ЗСТ может обеспечить более надежный инвестиционный климат в Мексике, а значит, привлечет капиталы и из третьих стран.
Заинтересованность Канады в заключении НАФТА связана с возможностью не только сохранения преимуществ CUSFTA, но и модификации некоторых ее положений, а также обеспечения надежного доступа своих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран.
США, Канада и Мексика признали необходимость укрепления взаимной дружбы и сотрудничества; содействия благоприятному развитию мировой торговли; создания надёжного рынка для своих товаров, услуг и капиталов; устранения препятствий в торговле; установление чётких и взаимовыгодных правил ведения торговли с тем, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики, способствовать инновационным процессам, повысить уровень жизни населения.
5. Механизм управления интеграционными процессами в Северной Америке, проблемы и недостатки
За время своего функционирования НАФТА привнесла большие изменения в экономики стран - участниц. Отсутствие тарифных ограничений позволило странам выйти на совершенно новый качественный уровень развития экономики. Сокращение таможенных тарифов оказало положительное воздействие на объём торговли между тремя странами, конкурентоспособность продукции стран - участников, уменьшило цены на товары внутри торгового региона.
Время, прошедшее с момента заключения НАФТА никоим образом не уменьшило накал страстей и дебатов на эту тему. Это во многом обусловлено тем, что полемика по поводу НАФТА, как раньше, так и сейчас затрагивает гораздо больший спектр вопросов, чем просто торговля между США, Мексикой и Канадой.
Стратегически НАФТА планирует двигаться в том же направлении, что и Европейский союз. Вместе с тем интеграционный процесс в Северной Америке весьма специфичен. Развитие интеграционного комплекса в районе идет в направлениях отвечающим интересам более сильной стороны – Американских ТНК, капитал которых занимает ведущие позиции в целом ряде отраслей соседних стран. Так, 75%-80% канадского экспорта, что составляет 20% ВВП Канады, направляется в США. Для США Канадский рынок самый крупный, но его роль несколько иная. В Канаду направляется около 25% американского экспорта, но это составляет чуть больше 1% ВВП США ( или 15% ВВП Канады). До 71% экспорта Мексики связано с США, и только 7% американского экспорта – с Мексикой (или 65% всей стоимости мексиканского импорта). Важно, что значительную часть канадо-американской и мексикано-американской торговли составляют поставки филиалов американских ТНК.
Таким
образом, мексиканская и канадская
вершины североамериканского
С
точки зрения механизма регулирования
в НАФТА, в отличие от ЕС, практически
отсутствуют инструменты
Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.
Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают расширяться. США нуждаются в такой региональной экономической интеграции для повышения своей конкурентоспособности по отношению к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии.
Характеристика стран НАФТА (по состоянию на 2011 год)
Страны |
Население, млн. человек |
Размер реального ВВП, млрд. долларов США |
Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США |
Инфля- ция, % |
Уровень безрабо- тицы, % |
Торговый баланс, млрд. долларов США |
Канада |
34.0 |
1759.0 |
51.7 |
2.8 |
7.4 |
-9.0 |
Мексика |
113.7 |
1185.0 |
10.4 |
3.5 |
5.1 |
-5.6 |
США |
313.2 |
15060.0 |
48.1 |
3.0 |
9.1 |
-803.0 |
В то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской культуры.
6. Заключение
Как показывает мировая практика, интеграция стран в общий рынок часто происходит болезненно. В теории, цена такого переустройства должна равно разделяться между всеми участниками; на практике, однако, Мексика несет более тяжелое бремя, чем США и Канада, потому что она стартовала с более слабой экономической позиции. Другие торговые соглашения, как, например, Европейский Союз устраняют такое неравенство между партнерами, создавая компенсационный финансовый механизм.
Анализ НАФТА сложен, так как обстоятельства и условия меняются постоянно, а происходящие изменения вызывают все новые и новые проблемы. Институты НАФТА еще довольно слабы, если рассматривать их не в ракурсе сокращения национальных барьеров для передвижения товаров, услуг, капитала и труда, а под углом создания общеконтинентальной социальной, экономической и культурной политики.
НАФТА - это еще не таможенный союз и не общий рынок, и, соответственно, не имеет общего внешнего тарифа подобно ЕС. Тем не менее, продолжающееся давление реальной конкуренции вынуждает Канаду и Мексику приспосабливать ряд своих тарифов к уровню США, фактически влияет на уровень гармонизации в сфере промышленной, экологической и налоговой политики среди членов НАФТА.
Таким образом, новый континентализм основывается на транснациональных рынках, а его структуры подвержены организационным и технологическим переменам. Государства остаются олицетворением демократической законности и продолжают играть важную политическую роль в новом региональном и глобальном строительстве. Поэтому углубление интеграции зависит от усиления институтов и необходимости координации общего процесса принятия решений.
Несмотря
на некоторые отрицательные
7. Список использованной
Хабаровск 2013