Североамериканское соглашение о свободной торговле, причины участия стран в Соглашении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Экономическая роль интеграции велика, поскольку:
- расширяет экономическое пространство;
- создает более благоприятные условия для эффективного размещения производительных сил;
- углубляет региональное разделение труда на основе сравнительных преимуществ;

Содержание работы

1. Введение.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговли: история создания, особенности и основные направления деятельности.
3. Факторы, обусловившие создание зоны свободной торговли в Северной Америке.
4. Причины вхождения стран-участниц в соглашение НАФТА.
5. Механизм управления интеграционными процессами в Северной Америке, проблемы и недостатки.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, создание ЗСТ может обеспечить более надежный инвестиционный климат в Мексике, а значит, привлечет капиталы и из третьих стран.

Заинтересованность  Канады в заключении НАФТА связана  с возможностью не только сохранения преимуществ CUSFTA, но и модификации  некоторых ее положений, а также  обеспечения надежного доступа  своих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран.

США, Канада и Мексика признали необходимость  укрепления взаимной дружбы и сотрудничества; содействия благоприятному развитию мировой  торговли; создания надёжного рынка  для своих товаров, услуг и капиталов; устранения препятствий в торговле; установление чётких и взаимовыгодных правил ведения торговли с тем, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики, способствовать инновационным процессам, повысить уровень жизни населения.

 

5. Механизм управления интеграционными процессами в Северной Америке, проблемы и недостатки

За  время своего функционирования НАФТА  привнесла большие изменения  в экономики стран - участниц. Отсутствие тарифных ограничений позволило странам выйти на совершенно новый качественный уровень развития экономики. Сокращение таможенных тарифов оказало положительное воздействие на объём торговли между тремя странами, конкурентоспособность продукции стран - участников, уменьшило цены на товары внутри торгового региона.

Время, прошедшее с момента заключения НАФТА никоим образом не уменьшило накал страстей и дебатов на эту тему. Это во многом обусловлено тем, что полемика по поводу НАФТА, как раньше, так и сейчас затрагивает гораздо больший спектр вопросов, чем просто торговля между США, Мексикой и Канадой.

Стратегически НАФТА планирует двигаться в  том же направлении, что и Европейский  союз. Вместе с тем интеграционный процесс в Северной Америке весьма специфичен. Развитие интеграционного  комплекса в районе идет в направлениях отвечающим интересам более сильной стороны – Американских ТНК, капитал которых занимает ведущие позиции в целом ряде отраслей соседних стран. Так, 75%-80% канадского экспорта, что составляет 20% ВВП Канады, направляется в США. Для США Канадский рынок самый крупный, но его роль несколько иная. В Канаду направляется около 25% американского экспорта, но это составляет чуть больше 1% ВВП США ( или 15% ВВП Канады). До 71% экспорта Мексики связано с США, и только 7% американского экспорта – с Мексикой (или 65% всей стоимости мексиканского импорта). Важно, что значительную часть канадо-американской и мексикано-американской торговли составляют поставки филиалов американских ТНК.

Таким образом, мексиканская и канадская  вершины североамериканского треугольника очень слабо экономически связаны друг с другом, их интересы на рынке США значительно превышают пока взаимную заинтересованность Северный и Южный сосед США, скорее, являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками в борьбе за привлечение капитала и технологии американских корпораций, чем партнерами по двухстороннему интеграционному процессу.

С точки зрения механизма регулирования  в НАФТА, в отличие от ЕС, практически  отсутствуют инструменты согласования экономической политики, не действуют там и какие либо другие наднациональные институты.

Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия  на внутриэкономическое развитие.

Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают расширяться. США нуждаются в такой региональной экономической интеграции для повышения своей конкурентоспособности по отношению к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии.

Характеристика стран НАФТА (по состоянию на 2011 год)

Страны

Население, млн. человек

Размер реального  ВВП, млрд. долларов США

Размер ВВП  на душу населения, тыс. долларов США

Инфля- ция, %

Уровень безрабо- тицы, %

Торговый баланс, млрд. долларов США

Канада

34.0

1759.0

51.7

2.8

7.4

-9.0

Мексика

113.7

1185.0

10.4

3.5

5.1

-5.6

США

313.2

15060.0

48.1

3.0

9.1

-803.0


 

В то же время различные экологические  и профсоюзные группы в США, как  и многие члены американского  Конгресса, опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами.     Кроме того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской культуры.

 

6. Заключение

Как показывает мировая практика, интеграция стран в общий рынок часто  происходит болезненно. В теории, цена такого переустройства должна равно разделяться между всеми участниками; на практике, однако, Мексика несет более тяжелое бремя, чем США и Канада, потому что она стартовала с более слабой экономической позиции. Другие торговые соглашения, как, например, Европейский Союз устраняют такое неравенство между партнерами, создавая компенсационный финансовый механизм.

Анализ  НАФТА сложен, так как обстоятельства и условия меняются постоянно, а  происходящие изменения вызывают все  новые и новые проблемы. Институты НАФТА еще довольно слабы, если рассматривать их не в ракурсе сокращения национальных барьеров для передвижения товаров, услуг, капитала и труда, а под углом создания общеконтинентальной социальной, экономической и культурной политики.

НАФТА - это еще не таможенный союз и не общий рынок, и, соответственно, не имеет общего внешнего тарифа подобно ЕС. Тем не менее, продолжающееся давление реальной конкуренции вынуждает Канаду и Мексику приспосабливать ряд своих тарифов к уровню США, фактически влияет на уровень гармонизации в сфере промышленной, экологической и налоговой политики среди членов НАФТА.

Таким образом, новый континентализм основывается на транснациональных рынках, а его  структуры подвержены организационным  и технологическим переменам. Государства остаются олицетворением демократической законности и продолжают играть важную политическую роль в новом региональном и глобальном строительстве. Поэтому углубление интеграции зависит от усиления институтов и необходимости координации общего процесса принятия решений.

Несмотря  на некоторые отрицательные аспекты, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают  как основу для более широкой  интеграции стран всего западного  полушария. Условия НАФТА предоставляют  возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» - своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

 

 

 

 

 

 

7. Список использованной литературы

    1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. – М. : Юристъ, 2007.
    2. Введение в теорию международных отношений. Учебное пособие. / Под ред. А. С. Маныкина. - М.: ДеЛи Принт, 2001.
    3. Глинкин А. Н. Интеграция в Западном полушарии. - М.: Спарк, 2000.
    4. Интеграция в Западном полушарии. Отв. ред. А.Н.Глинкин. - М. : ИЛА РАН, 2000.
    5. Перова М. Международная форма регулирования иностранных инвестиций (опыт Североамериканской зоны свободной торговли). // Хозяйственное право. - 1999. - №8.
    6. Портной М. А. Современные тенденции мировых интеграционных процессов. - М.: Колос, 2005.
    7. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): проблемы и перспективы. – США: экономика, политика, идеология. 1995, №4, 5.
    8. Хейфец В.Л., Оводенко А.А. Международная интеграция: Текст лекций. - СПб.: ГУАП, 2003.
    9. Шишков Ю.В. НАФТА: истоки, надежды, перспективы. – Мировая экономика и международные отношения. 1994, №11.
    10. http://www.ereport.ru  Мировые экономические союзы и блоки:  Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА).
    11. http://shporystudentam.ru Международные экономические отношения: Тема 8. Международная экономическая интеграция.

 

 

 

Хабаровск 2013




Информация о работе Североамериканское соглашение о свободной торговле, причины участия стран в Соглашении