Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:57, шпаргалка
Международные экономические отношения — система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования.
В основе МЭО лежит международное разделение труда (МРТ), приводящее к международной специализации производства и науки и интернационализации хозяйственной жизни. Вследствие этого углубление и развитие МЭО зависят от тех же причин, что и развитие МРТ, а именно: от естественных (природных, географических, демографических и т.п.), приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также от социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий.
Индикативный план носит рекомендательный характер, но предусматривает для участвующих в его выполнении предпринимательских структур различные привилегии – льготный кредит и налоги, преференциальные экспортные цены и др.
Краткосрочное государственное регулирование имеет гибкий оперативный характер. Это меры государства, направленные на преодоление кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей. Инструментами краткосрочного регулирования: налоги, цены, квоты, лицензии и тарифы.
Экономические методы предполагают косвенное воздействие (рыночное) на внутрихозяйственные экономические процессы, и прежде всего в сфере производства, где формируется товарное предложение. Они реализуются через финансово-кредитную и банковские сферы экономики посредством изменения ставки процента, скидок и субсидий, а также налоговую систему, ценового механизма, таможенных инструментов, системы страхования и стимулирования экспортного производства. Экономические методы в зарубежной практике государственного регулирования базируются на законодательной основе.
Международной практике известно также прямое административное вмешательство в экономику в рамках краткосрочного регулирования, основанное на нормативных актах правительства или управленческих решениях.
В странах с переходной
экономикой имеет место регулирование,
основанное на командно-административной
распределительной системе
К организационно-правовым методам относится антимонопольное регулирование, построенное на законодательной основе, определяющей права различных предпринимательских структур и устанавливающей правила конкуренции.
Механизм антимонопольного
регулирования выступает
19 Методы нетарифного регулирования ВЭД. Лицензирование и квотирование.
Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.
В международной практике мероприятия по нетарифным ограничениям делят на пять групп:
I – отражает участие государства во внешнеторговых операциях;
II – объединяет таможенные и административные импортные формальности, включая методы оценки таможенной стоимости и определения страны происхождения товара, формы товаросопроводительных документов и требования к их оформлению, товарную классификацию тарифов;
III – состоит из стандартов и требований, связанных с нормами безопасности для потребителей и экологии, с санитарно-ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара;
IV – количественные и валютные ограничения импорта и экспорта;
V – ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей – импортные депозиты, изменение учетной ставки, пограничный налоговый режим и скользящие сборы.
Вышеуказанные мероприятия
реализуются путем финансового
воздействия и использования
инструментов административного
Финансовое воздействие на внешнеторговые операции обеспечивается системой различных таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин (помимо таможенных), которые взимаются при ввозе товара. Общая сумма таких сборов значительно превосходит размеры установленных таможенных тарифов, они не имеют вид фиксированной ставки, изменяются в зависимости от состояния конъюнктуры и экономической политики государства. Все это лишает экспортера возможности прогнозировать предстоящие расходы по оформлению груза в импортирующей стране.
Меры финансового воздействия называют паратарифными мерами, которые используются в регулировании внешней торговли, оказывая существенное влияние и создавая препятствия на пути импортных потоков.
Фиксированные сборы, налоги
и пошлины носят
Методы административного
Административные инструменты рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности экономических рычагов. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами регулирования внешнеторговых отношений с другими государствами. используемые государствами, очень разнообразны.
Нормативная база внешней торговли позволяет использовать весь спектр нетарифных ограничений. Однако не все они реально применяются в России. Основной категорией нетарифных ограничений в России остаются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров.
К мерам нетарифного
Основными методами количественного
нетарифного ограничения в
Квотирование – лимитирование размера импорта с помощью глобальных, индивидуальных, сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений.
Глобальная квота устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период. Индивидуальная квота предусматривает размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара (его производителя). В качестве критерия при распределении индивидуальной квоты принимаются во внимание встречные обязательства государств по импортированию товаров данной страны. Такие обязательства закрепляются торговыми соглашениями и принимают характер двусторонней квоты на договорной основе.
Сезонные квоты устанавливают ограничение размеров импорта сельхозтоваров на определенное время года. Ограничение импорта без учета временного периода предоставляют неконкретизированные квоты.
Квотирование вводится для сбалансирования развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.
Лицензирование – ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на ввоз или вывоз определенного объема товара. Лицензирование является временной мерой, осуществляемой на основе строгого контроля тех или иных товарных потоков.
Лицензирование применяется при следующих обстоятельствах:
– при необходимости рационального использования иностранной валюты;
– при отсутствии таможенных пошлин или их неэффективного использования;
– для выторговывания встречных уступок;
– в качестве дискриминационных действий.
Виды лицензий :
? Генеральная лицензия – постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости;
? Индивидуальная лицензия – разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара, содержит сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара, является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (до 1 года);
? Открытые индивидуальные лицензии – разрешение на ввоз неограниченного объема товара;
? Автоматические лицензии с упрощенным процессом выдачи;
? Неавтоматические лицензии – свободно не предоставляются и используются для ограничения импортера в случаях, когда квоты на ввоз продукции заранее не установлены.
Квотирование – это установление и распределение объема продукции, подлежащей вывозу, выраженного в процентной доле (квота), между экспортерами.
Квотирование и лицензирование
остаются основными мерами нетарифного
ограничения российского
В настоящее время квотируются
и лицензируются несколько
1) товары, экспорт которых
осуществляется в размере
2) товары, в отношении которых
сохраняется особый порядок
3) товары, поставляемые для
комплектных объектов в рамках
инвестиционного
В России установлен единый
порядок лицензирования и квотирования
экспорта для всех субъектов ВЭД,
за исключением совместных предприятий,
которые имеют более 30% иностранных
инвестиций в уставном фонде или
полностью принадлежат
21. ВТО - история становления,проблемы вступления России
Всемирная
торговая организация (далее -
ВТО) была основана в 1995 году.
Она является продолжателем
В 1998 году
в Женеве отмечался золотой
юбилей ГАТТ. Эта система, призванная
регулировать мировую торговлю
через механизм сдерживания
Система
развивалась в процессе
ВТО - это
и организация, и одновременно
комплекс правовых документов, своего
рода многосторонний торговый
договор, определяющий права и
обязанности правительств в
Что же
касается России, то наша страна
в 1993 году обратилась с официальной
заявкой о присоединении к
Генеральному соглашению по
Переговорный
процесс по присоединению
После
представления в 1998 году Россией
первоначальных предложений по
доступу на рынок товаров и
по уровню поддержки сельского
хозяйства начались переговоры
на двустороннем уровне. В 1999 году
членам ВТО была передана
Согласно
установленным процедурам
Информация о работе Шпаргалки по "Международным экономическим отношениям"