Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 19:09, курсовая работа
В связи с актуальностью темы, целью курсовой работы является исследование положения в мировой системе Аргентины, Бразилии и Мексики для прогнозирования перспектив их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
Дать общую социально-экономическую характеристику трех гигантов: Аргентины, Бразилии, Мексики;
Исследовать современное состояние экономики трех гигантов;
Определить основные направления экономического развития Аргентины, Бразилии, Мексики.
Введение…………………………………………………………………….3
Социально-экономическая характеристика трех гигантов: Мексики, Бразилии и Аргентины............................................................................5
Социально-экономическое развитие Аргентины.............................5
Социально-экономическое развитие Бразилии…………………..12
Социально-экономическое развитие Мексики…………………...18
Ведущее положение трех гигантов: Аргентины, Бразилии, Мексики………………..……………….................................................22
2.1. Современное состояние экономики Мексики, Бразилии и Аргентины.........................................................................................22
2.2. Внешнеэкономическая стратегия………........................................27
Проектная часть………………………………………………………..30
Проблемы крупных стран: Аргентины, Бразилии и Мексики……..……………………………………….......................30
Перспективы развития………………………..................................32
Заключение.……………………………………………………………….36
Список литературы………………….……………………………………38
На графике наглядно видно, что темпы роста развивающихся стран: Аргентины, Бразилии и Мексики, превышают рост ВВП более экономически развитых стран. Причем наибольший рост пришелся на 2010 год.
Вместе с тем, лучшие показатели темпов роста ВВП в 2011 – 2012 гг. показывает Мексика. Замедление темпов роста мексиканской экономики совпало с ослаблением инфляции потребительских цен, которая в годовом исчислении замедлилась до 3,5%, создав условия для возможного снижения процентных ставок Банком Мексики. Впрочем, эти условия рассматриваются в противопоставлении вероятности снижения кредитно-денежного стимулирования ФРС США, которое может привести к дальнейшему ослаблению валют развивающихся рынков, в том числе мексиканского песо.
Относительно уровня инфляции, экономисты ожидают, что рост индекса потребительских цен к концу года составит 3,55%, по сравнению с 3,64% в июле, в то время как базовая инфляция к концу года составит 2,87% вместо прежних 2,98%.
Между тем, промышленное производство в Мексике упало в июле 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также уменьшилось по сравнению с июнем, в связи со снижением строительной активности, производства в горнодобывающей промышленности и добычи сырой нефти. Об этом 11 сентября завил Национальный институт статистики (Inegi). Inegi сообщил, что промышленное производство упало на 0,5% с июля 2012 года, при этом объемы строительства снизились на 6,3% в годовом исчислении, а горнодобывающий сектор - на 2,1%. Добыча нефти, подотрасль горной промышленности, упала на 1,9% в годовом исчислении. Производство в обрабатывающей промышленности, напротив, выросло на 2,8%, а производство коммунальных услуг, таких как электричество и вода, увеличилось на 1,1%.
Экономисты, опрошенные Dow Jones, ожидали падения промышленного производства на 0,7% в годовом исчислении. С учетом сезонной корректировки, промышленное производство в Мексике в июле упало на 0,08% по сравнению с июнем. Строительный сектор испытывал давление в последние месяцы в связи с финансовыми проблемами крупных домостроительных компаний, и даже экспортно-ориентированный автомобильный сектор показал слабую статистику в июле.
Производство автомобилей в июле снизилось на 1,4% по сравнению с годом ранее, в то время как экспорт был на 7,3% меньше. Об этом сообщила Мексиканская ассоциация автомобильной промышленности. Сектор автомобилестроения показал признаки восстановления в августе, когда производство автомобилей и легких грузовиков выросло на 4,1% по сравнению с предыдущим годом до 259 100 автомобилей, а экспорт вырос на 20% до 226 900 автомобилей, - таковы данные ассоциации. В июле, производство сырой нефти государственной нефтяной монополией Petroleos Mexicanos упало до 2482000 баррелей в день с 2528 тысяч баррелей в день в июле прошлого года. Объемы добычи нефтяной компании падают уже девятый год.
Необходимо отметить, что успех социально-экономического развития зависит от разноплановой хозяйственной деятельности, в том числе от широкого развития рынка услуг. Между тем, несмотря на определенные успехи экономического развития, Аргентина, Бразилия и Мексика до сих пор придерживаются экспортоориентированной модели развития с узкой товарной специализации. В этой связи необходимо отметить, что заметное развитие в этих странах в последние годы получил туризм, что может способствовать совершенствованию и расширению инфраструктуры этих стран, расширению рынка товаров и услуг.
Следует отметить, что особое внимание в последние годы правительство Мексики уделяет развитию туристической отрасли, а доходы от туризма составляют приблизительно 9% ВВП страны. Поскольку отдых в Мексике становится популярным, в том числе среди российских туристов, это шанс для правительства поправить дела в экономике. Так, за прошедшие два года количество российских туристов в Мексике выросло в три раза. В первом полугодии 2013 года этот показатель увеличился еще на 18,9% по сравнению с данными за тот же период прошлого года. Бразилия и Аргентина также развивают в своих странах индустрию туризма. По мнению экономистов, развитие туризма может компенсировать негативное влияние падения деловой активности в строительстве и некоторых отраслях промышленности этих стран. Однако туризму может мешать нестабильная внутриполитическая ситуация этих стран. Так, Мексика считается страной с высоким уровнем преступности, а в Аргентине и Бразилии участились акции протеста населения против политики правительства, не способствующей улучшению социального положения граждан.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что три гиганта – Аргентина, Бразилия, Мексика, имеют потенциал дальнейшего успешного развития. Способствовать этому будет решение внутренних проблем, направленных на улучшение жизни и безопасности граждан.
2.2. Внешнеэкономическая стратегия
Переход Латиноамериканских стран к открытой экономике объективно повысил роль внешних факторов развития. Причем, если Мексика традиционно сотрудничает в области экономических отношений с США, - экспорт составляет 80,5%, Канадой, - экспорт 3,6%, Германией – экспорт – 1,4%, то Бразилия и Аргентина, хотя и находятся в зависимости от кредитно-финансовой политики США, открыты для широкого внешнеэкономического сотрудничества.
Вместе с тем необходимо отметить, что Мексика в последние годы активно осваивает новые пути взаимодействия с другими регионами мира, а именно со странами Европейского союза, Латинской Америки, Российской Федерации, странами АТЭС.
С 2005 года внешнеторговый оборот Бразилии вырос более чем вдвое, причем экспорт — более чем в три раза. В результате страна в последние годы сводит текущий платежный баланс с положительным сальдо.
В структуре экспорта основную роль стали играть не сырьевые и продовольственные товары, а готовые изделия, причем заметно вырос удельный вес машин и оборудования В настоящий момент он составляет 35% бразильского экспорта.
Главными внешнеторговыми партнерами Бразилии являются страны ЕС и США. В 2011 году на них приходилось 22% и 19% всего экспорта соответственно.
После создания в 1991 г. интеграционного объединения МЕРКОСУР, в котором Бразилия занимает лидирующее положение, внешнеэкономические связи с латиноамериканскими соседями приобрели дополнительные стимулы. Политика внешнеторговой диверсификации привела к усилению роли и других внешнеторговых партнеров – Китая, ЮАР, Индии.
Достаточно стабильная политическая, экономическая и финансовая ситуация, сложившаяся в Бразилии, а также усилия правительства по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности и дешевая рабочая сила вызвали к Бразилии растущий интерес у зарубежных частных инвесторов.
По объему инвестиций лидируют страны ЕС, прежде всего Испания, Нидерланды, Франция. Одновременно бразильский капитал наращивает свои прямые зарубежные инвестиции (72 млрд долл.), прежде всего в латиноамериканских государствах.
Внешний долг Бразилии составляет около 37% по отношению к ВВП. Однако внешнеторговый баланс Бразилии сводилтся с постоянным положительным сальдо, что позволяет не только выплачивать проценты по внешнему долгу, но и сокращать его.
Бразилия занимает первое место среди российских внешнеторговых партнеров в Латинской Америке. На ее долю приходится свыше 1% всей российской внешней торговли, а удельный вес России во внешнеторговом обороте Бразилии составляет 1,5%.
Несмотря на постоянный рост взаимного товарообмена, его структура до сих пор носит сырьевой характер или ограничивается товарами с низкой степенью обработки. Так, 89% российского экспорта составляют удобрения и минеральные продукты, а основой бразильского экспорта на российский рынок (96%) является сельскохозяйственное сырье и продовольствие (сахар-сырец, свинина, мясо птицы, табак, кофе).
Таким образом, активизация сотрудничества с Бразилией, наращивающей свой экономический и технологический потенциал, формирующей вокруг себя обширную зону влияния на континенте, отвечает интересам России в плане расширения стратегического партнерства с Латинской Америкой, в зону обоюдных экономических интересов попадают помимо Бразилии, также Аргентина и Мексика.
3. Проектная часть
3.1. Проблемы крупных стран: Аргентины, Бразилии и Мексики
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что хотя рассматриваемые страны имеют схожее колониальное прошлое и схожие условия развития на современном этапе, каждая из этих стран проходит свой путь социально-экономического развития по разному.
Наряду с общими проблемами, характерными для экономик развивающихся государств, каждой из них присущи свои индивидуальные проблемы.
Схожие проблемы вытекают из того, что все три страны шли по пути импортозамещающей модели развития. В результате реализация программ индустриализации привела к хроническому дефициту государственного бюджета, неустойчивости финансового положения и росту внешнего долга.
Так, для бразильского федерального бюджета характерен постоянный дефицит в размере 1—5% от ВВП и как следствие — большой государственный долг (55% от ВВП, на треть состоящий из внешнего госдолга). Отчасти это следствие субсидирования из федерального бюджета региональных бюджетов, многие из которых дефицитны, в том числе из-за высоких расходов на заработную плату госслужащим. Из-за расходов по этой статье (в штатах Сан-Паулу и Рио-де- Жанейро — до 80% их бюджетов) в 90-х гг. стал быстро расти бюджетный дефицит и государственный внутренний долг Бразилии, что явилось одной из причин возникновения финансовых проблем в конце 90-х гг. В 2000 г., после длительного противостояния в парламенте, был принят закон, устанавливавший лимит по заработной плате в субъектах федерации, который не должен превышать 60% их бюджетов.
Но в целом перестройка государственных финансов, призванная приостановить рост дефицита бюджета и внутреннего долга, оказалась малоэффективной, так как предусматривала дальнейшее наращивание налоговых поступлений. Бразильское руководство на это не могло пойти из-за политических соображений.
Со своеобразной проблемой столкнулась Аргентина. Будучи, по мнению экономистов, самой богатой страной в Южной Америке, Аргентина долгое время игнорировала экологические обстоятельства при построении экономики и только сейчас начинает процесс включения норм экологического поведения в свои планы. Незапланированный приток деревенского населения в города, в основном в Буэнос-Айрес, привел к появлению внешне и внутри городских трущоб, многие из которых не выдерживают элементарных экологических требований. Приток большого количества людей из низших слоев населения привел к загрязнению воды и проблемам с вывозом мусора в городских зонах Аргентины, так как резко увеличилось количество населения, и экономика городов не справляется с этим. Несмотря на трудности, Аргентина является лидером среди развивающихся стран по созданию исполнительно-законодательной базы по защите окружающей среды.
Таким образом, три крупные страны: Аргентина, Бразилия и Мексика сталкиваются как с общими проблемами, так и специфическими, характерными для той или иной страны. Уже сейчас эти страны относятся к средним по величине экономикам мира, в условиях сильной конкуренции со стороны высокоразвитых стран, не заинтересованных в усилении экономик развивающихся стран, им еще предстоит долгий путь развития. И главное на этом пути планомерно проводить в жизнь программы роста экономики и социального благосостояния людей, так как именно в населении страны заключается потенциал успешного развития.
3.2. Перспективы развития
В начале XXI века основной макроэкономической задачей провозглашалось достижение устойчивого развития, а также улучшение ситуации в социальной сфере и сфере распределения доходов. Был взят курс на производство инвестиционных товаров, внедрение современных технологий, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Одновременно происходит обновление традиционных программ развития науки, образования и здравоохранения, началась реализация программ по улучшению жизни наиболее обездоленных слоев населения, сделаны реальные шаги по решению региональных проблем, в том числе освоению огромных безлюдных территорий Северо-Востока (Амазонии) и Центральной части страны.
Большое внимание Аргентина , Бразилия и Мексика уделяют участию стран в интеграционных процессах. Бразилия стремится к расширению и углублению сотрудничества между всеми латиноамериканскими государствами. Бразильцы выдвинули идею создания Южноамериканской зоны свободной торговли (ЮАЗСТ), которая могла бы стать противовесом Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА).
Важным фактором экономического развития Латинской Америки в последние десятилетия стало рост внутрирегиональной сотрудничества, прежде всего в рамках интеграционных объединений. Вообще экономическая интеграция в этом регионе во второй половине XX века проходила в несколько этапов. В 1960-1970 гг. региональные объединения, которые возникали тогда, характеризовались замкнутостью структур и их стремлением защитить себя высокими пошлинами, главным образом от конкуренции высокоразвитых индустриальных государств. Уже тогда актуальным было задачи по созданию отдельного латиноамериканского рынка. В таких группировок следует отнести Центральноамериканский общий рынок (САСМ), Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (LAAFT), которая позже превратилась в Латиноамериканской ассоциации интеграции (МАРИНА), Карибский ассоциацию свободной торговли, которая превратилась в Карибский общий рынок (CARICOM), Антську группу и наибольшую Латиноамериканскую экономическую систему (LAES), которая включала в себя 26 стран Латинской Америки.
Содержание и цели интеграции, которая проводилась странами региона в 1990-е годы, в корне изменились. Это объяснялось событиями, которые произошли в Южной Америке, укреплением и ростом экономики крупнейших стран региона - Бразилии, Аргентины, Мексики. Интеграция, которая осуществляется на новом этапе, проходит при значительно большей открытости национальных экономик, существенном сокращении государственного вмешательства и устранении многих видов бюрократического контроля, а также в условиях более жесткой конкуренции. Новые подходы и новые обстоятельства, которых осуществляется интеграция, позволили достичь рекордных темпов роста товарооборота за весь почти 40-летний период развития интеграционных процессов на континенте.