Советско-египетские соглашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 20:18, диссертация

Описание работы

Цель диссертационной работы исследование развития советско-египетских отношений в 70-е гг
анализ внутренних событий в Египте и его внешнеполитические связи, повлиявшие на состояние двусторонних отношений.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие конкретные и взаимосвязанные задачи:
- рассмотреть сдвиг в социально-экономической и классовой структуре египетского общества на рубеже 60-70-х гг.;
- проследить процесс преобразования внутриполитической обстановки в Египте в 70-е гг.;
- проанализировать развитие советско-египетских отношений в связи с изменением социально-экономической и политической обстановки в Египте;
- исследовать налаживание "особых отношений" Египта с Соединенными Штатами;
- составить картину вовлечения Египта в процесс сепаратного решения ближневосточного конфликта с "помощью" США;
- и, наконец, на основе анализа всех этих проблем сделать выводы о причинах ухудшения советско-египетских отношений в 70-е гг.

Файлы: 1 файл

Советско-египетские соглашения.docx

— 56.65 Кб (Скачать файл)

водство видело единственный выход из заколдованного круга "ни мира, ни войны" в "опрометчивом поступке" - войне, рассчитывая использовать последнюю как средство выхода из политического тупика. Египетское руководство вполне отдавало себе отчет в том, что не достигло и не сможет достичь в обозримом будущем "тактического военного паритета" с Израилем. Тем не менее оно не исключало возможности временного "тактического успеха" в начале войны и в любом случае считало, что "почетное поражение" предпочтительнее альтернативе "бесславного мира".

В заключении главы кратко изложены ход и итоги Октябрьской войны 1973 г.

Во второй главе диссертации рассматриваются первый послевоенный период (1973-1976 гг.) урегулирования арабо-израильских отношений и вовлечение АРЕ в процесс сепаратного урегулирования ближневосточной проблемы, подписание Синайских соглашений, происходивших на фоне ухудшения советско-египетских отношений и сближения Египта с США.

Если первое Синайское соглашение, подписанное в январе 1974 г., было актом по разъединению египетско-израильских войск, обеспечивающим прекращение огня на египетско-израильском фронте, то второе Синайское соглашение (подписано в сентябре 1975 г.) послужило началом процесса сепаратного урегулирования ближневосточного конфликта и способствовало большей американской вовлеченности в это урегулирование.

К концу 70-х годов советско-египетские отношения зашли в тупик. Денонсация Египтом в марте 1976 года советско-египетского договора о дружбе и сотрудничестве явилась логическим исходом проводимой руководством АРЕ политики в отношении Советского Союза. Одностороннее решение о денонсации Договора свидетельствовало о налаживании тесных связей Каира с Вашингтоном и вовлечении АРЕ в орбиту американских планов урегулирования ближневосточной проблемы. Подтверждением тому стали: потворство египетского руководства американцами в деле отстранения СССР от процесса урегулирования ближневосточного конфликта, начиная с максимального уменьшения роли Советского Союза в проведении Женевской мирной конференции 1973 г. и изоляции его от "обсуждения радикальных проблем на ней", кончая подписанием второго Синайского соглашения. Игнорирование роли СССР в урегулировании ближневосточного конфликта объективно ослабило позиции Египта в решении этой проблемы.

Поддержка руководством АРЕ американской политики "шаг за шагом", по поводу которой Советский Союз занял негативную позицию, способствовала подрыву всеобъемлющего урегулирования ближневосточного конфликта и вела к сепаратным соглашениям.

Несмотря на установившуюся при Садате устойчивую тенденцию свертывания отношений с СССР, Египет в середине 70-х годов все еще был вынужден поддерживать на определенном уровне советско-египетские отношения в связи с тем, что египетская армия, в сложных условиях оккупации части египетской территории и отсутствия договоренностей и гарантий со стороны США и Израиля, была полностью оснащена советским вооружением. Предпринятые в 197475 гг. с обеих сторон попытки улучшения советско-египетских отношений и устранения разногласий в ходе неоднократных контактов правительственных делегаций обеих стран не увенчались успехом. Египетское руководство, заручившись поддержкой США и Саудовской Аравии и расширяя с ними связи, явно не желало идти на компромисс на советско-египетских переговорах. Напротив, египетский президент намеренно шел на обострение отношений Египта с СССР.

Следует отметить, что в послевоенный период уже упоминавшиеся разногласия между МИД и президентом АРЕ заметно обострились.

Установленный в обход МИД АРЕ секретный канал связи между Каиром и Вашингтоном, фактически устранял официальное внешнеполитическое ведомство страны от активного функционирования. Рекомендации МИД АРЕ проводить более взвешенную и разумную политику в отношении СССР отвергались Садатом в интересах проамериканской ориентации. Пытаясь скрыть от египетской общественности свои истинные намерения и постоянно маневрируя, Садат прикрывался продолжавшимися переговорами и контактами между правительственными делегациями и встречами министров иностранных дел и обороны Египта и Советского Союза.

Именно в этот период появился новый элемент в египетской внешней политике - тенденция к диверсификации источников получения оружия и боеприпасов. Первоначально она отражала желание ряда ведущих деятелей страны использовать противоречия между двумя крупнейшими мировыми державами, извлекая из этого для себя максимальные выгоды. Однако эта политика в конечном счете привела постепенно к новой односторонней зависимости. Начиная с 1976 г. Египет превратился в крупнейшего в мире после Израиля получателя американской военной и гражданской помощи.

В третьей главе диссертации дается анализ внутриполитической и социально-экономической деятельности АРЕ во второй половине 70-х - начале 80-х годов.

Большие льготы, предоставленные А.Садатом особенно после 1974-75 гг., т.е. начала активного осуществления политики "ин-фитах" паразитической буржуазии и высших ее бюрократических слоев, иностранному капиталу, вкладываемому свои активы преимущественно в непроизводительную сферу, вызвали недовольство и отход от правящей коалиции определенных кругов национальной производительной буржуазии.

Следует отметить также, что внешняя политика Садата встречала всевозрастающее сопротивление, в самых различных политических кругах страны, в том числе и среди всех бывших членов руководства организации "свободные офицеры", легальных оппозиционных политических партий (их деятельность была допущена в 19761977 гг.) и набирающей силу нелегальной оппозиции (различных исламских ассоциаций и организаций).

Внешним проявлением недовольства политикой египетского президента стали конфликт А.Садата с аппаратом министерства иностранных дел, многочисленные смещения в 70-е годы министров, высших военных чиновников, различных государственных и политических деятелей.

Внешнеполитические шаги египетского руководства к рубежу 70-х и 80-х годов сводились к неуклонному свертыванию отношений Египта с СССР, развитию сотрудничества с США и вовлечению АРЕ в процесс сепаратного урегулирования ближневосточной проблемы.

В результате подписания сепаратных Кэмп-Дэвидских соглашений в 1978 г. и мирного договора с Израилем в 1979 г. резко ослабло ' влияние АРЕ в арабском ыире: большинство стран арабского Иагриба и Машрика разорвали с Египтом дипломатические отношения и прервали торгово-экономические связи, резиденция ЛАГ была переведена из Каира в Тунис, а Египет был исключен из этой важнейшей региональной организации.

Надо отметить, что сепаратные соглашения и мирный договор Египта с Израилем фактически санкционировали продолжение оккупации последним сирийских и палестинских земель и блокировали путь к осуществлению неотъемлемых национальных прав арабского народа Палестины. Целью этих соглашений было усиление политического, экономического и военного проникновения США на Ближнем Востоке.

Ближневосточная политика СССР, арабских стран, всех прогрессивных сил, а также борьба арабского народа Палестины под руководством ООП в ООН и на других международных форумах способствовала принятию ряда важных документов по проблемам региона, в том числе резолюции ГА ООН 3236 и 3237 от 22 ноября 1974 г., подтвердившие законные права палестинского народа на самоопределение, национальную независимость и суверенитет, а УП чрезвычайная специальная сессия ГА ООН, состоявшаяся в июле 1980 г., выступила в поддержку права палестинского народа на создание собственного независимого государства. Всеобъемлющему урегулированию ближневосточной проблемы призвано было содействовать и принятое благодаря усилиям советской дипломатии совместное советско-американское заявление по Ближнему Востоку от I октября 1977 г.

Но антиарабская и проимпериалистическая политика египетского руководства во главе с Садатом, которая не могла не вызвать волну протеста как в самой стране, так и за пределами Египта, сводила на "нет" усилия СССР и других прогрессивных государств на пути всеобъемлющего урегулирования ближневосточного конфликта.Готовность Садата исполнить после победы исламской революции в Иране роль жандарма в регионе усугубила внешнеполитическое положение Египта.

Политический и социально-экономический курс Садата привел к резкому росту оппозиционных настроений, которые приобретали все более широкий характер, затронув практически все слои египетского общества, кассовые репрессии, которые Садат обрушил в сентябре 1981 г. как на левые, так и на правые оппозиционные силы, свидетельствовали о заметном сужении социально-экономической базы режима. Причем в обострении внутренней обстановки в стране Садат обвинил внешние силы. В этих условиях египетское руководство пошло на резкое понижение уровня египетско-советских отношений. Кризис внешнеполитического и экономического курса, дополнившийся резким обострением внутриполитического поло-жения,нашел свое разрешение в октябрьских событиях 1981 года.

В заключении диссертации сделаны следующие выводы и обобщения :

- Половинчатость и незавершенность  прогрессивных преобразований, проводимых  египетским руководством в 50-60-е  годы, создали объективные предпосылки  для сдвига вправо во внутренней  и • внешней политике. Начавшийся  еще при Г.А.Насере процесс разме-

жевания в рядах революционных демократов позволил после его смерти бюрократической и некомпрадорской буржуазии оттеснить левые силы и установить свой контроль над государственным аппаратом. Причем эти слои буржуазии пошли на компромисс с традиционными эксплуататорскими классами и сыграли активную роль в привлечении неустойчивых мелкобуржуазных элементов на свою сторону.

- Приход к власти новых  социальных сил обусловил изменение  внутренней и внешней политики  Египта. Во внутренней политике  все четче стала проявляться  линия на поощрение частного  капитала, а во внешней - линия на прозападную ориентацию. Прозападная ориентация египетского руководства привела во внутреннем плане к проведению новой экономической политики - открытых дверей ("инфитах"), во внешнеполитическом плане - установлению тесных связей между Египтом и США, при активной посреднической роли Саудовской Аравии и ухудшению египетско-советских отношений.

- Поощрение и поддержка  лишь некоторых слоев буржуазии  -неокомпрадорской, особенно ее бюрократической фракции вызвали оппозиционные настроения у другой части предпринимателей - производительных слоев.

Оппозиция активизировала свои действия в связи с углублением сотрудничества Садата с капиталистическим Западом. Большой взрыв активности оппозиции произошел после капитулянтства Египта перед Тель-Авивом и Вашингтоном в конце 70-х годов. После крупных антиправительственных демонстраций в январе 1977 г. и визита Садата в Иерусалим в ноябре 1977 г. режим становился все более нетерпимым к оппозиции и критике. Недовольство президентом и его политикой вылилось в конфликт между А.Садатом и аппаратом МВД АРЕ, частью высшего военного командования, духовенства и прогрессивной интеллигенции, в экономической области -в конфликт с национальной, производительной буржуазией.

- Внешняя политика АРЕ  в 70-е годы объективно и логически  была следствием "смены вех" во внутренней политике, полностью  отражала мировоззрение президента  Садата как буржуазного националиста и врага социализма.

Основными вехами на пути переориентации Египта от Советского Союза в сторону США стали высылка советских военных специалистов в 1972 г., поддержка американской политики фактического отстранения СССР от процесса послевоенного урегулирования арабо-израильских отношений (1973-74 гг.), заключение в 1975 г. за спиной СССР и арабских стран 2-го Синайского соглашения, де-

нонсация советско-египетского договора о дружбе и сотрудничестве в 1976 г., дальнейшее понижение уровня советско-египетских отношений закрытием советских консульств и других учреждений и, наконец, высылка из страны в сентябре 1981 г. советского посла.

Переориентации Египта на Запад способствовала также и активная поддержка внешних сил: США и консервативных арабских режимов во главе с Саудовской Аравией.

В отношениях Египта с арабскими странами также произошли существенные изменения. В отличие от насеровской политики панарабизма, союз прежде всего с прогрессивными арабскими странами, Садат проводил линию на тесное сотрудничество с консервативными режимами. Во внешней политике А.Садата появился и новый элемент, в котором вместо идеи панарабского национализма он все большую роль стал отводить египетскому национализму. Стремление Садата, используя идею египетского национализма, решить проблемы АРЕ даже га счет других арабских народов (палестинского, сирийского, ливанского) привело страну к союзу с Соединенными Штатами и Израилем.

- Во внешней политике  египетское руководство в 70-е  годы совершило крупный поворот  на 180 градусов, отказавшись от со-, трудничества с арабским освободительным движением, политики социального прогресса и дружбы с Советским Союзом. Вместо сотрудничества с Советским Союзом правительство АРЕ добилось получения "помощи" Соединенных Штатов и арабских монархий на кабальных. условиях. Взамен советского оружия, которое являлось важнейшим элементом противостояния Израилю, режим отказался от самой идеи добиться возврата всех оккупированных земель посредством военных действий и приступил к переоснащению египетских вооруженных сил преимущественно американским вооружением.

Садат отмечал, что старые методы тотальной конфронтации с Израилем требуют пересмотра, так как они не обеспечили задачи ликвидации последствий израильской агрессии. Коренным образом менялись и задачи, стоящие перед египетской армией - теперь она должна была выполнять преимущественно жандармские функции (вместо Ирана после 1979 г.) против освободительного движения арабских и африканских стран.

Объективные интересы Египта и Советского Союза разошлись в вопросе ведения военных действий против Израиля (первая половина 70-х годов). Египетское руководство искало выход из состояния "ни мира, ни войны", которое тяжело сказывалось на эконо-

мике страны. Оно готовилось предпринять "решительные действия" (военные) против Израиля. Советский Союз, руководствуясь при ре шении региональных проблем соображениями сохранения глобального мира, выступил против военных действий на Ближнем Востоке, так как СССР в это время вел переговоры с Соединенными Штатами о разрядке и об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) и должен был учитывать опасность перерастания регионального конфликта в глобальный.

Информация о работе Советско-египетские соглашения