Создание независимой Польской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в выяснение причин формирования и особенностей становления польского государства.
Актуальность темы, поставленная цель исследования определили постановку и решение следующих задач:
рассмотреть исторические предпосылки, которые способствовали становлению независимой польской республики;
изучить роль Юзефа Пилсудского как «начальника польского государства»;
провести анализ периода, когда Польша находилась в условиях парламентской демократии и выявить причины частой смены политической власти;
определить сущность Майского государственного переворота и установить в чем заключается режим санации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ..............5
ГЛАВА 2 ЮЗЕФ ПИЛСУДСКИЙ – НАЧАЛЬНИК ПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА. МАЛАЯ КОНСТИТУЦИЯ ПОЛЬШИ………………………...9
ГЛАВА 3 ПОЛЬША В УСЛОВИЯХ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕМОКРАТИИ….14
3.1 Конституция 1921 года………………………………………………….……..14
3.2 «Политическая чехарда» (политическая нестабильность, частая смена правительства)……………………………………………………………………...16
ГЛАВА 4 МАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 1926 ГОДА. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЖИМА САНАЦИИ……………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………………...29

Файлы: 1 файл

СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.docx

— 63.63 Кб (Скачать файл)

Социалисты и крестьянские партии, за которыми шла значительная часть трудящихся, признавая необходимость частичной национализации промышленности и радикальной аграрной реформы, решительно отрицали путь, избранный Россией после Октябрьской революции. Оптимальной формой государственного устройства для Польши они считали парламентскую республику.

Правые партии не были последовательными сторонниками парламентской демократии, считая, что польское общество к ней еще не готово. Но в условиях, когда подавляющее большинство общества видело в демократическом устройстве лучшую гарантию своего светлого будущего, а вокруг (в России, Германии, Венгрии) бушевали революционные бури, они предпочитали не демонстрировать свои истинные взгляды, и даже использовали в своих названиях такие определения, как «народная», «демократическая».

Ю. Пилсудский, у которого не было собственной партии, пользуясь полномочиями главы государства, сосредоточился на установлении своего полного контроля над формирующейся польской армией [19, c. 225].

Первой открытой пробой сил стали выборы в Законодательный сейм 26 января 1919 г. Их бойкотировали немецкое, часть еврейского и украинского населения, а также коммунисты, усматривавшие в выборах попытку буржуазии и помещиков отвлечь массы от революционной борьбы.

Большинство польского населения тех территорий, которые уже вошли в состав государства (бывшее Царство Польское и Малая Польша), приняло самое активное участие в выборах, рассматривая их как своеобразный плебисцит «за» или «против» национальной независимости. Избирательные списки были выставлены более чем 20 политическими группировками. Наибольшее количество голосов было получено национальными демократами и их союзниками. Значительного успеха добились крестьянские партии и социалисты. Но ни одна из политических группировок не получила абсолютного большинства мест в сейме, в связи с этим каждое формируемое в Польше правительство могло иметь или коалиционный, или внепарламентский характер.

Собравшийся в феврале 1919 г. сейм подтвердил полномочия Пилсудского как начальника государства до момента принятия постоянной конституции и избрания на ее основе президента страны, а также принял закон о временной организации высшей власти, получивший название Малой конституции, который определял полномочия сейма, начальника государства и правительства. Пилсудскому получилось сохранить свой полный контроль над армией и свободу рук в восточной политике [22, c. 107].

Подводя итог, хотелось бы отметить, после завершения Первой мировой войны и провозглашения Антантой на Парижской конференции независимого Польского государства идея прометеизма не только не угасла, но заняла доминирующее положение в восточной внешнеполитической деятельности польских лидеров, в первую очередь Ю.Пилсудского. Их не устраивала пассивная роль барьера между «цивилизацией» (Западной Европой) и варварским «азиатско-византийским Востоком» (Россией), которую готовили Польше ее союзники. У них на этот счет имелась своя точка зрения. Они желали видеть пресловутую разделительную линию по рекам Двина и Днепр, которая к тому же протянулась бы от Балтики до Кавказа. Территории и народы вдоль этой линии должны составлять союз в виде федерации при лидерстве и координаторстве в нем, конечно же, могучей самостоятельной Польши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПОЛЬША В УСЛОВИЯХ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

 

3.1 Конституция 1921 года

 

Работа над постоянной конституцией заняла два года. Все это время в сейме и прессе шли горячие дискуссии о форме государственного устройства, полномочиях отдельных ветвей власти, принципах избирательного права.

17 марта 1921 г. сейм принял  конституцию (она получила название  «мартовской»). Это была одна из  наиболее демократических конституций  в мире на то время. Польша  провозглашалась республикой, верховная  власть в которой принадлежит народу, от имени которого её осуществляли избранные демократическим путем сейм и сенат.

 Активное избирательное право (право избирать) предоставлялось при выборах в сейм лицам, достигшим 21 года, в сенат – достигшим 30 лет; право быть избранном получили соответственно лица старше 25 и 40 лет. Военнослужащие избирательным правом не пользовались [5, c. 231].

Выборы в парламент должны были проводиться раз в пять лет. Важнейшей прерогативой сейма являлась совместная с сенатом законотворческая деятельность (законодательная власть), утверждение государственного бюджета и контроль за работой правительства. Главой исполнительной власти был президент, избираемый сроком на 7 лет обеими палатами, которые собирались для этого на совместном заседании, образуя Национальное собрание. Президент назначал правительство (премьер-министра и министров), состав которого утверждался парламентом. Правительство руководило внешней и внутренней политикой государства и отчитывалось перед сеймом в своей работе. Судебную власть осуществляли независимые суды, судьи подчинялись только законам, издаваемым парламентом. Приговоры и судебная практика не могли быть изменены ни одной другой властью [5, c. 232].

    Конституция определяла принципы работы органов местного самоуправления, то есть органов власти, избираемых жителями отдельных гмин, повятов и воеводств.

В соответствии с Конституцией, основные обязанности гражданина сводились к следующему: верность государству, соблюдение его законов, военная служба и уплата налогов. Государство стояло на страже гражданских свобод: охраны жизни, свободы, равенство перед законом, без различия происхождения, пола, национальности, расы или вероисповедания.

Предусматривалось, что римско-католическое вероисповедание будет занимать в государстве ведущее положение.

 Все виды собственности  объявлялись неприкосновенными. Нарушение  этого права допускалось только  на основании закона, исходя из  высших интересов общества, за  соответствующую компенсацию [6, c. 244].

 Конституция закрепляла  в Польше строй парламентской  демократии, ключевую роль в котором  играл сейм. Принятый на основании  конституции закон о выборах  позволял проводить в сейм  своих представителей даже небольшим  политическим партиям.

 Хотелось бы отметить, что Конституция 1921 г. соответствовала требованиям буржуазной демократии. Более того, в ряде случаев она шла дальше классических буржуазных конституций, так как содержала статьи об Охране труда, социальном вспомоществовании в случае безработицы и болезни, об охране материнства и младенчества, о национально-культурной автономии для национальных меньшинств и др. Но в политической практике господствующих классов неудобные им конституционные статьи не находили применения, и конституция поэтому не смогла открыть путь к решению раздиравших Польшу глубоких социальных и национальных проблем. Как бы то ни было, Конституция 1921 г. завершила формирование Польского государства и стабилизировала на время его внутреннюю структуру.

 

 

3.2 «Политическая  чехорда» (политическая нестабильность, частая смена правительства)

 

С принятием Конституции и установлением границ Польша оказалась в состоянии иллюзорной стабильности. Смена правительств, отсутствие долговременного парламентского большинства, а также доведенная до крайности многопартийность – все эти черты политической системы отличали не только Польшу, но и многие другие государства Европы межвоенного периода. К началу 20-х годов XX в. Польша столкнулась с рядом кризисных явлений, усугублявшихся наследием прошлого – региональной разобщенностью страны. Лишенная в течение столетия собственной государственности, она не имела опыта парламентаризма XIX столетия; кроме того, ситуацию осложняли конфликты с национальными меньшинствами. Все это не способствовало стабилизации. Практически сразу после возникновения молодой польской республики появились и первые признаки внешней угрозы: соглашение между бывшими противниками и соперниками – Германией и Советской Россией, заключенное в апреле 1922 г. в Рапалло, давало повод для беспокойства. Однако вопреки опасениям Польши до политического сближения двух государств дело не дошло, хотя договоренность о двустороннем военном сотрудничестве была достигнута.

Внутриполитические противоречия в Польше начиная с 1921 г. все более обострялись. Это было вызвано тем, что многие спорные вопросы в первые годы после создания государства отодвинулись на второй план, теперь же они вновь оказались в центре внимания. Национал-демократы не опасались больше возможной революции и настойчиво стремились захватить власть. Находясь под влиянием лидера их фракции в сейме – Станислава Грабского, они предполагали, что новые выборы и союз с другими партийными группами обеспечат им парламентское большинство. В действительности это было маловероятно в государстве, где каждый третий гражданин не был поляком и поэтому не разделял идей эндековского национализма. В первую очередь национал-демократы боролись против Пилсудского, что, препятствовало сплочению вокруг маршала хотя бы тех, кто уважал личные заслуги и особый статус Пилсудского как верховного главы государства [24, c. 409].

В ноябре 1922 г. прошли выборы в сейм и сенат. Эндеки, возглавившие партийную коалицию, получили 38% мандатов, но их попытки приобрести большее число союзников вначале оказались безуспешными. Президентом стал кандидат от левых людовцев из партии «Освобождение» Габриель Нарутович, поддержанный другими левыми партиями, центристами и представителями национальных меньшинств. Через неделю после выборов, 16 декабря 1922 г., Нарутовича застрелил фанатик правого толка Элигиуш Невядомский. Моральная ответственность за это преступление лежала на эндеках, которые в своей пропаганде грубо оскорбляли Нарутовича и не брезговали лживыми обвинениями. Покушение, однако, не вписывалось в планы создания правоцентристского большинства в сейме. Напротив, это изолировало эндеков от центристов, голосовавших за Нарутовича.

Смерть Нарутовича отразилась на польской политической жизни, оставив ощущение враждебности и нетерпимости. Последовавшие изменения оказались кратковременными. Премьер-министром стал генерал Владислав Сикорский, новым президентом избрали Станислава Войцеховского, которого поддерживал Пилсудский. Поскольку сеймовое большинство, вставшее на сторону Сикорского и Войцеховского, было временным – ведь в него входили представители национальных меньшинств, – быстро начались поиски новой коалиции, созданной на основе соглашения между польскими партиями. Людовцы из партии «Пяст» заключили 17 мая 1923 г. договор с эндеками, а также с их более слабыми союзниками. Этот так называемый «Ланцкоронский пакт» (подписанный в Варшаве) предусматривал ограничение прав национальных меньшинств в экономике, образовании и политической жизни. Он предусматривал также реализацию аграрной реформы, хотя и не столь радикальную, как в законе 1920 г. (все еще остававшемся на бумаге). Через несколько дней новая коалиция свергла правительство Сикорского и назначила новое – во главе с премьером Витосом [24, c. 410].

В стране складывалась весьма неблагоприятная ситуация. Уже перед приходом к власти нового правительства темпы инфляции резко возросли. Чтобы ее сдержать, необходимо было ввести в действие стабилизационные меры, которые бы затрагивали интересы всех слоев без исключения, даже тех, которых кризис почти не коснулся. Такие действия предлагал предпринять министр финансов Владислав Грабский, подавший в отставку, когда правительство отказалось принять его программу. Правоцентристскую коалицию его проект не устраивал, поскольку ущемлял интересы ее электората.

В первую очередь инфляция ударила по карману наемных рабочих. С октября 1923 г. начались забастовки. ППС и профсоюзы обещали провести 5 ноября всеобщую стачку. Правительство в ответ ввело чрезвычайное положение. В Кракове, Тарнове и Бориславе произошли столкновения рабочих с войсками и полицией; было много жертв с обеих сторон. Впрочем, гражданской войны не хотели ни социалисты, ни правительство. Тогда удалось найти компромиссное решение: были отменены и всеобщая забастовка, и военно-полевые суды. Правительство Витоса продержалось недолго. Часть депутатов партии «Пяст» выступила с протестом против очередного ограничения аграрной реформы и вышла из партии. Так непопулярная коалиция, утратив сеймовое большинство, потеряла власть, расплачиваясь за пролитую кровь, инфляцию и хаос в экономике.

Несмотря на неблагоприятную ситуацию, крупнейшие политические партии проявили благоразумие. Девятнадцатого декабря 1923 г. было создано «внепартийное» правительство Владислава Грабского, которое своей главной целью ставило оздоровление экономики. Почти два года Грабскому удавалось лавировать между правыми и левыми, добиваясь их поддержки или по крайней мере нейтралитета. Он получил полномочия, дававшие ему право стабилизировать валюту. Для этой цели Грабский решился на повышение налогов для всех социальных групп, но более всего для самых зажиточных слоев населения. Уже через несколько месяцев ему удалось заменить польскую марку злотым, который стал стабильной, свободно конвертируемой денежной единицей, обеспеченной золотым и валютным запасом [9, c. 123].

Постепенно, однако, положение правительства ухудшалось. Причиной тому стал конфликт с Пилсудским. С 1923 г. он отошел от официальной политической жизни и поселился в Сулеювке под Варшавой, но по-прежнему продолжал оказывать значительное влияние на деятельность отдельных партий и на многих генералов и офицеров. Поначалу в отношении правительства Пилсудский занял выжидательную позицию, даже когда министром военных дел стал его давний конкурент генерал Сикорский. Но уже в 1925 г. он публично подверг резкой критике деятельность последнего [24, c. 411].

Экономические трудности также не способствовали укреплению авторитета правительства, удар по которому был нанесен падением курса злотого в июле 1925 г., – ведь именно на валютной стабилизации держалась популярность Грабского. Начавшаяся вторая волна инфляции по сравнению с первой была малоощутимой, но попытка справиться с ней выявляла все новые признаки кризиса. Производство снижалось, росла безработица. В связи с ослаблением злотого и ростом недоверия со стороны крупного капитала Грабский в ноябре подал в отставку.

Правление кабинета Грабского было самым продолжительным из всех до мая 1926 г., а его достижения – наиболее существенными. Наряду с мерами по стабилизации злотого был принят новый закон об аграрной реформе, более умеренной, чем закон 1920 г., но с реальной возможностью претворения в жизнь. Окончательный вариант закона после поправок сената был принят уже после отставки Грабского, в декабре 1925 г. Ранее, в феврале того же года, был подписан конкордат, регулировавший отношения с католической церковью. Католицизм играл весьма существенную роль в польской общественной жизни, особенно на селе. Но католическое вероисповедание и его традиции не оказывали непосредственного воздействия на тенденции политического развития. Хотя большая часть духовенства симпатизировала скорее правым националистам, в деревне явную конкуренцию национал-демократам составляли людовцы. Несмотря на их отрицательное отношение к участию католической церкви в политической борьбе, им удавалось добиться в этой среде успеха [14, c. 9].

Информация о работе Создание независимой Польской Республики