Министерство
Науки и Образования Республики
Казахстан
Казахский Национальный
Университет им. аль-Фараби
Факультет Международных
отношений
по дисциплине ССМО
на тему: "ТИБЕТ: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
И ЗАКОННОСТЬ"
Выполнила
Жансеитова А.
студентка 3 курса
группа МО-10 (р)
Алматы 2012 г.
Исторический
статус Тибета
Правительство Тибета в эмиграции,
возглавляемое Его Святейшеством
Далай-ламой, главой государства и
его духовным лидером, последовательно
утверждает, что Тибет находится
под китайской оккупацией с тех
времен, когда Китай вторгся в
независимое государство в 1949-50 годах.
Китайская народная республика (КНР)
настаивает на том, что ее отношения
с Тибетом являются чисто внутренним
делом, так как Тибет является
и веками являлся внутренней частью
Китая. Вопрос о статусе Тибета по
своей сути – правовой, хотя и
политически злободневен.
КНР не заявляет никаких
прав на суверенитет Тибета как на
результат его военного порабощения
и оккупации Тибета после вооруженного
вторжения в него в 1949-50 годах. Действительно,
КНР вряд ли могла бы заявлять такие
права, так как она категорически
отклоняет как незаконные подобные
притязания других государств, основанные
на завоевании, оккупации или заключении
односторонне выгодных договоров. Вместо
этого КНР основывает свои претензии
к Тибету на теории, что Тибет
стал неотделимой частью Китая семь
веков назад.
Тибет в XX столетии
Тибет осуществлял свои международные
отношения, прежде всего имея дело с
британской, китайской, непальской и
бутанской дипломатическими миссиями
в Лхасе, а также посредством
правительственных делегаций, командируемых
за границу. Когда Индия стала
независимой, британская миссия в Лхасе
была заменена на индийскую. Во время
второй мировой войны Тибет сохранял
нейтралитет несмотря на мощное давление
со стороны США, Британии и Китая,
пытавшихся обеспечить поставки сырья
из Тибета.
Тибет никогда не поддерживал
обширных международных отношений,
но те страны, с которыми Тибет их
поддерживал, обращались с Тибетом
как с любой другой суверенной
страной. Международный статус Тибета,
фактически, не изменился, как, например,
статус Непала: когда Непал подавал
заявку на членство в ООН в 1949 году,
он ссылался на свой договор и дипломатические
отношения с Тибетом, чтобы показать
свое полное международное признание.
Вторжение в Тибет
Поворотным пунктом в
истории Тибета стал 1949 год, когда
Народно-освободительная армия КНР
впервые проникла на территорию Тибета.
После поражения маленькой тибетской
армии и захвата половины страны
китайское правительство в мае
1951 года навязало тибетскому правительству
так называемое "Соглашение из 17
пунктов о мирном освобождении Тибета".
Поскольку оно было подписано под принуждением,
по международным законам соглашение
не имело юридической силы. Присутствие
сорокатысячной армии в Тибете, угроза
немедленной оккупации Лхасы и перспектива
полного уничтожения Тибетского государства
не оставляла тибетцам выбора.
В то время как открытое
сопротивление Китаю росло, особенно
в Восточном Тибете, китайские
репрессии, которые включали разрушение
храмов и аресты монахов и других
общественных лидеров, нарастали с
ужасающей быстротой. К 1959 году народные
восстания пережили свою кульминацию
в виде массовых демонстраций в Лхасе.
Тогда Китай подавил восстание, 87 тысяч
тибетцев были убиты только в районе Лхасы,
а Далай-лама бежал в Индию, где и находится
его нынешняя резиденция вместе с Правительством
Тибета в эмиграции.
В 1963 году Далай-лама провозгласил
Конституцию демократического Тибета.
Она была воплощена в жизнь
в соответствии с ограниченными
возможностями эмигрантского правительства.
Тем временем, религиозные
преследования в Тибете, последовательные
нарушения прав человека и массовое
разрушение религиозных и исторических
памятников оккупационными властями не
смогли разрушить дух тибетского
народа, протестующего против разрушения
его национального самосознания.
1,2 миллиона тибетцев (около одной
шестой населения Тибета) лишились
жизни в результате китайской
оккупации. Однако новое поколение
тибетцев, кажется, настолько же решительно,
как и старое, желает восстановить
независимость страны.
Основные положения "ОФИЦИАЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ"
*Под "Тибетом" здесь
подразумевается "этнографический"
Тибет, то есть все Тибетское нагорье,
включая так называемый Тибетский автономный
округ (ТАО), а также населенные преимущественно
тибетцами пограничные китайские провинции
Сычуань, Гансу и Юннан. Китайцы, говоря
о Тибете, имеют в виду лишь часть этнографического
Тибета, известную ныне как ТАО.
В основе всех нарушений прав человека
и нападок на тибетскую культуру
лежит отрицание главного права
тибетского народа - права на самоопределение.
Именно с целью насаждения своих
чуждых и непопулярных в Тибете законов
китайцы стремятся подавить в
этой стране всякий национальный протест
и все чисто тибетские культурные
проявления. Именно с целью колонизации
Тибета Китай стимулирует и поощряет
массовую миграцию китайцев в Тибет,
где они уже доминируют в сфере
политики, безопасности и экономики.
Согласно законам и Конституции
КHР, ТАО наделена ограниченной автономией,
и большинство решений местных
органов власти нуждается в одобрении
центральных властей. Hо реальное влияние,
которое тибетцы могут оказывать на решение
своих собственных проблем, еще меньше
в силу сосредоточения всей полноты власти
в руках Китайской Коммунистической Партии
(ККП), а также благодаря отстранению тибетцев
от участия в деятельности местной администрации.
В результате, несмотря на то, что формально
тибетцы обладают правами автономии, на
практике они почти всегда оказываются
в положении подчинения более властным
органам китайского правления. Китайцы
занимают ключевые посты в армии и полиции.
Hа протяжении своей истории Тибет неоднократно
являлся разделенным государством, и потому
в настоящее время препятствием тибетскому
самоуправлению в значительной степени
служит раздел территории Тибета, согласно
которому большое число тибетцев находится
вне пределов ТАО, в четырех провинциях
Китая, где они составляют незначительное
меньшинство населения.
Угроза Тибетской культуре
и национальной идентичности
В 1959 году Генеральная
Ассамблея ООH выразила озабоченность
по поводу "уважения основных прав человека
в Тибете и сохранения особенностей
культуры и религиозной жизни
тибетцев". В 1961 и 1965 годах ООH вновь
отметила опасность "угрозы разрушения
культуры и религиозной жизни"
тибетского народа. В 1991 году Подкомитет
по предотвращению дискриминации и
защите национальных меньшинств при
Комиссии по правам человека ООH вновь
выразил озабоченность в связи
с "сообщениями о нарушениях основных
свобод и прав человека в Тибете,
результатом чего является угроза культурной,
религиозной и национальной идентичности
тибетского народа". В настоящее время
некоторые китайские политики продолжают
различными мерами разрушать составляющие
части тибетской культуры и самоидентичности.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРАВА
Право на образование
Китайское правительство
достигло значительных успехов в
сфере получения тибетскими детьми
начального образования. Тем не менее,
система образования в Тибете
ставит тибетских детей в неравное
положение по сравнению с их китайскими
сверстниками. Исключительное использование
китайского языка в инструкциях
по обучению в младших и средних
классах ТАО, малое число принимаемых
в школу тибетцев и высокий
процент их отчисления, низкое качество
программ и недостаточная квалификация
учителей, преподающих в тибетских
школах, недоступность образования
для многих тибетских детей, а
также тот факт, что каждый третий
житель Тибета является неграмотным --
все это указывает на дискриминацию
в сфере образования. Вместо того,
чтобы воспитывать в тибетских
детях уважение к их культурному
наследию, языку и духовным ценностям,
система образования в Тибете
служит порождению в них чувства
ущербности по сравнению с доминирующими
культурными ценностями Китая.
Право на жилище
Разрушение целых городских
кварталов, насильственное переселение
тибетцев, сопровождаемое уничтожением
их традиционных домов, а также явное
предпочтение, оказываемое китайцам
при предоставлении жилья - все это свидетельствует
о дискриминации по отношению к тибетцам
в жилищной сфере.
Право на получение
медицинской помощи
Общедоступность первичной
медицинской помощи и применение
мер предотвращения заболеваний
привели к значительному улучшению
общего уровня здоровья населения ТАО.
Средняя продолжительность жизни
в Тибете существенно возросла, хотя
она остается ниже, чем в других
регионах КHР. Тем не менее, детская
смертность в Тибете по-прежнему в
три раза выше, чем в среднем
по КHР. Остается также проблема детского
недоедания. Дороговизна и низкое
качество первичного медицинского обслуживания,
а также острая нехватка профессиональных
медиков в сельской местности
являются причиной недоступности для
тибетцев высококачественного медицинского
обслуживания.
Необоснованные
аресты
Тибетцы продолжают подвергаться
арестам и содержанию под стражей
на длительный срок без предъявления
обвинений или по таким причинам,
как мирные заявления о поддержке
идеи независимости Тибета и поддерживание
связей с Далай-ламой. Число политических
заключенных за последние годы превысило
в Тибете 600 человек. Рабочая группа
по незаконным арестам при ООH критиковала
Китай за использование такого неопределенного
понятия, как "контрреволюционные преступления"
и безрезультатно призывала китайских
руководителей освободить десятки
тибетцев, которые оказались в
заключении вопреки всем международным
юридическим нормам, гарантирующим
свободу высказываний и свободу
религии. Многие тибетцы были арестованы
в ходе мирных демонстраций, за написание
и распространение листовок, за общение
с иностранцами или членами Правительства
Тибета в изгнании, а также за
хранение печатных материалов, призывающих
к независимости. Монахини составляют
от одной четверти до одной трети
от общего числа политических заключенных.
В 1997 году Китай сменил понятие "контрреволюция"
на не менее расплывчатый термин "преступления
против национальной безопасности",
добавив статью, предусматривающую
наказание за "раскол нации".
Пытки
В тибетских тюрьмах широко распространены
пытки и содержание в условиях, приводящих
к возникновению заболеваний. Обычной
практикой в отношении политических заключенных
являются пытки электрическим током. Пытки
и другие формы обращения, опасного для
здоровья заключенных, имеют место в полицейских
участках во время ареста, при перевозке
к местам заключения, в лагерях и тюрьмах.
Документально зафиксированные методы
пыток в отношении тибетцев включают избиение
цепями, железными прутьями и палками
с шипами, применение электрического тока
к особо чувствительным частям тела, включая
половые органы и рот, подвешивание за
руки, вывернутые за спину, пытки холодом
и ледяной водой. Жестоким издевательствам
и пыткам подвергаются также женщины,
и, в особенности, монахини.
Свобода высказываний
Для тибетцев сильно ограничена
свобода высказывания своего мнения.
Власти с нетерпимостью относятся
ко всем проявлениям политического
национализма. Общественные комитеты
выявляют несогласных с официальной
идеологией и насаждают "правильное
мнение". Тибетцы подвергаются арестам
и тюремному заключению или направляются
в трудовые перевоспитательные лагеря
всего лишь за мирное выражение своих
политических взглядов. Вся информация,
поступающая в Тибет из внешнего мира
и выходящая из него тщательно контролируется.
В последние годы система запретов еще
более ужесточилась в рамках анти криминальной
кампании "Жесткого удара". Происходит
изъятие фотографий Далай-ламы и кампания
по "перевоспитанию" монахов.
Свобода вероисповедания
Буддизм играет ведущую
роль в жизни тибетцев. Однако китайские
власти осуществляют грубое вмешательство
в религиозную жизнь тибетцев.
Монастыри находятся под постоянным
надзором со стороны местных властей,
партийных органов и полицейских
отделений. Каждый монастырь управляется
Комитетом Демократического Управления
(КДУ).
Со времени партийного
съезда 1994 года, на котором Далай-лама
и "его приспешники" были объявлены
причиной политической нестабильности
в Тибете, тибетский буддизм стал
объектом пристального наблюдения и
контроля. Усилилась роль партийного
руководства в деятельности КДУ;
усилился запрет на возведение культовых
сооружений без официального разрешения
и ограничение числа монахов
и монахинь в монастырях; для верующих
тибетцев затруднено принятие монашества;
от монахов требуют делать заявления,
направленные против Далай-ламы.
Отыскание перерождения Панчен-ламы
китайские власти использовали для
усиления кампании по дискредитации
буддизма и уменьшения политического
влияния Далай-ламы. Главный монах,
участвовавший в процедуре отыскания,
был арестован и позже подвергся
наказанию; была произведена политическая
чистка в монастыре Панчен-ламы,
а простые тибетцы и их религиозные
лидеры проверялись на лояльность властям
тем, что от них требовали отрицать
влияние Далай-ламы на процесс отыскания
Панчен-ламы и принять кандидата,
выбранного самими китайцами. За запретом
на выставление фотографий Далай-ламы
в общественных местах последовал запрет
иметь их и в личном пользовании.
В 1996 году началась кампания по патриотическому
перевоспитанию в монастырях, которая
продолжается до сих пор. В главные монастыри
были посланы усиленные рабочие бригады
для проведения среди монахов работы по
перевоспитанию, в рамках которой от них
требуют осуждения в адрес Далай-ламы.
Сотни монахов были вынуждены покинуть
свои монастыри, а по крайней мере 90 человек
были арестованы за сопротивление процессу
перевоспитания. Один из монастырей был
обстрелян китайским вооруженным отрядом,
причем один монах был убит и трое ранены.