Торгово-экономические отношения России и ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является углубленное изучение основных аспектов торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом, выявление проблем и возможных направления развития внешнеэкономического сотрудничества.
Объектом исследования является торгово-экономическое сотрудничество России и ЕС.
Для достижения поставленной цели в работе выдвигаются следующие задачи:
1. рассмотреть основные этапы развития Европейского Союза;
2. ознакомиться с политикой и сценарием развития отношений между ЕС и Россией;
3. изучение внешнеэкономических связей Европейского Союза и России;

Содержание работы

Введение..................................................................................................
Глава 1.ЕС-основная интеграционная группировка в современное время ......................................................................................................
1.1.Этапы развития ЕС................................................................
1.2.Политика ЕС в отношении России......................................
1.3.Сценарии развития отношений Россия-ЕС.........................

Глава 2.Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом...........................................................................
2.1. Экономические отношения Россия-ЕС.............................
2.2.Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС......
2.3.Договорно-правовая база для торговых отношений…….
Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России….
3.1. Стратегическое видение Россией и ЕС двустороннего партнерства
3.2.Отношения Россия-ЕС:направления и перспективы......

Заключение............................................................................................
Список литературы..............................................................................

Файлы: 1 файл

Реферат Торгово экономические отношения России и ЕС.docx

— 61.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 
Введение..................................................................................................

 
3

 
Глава 1.ЕС-основная интеграционная группировка в современное время ......................................................................................................

 
 
5

 
            1.1.Этапы развития ЕС................................................................

 
5

1.2.Политика ЕС в отношении России......................................

7

1.3.Сценарии развития отношений Россия-ЕС.........................

8

   

 
Глава 2.Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом...........................................................................

 
10

 
            2.1. Экономические отношения Россия-ЕС.............................

 
10

2.2.Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС......

13

2.3.Договорно-правовая база для торговых отношений…….

15

   

Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России….

 
19

 
            3.1. Стратегическое видение Россией и ЕС двустороннего партнерства

 
19

3.2.Отношения Россия-ЕС:направления и перспективы......

21

 

 

Заключение............................................................................................

 
24

 
Список литературы..............................................................................

 
26


 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Европейский Союз — крупнейший деловой и политический партнер  России в Европе. Это обусловлено  общностью истории и географии, экономической взаимодополняемостью и накопленным опытом сотрудничества.

И Россия, и Европейский  союз кардинально изменились за последние  несколько лет. Расширение ЕС до 27 стран  превратило его в организацию, включающую большинство стран Европы и имеющую  глобальные амбиции, но одновременно существенно  усилило уровень дифференциации внутри ЕС и породило ряд экономических  проблем. Россия оправилась от кризиса 1990-х годов: политическая система  стабилизировалась, экономика в  течение вот уже нескольких лет растет на 6-9% в год, при этом экономический рост обеспечивается не только за счет роста цен на энергоносители, но и за счет внутренних факторов (рост инвестиций в основной капитал и расширяющееся частное потребление). Изменился и мир. Резкое повышение (и скачки) цен на нефть, глобальный финансовый кризис, угроза продовольственного кризиса, нарастание военно-политической нестабильности в ряде регионов – все это заставляет по-новому осмыслить перспективы развития мировой системы.

В сохранении ряда проблем  в экономической сфере взаимоотношений  между Россией и ЕС и заключается  актуальность данной работы.

В своих отношениях Россия и ЕС руководствуются принципами прагматизма, что определяет сходство и различия их позиций. Различия проявляются  в упомянутых выше стратегиях взаимоотношений: если российский документ делает акцент на хозяйственном сотрудничестве в  рамках Большой Европы с учетом российской специфики, то документ ЕС — на содействии преобразованиям в России по западным моделям.

Целью работы является углубленное изучение основных аспектов торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом, выявление проблем и возможных направления развития внешнеэкономического сотрудничества.

Объектом исследования является торгово-экономическое сотрудничество России и ЕС.

Для достижения поставленной цели в работе выдвигаются следующие задачи:  

1. рассмотреть основные этапы развития Европейского Союза;

2. ознакомиться с политикой и сценарием развития отношений между ЕС и Россией;

3. изучение внешнеэкономических связей Европейского Союза и России;

4. изучение договорно-правовой базы для торговых отношений;

5. анализ основных направлений и перспектив развития отношений между ЕС и Россией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ЕС – основная интеграционная группировка в современное  время

 

 

1.1. Этапы развития Европейского Союза

 

 

В состав ЕС входят 27 стран-членов среди которых Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Гренландия, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария и Румыния. На долю этих стран приходится более 25% всего объёма мировой торговли, около 1/3 официальных международных ликвидных резервов, 36% средств, направляемых в качестве донорской помощи развивающимся странам. Создание ЕС было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 1990-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении запад­ноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз,  развиваясь вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Развитие вглубь – это формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Возникновение ЕС имело целью  создание общего рынка и на этой основе повышение экономической  стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕС определил последовательность мероприятий:

1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных  ограничений, а также всех других  тор­говых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

2) введение общего таможенного  тарифа и единой торговой политики  в отношении третьих стран;

3) свободное движение  факторов производства (капитала  и рабочей силы), свобода создания  филиалов на территории ЕС  и свободная торговля услугами  между странами-участницами;

4) проведение общей аграрной  и транспортной политики;

5) создание валютного  союза;

6) координация и постепенное  сближение экономических политик  стран-участниц;

7) унификация налоговых  законодательств;

8)  выравнивание внутригосударственных  правовых норм, имеющих значение  для общего рынка.

Уже после первой мировой  войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела  к конкретным шагам. Затем, после  разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и  процветания в Европе. Процесс  начался 9 мая 1950 года речью Роберта  Шумана, Министра иностранных дел  Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии.

Эта концепция была реализована  в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали  с шестью странами-членами. 18 апреля 1951 года – в Париже был подписан договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Парижский договор подписали  Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

Расширение Евросоюза 2004г., безусловно, затронуло традиционные для России связи со странами Центральной и Восточной Европы.[12]

1.2. Политика ЕС  в отношении России

 

 

Выдвигая предложения  по сотрудничеству с приграничными  регионами России, ЕС, по мнению некоторых  экспертов, выступает до известной  степени, конкурентом Москвы уже  на внутреннем российском пространстве. Главным инструментом здесь становится экономическая притягательность ЕС для части российских регионов. В  первую очередь это касается Калининградской  области и регионов Северо-Запада России, где предложения о совместном с ЕС финансировании проектов развития неизменно сопровождаются желанием Брюсселя оказывать прямое, и не всегда выгодное России, влияние на государственное управление.

Особую и неоднозначную  роль играют и новые страны-члены  ЕС, вступившие в Евросоюз весной 2004 года. Большинство из них отстаивает откровенно жесткую линию по отношению  к современной России, стремится  блокировать пророссийские инициативы Франции, Германии или Италии внутри ЕС, закрепиться в роли «главных авторов» политики ЕС в отношении  России и расширить свое влияние  на пространстве СНГ. Вместе с тем, как  отметил ряд участников ситанализа, сохраняющиеся торгово-экономические и человеческие связи с бывшими союзниками СССР по «социалистическому лагерю» дают российской стороне некоторые дополнительные возможности в отношениях с ЕС, которые было бы ошибочно игнорировать. Новые страны подчас испытывают дискомфорт в связи с усилением централизации принятия решений в ЕС. Это также создает для России определенное пространство для маневра.

С недавним расширением ЕС связана и проблема калининградского транзита. По мнению всех участников ситанализа, России не стоит рассчитывать на введение ЕС каких-либо специальных режимов передвижения российских граждан на данном направлении. Единственным условием, при котором такой спец режим может быть введен, является гипотетическое установление контроля Евросоюза над регионом и де-факто утеря российского суверенитета над данной территорией.

Подавляющая часть экспертов (85 %) согласилась, что согласованное  на сегодняшний день «решение» проблемы свободы передвижения людей и  грузов между Калининградом и  другими регионами России не удовлетворительно, и может рассматриваться как провал российской стороны. Де-факто существующий формат транзита ничем не отличается от полноценного визового режима, причем право предоставления транзитных документов принадлежит иностранным государствам и носит разрешительный характер. Происходит резкое удорожание грузового транзита.

Также маловероятно заключение отдельных двусторонних соглашений об облегчении режима транзита, не противоречащих Шенгенским правилам, как в случае с аналогичными соглашениями между  Россией и Германией, Россией  и Францией.[11]

 

 

1.3. Сценарии развития  отношений Россия – ЕС

 

 

Что касается наиболее благоприятного, с точки зрения развития России и  будущего отношений с ЕС, сценария развития отношений после 2005–2007 гг., то мнения экспертов, принявших участие  в дискуссии, разделились.

Большая часть экспертов (65 %) считает, что России выгодна  тактическая пауза (но никак не замораживание) отношений, которую можно было бы использовать для нивелирования  негативных аспектов нынешнего формата  отношений, их внутреннего переосмысления, подготовки более устойчивой платформы  на будущее и проведения в жизнь  конкретных проектов.

В первую очередь это связано  с тем, что российская экономика  и бизнес пришли к стадии более  тесных отношений с ЕС неподготовленными. В отечественной бизнес-среде  и даже правительственном аппарате отсутствуют достаточные знания о механизмах функционирования Евросоюза, а сам бизнес плохо защищен государством от конкурентного давления со стороны хозяйствующих субъектов и бюрократии Евросоюза. В результате российские корпорации уже сейчас несут прямые убытки и могут потерять ряд важных рынков сбыта своих товаров и услуг.

Часть экспертов высказалась  в пользу интенсификации диалога  с ЕС, выражая опасение, что пауза  превратится в спад. При этом, как уже указывалось, подавляющее  большинство экспертов высказались  против быстрого подписания соглашения о «четырех общих пространствах». Правда, в ответах на вопросы анкет  данное большинство не было подавляющим (60 %).[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений  между Россией и Европейским  союзом

 

 

2.1. Экономические  отношения Россия – ЕС

 

 

Как известно, Европейский  союз является крупнейшим внешнеторговым партнером Российской Федерации  – только за 10 месяцев прошлого года товарооборот между Россией и  ЕС составил почти 190 млн. долларов. На долю ЕС приходится более 50% российского  внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. Доля России во внешней торговле ЕС приближается к 10%.[10] В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Несмотря на то, что такая асимметрия в торговле уже сейчас становится заметным ограничителем двусторонних отношений, Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, сколько в диверсификации экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров.

Особое внимание участники ситуационного анализа обратили на транспортную составляющую сотрудничества. Российская Федерация занимает уникальное положение наиболее удобного и безопасного на данное время маршрута движения Европа – Азия. Потенциально Россия могла бы извлекать из своего географического положения существенные экономические выгоды. В настоящее время Европейский союз стремится к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в первую очередь – воздушной. С этой целью Комиссия ЕС (КЕС) ведет борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской магистрали. В случае положительного для ЕС решения данного вопроса будет создан важнейший прецедент, который позволит странам Евросоюза наращивать масштаб перевозок через российскую территорию, существенно теснить позиции российских авиаперевозчиков и не компенсировать России финансовые потери. Одновременно Россия недостаточно использует потенциал железнодорожных перевозок Европа – Азия, который способствовал бы ее реальной интеграции с Европой и в мировое хозяйство в целом. Повышение экологических требований затруднит проекты по транспортировке российских энергоносителей через Балтийское море.

Информация о работе Торгово-экономические отношения России и ЕС