Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:42, курсовая работа
Целью работы является углубленное изучение основных аспектов торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом, выявление проблем и возможных направления развития внешнеэкономического сотрудничества.
Объектом исследования является торгово-экономическое сотрудничество России и ЕС.
Для достижения поставленной цели в работе выдвигаются следующие задачи:
1. рассмотреть основные этапы развития Европейского Союза;
2. ознакомиться с политикой и сценарием развития отношений между ЕС и Россией;
3. изучение внешнеэкономических связей Европейского Союза и России;
Введение..................................................................................................
Глава 1.ЕС-основная интеграционная группировка в современное время ......................................................................................................
1.1.Этапы развития ЕС................................................................
1.2.Политика ЕС в отношении России......................................
1.3.Сценарии развития отношений Россия-ЕС.........................
Глава 2.Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом...........................................................................
2.1. Экономические отношения Россия-ЕС.............................
2.2.Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС......
2.3.Договорно-правовая база для торговых отношений…….
Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России….
3.1. Стратегическое видение Россией и ЕС двустороннего партнерства
3.2.Отношения Россия-ЕС:направления и перспективы......
Заключение............................................................................................
Список литературы..............................................................................
Российская стратегия констатирует также, что она отражает основную направленность и задачи Коллективной стратегии ЕС. В этом контексте Россия выделяет приоритетные задачи развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества с ЕС в следующих областях: расширение формата и повышение эффективности политического диалога; взаимное развитие торговли и инвестиций; сотрудничество в финансовой области; учет интересов России при расширении ЕС; развитие инфраструктуры пан-европейского сотрудничества; сотрудничество в области науки и технологии, защиты прав интеллектуальной собственности; развитие трансграничного сотрудничества; совершенствование правовой базы взаимного сотрудничества, сближения законодательных норм сторон в области экономики и технических стандартов; сотрудничество в правоохранительной сфере; повышение роли деловых кругов в развитии сотрудничества; обеспечение реализации стратегии в России.[8]
Соблюдение правил ВТО/ГАТТ
обеспечивает применение к импорту
из России в ЕС минимальных ставок
Единого таможенного тарифа (ЕТТ)
Союза, которые значительно ниже
так называемых базисных, или автономных
ставок ЕТТ. Фактически же ЕС с 1993г. предоставил
России преференциальный режим в
отношении таможенного
Уровень таможенного обложения российских товаров в ЕС дифференцирован в зависимости от степени переработки («облагораживания»): если сырье и определенная часть полуфабрикатов ввозятся беспошлинно или с пошлиной в 2-3%, то пошлины на готовые изделия могут достигать 10% (автомобили, фанера, текстиль) и 15% и более (икра, некоторые виды обуви и др.)[6]
Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России
3.1.Стратегическое
видение Россией и ЕС
Стратегические цели ЕС сформулированы в ритуальной форме, характерной для политических документов такого рода: "Стабильная, демократическая и процветающая Россия, прочно связанная с объединенной Европой, свободной от новых разделительных линий, - залог устойчивого мира на континенте Европейский Союз имеет четкие стратегические цели:
- стабильная, открытая и
плюралистическая демократия в
России, основанная на принципах
правового государства и
- обеспечение стабильности
в Европе, укрепление глобальной
безопасности и поиск ответов
на общие вызовы, стоящие перед
континентом, путем
При всей традиционности этих
формулировок, в Общей Стратегии
появляется показательный пассаж о
том, что Европейский Союз готов
приложить все необходимые
Другая показательная тенденция – это перенесение акцента с экономического сотрудничества на содействие формированию демократических институтов и гражданского общества. Основная цель программы ТАСИС претерпела аналогичные метаморфозы. Регламент 1991г. утверждал своей целью содействие "переходу к рыночной экономике", Регламент 1993г. добавил к этому "..., и таким образом содействуя укреплению демократии".[5] Регламент 1996г. уравнял в правах эти две цели: "переход к рыночной экономике и укрепление демократии", а последний Регламент 2000г. добавил третий компонент, и цель программы формулируется следующим образом: "переход к рыночной экономике; укрепление демократии и правового общества". Очевидно, что на первом этапе Европа была или уверена в демократическом выборе России, или полагала, что такой выбор последует за проведением рыночных преобразований. Современное понимание требует специальных усилий в поддержку демократических институтов, как необходимое условие экономического и политического успеха России. Война в Чечне привела к переброске значительной части средств ТАСИС с технического содействия на гуманитарную помощь и проекты в области демократии.[3] В свою очередь Россия стратегической задачей отношений с ЕС видит "обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире", исходя при этом из тезисов об "объективной потребности формирования многополярного мира, общности исторических судеб народов и ответственности государств Европы за будущее континента, взаимодополняемости их экономик". Россия ставит цель "привлечения хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского Союза для развития социально ориентированной рыночной экономики России... и дальнейшее строительство демократического правового общества". Достаточно показательно звучат пассажи о том, что "настоящая Стратегия непосредственно увязана с концепцией обеспечения экономической безопасности страны" и о том, что "в определенных секторах экономики остается оправданной защита отечественного производства с учетом международного права и опыта". Таким образом, наряду с общностью многих важных целей и интересов, между стратегическим видением ЕС и России существует немало важных расхождений и различий, требующих пристального внимания и в перспективе - усилий по их максимальной гармонизации.
3.2. Отношения Россия - ЕС: направления и перспективы
Основой отношений между ЕС и Россией является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющее ЕС и Россию как стратегических партнеров. Соглашение было подписано главами государств или правительств в то время двенадцати стран членов ЕС, председателем Европейской Комиссии и президентом Российской Федерации в июне 1994 года на острове Корфу. Промежуточное соглашение о торговле и экономических отношениях вступило в силу 16 февраля 1996 года. СПС было ратифицировано и вступило в силу 1 декабря 1997 года.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве содержит 112 статей, 10 приложений и 2 протокола, а также ряд совместных и односторонних деклараций. Положения СПС касаются развития политического диалога, торговли, бизнеса и инвестиций, платежей и капитала, вопросов конкуренции, защиты интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности, развития сотрудничества в области законодательства, экономики, а также сотрудничества в борьбе с противоправной деятельностью, культурного сотрудничества и сотрудничества в финансовой сфере. СПС основано на базовых принципах, разделяемых сторонами, от содействия международному миру и безопасности до поддержки демократического общества, основанного на политических и экономических свободах. В духе равноправия и партнерства Соглашение нацелено на укрепление политических, торговых, экономических и культурных связей и определяет повестку дня для переговоров о возможности создания зоны свободной торговли. Соглашение содержит положения, в соответствии с которыми Россия и ЕС предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации и ограничили возможности введения импортно-экспортных ограничений.
В соответствии с Соглашением
обе стороны обязались
Кроме того, каждый год проходят другие встречи министров, парламентариев и иных должностных лиц.
Отношения между Россией и ЕС определяют следующие документы:
· Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (1997);
· Коллективная стратегия ЕС по отношению к России (1999);
· Стратегия развития отношений России с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010);
· Соглашение о торговле некоторыми изделиями из стали (1997);
· Соглашение о торговле текстильными товарами (1998);
· Меморандум по энергетике (1999);
· План совместных действий по борьбе с организованной преступностью (2000);
· План совместных действий по нераспространению и разоружению в РФ (1999);
· Решение Совета о выполнении Плана совместных действий по нераспространению и разоружению в РФ (2001);
· Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий (1999);
· Стратегия в отношении России (2002-2006);
· Соглашение о торговле некоторыми изделиями из стали (2002);
В конце 2007г. истек срок действия соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия – ЕС, который регулировал эти отношения на протяжении 10 лет. Действующее соглашение за эти годы во многом устарело, а при вступлении России в ВТО около трети текстов потеряют свою актуальность.
При разработке нового документа, по мнению представителей российского бизнеса, нужно "расширить диапазон его действия не только на торговую, но и на инвестиционную сферу". Новое соглашение планируется подписать весной 2008 года. Однако до сих пор Россия и ЕС так и не приступили к переговорам по его подготовке из-за позиции Польши, которая блокировала утверждение мандата Еврокомиссии на ведение этих переговоров, требуя от России отмены эмбарго на импорт мяса.
Масштаб нового соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между России с ЕС таков, что при его формировании необходимо реальное участие всей политической элиты страны, сказал Анатолий Чубайс. "На современном этапе без участия бизнеса создать новый фундаментальный документ о сотрудничестве России и ЕС было бы ошибкой", - считает он. А Европу России не заменит ни США, ни Китай, считает глава РАО ЕЭС.
Высказывая свою позицию по поводу согласования сроков подготовки этого документа со временем вступления России в ВТО, Чубайс отметил, что "ВТО - это абсолютный приоритет, и все предпосылки для вступления России в эту организацию до конца года существуют". "Правильно было выстроить подготовку нового соглашения с ЕС как следующий шаг, как ВТО плюс", - подчеркнул он. "Мы не должны позволить себе остаться в ситуации, когда весь мир там, а баба Яга против", - сказал Чубайс
В любом случае новое соглашение должно будет отражать следующие аспекты:
1. концепцию четырех пространств;
2. дальнейшее углубление
экономической интеграции
3. создание в перспективе
экономического пространства
4. новый уровень политических
отношений, основанных на
5. новую институционную
структуру взаимоотношений,
Новый договор должен быть наполнен четкими формулировками, а не заверениями о намерениях сторон.[13]
Заключение
Соглашение о партнерстве
и сотрудничестве между Россией
и ЕС предусматривает улучшение
доступа на рынки на основе принципа
наибольшего
Таким образом, в важнейших
сферах внешнеэкономической
У России и ЕС есть совпадающие
долгосрочные интересы: обеспечение
политической стабильности в регионе
«большой Европы» и повышение
конкурентоспособности
Стратегическими целями России в сфере экономической политики являются диверсификация экономики и экспорта; переход от ресурсоориентированного к инновационному развитию; сокращение ресурсоемкости ВВП; окончание процесса встраивания в систему международного разделения труда и начало политики участия в формировании правил мировой экономической системы в качестве одного из ключевых игроков. ЕС стремится к повышению конкурентоспособности своей экономики на основе инновационного развития и сокращения стоимости труда (Лиссабонская стратегия); освоению новых рынков сбыта промышленной продукции; обеспечению энергетической безопасности экономики.
Информация о работе Торгово-экономические отношения России и ЕС