Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 20:28, реферат
По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция трудовых ресурсов и населения.
Интернационализация экономики разных стран сопровождается интенсивным развитием международного рынка труда, оказывающим все более заметное влияние не только на мировую экономику в целом, но и на экономики разных стран. В этой ситуации развитые страны проводят ярко выраженную иммиграционную политику, ориентированную на привлечение иностранной рабочей силы, в основном квалифицированной.
Введение…………………………………………………………………………...3
Трудовая миграция как важный фактор экономического, социального и демографического развития……………………………………………..4
Понятие миграции рабочей силы……………………………………..4
Миграционная политика……………………………………………….6
Особенности и проблемы иммиграции в Россию………………………..9
Развитие процесса иммиграции рабочей силы в Россию…………....9
Проблемы иммиграции рабочей силы ………………………….......11
Решение проблемы иммиграции в Россию………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция трудовых ресурсов и населения.
Интернационализация экономики разных стран сопровождается интенсивным развитием международного рынка труда, оказывающим все более заметное влияние не только на мировую экономику в целом, но и на экономики разных стран. В этой ситуации развитые страны проводят ярко выраженную иммиграционную политику, ориентированную на привлечение иностранной рабочей силы, в основном квалифицированной.
В данной работе рассмотрены основные тенденции международной иммиграции трудовых ресурсов, выгоды и потери государств, вовлеченных в миграционный процесс, а также особенности включения в этот процесс нашей страны.
Объектом нашего исследования является иммиграция, а предметом – иммиграция рабочей силы в Россию. Цель курсовой работы – раскрыть сущность иммиграции рабочей силы на примере России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Выявить сущность иммиграционных потоков рабочей силы в России;
2) Описать международную миграцию рабочей силы в России;
3)Раскрыть основы нелегальной иммиграции рабочей силы в Россию;
4)Определить проблемы и тенденции развития иммиграции рабочей силы в Россию.
Причины миграции рабочей силы могут быть различными. За последние годы все большую роль стали играть экономические причины: поиск работы, повышение доходов, уровня жизни и т.п. Хроническая безработица, которая существует в некоторых странах (особенно слаборазвитых), стала важным фактором усиления миграции. Этому же способствуют увеличение в последние годы размеров вывозимого капитала, создание разветвленной сети филиалов крупных фирм за рубежом, так как вслед за капиталом в эти страны устремляются и желающие получить работу.
Миграционные потоки направляются, как правило, из развивающихся в промышленно развитые страны. В промышленно развитых странах благодаря возможности решать комплекс социально-экономических задач сложился достаточно высокий жизненный уровень населения, обладающего, в основном, определенным уровнем образования и культуры. Поэтому в производстве и инфраструктуре существует целый перечень непрестижных низкооплачиваемых работ и специальностей, на которые трудно найти работника. В то же время в развивающихся и бывших социалистических странах, где высок уровень безработицы, а зарплата низкая, существует много желающих занять такие места и решить, таким образом, проблему материальной обеспеченности семьи.
Международная миграция рабочей силы между развитыми странами осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Для развитых стран большая проблема – так называемая «утечка умов», например, из Европы в США. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, созданный в 1947 году. Его население на 60% увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 30%) за счет выходцев из СССР.
Еще одно направление в миграции рабочей силы – это отъезд квалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны, который зачастую вызван экономическими факторами, новыми возможностями в работе и, наконец, просто желанием устроиться на новом месте, проверить свои возможности в новых условиях работы. Данный поток мигрантов сравнительно небольшой.
Основной поток международной миграции в последние десятилетия устремляется в США. В 70-х годах число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за 70-е г), что на 1/3 больше, чем в 60-х г. В 80-х годах масштабы иммиграции ещё более возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот ᴨȇриод в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. В 90-х годах эти масштабы иммиграции сохранились.
Другим крупнейшим центром притяжения
мигрантов является Западная Европа: средний
ежегодный прирост иностранной рабочей
силы составляет 600 тыс. чел.
(с учетом членов семей численность въезжающих
возрастает до 1,3 млн. чел.). Лидерство по масштабам иммиграции
в Евроᴨȇ удерживают Германия, Франция
и Великобритания. В качестве примера
более локального регионального центра
притяжения мигрантов можно назвать Австралию.
В последние годы локальным центром иммиграции
становится Россия.
Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике, и соответственно к свободному ᴨȇремещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.
Большинство развитых стран проводит
определенную миграционную протекциоʜᴎϲтскую
политику, призванную защитить интересы
своего населения и экономики. Так, в США
по закону об иммиграции с 1995 г. в страну
ежегодно допускается не более 675 тыс.
чел.
Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих
из США в поисках работы, - 140 тыс. чел. в
год.
В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х годах, усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие евроᴨейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям мигрантов, работающих по контракту, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.
Законодательное регулирование государственной миграционной политики РФ регламентируется Федеральным законом “О занятости населения в Российской Федерации” от 19 апреля 1991 года № 1032-1; Федеральным законом “О беженцах” от 19 февраля 1993 года 3 4528-1; Федеральным законом “О вынужденных переселенцах”; Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” от 15 августа 1996 года № 7-ФЗ с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 года; Федеральным законом “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25 июня 2002 года № 115-ФЗ. Следует отметить, что основы законодательного обеспечения государственной миграционной политики фактически сформированы только в 2003 году, после принятия Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и внесения дополнений в Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации” (Федеральный закон от 10 января 2003 года № 8-ФЗ).
Согласно статье 5 Федерального закона “О занятости населения в Российской Федерации” государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда (редакция Федерального закона от 10 января 2003 года № 8-ФЗ). С другой стороны, согласно этой же статье государство обязано обеспечивать международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм. При этом, согласно статьи 17, привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации определяется законодательством Российской Федерации.
Наибольшее количество проблем связано с вопросами законодательного регулирования международной миграции и занятости иммигрантов. Статья 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” определяет порядок участия иностранных граждан в трудовых отношениях. В настоящее время вопросы разработки и реализации государственной политики в области регулирования миграционных процессов возложены на Федеральную миграционную службу МВД России.
Очевидна тесная взаимосвязь государственной миграционной политики и государственной политики регулирования занятости населения. Именно ситуация на рынке труда формирует либо потребность в притоке дополнительной рабочей силы, в том числе за счет миграции, либо определяет необходимость иммиграционного оттока из кризисных и депрессивных районов с высоким уровнем безработицы. Оживление российской экономики с 2000 года способствовало росту спроса на трудовые ресурсы и численности занятых.
1 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 19 мая 2010 года № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон направлен на уменьшение количества и упрощение получения разрешительных документов в отношении высококвалифицированных иностранных специалистов. Согласно Федеральному закону для осуществления трудовой деятельности в «частном секторе» иностранные граждане смогут приобретать в территориальных органах ФМС России специальный патент.
С 22 июля 2014 года вступил в силу 230 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Теперь иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, смогут получить разрешение на работу или патент в случае указания ими в миграционной карте работы как цели их визита в Россию. Если в миграционной карте указана иная цель визита, то в выдаче или продлении разрешения на работу или патента будет отказано. Внесенные изменения позволят точнее отслеживать трудовые миграционные потоки иностранных граждан и прогнозировать миграционную ситуацию как в целом по Российской Федерации, так и в отдельных субъектах Российской Федерации.
Основными законодательным инструментами по отслеживанию миграционных потоков иностранных граждан являются:
- миграционные карты, удостоверение личности, российская виза (приглашение из России);
- разрешение на временное проживание (на 3 года);
- вид на жительство (5 лет – 2 раза).