Трудовая миграция как важный фактор экономического, социального и демографического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 20:28, реферат

Описание работы

По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция трудовых ресурсов и населения.
Интернационализация экономики разных стран сопровождается интенсивным развитием международного рынка труда, оказывающим все более заметное влияние не только на мировую экономику в целом, но и на экономики разных стран. В этой ситуации развитые страны проводят ярко выраженную иммиграционную политику, ориентированную на привлечение иностранной рабочей силы, в основном квалифицированной.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Трудовая миграция как важный фактор экономического, социального и демографического развития……………………………………………..4
Понятие миграции рабочей силы……………………………………..4
Миграционная политика……………………………………………….6
Особенности и проблемы иммиграции в Россию………………………..9
Развитие процесса иммиграции рабочей силы в Россию…………....9
Проблемы иммиграции рабочей силы ………………………….......11
Решение проблемы иммиграции в Россию………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

мэ иммиграция реферат.docx

— 42.16 Кб (Скачать файл)

Большинство трудовых мигрантов привлекалось для работы в организациях строительства (38,7%) а также оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (30,5%). В добывающие и обрабатывающие производства было привлечено 8,7% иностранной рабочей силы, в сферу сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 7,3%; транспорта и связи - 4,7%.

По данным ФМС, в мае 2013 года на территории России находилось почти 11 млн иностранцев. Это примерно 7% от всего населения страны. Большую часть из них составляют так называемые "экономические мигранты", приехавшие на заработки из стран СНГ: Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Украины, Казахстана, Киргизии, Молдавии и Белоруссии. Объективными предпосылками для формирования прочных миграционных связей с бывшими республиками СССР остаются общность менталитета, культуры, языка, открытость границ, а также емкость российского рынка труда.

По оценкам экспертов, более трети всех иммигрантов работает в Московском регионе. Второй центр притяжения иностранной рабочей силы - Уральский федеральный округ, что объясняется особой привлекательностью нефтяных территорий Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов. Здесь работает каждый шестой трудовой мигрант. Третьим стал Дальний Восток, который притягивает 10% иностранных работников, в нем преобладает рабочая сила из Китая, КНДР и Вьетнама.

Неудивительно, что иммигрантов так манит Первопрестольная - именно там их ждет большое количество рабочих мест, а также шанс получить более высокую зарплату. По данным УФМС РФ по Москве, в столице постоянно присутствуют 800 тыс. иностранных граждан. Однако это официальные данные, очевидно, что фактическое число больше. Ряд экспертов называет цифру в 1 млн человек, исходя из нее, иностранцы составляют около 8,3% московского населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Проблемы иммиграции рабочей силы

Учитывая неравномерность распределения иностранной рабочей силы по территории России, можно утверждать, что для РФ миграция иностранной рабочей силы является как общефедеральной, так и региональной проблемой. Соответственно, общая отраслевая направленность миграции иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию определяется отраслевой направленностью тех регионов страны, в которые она приходит в наибольших масштабах (например, в Тюменской области это нефтедобыча и строительство). В основном иностранная рабочая сила привлекается в ограниченный круг российских регионов, среди которых безусловным лидером является столица. Так, в 2005 году в экономику Москвы было привлечено более 34% от общей численности иностранной рабочей силы, Московской области - 7,3%, Свердловской области - 3,8%, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа - 3,5% и 3,7% соответственно, Приморского края и Санкт-Петербурга - по 3,3%, Краснодарского края - 2,4%, Красноярского края - 2,3%.

Открытость границ и несовершенство законодательной базы привели к увеличению нелегальной миграции в нашу страну. Численность нелегалов в России в начале XXI в. оценивается различными ведомствами страны (Федеральной миграционной службой МВД РФ, Госкомстатом РФ, пограничной и налоговой службами) от 3 до 10 млн. чел. Среди нелегально въезжающих в РФ иностранных граждан преобладают граждане стран СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана, а также ряда стран Африки. Рост нелегальной иммиграции ведет к целому ряду очевидных негативных последствий:

• возрастание масштабов утечки финансовых ресурсов из России, крупномасштабная неуплата налогов и др.

• формирование значительных по численности этнических «анклавов» в тех регионах России, которые вовсе не испытывают недостатка в трудовых ресурсах, а, напротив, являются трудоизбыточными регионами, обладающими весьма благоприятными условиями для проживания и ведения бизнеса (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, среднее и особенно нижнее Поволжье), нередкое игнорирование этими анклавами российского законодательства и обычаев коренного населения и одновременный рост притязаний на землю, недвижимость приводит к нарастанию в данных регионах межнациональных конфликтов;

• активное участие части нелегальных иммигрантов в теневом и откровенно криминальном бизнесе, угрозы их участия в международном терроризме;

• в перспективе нарастание таких многочисленных этнических анклавов создает уже угрозы национальной военной и геополитической безопасности страны.

Особым аспектом нелегальной иммиграции является в значительной степени неконтролируемый поток иммигрантов из Китая, прежде всего в дальневосточные регионы России. По имеющимся оценкам, в начале XXI в. в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях проживали 5,5 млн. чел., а в приграничных районах Китая —102 млн. чел., при этом дефицит рабочей силы в указанных российских регионах составлял 5 млн. чел, а численность безработных в сопредельных китайских регионах — 8 млн. чел.

Серьезные последствия имеет для России процесс иммиграции (репатриации) из стран ближнего зарубежья. Приезд в Россию миллионов этнических россиян и представителей других национальностей из бывших советских республик требует гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь и создание рабочих мест.  
Стоит отметить, что особенно ϶ᴛᴏ касается вынужденных мигрантов, т.е. беженцев (лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации) и вынужденных переселенцев (лиц, являющихся гражданами Российской Федерации). В условиях продолжающегося экономического кризиса быстро решить социальные и иные проблемы иммигрантов из стран — членов СНГ представляется весьма затруднительным. Вместе с тем крайне важно подчеркнуть, что именно приток иммигрантов из СНГ позволяет удерживать численность населения России от еще более значительного уменьшения по причине естественной убыли (смертность в России превышает рождаемость). Исключая выше сказанное, приток трудоспособного и весьма образованного населения в Россию позволит в перспективе использовать его потенциал во благо страны, как ϶ᴛᴏ происходит и в других странах-реципиентах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Решение проблемы иммиграции в Россию

            Наряду с созданием ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих финансовых и экономических условий в стране крайне важно законодательное регулирование миграционных процессов, заключение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих межгосударственных соглашений со странами — членами СНГ, политическая и социальная поддержка этнических россиян, проживающих в данных странах.

Учитывая сложившуюся ситуацию, можно предположить, что иммиграция рабочей силы в Россию будет нарастать. Проведенные исследования показывают, что в Россию прибывают лица активного трудоспособного возраста, имеющие достаточную профессиональную подготовку. Причем ряд их характеристик лучше, чем у трудоспособного населения некоторых регионов России. Ожидается увеличение иммиграции и из стран дальнего зарубежья.

Принципиально политика России по отношению к иностранной рабочей силе ориентирована прежде всего на защиту национального рынка труда. Российские граждане обладают приоритетным правом на трудоустройство. Однако недостатком проводимой в стране миграционной политики является то, что она по существу не влияет на целевую направленность потоков иммигрантов и не оказывает эффективного воздействия на распределение иностранной рабочей силы по территории России. При этом в некоторых регионах страны налицо противоречивые тенденции, когда с ростом безработицы одновременно высоким остается спрос на иностранную рабочую силу.

В частности, выделены следующие основные направления регулирования миграции:

-обеспечение контроля за иммиграционными  процессами в Российской Федерации;

- создание условий для интеграции  вынужденных мигрантов;

- содействие привлечению мигрантов  на работу в Российскую Федерацию  с учетом потребности экономики  страны в трудовых ресурсах;

- поддержка и развитие взаимоотношений  с соотечественниками за рубежом;

- создание условий для сохранения  и дальнейшего формирования населения  в северных, восточных и приграничных  районах Российской Федерации;

- содействие добровольному переселению  соотечественников из стран СНГ  и Балтии.

Все 2000-е годы Россия ведет борьбу с нелегальной миграцией. Важным шагом стало введение в июле 2010 года патентов — специальных разрешений на работу иностранцам из безвизовых стран, работающих в частном секторе. В 2012 году их получили почти 1,3 млн человек, разрешения на работу - также 1,3 млн человек.

Заключение

Подвижность трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современных международных экономически отношений. Иммиграция рабочей силы представляет собой объективный процесс, отражающий интернационализацию хозяйственной жизни. Трудовые ресурсы, как и прочие экономические ресурсы, ориентированы на максимально эффективное использование, в т.ч. и в масштабах мировой экономики.

Принимающая иностранную рабочую силу Россия используют ее как фактор развития своих производительных сил. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

 Иммигранты  позволяют промышленно развитым  странам в период относительно  высоких темпов экономического  роста с меньшими затратами  провести перемещение трудовых  ресурсов и сгладить диспропорцию  в их распределении между странами  и отраслями производства, подвергшимся  значительным структурным сдвигам  в связи с НТР или процессом  интеграции. Перелив национальной  рабочей силы в наиболее динамичные  сектора экономики ведет к  росту ее квалификации. В результате  развития процессов трудовой  миграции во многих промышленно  развитых странах складывается  двойной рынок труда. На одном  идет продажа национальной рабочей  силы, а на другом – иностранной.

Население России выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

 Местные  предприниматели выигрывают от  импорта иностранной рабочей  силы еще и потому, что это  позволяет им в известной степени  сдерживать темпы роста заработной  платы своих рабочих.

Мигранты России объективно нужны, на это есть демографические и экономические причины. Трудоспособное население в РФ убывает более чем на 1 млн человек в год и при сохранении тенденции будет убывать так еще довольно долго. Без мигрантов на ряде должностей работать будет просто некому.

 

Список использованной литературы

  1. Федеральные законы о трудовой миграции в РФ
  2. Азрилиян А. Н. Большой экономический словарь - М.: Фонд «Правовая культура», 2010. - 528 с.
  3. Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи, личности. // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. - М., 2011. -  28 с.
  4. Иванов С. Трудовая миграция: факторы и перспективы// Россия в глобальной политике. – 2009. - № 3. –38 с.
  5. Моисеенко В.М. Эволюция источников данных о внутренней миграции в России и СССР. // Миграция и информация. Под ред. Ж. Зайончковской. - М., 2011. - 124 с.
  6. Овчинский В.С. Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 38 с.
  7. Демографический еженедельник www.demoscope.ru
  8. Трудовая миграция в Россию: великое переселение рабочих http://newsland.com/news/detail/id/1202272/

 

 

 

 


Информация о работе Трудовая миграция как важный фактор экономического, социального и демографического развития