Влияние расширения ЕС на национальную экономику Ирландии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение последствий присоединения Ирландии к Европейскому Союзу в 1973 году. Для этого требуется выполнить несколько задач. Во-первых, охарактеризовать экономическую ситуацию в Ирландии перед вступлением в Европейский Союз. Во-вторых, определить причины и факторы, способствовавшие этому вступлению. В-третьих, пронаблюдать, как развивалась экономика Ирландии впоследствии, в том числе, что способствовало ее быстрому экономическому росту в 1990-х гг. Также следует определить последствия членства Ирландии для Европейского Союза в целом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности экономического развития Ирландии в 20-80-х гг. XX века 4
§1. Политика автаркии ирландского правительства 4
§2. Процесс и последствия вступления Ирландии в Европейское Экономическое Сообщество 7
Глава 2. Развитие экономики Ирландии в конце XX – начале XXI века 12
§1. Маастрихтский договор 12
§2. Экономический рост в Ирландии в 1990-х гг. 13
§3. Влияние мирового финансового кризиса на экономику Ирландии 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Приложение 28

Файлы: 1 файл

Курсовая Ирландия.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский государственный университет

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и экономической политики

Курсовая работа

Влияние расширения ЕС на национальную экономику Ирландии

Выполнила:

студент дневного отделения

группы МЭ-21

Качесова Анастасия Эдуардовна

_____________________

Научный руководитель:

старший преподаватель

Стажкова Полина Сергеевна

Оценка____________________

____________________

Санкт-Петербург 
2010 год

Содержание

 

Введение

Европейский Союз – это экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Эти государства вступили в ЕС в разное время и по разным причинам. Будучи членами интеграционной группировки, они руководствуются не абстрактным «общим благом», а главным образом своими конкретными национальными интересами. И очевидно, что подписание страной Маастрихтского договора как основополагающего документа Европейского Союза влечет за собой определенные последствия как для национальной экономики страны-нового члена ЕС, так и для других стран-участников этой международной интеграционной группировки.

Целью данной работы является изучение последствий присоединения Ирландии к Европейскому Союзу в 1973 году. Для этого требуется выполнить несколько задач. Во-первых, охарактеризовать экономическую ситуацию в Ирландии перед вступлением в Европейский Союз. Во-вторых, определить причины и факторы, способствовавшие этому вступлению. В-третьих, пронаблюдать, как развивалась экономика Ирландии впоследствии, в том числе, что способствовало ее быстрому экономическому росту в 1990-х гг. Также следует определить последствия членства Ирландии для Европейского Союза в целом.

Выбор именно Ирландии не случаен. В 2010 году ЕС и МВФ вынуждены были выделить ей миллиарды евро для восстановления национальной экономики, в противном случае еврозоне грозила бы финансовая нестабильность. Экономический кризис в Ирландии, крах ее банковской системы и варианты помощи со стороны международных организаций сейчас активно обсуждаются в отечественных и зарубежных СМИ.

В частности, этой проблемой занимаются Александр Кокшаров, Сергей Сумленный, Антуан Мерфи, Бенжамин Пауэлл, Джон Якобсен, Кормак О’Града, Питер Лейн. В своей работе мы опирались на их труды, а также на публикации в журналах «Эксперт», «The Economist», данные Министерства финансов и Правительства Ирландии, Росстата и Международного валютного фонда, относящиеся к предмету нашего изучения.

Глава 1. Особенности экономического развития Ирландии в 20-80-х гг. XX века

§1. Политика автаркии ирландского правительства

Чтобы детально проследить, как вступление в Европейский союз отразилось на экономике Ирландии, необходимо рассмотреть ее историю, политическую и экономическую, на протяжении некоторого времени. Наиболее важные, существенные изменения в структуре национальной экономики начали происходить с обретением Ирландией независимости от Великобритании в результате военных действий 1919–1922 гг. В 1922 году 26 графств объединились в Ирландское свободное государство, а шесть наиболее промышленно развитых графств на северо-востоке острова остались в составе Соединенного Королевства, сформировав Северную Ирландию. Однако Великобритания сохраняла на территории Ирландии военные базы, а также право на получение «выкупных» платежей за бывшие владения английских лендлордов.

В целом экономика независимой Ирландии оказалась значительно слабее, чем экономика севера острова или остальной Британии. Она базировалась на сельском хозяйстве, основу которого составляли экономически малоэффективные небольшие фермерские хозяйства. Согласно законам и обычаям в Ирландии земля делилась между наследниками, что к началу ХХ века привело к значительному измельчанию фермерских хозяйств.

Политический класс независимой Ирландии исповедовал утопические идеи социальной революции, согласно которым основная часть населения страны будет жить на небольших хуторах, поэтому индустриализация и инвестиции извне, по мнению тогдашнего правительства Ирландии, были не нужны. Единственным исключением из этого правила стал появившийся в конце 1920-х в Корке сборочный завод компании Ford.

С началом Великой депрессии запущенные правительством реформы (включая появление государственных промышленных компаний и электрификацию) были приостановлены. В 1930-х между Ирландией и Великобританией шла торговая война, в ходе которой Лондон установил запретительные пошлины на импорт ирландских говядины и шерсти, а Ирландия ответила введением тарифов на британские промышленные товары.

Уже в 1932 году правительство Эймона де Валера отказалось от идей свободной торговли, введя протекционистскую политику и нацелившись на экономическую самодостаточность. Но Ирландия была недостаточно крупной, богатой и развитой, чтобы добиться успеха самостоятельно. Во время Великой депрессии многие отрасли были национализированы, а иностранный капитал по политическим причинам не приветствовался. Ирландия, которая сохранила нейтралитет во Второй мировой войне, не получала помощи от США в рамках Плана Маршалла и, в отличие от других стран Западной Европы, в 1945–1960 годах ее экономике не был присущ какой-либо значительный рост. В 1950-х годах правительство проводило протекционистскую политику. Доля экспорта в объеме ВВП составляла лишь 32%, причем более 75% экспортных поставок приходилось на Великобританию1. Высокий уровень государственного вмешательства в торговлю и другие сектора экономики приводил к крайне негативным результатам с точки зрения роста. В то время его среднегодовые темпы не превышали 2%2, намного уступая среднеевропейским показателям за послевоенный период. Результат — масштабная эмиграция; население сократилось почти на 1/73.

Сменивший де Валера на посту премьер-министра в 1959 году Шон Лемасс решил внедрять новую стратегию приоритетного развития экспортных отраслей в качестве «локомотивов» экономического роста. В Дублине было создано Агентство промышленного развития, которое сконцентрировалось на новых технологиях и прямых иностранных инвестициях. Одностороннее сокращение пошлин в 1964 и 1965 годах, а также заключение англо-ирландского торгового соглашения 1965 года, предусматривавшего беспошлинный ввоз ирландских промышленных товаров в Великобританию при одновременном сокращении импортных пошлин в Ирландии, были особенно эффективными мерами для привлечения иностранных инвесторов.

Также была проведена реформа системы образования, и правительство значительно увеличило ее финансирование. В частности, были значительно расширены техническое образование и университеты. По всей стране были созданы технические колледжи, выпускники которых удовлетворяли требованиям иностранных инвесторов. Шон Лемасс считал, что лишь превращение Ирландии в государство с высококвалифицированной рабочей силой может приостановить вековой поток эмиграции и привлечь инвестиции4.

Либерализация торговли в 1960-х годах способствовала экономическому росту в стране. Объем производства увеличивался в среднем на 4,2% в год, почти вдвое превысив аналогичный показатель за 1950-е годы. Но Ирландия таким образом всего лишь воспользовалась преимуществами общеевропейской благоприятной экономической ситуации. Ей не удалось приблизиться к другим европейским странам по уровню жизни; более того, разрыв в этой области даже слегка увеличился – с 66% от среднего показателя по 12 странам Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1960 году до 64% в 1973-м5.

Таким образом, перед самым вступлением в Европейское экономическое сообщество Ирландия была довольно отсталой страной, преимущественно аграрной, которая нуждалась в иностранных инвестициях для развития национальной промышленности.

§2. Процесс и последствия вступления Ирландии в Европейское Экономическое Сообщество

Ирландия захотела присоединиться к Европейскому экономическому сообществу еще в 1961 году. По мнению основных политический партий, участие в ЕЭС должно было помочь решить стране две взаимосвязанные задачи: избавиться от экономической отсталости и зависимости от Великобритании. В референдуме 1972 г. приняли участие 71% избирателей; 83% из них высказалось в пользу присоединения6. Однако заявка Великобритании, поданная одновременно с ирландской, была отклонена Францией, президент которой Шарль де Голль считал британское членство в ЕЭС нежелательным из-за тесных связей между Лондоном и Вашингтоном. Ирландия же, несмотря на политические и даже экономические противоречия с Лондоном, сохраняла монетарный союз с Британией — в Дублине выпускались собственные банкноты и монеты, но курс местного фунта был привязан к фунту стерлингов 1:1. Более того, британскими фунтами до 1978 года можно было расплатиться в любом ирландском магазине или пабе.

Поэтому французское вето отложило членство Ирландии в ЕЭС более чем на десятилетие. Лишь со смертью де Голля в 1968 году Британия и Ирландия смогли вновь поднять вопрос о европейской интеграции. И в 1973 году вступить в «Общий рынок» вместе с Данией. Вступление в ЕЭС заметно улучшило экономические перспективы Ирландии, открыв новые рынки сбыта. Ведь и к началу 1970-х около 90% ирландского экспорта направлялось в Британию7, несмотря на полвека независимости и торговые войны. Кроме того, будучи одним из самых бедных регионов ЕЭС, Ирландия стала получать средства из Брюсселя на развитие инфраструктуры и рыночные реформы. К этому необходимо добавить благоприятное воздействие высоких цен на сельскохозяйственную продукцию.  Для небогатой страны это означало появление возможностей для реальной модернизации. Если в 1973 году уровень экономического развития Ирландии составлял 58% среднего уровня ЕС, то к 1998 году он вырос до 90%8.

В 1979 году Ирландия присоединилась к Европейской валютной системе (ЕВС). Это означала разрыв с английским фунтом стерлингов, к которому национальная валюта была привязана в течение 150 лет. ЕВС была отчетливо структурированной конструкцией, стержнем которой был экю. Он представлял собой «корзину» валют всех стран-участниц. На базе экю рассчитывались так называемые центральные курсы национальных валют и определялись пределы их допустимых колебаний. Были созданы достаточно мощные  рычаги совместных интервенций в случаях чрезмерного отклонения рыночного курса валюты от центрального.

Период 1973–1986 годов в основном характеризовался кейнсианским курсом в экономической политике, результатом которого стал бюджетно-финансовый кризис. После первого взлета нефтяных цен в 1973 году и в период второго нефтяного кризиса 1979 года ирландские власти пытались повысить совокупный спрос за счет увеличения государственных расходов, но эти меры не привели к оживлению в экономике.

Из-за роста государственных ассигнований правительство столкнулось с бюджетным кризисом. Власти не принимали мер по устранению значительного дефицита бюджета, возникшего в результате первого нефтяного кризиса. После 1977 года правительство прибегло к еще менее эффективному способу финансирования государственных расходов: несмотря на рост налогообложения, объем заимствований в общественном секторе увеличился с 10 до 17% ВВП9. С 1977 по 1981 год все статьи государственных расходов увеличивались: росли зарплаты бюджетников; пытаясь сократить безработицу, государственные органы увеличивали штаты; реализация программы по развитию общественной инфраструктуры привела к росту капитальных затрат. Возросли в этот период и процентные выплаты по долгам: на международном рынке капитала процентные ставки находились на рекордном уровне.

В борьбе с бюджетным дефицитом правительство в начале 1980-х повысило подоходный налог и НДС. Эта мера позволила сократить дефицит бюджета вдвое, однако отношение объема задолженности к ВВП продолжало расти, и к 1984 году стало очевидно, что дальнейшим повышением налогов проблему с государственными финансами не решить. К 1986 году совокупный объем госдолга достиг 116% от ВВП10. Таким образом, высокий уровень государственной задолженности и государственные расходы создали опасную ситуацию в бюджетно-финансовой сфере.

Поскольку Ирландия входила в Европейскую валютную систему и только что успешно снизила инфляцию с 19,6% в 1981 году до 4,6% в 1986-м11, финансирование долговых выплат за счет инфляции было невозможно. Повышением налогов финансовый кризис преодолеть было также невозможно – об этом свидетельствовал опыт начала 1980-х. Единственным методом борьбы с кризисом оставалось сокращение государственных расходов.

Чтобы навести порядок в бюджете, расходы на здравоохранение были урезаны на 6%, на образование – на 7%, ассигнования на сельское хозяйство – на 18%, на дорожное и жилищное строительство – на 11%, а оборонные расходы – на 7%. Был упразднен ряд государственных ведомств – орган экологического надзора Foras Forbatha, Национальное бюро социальных услуг, Бюро по санитарному просвещению, организации регионального развития. Воспользовавшись разрешением досрочно выходить на пенсию и другими стимулами, общественный сектор добровольно покинули почти 10 000 работников12.

Был разработан бюджет на 1988 год, предусматривавший крупнейшее сокращение государственных расходов в Ирландии за последние 30 лет. Текущие расходы были урезаны на 3%, а капитальные затраты – на 16%13. Благодаря сокращению государственных расходов бюджетный кризис в Ирландии удалось преодолеть. Первичный дефицит бюджета был устранен уже к 1987 году, а соотношение между объемом задолженности и ВВП стало резко снижаться. К концу 1990 года государственный долг уже был чуть меньше объема ВВП14.

Эти меры по уменьшению государственных расходов уже через несколько лет привели к сокращению масштабов вмешательства, хотя их целью было преодоление финансового кризиса, а не либерализация экономики. К 1990 году неприбыльные государственные расходы снизились с максимального уровня 55% ВВП в 1985 году до примерно 41% ВВП15. Благодаря снижению уровня государственного регулирования произошла стабилизация макроэкономической ситуации в целом, что в условиях политики свободной торговли, проводившейся уже не первое десятилетие, привело в 1989 году к повышению темпов экономического роста до 4%. Этот показатель выглядит впечатляюще по сравнению с предыдущим периодом: в 1973–1986 годах, когда государство проводило активную финансовую политику, рост составлял всего 1,9%16.

Информация о работе Влияние расширения ЕС на национальную экономику Ирландии