Внешнеэкономические отношения между Россией и Азербайджаном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 04:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть экономику конкретной страны (Азербайджан) и изучить её взаимодействие с Россией.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть страну в целом.
2. Изучить экономику страны.
3. Рассмотреть торгово-экономическую политику Азербайджана.
4. Рассмотреть перспективы экономических отношений

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Место Азербайджана в мировой экономике 3
1.1 Общие сведения об Азербайджане 3
1.2 Анализ состояния экономики Азербайджана 4
1.3 История развития экономических отношений между Россией и Азербайджаном 23
Глава 2 Внешнеэкономические связи России с Азербайджаном 31
2.1 Совместные предприятия между странами 31
2.2 Сотрудничество в туристической сфере 32
2.3 Сотрудничество в банковской сфере 32
2.4 Другие формы сотрудничества между странами 40
Глава 3 Перспективы развития внешнеэкономических отношений 43
3.1 Перспективные формы сотрудничества 43
3.2 Современные и будущие проекты сотрудничества между Россией и Азербайджаном 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Файлы: 1 файл

курсовая по мировой экономике.docx

— 314.41 Кб (Скачать файл)

Анатолий Сердюков был принят Ильхамом Алиевым.

21-24 сентября 2009 года  министр обороны Азербайджана, генерал-полковник  Сафар Абиев находился с рабочим визитом в Москве. В рамках визита были обсуждены вопросы военного сотрудничества и региональные проблемы, а также подписан План двустороннего военного сотрудничества на 2010 год.

11 мая 2010 года  министр обороны РФ Анатолий  Сердюков находился с визитом  в Азербайджане, был принят Ильхамом  Алиевым. На встрече было отмечено, что двусторонние успешно развиваются  в различных сферах, в том числе  в области обороны, подчеркнуто  значение этого визита с точки  зрения расширения связей военного  сотрудничества.

25-26 июля 2011 года  состоялся рабочий визит в  Баку министра обороны РФ Анатолия  Сердюкова. Он был принят Ильхамом Алиевым и провел встречу с министром обороны Сафаром Абиевым. Были обсуждены состояние и перспективы двустороннего военно-технического сотрудничества и вопросы дальнейшего использования Габалинской РЛС.

11-13 октября 2011 года  в Баку состоялось 5-ое заседание  российско-азербайджанской комиссии  по военно-техническому сотрудничеству. Российскую делегацию возглавил  первый заместитель директора  Федеральной службы по военно-техническому  сотрудничеству России А.Фомин, азербайджанскую – заместитель министра обороны Ч.Мамедов.

10 декабря 2012 года  Россия приостановила эксплуатацию  Габалинской РЛС, ввиду того, что стороны не пришли к договоренности касательно арендной стоимости указанной станции. Решение о непродлении договора аренды президент Азербайджана объяснил низкой арендной платой и ценностью габалинских мест для азербайджанского народа "Дело в том, что арендная плата за Габалинскую РЛС составляла всего $7 млн за территорию, которая охватывает около 300 га в одном из самых живописных мест Азербайджана, которое является вторым туристическим центром после Баку. И если те, которые живут вдали от моря, отдыхают у моря, то мы, которые живем у Каспия, отдыхаем в горах", - рассказал Ильхам Алиев.

Кроме этого, президент  Азербайджана отметил, что повышая  требования к арендной ставке, Баку хотел компенсировать деньги, которые, по мнению Азербайджана, он недополучил  в предыдущие годы. "Во первых, в какой-то степени была бы компенсация за прошлые десять лет, потому что в течение прошлых десяти лет Азербайджан никогда не поднимал вопрос о пересмотре цены, хотя все понимали, думаю, и в России тоже, что цена, мягко говоря, символическая. Желание повысить арендную плату было обосновано еще и тем, что за последние пять-шесть лет в военно-техническом сотрудничестве между Азербайджаном и Россией наметился огромный прогресс, эти закупки исчисляются миллиардами долларов. Мы покупаем российскую военную технику по мировой цене", - подчеркнул азербайджанский лидер.

 

Глава 3 Перспективы развития внешнеэкономических отношений

3.1 Перспективные  формы сотрудничества

 

Настоящее и будущее  российско-азербайджанских отношений

Согласно официальным  оценкам лидеров России и Азербайджана, их отношения можно квалифицировать  как «стратегическое партнерство».

Базой взаимодействия являются экономика и торговля, которые  определяют прагматичный и взвешенный характер партнерского диалога. В настоящий  момент Азербайджан – едва ли не единственная страна в регионе, имеющая  достаточный потенциал для технологического рывка к новой индустриализации, ресурсы для создания инновационных  производств. Согласно обзору Всемирного экономического форума (WEF) за 2011 г. по уровню конкурентоспособности макроэкономической среды Азербайджан находится на 13-м месте в мире. По уровню сбалансированности госбюджета республика поставлена на 4-е место, а по уровню национальных сбережений – на 11-е место.

Плотную ткань современных  двусторонних отношений создают  крепнущие связи на уровне высшего  руководства, контакты бизнес-элит в ходе работы над совместными проектами. Всего на азербайджанском рынке осуществляют свою деятельность более 500 российских компаний, в том числе свыше 170 со стопроцентным российским капиталом и 237 – в формате совместных предприятий (СП «АзРосПромИнвест», «ХазарLada» и др.). Азербайджанские инвесторы, в свою очередь, вкладывают средства в производственные объекты на территории России (например, «Azersun Holding» финансирует чаеразвесочную фабрику и консервный завод в Краснодаре).

Еще одно важное направление  двустороннего взаимодействия –  сотрудничество в авиационной сфере. Так, ОАО «Аэропорт "Астрахань"»  и «Азербайджанские авиалинии» готовят  совместный проект стоимостью 200 млн руб. Сотрудничество в финансово-банковском секторе развивается при участии Международного банка Азербайджана, ВТБ и «Уралсиба».

Локомотивом двусторонних отношений является энергетическое сотрудничество. Объемы поставок азербайджанского природного газа увеличиваются. Перспективы  развития газового сотрудничества достаточно благоприятны, учитывая рост числа  доказанных и открытых месторождений («Умид» и «Абшерон» на шельфе Каспия). Россия также может стать транзитной страной в экспорте азербайджанского газа на западные рынки, в том числе и через газопровод «Южный поток».

Основным инструментом транспортировки азербайджанской  нефти на мировой рынок является нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан. С точки зрения обеспечения диверсификации маршрутов экспорта нефти немаловажное значение имеет транспортировка азербайджанской нефти через территорию России по нефтепроводу Баку–Новороссийск. Этот объем небольшой, но постоянный (около 3 млн т в год).

Баку и Москва стали более активно использовать резервы трансрегиональных транспортных коммуникаций, что в перспективе позволит российским и азербайджанским компаниям активнее и с более сильных позиций выйти на международные рынки юга и юго-востока Евразии. Запланированы открытие сообщения Баку–Астрахань, реконструкция федеральных трасс через территорию Дагестана и Чечни в Азербайджан, выход России через Азербайджан на рынки стран Персидского залива.

России крайне важен  стабильный и сильный Азербайджан, в противном случае российский Кавказ может столкнуться с неприятными  деструктивными влияниями.

Азербайджан для  России – это естественный заслон от угроз с Юга (из региона Среднего Востока, Центральной Азии и Персидского  залива). Поэтому для России крайне важен стабильный и сильный Азербайджан, в противном случае российский Кавказ может столкнуться с неприятными  деструктивными влияниями. Именно поэтому  важнейшим элементом двусторонних отношений является взаимодействие спецслужб по линии гражданской  безопасности (приграничное сотрудничество, антитеррористическая деятельность, пресечение контрабанды наркотиков и незаконной миграции), а также стратегическое взаимодействие в области региональной ПРО и ПВО СНГ. Ракетно-стратегическое взаимодействие – малоизвестное  направление сотрудничества стран  в области ПРО и ПВО СНГ. Расположенная в Азербайджане российская РЛС «Дарьял» занимается отслеживанием пуска ракет на ближневосточном и центральноазиатском направлениях. Российское присутствие на «Дарьяле» зависит от решения вопроса по ПРО. Азербайджан приобрел у России несколько ЗРК С-300 и получил возможность укрепить свой оборонительный потенциал. Теперь он может дополнить высокотехнологичным сегментом общую структуру ПВО СНГ в центральном и южном районах Каспия.

Заглядывая в  будущее, можно прогнозировать возрастание  комплексной роли Азербайджана в  регионе в целом – в экономике, политике, культурной и социальной среде. Наиболее ценная характеристика Азербайджана – не пресловутая «нефть-газ», а макроэкономическая и социальная устойчивость. По сути, для России и  российского Кавказа Азербайджан  является государством-стабилизатором. Это важнейшее качество и неоценимое достоинство на годы вперед.

3.2 Современные  и будущие проекты сотрудничества  между Россией и Азербайджаном

Азербайджан и Россия намерены подписать соглашение о сотрудничестве в туристической сфере.

Как передает AZE.az, в 2014 году Азербайджан и Россия намерены подписать соглашение о сотрудничестве в туристической сфере – этот документ будет принят на основании «Программы сотрудничества между Азербайджаном и Россией в гуманитарной сфере до 2015 года».

В Милли Меджлисе сообщили, что документ подпишут представители министерств культуры и туризма и иностранных дел двух государств.

В рамках программы  сотрудничества между Азербайджаном  и Россией запланировано также  подписание соглашения в сфере молодежной политики до 2015 года.

С азербайджанской  стороны документ будет разработан Министерством молодежи и спорта и Министерством иностранных  дел АР, а с российской – Министерством  образования и науки РФ и Федеральным  агентством по работе с молодежью, а  также при участии МИД РФ.

В рамках программы  разрабатывается меморандум о сотрудничестве в сфере физической культуры и  спорта.

Запланировано проведение обмена группами для отдыха в молодежных лагерях. Напомним, что программа сотрудничества между двумя государствами была подписана 13 августа 2013 года главами МИД Азербайджана и России Эльмаром Мамедъяровым и Сергеем Лавровым.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В связи с национальными  интересами активного выхода российских компаний на азербайджанский рынок необходима системная и масштабная поддержка таких компаний со стороны государства в сфере экс-

порта и инвестиций в Азербайджан, а также преодоление  барьеров доступа российской продукции на азербайджанский рынок. При этом Россия создает все условия соответствующим российским структурам для

активного участия  Азербайджана в выработке мер  по преодолению барьеров в торгово-экономическом сотрудничестве и увеличению взаимного доступа товаров на территорию обоих государств.

Таким образом, возникающие  торговые спорные и нерешенные вопросы  в рамках торгово-

экономических отношений  России с Азербайджаном усугубляют положение России, нанося ей определенный ущерб. Россия, в свою очередь, вносит ответные меры в отношении товаров, экспортируемых Азербайджаном. В результате создаются конфликтные ситуации, которые со временем могут перерасти в риски экономического характера, что не способствует защите уязвимых отраслей национальной экономики страны.

Одним из самых распространенных барьеров в торговых спорах между Азербайджаном и Россией является применение дифференцированных ставок акцизного налога, когда в отношении импортной продукции

применяются ставки акциза существенно выше, чем в  отношении отечественной продукции.

В целом несогласованность  правил поставки товаров, отсутствие соответствующих международных договоренностей и соглашений, а также нарушение нормальных условий конкуренции во внешней торговле

России и Азербайджана позволяют торговым партнерам России применять ограничительные меры в отношении российских товаров. Кроме того, риски экономического и политического характера, возникающие в

нестабильном взрывоопасном  регионе, вызывают определенные сложности и трудности в торгово-экономических отношениях России с Азербайджаном.

Устранение кризисных  ситуаций во внешней торговле является приоритетом во внешнеэкономической политике любого государства при одновременном обеспечении благоприятных внутренних и внешних условий для международной кооперации. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гулиев М.Е. Торгово-экономические связи Азербайджана с Российской Федерацией и проблемы их развития: Тезисы республиканской конференции молодых ученых и аспирантов. – Баку: Министерство образования Азербайджанской Республики,1996.- 0,1 п.л.
  2. Гулиев М.Е. СНГ: проблемы формирования экономического пространства: Тезисы республиканской конференции молодых ученых
  3. Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2013. № 1 (68). C. 33-39. ISSN 1993-5552.
  4. http://www.ved.gov.ru/ - портал внешнеэкономической информации
  5. http://www.vestikavkaza.ru –вестник Кавказа
  6. http://www.vestikavkaza.ru –новости Азербайджана
  7. http://www.aze.az –последние новости Азербайджана
  8. http://www.cbr.ru –проблемы и суждения
  9. http://elibrary.finec.ru –экономические связи Азербайджана с РФ
  10. http://wikipedia.org -википедия
  11. http://russiancouncil.ru/ -Азербайджан и Россия: настоящее и будущее
  12. http://onolitegi.ru/ -современная геополитика России
  13. http://www.newsazerbaijan.ru –новости-Азербайджан
  14. http://www.wprr.ru/ -мировая политика и ресурсы
  15. http://www.ng.ru -независимая

 


Информация о работе Внешнеэкономические отношения между Россией и Азербайджаном