Внешняя политика Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день Индия является самой влиятельной страной в Южноазиатском регионе. В этом отражаются и превосходство над остальными странами по территории, по численности населения, а также в области экономических отношений.
Еще совсем недавно Индия, проводя крайне миролюбивую политику, основные принципы которой были заложены Джавахарлалом Неру, незначительно участвовала в мировой политической жизни. Да и в регионе проявляла себя достаточно пассивно, если не считать непрекращающегося конфликта с Пакистаном. Однако, после вхождения Индии в круг ядерных держав, которое произошло, кстати при активном сопротивлении США, ее уже нельзя сбрасывать со счетов на международной арене. Особенно, если учитывать, что и другая сторона индо-пакистанского конфликта также владеет ядерным оружием.

Содержание работы

Введение.

1. Новые аспекты в политике Индии после распада СССР;

2. Американо-индийские отношения на современном этапе;

2.1 Индия во внешней политике США;

2.2 Американо-индийские отношения в контексте усиления влияния Индии в регионе;

2.3 Военное сотрудничество США и Индии;

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.42 Кб (Скачать файл)

Помимо Индии, программой зарубежного турне Пауэлла предусмотрены остановки в Пакистане и Афганистане.

Индия разочарована тем, что Вашингтон не поставил ее в известность о своем решении придать Пакистану особый статус одного из его главных "союзников вне НАТО". Об этом заявил 20 марта на специальном брифинге официальный представитель МИД Индии Навтедж Сарна.

Он отметил, что госсекретарь США Колин Пауэлл побывал с визитом в Индии за два дня до того, как 18 марта выступил с таким заявлением в Исламабаде. "В Индии много говорилось о индийско-американском стратегическом партнерстве. Разочаровывает то, что он (Пауэлл) не упомянул об этом решении американской администрации", - сказал Сарна.

Представитель МИД Индии отметил, что такое заявление указывает на военное сотрудничество США и Пакистана. "Мы изучаем детали этого решения, которое имеет явное влияние на отношения Индии и США. Мы находимся в контакте с администрацией США по этому вопросу", - добавил Сарна.

Развитие стратегических отношений с Индией остается приоритетным направлением внешней политики Соединенных Штатов. Об этом 20 марта поторопилось заявить посольства США в Нью-Дели через несколько часов после выступления официального представителя индийского МИД, сообщившего о негативной реакции Нью-Дели на решение Вашингтона предоставить Пакистану статус основного союзника вне структуры НАТО в целях развития двустороннего военного сотрудничества. Его озвучил на днях госсекретарь США Колин Пауэлл во время официального визита в Исламабад.

По словам дипломата, в Нью-Дели в настоящее время тщательно изучают детали этой инициативы Вашингтона, которая может отрицательно повлиять на общее состояние индийско-американских отношений. Вызывает удивление то обстоятельство, отметил он, что госсекретарь объявил об этом решении через два дня после визита в Нью-Дели, где обсуждались дальнейшие пути развития индийско-американского стратегического сотрудничества. Остается только выразить разочарование по поводу намерения США держать Индию в неведении об американских планах в отношении Пакистана, сказал представитель МИД. Индийское правительство с этой целью установило контакты с администрацией США, добавил он.

В соответствии с решением, объявленным Колином Пауэллом, Пакистан наряду с Японией, Таиландом, Кувейтом, Австралией, Египтом, Бахрейном, Филиппинами, Новой Зеландией, Аргентиной, Южной Кореей, Израилем и Иорданией войдет в число стран, которые в военных отношениях с Вашингтоном пользуются режимом наиболее благоприятствуемой нации. Американский конгресс должен утвердить это решение примерно через 30 дней. Сам Пауэлл назвал это решение символическим с точки зрения усиления взаимоотношений между Исламабадом и Вашингтоном. В отличие от НАТО, сотрудничество этих государств не скреплено какими-либо договорными обязательствами. Вместе с тем они пользуются явными привилегиями во взаимоотношениях с США в военной области по сравнению с другими странами. В первую очередь это касается военных поставок[18].

По мнению аналитиков, Соединенные Штаты решили наградить президента Первеза Мушаррафа за участие в контртеррористических операциях на пакистано-афганской границе с целью выявления и уничтожения боевиков из движения "Талибан" и террористической сети "Аль-Каида". Кроме того, судя по всем признакам, Вашингтон таким образом отреагировал на скрытое недовольство Исламабада заявлением Джорджа Буша под названием "Новые шаги в стратегическом партнерстве с Индией". Имелось в виду активное развитие сотрудничества между Нью-Дели и Вашингтоном в атомной энергетике, мирном освоении космического пространства, в сфере высоких технологий, а также в создании системы ПРО.

Интерес представляет реакция на решение США министра обороны Индии Джорджа Фернандеса, несколько отличная от позиции МИД. По его словам, заявление Вашингтона о том, что Пакистан станет одним из главных союзников США вне НАТО нисколько не повредит сотрудничеству между США и Индией. "Стратегическое партнерство и дружба с США не пострадают от такого решения Вашингтона", - подчеркнул он.

В соответствии с двусторонней договоренностью, достигнутой в 2004 году США будут поставлять Индии технологии двойного назначения. Подобное решение выводит американо-индийские отношения на новый уровень.

Договоренность была достигнута 20 ноября 2003 г. на третьей встрече американо-индийской группы по сотрудничеству в области высоких технологий. Заседание проходило под председательством министра иностранных дел Индии и заместителя министра торговли США. Согласно принятому решению, Индия отныне будет закупать в США технологии двойного назначения, то есть технологии, которые могут быть использованы в гражданских и военных целях. Сюда входят ядерные, космические и другие технологии, предназначенные для использования в мирных целях[19].

По условиям соглашения, Вашингтон имеет право проверять конечных получателей этих технологий.

Напомним, что Вашингтон неоднократно принимал решения о наложении запрета на поставки в Индию некоторых видов оборудования, вооружений и технологий, что приводило к закрытию индийских программ по разработке вооружений. Так, Индия была вынуждена приостановить программу по созданию легкого боевого самолета LCA (Light Combat Aircraft) в связи с тем, что Вашингтон наложил запрет на поставку 40 двигателей фирмы "Дженерал электрик". Кроме того, в соответствии с санкциями, наложенными в 1998 г., США отказались поставить в Индию ряд важнейших компонентов для морских вертолетов "Си кинг". Позже эти санкции были сняты.

Некоторые технологии двойного назначения нужны Индии для продолжения важных военных проектов, таких как программы Су-30МКИ и БЛА "Лакшья", осуществляемых фирмой "Хиндустан аэронотикс лимитед" (ХАЛ). США являются пионером в области подобных технологий и ХАЛ заинтересована в развитии сотрудничества с американскими партнерами в этой сфере.

Кроме того, Индия нуждается в новейших технологиях США и Запада для создания собственной системы управления и контроля за ядерными силами, пишет газета.

Она также стремится как можно скорее приобрести средства ведения информационной войны, а также перспективные средства управления, связи, разведки, наблюдения и компьютерные системы, а это возможно только с помощью США и западных оборонных компаний.

С принятием решения о поставках технологий двойного назначения, Индия может начать сотрудничество с США в области космических технологий, в том числе и в области военно-космических программ.

Следует отметить, что Индия и США проводят совместные военно-морские учения в Аравийском море вблизи побережья индийского штата Гоа. Как сообщил представитель командования ВМС Индии Винай Гарг, очередная фаза совместных маневров под общим кодовым названием "Малабар" прошла 1 октября 2003 года.

С обеих сторон в учениях были задействованы военные корабли, подводные лодки и группировки палубной авиации. В частности, с американской стороны в учениях примут участие два боевых корабля с управляемыми ракетными системами на борту, атомная подводная лодка и патрульный самолет ВМС США Р-3С "Орион". С индийской стороны в них участвуют боевые корабли аналогичного класса с управляемыми ракетными системами на борту, подводная лодка "Шишмар", танкер.

Ежегодные военно-морские учения "Малабар" призваны отработать, в частности, слаженность работы палубной авиации, отражение ударов с воздуха по военно-морской группировке, а также торпедных атак вероятного противника.

Учения проводятся на регулярной основе в целях дальнейшего укрепления индийско-американского сотрудничества в сфере обороны, отметил Виной Гарг. Учения военно-морских сил Индии и США под общим названием "Малабар" проводятся с 1996 года. "Малабар-2003" проходил в октябре прошлого года у побережья южноиндийского штата Керала.

То, что Соединенные Штаты в заинтересованы в военном сотрудничестве с Индией, видно из просочившихся в печать выдержек из секретного 130-страничного доклада “Индийско-американские военные отношения: перспективы и оценки”, распространенного среди высшего руководства Пентагона и Министерства обороны Индии весной 2003 г. Документ включает в себя интервью с 82-мя высокопоставленными сотрудниками американской администрации и индийского правительства, включая 50 бывших и действующих военнослужащих двух сторон.

Как отмечается, “американские офицеры откровенно заявляют о своих планах получения доступа к индийским военным базам и инфраструктуре. Стратегическое значение географического положения Индии в центре Азии, рядом с оживленными линиями морских коммуникаций, связывающими Ближний Восток и Восточную Азию, делает Индию особенно привлекательной для американских военных. В докладе также отмечается, что речь идет о новых союзниках и партнерах для решения будущих стратегических проблем в Азии, которые могут кардинально отличаться от тех, которые были еще в 2003 году”[20].

Основным выводом доклада является утверждение, что “Китай представляет главную угрозу для безопасности двух стран, будучи конкурентом как в экономической, так и военной сфере”. Один американский адмирал прямо заявил: “Нам нужен друг в 2020 г., который сможет оказать США военную помощь для устранения китайской угрозы”.

 

Заключение

 

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы. Индийская внешняя политика после распада СССР претерпела значительные изменения, что отразилось и на отношениях с США. Если ранее, будучи союзником СССР Индия не стремилась к налаживанию хороших отношений с Соединенными Штатами, то потеря союзника заставила Индийские власти пересмотреть свою внешнеполитическую стратегию. Так, в отношениях Индии и США, которые после проведения Индией ядерных испытаний оставались не самыми лучшими, наметился прогресс с обеих сторон. Соединенные Штаты уже сняли ряд ограничений на экспорт в Индию высокотехнологичного оборудования, предназначенного для использования в космических программах и на объектах атомной энергетики. Соответствующее соглашение подписали в Вашингтоне секретарь министерства иностранных дел Индии Шиам Саран и заместитель государственного секретаря США Марк Гроссман. Естественно, что Россия по прежнему остается политическим партером Индии, однако ее значимость в этом качестве значительно меньше, чем было у СССР, однако Россия по прежнему играет большую роль как фактор индийско-американских отношений.

Далее заметим, что Персидский Залив представляет для США определенный интерес, но американский флот может попасть в порты залива только через Индийский океан. В свою очередь, в Индийский океан из Тихого океана американский флот может попасть только через Малайский пролив в Индонезии. Оба этих конечных пункта назначения являются для США весьма важными для отстаивания своих интересов в Персидском заливе, поэтому Америка должна постоянно поддерживать присутствие своих военно-морских сил в Индийском океане.

Индийские военно-морские силы не представляют и не будут в ближайшем будущем представлять угрозу для военно-морского флота США. И пока все так и будет оставаться, Индия сможет доминировать в Индийском океане, но только с позволения США. Именно поэтому в течение последних нескольких лет проводятся совместные американо-индийские военно-морские учения «Малабар».

Американо-индийское сотрудничество для сдерживания Китая уже началось. Более двух лет индийские и американские военные корабли совместно патрулируют Малаккский пролив – фактические ворота в Индийский океан. Обе страны рассматривают появление в Индийском океане китайских судов как угрозу своим национальным интересам.

Ряд индийских экспертов, однако, предупреждают свое правительство об опасности попытки углублять связи с Вашингтоном за счет Китая. Как они отмечают, такая политика может кончиться для Дели неудачно, с учетом того, что американо-китайские связи намного более интегрированные, чем американо-индийские. В частности, объем американо-китайской торговли более чем в 6 раз превышает объем американо-индийской торговли. Собственно, для Индии торговля с Китаем также имеет большое значение. В 2002 г. товарооборот между двумя странами составил 4,9 млрд. долл. С учетом Тайваня и Гонконга эта цифра приближается к 9 млрд. долл., что составляет почти 10% всего объема индийской внешней торговли.

 

Активно развивается американо-индийское военное сотрудничество. За прошедшее время состоялись совместные учения сил специального назначения в северо-восточной Индии, военно-воздушные учения на Аляске, военно-морские учения у восточного побережья Индии. Кроме того, американцы поставили в Индию радары “Файрфайндер” (Firefinder), провели на высоком уровне переговоры по ПРО. В настоящее время обсуждается возможность продажи в Индию американских самолетов морского патрулирования P-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1.Бошаков Е.П. Актуальные  проблемы международных отношений  – М., 2001

 

2.Володин Д.А. Перестройка  американского военного присутствия  за рубежом – М.. 2003

 

3.Восток/Запад региональные  подсистемы и региональные проблемы  международных отношений/Под ред. А.Д. Воскресенского – М., 2000

 

4.Лунев С. И. Индия и  США: межгосударственные отношения. М., 1987

 

5.Лунев С.И. Индия в  глобальном мире//Глобализация и  крупные полупериферийные страны – М., 2003

 

6.Лунев С.И. Широков Г.К. Трансформация мировой системы  и крупнейшие страны Евразии  – М., 2001

 

7.Политика США в меняющемся  мире/Под ред. П.Т. Подлесного – М., 2004

 

8.Рамеш Р. Изменения в  имперской политике США// http://www.inosmi.ru/translation/218735.html

 

9.Скробат И. Индия и  великая Евразийская игра//www.wdi/ru

 

10.    Современные  международные отношения/Под ред. А.В. Торкунова – М.. 2000

 

11.США будут поставлять  технологии двойного назначения  в Индию// WWW.DEFENSE-UA.COM

 

12.США обгоняют Россию  в технологическом сотрудничестве  с Индией//www.strana.ru

 

13.Федюкин И. Страны Азии  предлагают Америке врагов// http://www.polit.ru/documents/441693.html

 

14.Шилин А. Новые аспекты  в политике Индии//Россия и  мир, 22 мая 2001

Информация о работе Внешняя политика Индии