Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа
Сегодня успехи и вклад Казахстана в укрепление международного мира и безопасности ни у кого не вызывают сомнений. Реализация многовекторной внешней политики первого президента Нурсултана Назарбаева позволила Казахстану стать полноправным, уважаемым и значимым игроком в мире. Прогресс молодого государства в собственном обустройстве и всевозможные миротворческие усилия высоко оцениваются международным сообществом. Это, в свою очередь, находит выражение в стабильном и высоком уровне притока прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана, а также реализации многих внешнеполитических инициатив Астаны. Однако если достижения Казахстана в промышленности, сельском хозяйстве, науке и образовании были известны и в советский период, то внешнеполитические страницы нашей независимой истории пришлось писать фактически с чистого листа.
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Становление государственного суверенитета РК….…..6
§ 1.1 Обретение независимости Республики Казахстан………...6
§ 1.2 ООН и Казахстан…………………………………………….9
§ 1.3 Казахстан в составе СНГ………………………………...…13
Глава 2. Современный внешнеполитический курс РК…………17
§ 2.1 Перспективы сотрудничества Казахстана и АТР…………17
§ 2.1 Средний Восток и Казахстан ………………………………22
§ 6. Казахстан-Европа……………………………………………..24
§ 7. Основные задачи и принципы внешней политики РК……..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизненно важным интересам
Казахстана соответствует дальнейшее
закрепление тенденции к
§ 1.3 Казахстан в составе СНГ
Что же касается конкретных
внешнеполитических приоритетов, то для
Казахстана одной из важнейших целей
является интеграция постсоветского пространства.
Этот процесс проходит как в рамках
СНГ, так и путем развития двусторонних
связей со странами Содружества. Выдвинутая
казахстанским Президентом идея
Евразийского Союза как интеграционного
образования с действенным
Идея реинтеграции, политической, научно-культурной, гуманитарной и, особенно, экономической на территориях бывшего Советского Союза получает все большее распространение и поддержку. 4Интегрируясь, идя навстречу друг другу, страны - участники Содружества Независимых Государств могут успешно решать те экономические проблемы, которые невозможно решить в одиночку.
Необходимо подчеркнуть, что именно экономика была и остается приоритетным направлением в деятельности Содружества. Здесь в первую очередь основное значение имеют факторы долговременного сотрудничества взаимозависимости народного хозяйства, сложного переплетения экономических связей. Нельзя не видеть и то, что через экономическое сотрудничество страны-участники СНГ укрепляют и политические отношения. Во многом благодаря Содружеству удалось избежать конфронтации, серьезного обострения отношений с какой бы то ни было из бывших союзных республик, постепенно реализовать курс на сближение. К тому же сохранение Содружества снимает проблемы, решение которых возможно только в условиях объединения государств. Государства, которые уже сегодня стремятся к более тесному союзу, имеют возможность сделать это в рамках СНГ. Достаточно в качестве пример привести объединение в Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России.
Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев неоднократно подчеркивал, что долгосрочным интересам государства соответствует глубокая вовлеченность в деятельность СНГ. При этом для обеспечения стратегических целей Казахстана дипломатия поддерживает широкое поле политического маневра для развития конструктивного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.
В этой связи представляется,
что политика Казахстана в отношении
новых независимых государств должна
проводиться параллельно на двух
уровнях. Во-первых, следует развивать
связи на двусторонней основе, во-вторых,
важно не снижать активности по превращению
СНГ в дееспособное объединение,
способное решать крупные задачи
в целях повышения
Что касается первой задачи, то за время, прошедшее после обретения независимости, наработана достаточная правовая база двустороннего сотрудничества с большинством стран-членов СНГ, определены приоритеты внешней политики на постсоветском пространстве. Говоря о приоритетах необходимо отметить важное значение взаимоотношений с Российской Федерацией. Равноправное и взаимовыгодное партнерство с Россией имеет стратегический характер и оказывает серьезное влияние на укрепление взаимовыгодного экономического, оборонного, информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ. Партнерству, добрососедству и сотрудничеству с Россией альтернативы не существует. Мы также исходим из фундаментальной посылки о том, что демократические развитие России является необходимым условием стабильного и безопасного развития Казахстана. Дружественные казахстанско-российские отношения - мощный фактор стабилизации ситуации на огромной части евразийского пространства, весомый вклад в глобальную стабильность и безопасность. Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что, несмотря на известную противоречивость политических и социально-экономических процессов, протекавших в как в России, так и в Казахстане, между двумя государствами характер двусторонних отношений неизменно сохранялся добрососедским и дружественным. Все эти годы продолжалось последовательное и планомерное наращивание сотрудничества во всех сферах.
5 Нельзя не отметить отношения Казахстана с ближайшими соседями Кыргызстаном и Узбекистаном. Важность наших связей, помимо укрепления двустороннего сотрудничества, определяется необходимость придания эффективности союзу трех государств, который, на мой взгляд, имеет большое будущее. В 1992 году по инициативе Президента Назарбаева была заложена основа созданию союза Центрально-азиатских стран. Появилась прекрасная эмблема такого будущего Союза - могучая чинара с глубокими корнями и мощными ветвями, символизирующими единые корни и общность целей становления и развития родственных государств. Лидерами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана были подписаны документы о создании межгосударственного совета, единого экономического пространства трех стран. Созданы единый исполнительный орган, советы отраслевых министров и руководителей ведомств. Принят Меморандум о сотрудничестве в области миграции. Начал функционировать Центрально-азиатский банк развития, положено начало согласованным действиям в межгосударственных отношениях и на мировой арене. Президенты трех стран приняли решение о поддержке инициативы Президента Н. Назарбаев о созыве совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициативы президенты И. Каримова о совещании - семинаре в Ташкенте. Если затронуть более ранние взаимоотношения этих государств, то можно сказать еще в 1990 г. по инициативе Казахстана, в Алматы впервые встретились руководители республик Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и подписали Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. На состоявшейся в январе 1993 г. в Ташкенте на встрече глав государств Центральной Азии были приняты решения по дальнейшему углублению взаимного сотрудничества. Реализации интеграционных возможностей региона способствуют двусторонние договора и соглашения между государствами Центрально-азиатских государств.
Во время визита Президента
РК Н. А. Назарбаева в республику Узбекистан
10-12 января 1994 года обе стороны договорились
в дальнейших шагах по развитию казахстанско-узбекистанских
отношений. В целях дальнейшего
углубления и развития отношений, между
странами президенты И. А. Каримов и
Н. А. Назарбаев подписали договор
о создании единого экономического
пространства между Республикой
Узбекистан и Республикой Казахстан,
предполагающего свободной
Договор о создании единого экономического пространства между тремя центрально-азиатскими государствами ни в коей мене не противоречит положениям договора о создании экономического союза стран Содружества и открыт для вхождения всех государств СНГ.
Глава 2. Современный внешнеполитический курс РК
§ 2.1 Перспективы сотрудничества Казахстана и АТР
Свое устойчивое развитие
Казахстан обеспечивает в первую
очередь целенаправленной и активной
внешнеполитической деятельностью. Хорошо
понимая, что успешное проведение политических
и социально-экономических
В настоящее время во внешнеэкономической
деятельности республики все большее
значение придается расширению торгово-экономического
сотрудничества со странами АТР. На уровень
крупномасштабного сотрудничества в самых
различных сферах и глубокого взаимопонимания
за весьма короткий срок после обретения
Казахстаном независимости вышли казахстанско-американские
отношения. Они стали подлинно партнерскими,
что и нашло отражение в подписанной 14
февраля 1994 г. в Вашингтоне Президентом
Б.Клинтоном и Президентом Казахстана
Н. Назарбаевым “Хартии о демократическом
партнерстве”. США и Казахстан договорились
интенсифицировать контакты в сфере политики,
экономики, культуры, образования, экологии,
науки и техники, здравоохранении и других
областях. Весьма важное значение в контексте
казахстанско-американских отношений
имеют вопросы обеспечения безопасности,
независимости, территориальной целостности
и демократического развития Казахстана.
Сотрудничество в этой сфере будет осуществляться
как на двусторонней основе, так и в рамках
действующих международных и региональных
структур безопасности: ООН, ОБСЕ. США
будут оказывать необходимую финансовую
и техническую поддержку усилиям Казахстана
в этом направлении. Конкретными примерами
такого рода взаимодействия является
заключение двустороннего торгового соглашения,
договор о взаимной защите инвестиций,
участия Казахстана при поддержке США
в программе системной трансформации
МВФ, а также деятельное и дающее значительные
практические плоды, поощрение администрацией
Б. Клинтона масштабного притока инвестиций
американского частного сектора в экономику
Казахстана. Большой прогресс за последние
годы достигнут в казахстанско-китайских
отношениях. Китай одним из первых признал
независимость Казахстана. Были установлены
между ними дипломатические отношения.
В Пекине и Алматы открылись посольства.
Налажено транспортное сообщение по воздуху,
железной дороге, автотрассам, то есть,
создана необходимая база и предпосылки
для развития и углубления двустороннего
сотрудничества.
Важнейшим событием в истории двухсторонних
отношений стал визит Н. А. Назарбаева
в КНР осенью 1993 года, в ходе которого была
подписана “Совместная декларация об
основах дружественных взаимоотношений
между Республикой Казахстан и Китайской
Народной Республикой”.
С начала сотрудничества между странами
принято более 30 документов, регулирующих
их взаимоотношения в различных сферах
общественной жизни. Заметно проявило
себя торгово-экономическое сотрудничество.
Поскольку примыкающие к границе Казахстана
приграничные районы Китая, в отличие
от восточных приморских его районов (где
находятся специальные экономические
зоны), меньше от политики реформ и внешней
открытости, они проявляют растущую заинтересованность
в сотрудничестве с Казахстаном. Вместе
с тем на казахстанский рынок начинают
выходить производители и из глубины Китая,
из его центральных, северных, северо-восточных,
южных развитых районов. Казахстан и Китай
имеют богатые природные ресурсы, взаимодополняющие
экономики, удобные транспортные коммуникации
в этом заключается большой потенциал
для дальнейшего развития взаимовыгодных
отношений.
Хорошую основу для развития добрососедских
отношений между Казахстаном и Японией
заложил официальный визит в апреле 1994
г. Н. Назарбаев. В 1994 г. между странами
заключен договор о сотрудничестве в области
уничтожения ядерного оружия, подлежащего
сокращению в Казахстане. Тогда правительство
Японии внесло 11 млн. долл. в соответствующий
японо-казахстанский комитет. Важнейшую
роль в укреплении связей, взаимообмене
делегациями играют учрежденные в Казахстане
и Японии комитеты по экономическому сотрудничеству.
Деловые круги Японии заинтересовались
Казахстаном и все основные крупные торговые
компании: “Мицубиси”, Мицуи”, “Иточу”
и другие открыли в Алматы свои представительства.
Через японский фонд международного экономического
сотрудничества Казахстану предоставлен
льготный йеновый кредит для осуществления
проекта по реконструкции железнодорожной
станции Дружба (в переводе на доллары
- 72 млн.). Подписанные кредитные соглашения
с банком Японии на весьма крупные суммы.
Кредиты были направлены на поддержку
экономических реформ в республике.
Большие перспективы и у торгово-экономического
сотрудничества Казахстана с Южной Кореей.
В ходе визита президента Казахстана Н.
А. Назарбаева в Сеул был подписан ряд
документов, закладывающих правовую базу
для наращивания широкомасштабного партнерства
двух стран.
Оба государства стали развивать интенсивное
сотрудничество в области промышленности,
инвестиций, торговли, разработки природных
ресурсов, науки, технологий, сельского
хозяйства и транспорта, в приоритетном
плане содействовать тесным контактам
между представителями их деловых кругов.
А также развивается широкомасштабное
партнерство в области культуры, искусства,
образования, средств массовой информации,
спорта, туризма. Республика Казахстан
установила связи с ведущими государствами
Южной Азии - Индией и Пакистаном. В феврале
1992 года в эти государства состоялся визит
Н. Назарбаева, во время которого была
подписана казахстанско-индийская декларация
о принципах взаимоотношений между Казахстаном
и Индией, соглашение об установлении
дипломатических и консульских отношений,
а также пакет соглашений с Пакистаном,
на основе которого будет расширяться
взаимная торговля, финансовое сотрудничество,
создаваться надежная система коммуникаций.
Пакистанская сторона предложила организовать
торговлю в рамках клиринга. В настоящее
время внешнеэкономическое сотрудничество
между Казахстаном и Индией выходит на
качественно новый уровень. Индия выделила
Казахстану кредиты в размере 20 млн. долл.
США на создание СП в таких областях экономики,
как фармацевтика, пищевая индустрия,
текстильная промышленность.
Как видно Казахстан сделал шаги по установлению
взаимоотношений со США, КНР, Японией,
Южной Кореей и другими динамично развивающимися
государствами АТР.
С точки зрения процессов Международной
жизни Казахстан на данном этапе находится
на стадии вхождения в новую для государства
сферу деятельности. Завершается период
международного признания де-юре, продолжается
процедура установления дипломатических
отношений с другими государствами.
В отношении первых лет самостоятельного
существования можно констатировать успешное
вступление Казахстана в ведущие международные
организации, включая ООН, получение гарантий
безопасности от ядерных держав, налаживание
в целом партнерских связей с внешним
миром.
§ 2.2 Средний Восток и Казахстан
Казахстан динамично развивает
свои отношений с государствами
Среднего Востока - с Турцией и
Ираном, как на двусторонней основе,
так и на многосторонней в рамках
Организации экономического сотрудничества.
Сотрудничество в различных сферах между
Республикой Казахстан и Турецкой Республикой
в период новейшей истории нашей страны
отличается стабильностью и традиционным
стремлением руководства двух государств
расширять и углублять политические, торгово-экономические
и культурно-гуманитарные связи. Указанным
процессам объективно способствует историческая,
культурная и этнико-религиозная близость
друг к другу народов обеих стран.
Стратегическое партнерство Астаны и Анкары, о котором стороны заявили во время официального визита Президента Казахстана Н.А.Назарбаева в Турцию в мае 2003 года, получило подтверждение и новый импульс в ходе двусторонних встреч Н.А.Назарбаева и А.Н.Сезера на саммите НАТО в Стамбул в июне 2004 года и на церемонии запуска азербайджанского участка нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» в г.Баку 25 мая 2005 г. Политическое руководство Турецкой Республики заявляет о том, что Казахстан является надежным партнером Анкары в Центрально-Азиатском регионе в политической и торгово-экономической сферах.
Скоординированная позиция двух стран в международных и региональных организациях, прежде всего ООН, СВМДА, ОБСЕ, ОЭС, ОИК и других, демонстрирует общность взглядов руководства Казахстана и Турции на ситуацию в Афганистане, Ираке и др. проблемы международного и регионального характера, которые, считают стороны, необходимо решать в рамках ООН и других авторитетных международных организаций.
Одним из важных направлений
двустороннего сотрудничества является
культурно-гуманитарная сфера. До сегодняшнего
дня при поддержке турецкой стороны
на турецкий язык переведены произведения
более чем 35 казахстанских авторов,
включая труды Н.А.Назарбаева, Абая,
Жамбыла, М.Жумабаева, М.Ауэзова, О.Сулейменова,
А.Кекильбаева, М.Шаханова и др. Одной
из последних осуществлен перевод
на турецкий язык книги Президента
РК «В сердце Евразии». Активно развивается
культурное сотрудничество между двумя
странами в рамках Организации по культуре
и искусству тюркоязычных стран ТЮРКСОЙ.
Отношения Ирана с Казахстаном
носят также вполне доброжелательный
характер, но ограничиваются последовательным
стремлением Казахстана активизировать
евроатлантический вектор своей
внешней политики. Российское и в
последние годы китайское направления
внешнеполитической активности Казахстана
объективно не могут быть препятствием
для поступательного развития отношений
с Ираном. Активизация же сотрудничества
с США в первую очередь является
ощутимым фактором торможения для двусторонних
отношений. «Путем воздействия на военную
и стратегическую отрасли Казахстана,
они (Россия и Турция. – А. К.) стремятся
расширить свое влияние в этой
республике. В связи с этим между
США и Казахстаном были заключены
несколько соглашений по обороне
и безопасности. На очередной конференции
Организации по безопасности и сотрудничеству
в Европе в Стамбуле в 1999 году была
подготовлена основа для повышения
роли Казахстана среди стран Совета
Евроатлантического партнерства», –
отмечается иранскими политическими
экспертами[12]. Подчеркнутая многовекторность
внешнеполитического курса
§ 2.3 Казахстан-Европа
Германо-казахстанские
- 18.07 с большой экономической делегацией и
- 1-2 декабря на саммит ОБСЕ .
Визит Президента Назарбаева в Германию 4 февраля 2009 г. явился одновременно открытием "Года Казахстана в Германии", ответным явился "Год Германии в Казахстане 2010". Во время государственного визита Федерального президента Кёлера в Казахстан были подписаны двусторонние документы: Соглашение по Казахстанско-Немецкому университету в Алматы, Совместное заявление о партнерстве во имя будущего, Заявление об инновационном и инвестиционном партнерстве, а также шесть предпринимательских соглашений.
Важнейшие инициативы и устремления обоих государств в сфере внешней политики находят взаимную поддержку. В их числе можно назвать поддержку Казахстана со стороны Германии в вопросах председательства в ОБСЕ, вступления в ВТО и, соответственно, со стороны Казахстана- стремления Германии войти в число постоянных членов СБ ООН
Торгово-экономические
Германия входит в число ведущих торговых партнеров Казахстана.
Казахстанско-французские
отношения поступательно
Казахстан располагает богатыми сырьевыми
ресурсами а Франция производительной
технологией. На этой основе между двумя
странами, успешно развивается сотрудничество.
Регулярный диалог налажен на уровне внешнеполитических
ведомств. 5-6 марта 2008 г. состоялся официальный
визит во Францию Министра иностранных
дел РК М.Тажина. Переговоры с Министром
иностранных и европейских дел Франции
Б.Кушнером способствовали конкретизации
совместных действий по реализации договоренностей
Глав двух государств о выводе двусторонних
отношений на уровень стратегического
партнерства.