Внешняя политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Сегодня успехи и вклад Казахстана в укрепление международного мира и безопасности ни у кого не вызывают сомнений. Реализация многовекторной внешней политики первого президента Нурсултана Назарбаева позволила Казахстану стать полноправным, уважаемым и значимым игроком в мире. Прогресс молодого государства в собственном обустройстве и всевозможные миротворческие усилия высоко оцениваются международным сообществом. Это, в свою очередь, находит выражение в стабильном и высоком уровне притока прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана, а также реализации многих внешнеполитических инициатив Астаны. Однако если достижения Казахстана в промышленности, сельском хозяйстве, науке и образовании были известны и в советский период, то внешнеполитические страницы нашей независимой истории пришлось писать фактически с чистого листа.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Становление государственного суверенитета РК….…..6
§ 1.1 Обретение независимости Республики Казахстан………...6
§ 1.2 ООН и Казахстан…………………………………………….9
§ 1.3 Казахстан в составе СНГ………………………………...…13
Глава 2. Современный внешнеполитический курс РК…………17
§ 2.1 Перспективы сотрудничества Казахстана и АТР…………17
§ 2.1 Средний Восток и Казахстан ………………………………22
§ 6. Казахстан-Европа……………………………………………..24
§ 7. Основные задачи и принципы внешней политики РК……..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Mamedova Sabina.docx

— 63.54 Кб (Скачать файл)

Жизненно важным интересам  Казахстана соответствует дальнейшее закрепление тенденции к утверждению  в отношениях между государствами  основополагающих принципов международного права как средства решения и  регулирования споров и противоречий. В силу особенностей своего геополитического положения Казахстан придерживается политики многовекторности, осуществляя курс на развитие сбалансированных отношений, как с европейскими, так и с азиатскими странами.

 

§ 1.3 Казахстан в составе СНГ

Что же касается конкретных внешнеполитических приоритетов, то для  Казахстана одной из важнейших целей  является интеграция постсоветского пространства. Этот процесс проходит как в рамках СНГ, так и путем развития двусторонних связей со странами Содружества. Выдвинутая казахстанским Президентом идея Евразийского Союза как интеграционного  образования с действенным механизмом выполнения совместных решений нашла  широкий отклик в политических кругах всех стран Содружества и стала  катализатором интеграционных процессов  между новыми суверенными государствами. Формирование Таможенного союза  и образование общего экономического пространства в рамках Центрально-азиатского союза являются наглядным подтверждением верности выбранного Казахстаном курса.

Идея реинтеграции, политической, научно-культурной, гуманитарной и, особенно, экономической на территориях бывшего  Советского Союза получает все большее  распространение и поддержку. 4Интегрируясь, идя навстречу друг другу, страны - участники Содружества Независимых Государств могут успешно решать те экономические проблемы, которые невозможно решить в одиночку.

Необходимо подчеркнуть, что именно экономика была и остается приоритетным направлением в деятельности Содружества. Здесь в первую очередь основное значение имеют факторы долговременного сотрудничества взаимозависимости народного хозяйства, сложного переплетения экономических связей. Нельзя не видеть и то, что через экономическое сотрудничество страны-участники СНГ укрепляют и политические отношения. Во многом благодаря Содружеству удалось избежать конфронтации, серьезного обострения отношений с какой бы то ни было из бывших союзных республик, постепенно реализовать курс на сближение. К тому же сохранение Содружества снимает проблемы, решение которых возможно только в условиях объединения государств. Государства, которые уже сегодня стремятся к более тесному союзу, имеют возможность сделать это в рамках СНГ. Достаточно в качестве пример привести объединение в Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России.

Президент Республики Казахстан  Н. А. Назарбаев неоднократно подчеркивал, что долгосрочным интересам государства соответствует глубокая вовлеченность в деятельность СНГ. При этом для обеспечения стратегических целей Казахстана дипломатия поддерживает широкое поле политического маневра для развития конструктивного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.

В этой связи представляется, что политика Казахстана в отношении  новых независимых государств должна проводиться параллельно на двух уровнях. Во-первых, следует развивать  связи на двусторонней основе, во-вторых, важно не снижать активности по превращению  СНГ в дееспособное объединение, способное решать крупные задачи в целях повышения эффективности  экономики государств - участников и совершенствования сотрудничества между ними.

Что касается первой задачи, то за время, прошедшее после обретения  независимости, наработана достаточная  правовая база двустороннего сотрудничества с большинством стран-членов СНГ, определены приоритеты внешней политики на постсоветском пространстве. Говоря о приоритетах необходимо отметить важное значение взаимоотношений с Российской Федерацией. Равноправное и взаимовыгодное партнерство с Россией имеет стратегический характер и оказывает серьезное влияние на укрепление взаимовыгодного экономического, оборонного, информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ. Партнерству, добрососедству и сотрудничеству с Россией альтернативы не существует. Мы также исходим из фундаментальной посылки о том, что демократические развитие России является необходимым условием стабильного и безопасного развития Казахстана. Дружественные казахстанско-российские отношения - мощный фактор стабилизации ситуации на огромной части евразийского пространства, весомый вклад в глобальную стабильность и безопасность. Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что, несмотря на известную противоречивость политических и социально-экономических процессов, протекавших в как в России, так и в Казахстане, между двумя государствами характер двусторонних отношений неизменно сохранялся добрососедским и дружественным. Все эти годы продолжалось последовательное и планомерное наращивание сотрудничества во всех сферах.

5 Нельзя не отметить отношения Казахстана с ближайшими соседями Кыргызстаном и Узбекистаном. Важность наших связей, помимо укрепления двустороннего сотрудничества, определяется необходимость придания эффективности союзу трех государств, который, на мой взгляд, имеет большое будущее. В 1992 году по инициативе Президента Назарбаева была заложена основа созданию союза Центрально-азиатских стран. Появилась прекрасная эмблема такого будущего Союза - могучая чинара с глубокими корнями и мощными ветвями, символизирующими единые корни и общность целей становления и развития родственных государств. Лидерами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана были подписаны документы о создании межгосударственного совета, единого экономического пространства трех стран. Созданы единый исполнительный орган, советы отраслевых министров и руководителей ведомств. Принят Меморандум о сотрудничестве в области миграции. Начал функционировать Центрально-азиатский банк развития, положено начало согласованным действиям в межгосударственных отношениях и на мировой арене. Президенты трех стран приняли решение о поддержке инициативы Президента Н. Назарбаев о созыве совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициативы президенты И. Каримова о совещании - семинаре в Ташкенте. Если затронуть более ранние взаимоотношения этих государств, то можно сказать еще в 1990 г. по инициативе Казахстана, в Алматы впервые встретились руководители республик Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и подписали Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. На состоявшейся в январе 1993 г. в Ташкенте на встрече глав государств Центральной Азии были приняты решения по дальнейшему углублению взаимного сотрудничества. Реализации интеграционных возможностей региона способствуют двусторонние договора и соглашения между государствами Центрально-азиатских государств.

Во время визита Президента РК Н. А. Назарбаева в республику Узбекистан 10-12 января 1994 года обе стороны договорились в дальнейших шагах по развитию казахстанско-узбекистанских  отношений. В целях дальнейшего  углубления и развития отношений, между  странами президенты И. А. Каримов и  Н. А. Назарбаев подписали договор  о создании единого экономического пространства между Республикой  Узбекистан и Республикой Казахстан, предполагающего свободной перемещение  товаров, услуг, капиталов, рабочей  силы и обеспечивающего согласованную  кредитно-расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и валютную политику. Взаимоотношения между двумя ведущими центрально-азиатскими государствами строятся и развиваются на основе Туркестанского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан, подписанного 24 июня 1992 года.

Договор о создании единого  экономического пространства между  тремя центрально-азиатскими государствами  ни в коей мене не противоречит положениям договора о создании экономического союза стран Содружества и  открыт для вхождения всех государств СНГ.

 Глава 2. Современный  внешнеполитический курс РК

§ 2.1 Перспективы сотрудничества Казахстана и АТР

Свое устойчивое развитие Казахстан обеспечивает в первую очередь целенаправленной и активной внешнеполитической деятельностью. Хорошо понимая, что успешное проведение политических и социально-экономических реформ возможно лишь в атмосфере стабильности, Республика активно включилась в  процессы разоружения и создания системы международной безопасности . Решения о закрытии Семипалатинского полигона и отказ от ядерных вооружений, присоединение, безоговорочная поддержка  инициативы, направленной на продление  договора о нераспространении ядерного оружия не только принесли Казахстану уважение мирового сообщества, но и  укрепили безопасность, обеспечили территориальную  целостность за счет соответствующих  гарантий со стороны России, США, КНР, Великобритании и Франции. Достижение устойчивого развития и обеспечение  национальной безопасности не решается одними только военно-политическими  мерами. Самую надежную основу для  упрочения мира и добрососедства создают торгово-экономические связи. Однако у Казахстана размеры этих связей со странами АТР пока что  незначительны. В торгово-экономических  отношениях Казахстана с регионом налаживается внешняя торговля, получают развитие их более прогрессивные формы - прямые хозяйственные связи, новые типы инвестиционного сотрудничества, совместные предприятия. В целом о степени вовлеченности Казахстана в обще-региональные процессы экономического сотрудничества говорить еще рано. Но как азиатское государство Казахстан, естественно, заявил о себе в Азии. Впервые делегация Казахстана приняла участие в работе сессии экономической и социальной комиссии (Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Безусловно, выходу Казахстана вглубь азиатского континента и к омывающим его морям и океанам будет способствовать участие его в Организации экономического сотрудничества, к учредителям которой - Ирану, Пакистану и Турции - присоединились Афганистан, Азербайджан и центрально-азиатские государства. Республика Казахстан вступила в Азиатский банк развития - это также рубежное событие в процессе ее интеграции в мирохозяйственные связи в Азии. 
В настоящее время во внешнеэкономической деятельности республики все большее значение придается расширению торгово-экономического сотрудничества со странами АТР. На уровень крупномасштабного сотрудничества в самых различных сферах и глубокого взаимопонимания за весьма короткий срок после обретения Казахстаном независимости вышли казахстанско-американские отношения. Они стали подлинно партнерскими, что и нашло отражение в подписанной 14 февраля 1994 г. в Вашингтоне Президентом Б.Клинтоном и Президентом Казахстана Н. Назарбаевым “Хартии о демократическом партнерстве”. США и Казахстан договорились интенсифицировать контакты в сфере политики, экономики, культуры, образования, экологии, науки и техники, здравоохранении и других областях. Весьма важное значение в контексте казахстанско-американских отношений имеют вопросы обеспечения безопасности, независимости, территориальной целостности и демократического развития Казахстана. Сотрудничество в этой сфере будет осуществляться как на двусторонней основе, так и в рамках действующих международных и региональных структур безопасности: ООН, ОБСЕ. США будут оказывать необходимую финансовую и техническую поддержку усилиям Казахстана в этом направлении. Конкретными примерами такого рода взаимодействия является заключение двустороннего торгового соглашения, договор о взаимной защите инвестиций, участия Казахстана при поддержке США в программе системной трансформации МВФ, а также деятельное и дающее значительные практические плоды, поощрение администрацией Б. Клинтона масштабного притока инвестиций американского частного сектора в экономику Казахстана. Большой прогресс за последние годы достигнут в казахстанско-китайских отношениях. Китай одним из первых признал независимость Казахстана. Были установлены между ними дипломатические отношения. В Пекине и Алматы открылись посольства. Налажено транспортное сообщение по воздуху, железной дороге, автотрассам, то есть, создана необходимая база и предпосылки для развития и углубления двустороннего сотрудничества. 
Важнейшим событием в истории двухсторонних отношений стал визит Н. А. Назарбаева в КНР осенью 1993 года, в ходе которого была подписана “Совместная декларация об основах дружественных взаимоотношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой”. 
С начала сотрудничества между странами принято более 30 документов, регулирующих их взаимоотношения в различных сферах общественной жизни. Заметно проявило себя торгово-экономическое сотрудничество. Поскольку примыкающие к границе Казахстана приграничные районы Китая, в отличие от восточных приморских его районов (где находятся специальные экономические зоны), меньше от политики реформ и внешней открытости, они проявляют растущую заинтересованность в сотрудничестве с Казахстаном. Вместе с тем на казахстанский рынок начинают выходить производители и из глубины Китая, из его центральных, северных, северо-восточных, южных развитых районов. Казахстан и Китай имеют богатые природные ресурсы, взаимодополняющие экономики, удобные транспортные коммуникации в этом заключается большой потенциал для дальнейшего развития взаимовыгодных отношений.  
Хорошую основу для развития добрососедских отношений между Казахстаном и Японией заложил официальный визит в апреле 1994 г. Н. Назарбаев. В 1994 г. между странами заключен договор о сотрудничестве в области уничтожения ядерного оружия, подлежащего сокращению в Казахстане. Тогда правительство Японии внесло 11 млн. долл. в соответствующий японо-казахстанский комитет. Важнейшую роль в укреплении связей, взаимообмене делегациями играют учрежденные в Казахстане и Японии комитеты по экономическому сотрудничеству. Деловые круги Японии заинтересовались Казахстаном и все основные крупные торговые компании: “Мицубиси”, Мицуи”, “Иточу” и другие открыли в Алматы свои представительства. Через японский фонд международного экономического сотрудничества Казахстану предоставлен льготный йеновый кредит для осуществления проекта по реконструкции железнодорожной станции Дружба (в переводе на доллары - 72 млн.). Подписанные кредитные соглашения с банком Японии на весьма крупные суммы. Кредиты были направлены на поддержку экономических реформ в республике.  
Большие перспективы и у торгово-экономического сотрудничества Казахстана с Южной Кореей. В ходе визита президента Казахстана Н. А. Назарбаева в Сеул был подписан ряд документов, закладывающих правовую базу для наращивания широкомасштабного партнерства двух стран. 
Оба государства стали развивать интенсивное сотрудничество в области промышленности, инвестиций, торговли, разработки природных ресурсов, науки, технологий, сельского хозяйства и транспорта, в приоритетном плане содействовать тесным контактам между представителями их деловых кругов. А также развивается широкомасштабное партнерство в области культуры, искусства, образования, средств массовой информации, спорта, туризма. Республика Казахстан установила связи с ведущими государствами Южной Азии - Индией и Пакистаном. В феврале 1992 года в эти государства состоялся визит Н. Назарбаева, во время которого была подписана казахстанско-индийская декларация о принципах взаимоотношений между Казахстаном и Индией, соглашение об установлении дипломатических и консульских отношений, а также пакет соглашений с Пакистаном, на основе которого будет расширяться взаимная торговля, финансовое сотрудничество, создаваться надежная система коммуникаций. Пакистанская сторона предложила организовать торговлю в рамках клиринга. В настоящее время внешнеэкономическое сотрудничество между Казахстаном и Индией выходит на качественно новый уровень. Индия выделила Казахстану кредиты в размере 20 млн. долл. США на создание СП в таких областях экономики, как фармацевтика, пищевая индустрия, текстильная промышленность. 
Как видно Казахстан сделал шаги по установлению взаимоотношений со США, КНР, Японией, Южной Кореей и другими динамично развивающимися государствами АТР.  
С точки зрения процессов Международной жизни Казахстан на данном этапе находится на стадии вхождения в новую для государства сферу деятельности. Завершается период международного признания де-юре, продолжается процедура установления дипломатических отношений с другими государствами.  В отношении первых лет самостоятельного существования можно констатировать успешное вступление Казахстана в ведущие международные организации, включая ООН, получение гарантий безопасности от ядерных держав, налаживание в целом партнерских связей с внешним миром.

 

 

§ 2.2 Средний Восток и Казахстан

Казахстан динамично развивает  свои отношений с государствами  Среднего Востока - с Турцией и  Ираном, как на двусторонней основе, так и на многосторонней в рамках Организации экономического сотрудничества. 
Сотрудничество в различных сферах между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой в период новейшей истории нашей страны отличается стабильностью и традиционным стремлением руководства двух государств расширять и углублять политические, торгово-экономические и культурно-гуманитарные связи. Указанным процессам объективно способствует историческая, культурная и этнико-религиозная близость друг к другу народов обеих стран.

Стратегическое партнерство  Астаны и Анкары, о котором стороны  заявили во время официального визита Президента Казахстана Н.А.Назарбаева в Турцию в мае 2003 года, получило подтверждение и новый импульс  в ходе двусторонних встреч Н.А.Назарбаева и А.Н.Сезера на саммите НАТО в  Стамбул в июне 2004 года и на церемонии  запуска азербайджанского участка  нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» в г.Баку 25 мая 2005 г. Политическое руководство  Турецкой Республики заявляет о том, что Казахстан является надежным партнером Анкары в Центрально-Азиатском  регионе в политической и торгово-экономической  сферах.

Скоординированная позиция  двух стран в международных и  региональных  организациях, прежде всего ООН, СВМДА, ОБСЕ, ОЭС, ОИК и других, демонстрирует общность взглядов руководства Казахстана и Турции на ситуацию в Афганистане, Ираке и др. проблемы международного и регионального характера, которые, считают стороны, необходимо решать в рамках ООН и других авторитетных международных организаций.

Одним из важных направлений  двустороннего сотрудничества является культурно-гуманитарная сфера. До сегодняшнего дня при поддержке турецкой стороны  на турецкий язык переведены произведения более чем 35 казахстанских авторов, включая труды Н.А.Назарбаева, Абая, Жамбыла, М.Жумабаева, М.Ауэзова, О.Сулейменова, А.Кекильбаева, М.Шаханова и др. Одной  из последних осуществлен перевод  на турецкий язык книги Президента РК «В сердце Евразии». Активно развивается культурное сотрудничество между двумя странами в рамках Организации по культуре и искусству тюркоязычных стран ТЮРКСОЙ. 

Отношения Ирана с Казахстаном  носят также вполне доброжелательный характер, но ограничиваются последовательным стремлением Казахстана активизировать евроатлантический вектор своей  внешней политики. Российское и в  последние годы китайское направления  внешнеполитической активности Казахстана объективно не могут быть препятствием для поступательного развития отношений  с Ираном. Активизация же сотрудничества с США в первую очередь является ощутимым фактором торможения для двусторонних отношений. «Путем воздействия на военную  и стратегическую отрасли Казахстана, они (Россия и Турция. – А. К.) стремятся  расширить свое влияние в этой республике. В связи с этим между  США и Казахстаном были заключены  несколько соглашений по обороне  и безопасности. На очередной конференции  Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Стамбуле в 1999 году была подготовлена основа для повышения  роли Казахстана среди стран Совета Евроатлантического партнерства», –  отмечается иранскими политическими  экспертами[12]. Подчеркнутая многовекторность внешнеполитического курса Казахстана и его относительная экономическая  состоятельность создают менее  благоприятные условия для продвижения  Ираном своих интересов в этой республике. Однако среди иранского  политического истеблишмента присутствует четкое понимание того, в региональной (центрально-азиатской) расстановке сил Казахстан имеет огромное значение, уступая, может быть, лишь Узбекистану. В этих условиях в Тегеране ревностно воспринимаются любые признаки стремления Казахстана к стратегическому сотрудничеству с западными странами. Основным инструментом противодействия этому стремлению являются экономическое сотрудничество и попытки его наращивания. Казахстан ежегодно экспортирует 1 млн. тонн нефти через Иран по схеме SWAP: нефть доставляется танкерами по Каспию в иранские порты, а затем отправляется на иранские нефтеперерабатывающие заводы. Взамен Казахстан получает аналогичное количество высококачественной иранской нефти в Персидском заливе и экспортирует её своим торговым партнерам. Кроме того, ведется подготовка проекта нефтепровода Казахстан – Туркменистан – Иран, по которому в перспективе Казахстан сможет экспортировать нефть в страны Юго-Восточной Азии. Для этого будут использоваться иранские нефтяные экспортные терминалы на побережье Персидского залива[13]. Стремление к региональному партнерству Ирана со странами региона (и с Казахстаном в том числе) осуществляется и в рамках Организации регионального сотрудничества (ЭКО). «Насколько расширятся взаимные отношения между Ираном и Казахстаном, настолько будут ограничены объемы отношений Казахстана с западными странами. В связи с этим внешнее поведение Ирана с Казахстаном нужно наладить таким образом, чтобы процессы взаимных отношений привели к обеспечению скрытых потребностей и восстановлению экономических и культурных ограничений этой страны. Подобный процесс может постепенно повысить уровень отношений и взаимного сотрудничества Ирана и Казахстана», – считают в Тегеране.

 
§ 2.3 Казахстан-Европа

Германо-казахстанские политические отношения развиваются в духе партнерства, обоюдно без проблем  благодаря высокому равенству и  близости сторон. Это показывают и  двусторонние визиты на высшем уровне: в 2010 г. Федеральный канцлер Меркель  посетила Казахстан два раза        

- 18.07 с большой экономической  делегацией и         

-  1-2 декабря на саммит ОБСЕ . 

Визит Президента Назарбаева в Германию 4 февраля 2009 г. явился одновременно открытием "Года Казахстана в Германии", ответным явился "Год Германии в  Казахстане 2010". Во время государственного визита Федерального президента Кёлера в Казахстан были подписаны двусторонние документы: Соглашение по Казахстанско-Немецкому  университету в Алматы, Совместное заявление о партнерстве во имя будущего, Заявление об инновационном и инвестиционном партнерстве, а также шесть предпринимательских соглашений.

Важнейшие инициативы и устремления  обоих государств в сфере внешней  политики находят взаимную поддержку. В их числе можно назвать поддержку  Казахстана со стороны Германии в  вопросах председательства  в ОБСЕ, вступления в ВТО и, соответственно, со стороны Казахстана- стремления Германии войти в  число постоянных членов СБ ООН

Торгово-экономические отношения  между Казахстаном и Германией  в 2010 г. характеризовались стабильной динамикой посткризисного развития в сочетании с показателями прироста национальных экономик двух государств и поиска новых путей взаимодействия.

Германия входит в число  ведущих торговых партнеров Казахстана.

Казахстанско-французские  отношения поступательно развиваются  на основе “Договора о дружбе, взаимопонимании  и сотрудничестве”, подписанного 23 сентября 1992 г. в Париже президентами Казахстана и Франции. Их развитию способствуют и личные контакты между руководителями двух государств. Президент Франции  Ф. Миттеран первым из лидеров Запада посетил Казахстан с официальным  визитом. На обратном пути из США Президент  Казахстана Н. А. Назарбаев совершил остановку в Париже для личной встречи с Президентом Франции  Ф, Миттераном. Большой интерес к  Казахстану проявляют французские  деловые круги. Об этом свидетельствуют  высокая активность в республике таких известных французских  фирм как “Элф-Акшпен”, “Тоталь”, “Томсон”, Буиг”, “Сюкр-ЭДаир”, “Креди коммерсиаль де Франс”, “Ски Батиньон” и многих др. 
Казахстан располагает богатыми сырьевыми ресурсами а Франция    производительной технологией. На этой основе между двумя странами, успешно развивается сотрудничество. Регулярный диалог налажен на уровне внешнеполитических ведомств. 5-6 марта 2008 г. состоялся официальный визит во Францию Министра иностранных дел РК М.Тажина. Переговоры с Министром иностранных и европейских дел Франции Б.Кушнером способствовали конкретизации совместных действий по реализации договоренностей Глав двух государств о выводе двусторонних отношений на уровень стратегического партнерства.

Информация о работе Внешняя политика Республики Казахстан