Внешняя политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Сегодня успехи и вклад Казахстана в укрепление международного мира и безопасности ни у кого не вызывают сомнений. Реализация многовекторной внешней политики первого президента Нурсултана Назарбаева позволила Казахстану стать полноправным, уважаемым и значимым игроком в мире. Прогресс молодого государства в собственном обустройстве и всевозможные миротворческие усилия высоко оцениваются международным сообществом. Это, в свою очередь, находит выражение в стабильном и высоком уровне притока прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана, а также реализации многих внешнеполитических инициатив Астаны. Однако если достижения Казахстана в промышленности, сельском хозяйстве, науке и образовании были известны и в советский период, то внешнеполитические страницы нашей независимой истории пришлось писать фактически с чистого листа.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Становление государственного суверенитета РК….…..6
§ 1.1 Обретение независимости Республики Казахстан………...6
§ 1.2 ООН и Казахстан…………………………………………….9
§ 1.3 Казахстан в составе СНГ………………………………...…13
Глава 2. Современный внешнеполитический курс РК…………17
§ 2.1 Перспективы сотрудничества Казахстана и АТР…………17
§ 2.1 Средний Восток и Казахстан ………………………………22
§ 6. Казахстан-Европа……………………………………………..24
§ 7. Основные задачи и принципы внешней политики РК……..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Mamedova Sabina.docx

— 63.54 Кб (Скачать файл)

В октябре и ноябре 2007 г. в Астане побывали директор департамента Континентальной Европы МИД Франции  Ж.Фор и директор управления военного и оборонного сотрудничества МИД Франции генерал армии Е.Бет, проведшие переговоры в министерствах обороны и иностранных дел РК по широкому кругу вопросов двустороннего сотрудничества

Австрийская Республика одной  из первых заявила о признании  независимости Казахстана и открыла  кредитную линию “Австрия - Казахстан”. Примечательный факт - в январе 1994 г. в швейцарском городе Цюрих состоялся  международный семинар на тему “Казахстан - шаг к развивающемуся рынку Азии”. Практическим результатом обмена мнениями, стало решение Швейцарской конференции  открыть кредитную линию для  Казахстана. 
В целях формирования взаимовыгодных связей европейскими государствами президент Казахстана Н. А. Назарбаев совершил визиты в Бельгию и Австрию в феврале 1993 г. На встрече в комиссии Европейский Сообществ было подписано соглашение об обмене представительствами между ЕС и Казахстаном. Посол Республики Казахстан в Королевстве Бельгия назначен по совместительству полномочным представителем Казахстана и ЕС. 
Республика Казахстан развивает отношения и с государствами Восточной Европы. Премьер министр Казахстана нанес визиты в Венгрию и Болгарию и подписал с их руководителями взаимовыгодные соглашения в области промышленности и сельского хозяйства. В июле 1995 года состоялся визит президента Болгарии Желю Жалева в Алматы. Это была первая официальная делегация из стран Восточной Европы, посетившая Казахстан с визитом после развала СЭВ. По итогам переговоров был подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Казахстаном и Болгарией, соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, создании совместных казахстанско-болгарских предприятий, кредитно-инвестиционного банка и холдинга, конвенций о сотрудничестве в области сельского хозяйства и другие документы.

Летом 1993 г. в Австралию  нанес визит премьер-министр РК, а 12-15 апреля 1994 г. в Алматы находился  с официальным визитом генерал-губернатор Австралии Уильям Джорфи Хэйден. 
Между двумя государствами, несмотря на дальнее расстояние успешно развиваются торгово-экономические, научно-технические и культурные связи. 
В структуре экономики обоих государств много общего. К примеру, горнорудная область и там, и здесь занимает свыше 40 % промышленного потенциала. А в сельском хозяйстве преобладают производство зерна и овцеводство. Казахстанско-австралийское экономическое сотрудничество имеет хорошие перспективы, особенно в деле конверсии оборонной промышленности, золото добычи, совместной разработки месторождений минерального сырья, нефти и газа. Объем товарооборота постоянно растет и достиг 27 млн. долларов США. Правительство и деловые круги Австралии выразили готовность поделиться с Казахстаном своим опытом в организации овцеводства, возделывании зерновых культур, транспортировки и хранении урожая, получившим мировое признание. 
Австрали передала Казахстану партию овец, представляющих генетические ценный материал для селекционеров, что позволит в дальнрейшем улучшить качество производимого мяса и шерсти. Казахстан и Австралия будут совместно разрабатывать золотоносные месторождения в Акбалайском регионе, причем австралийская сторона инвестирует проекты и внедряет современную технологию. Наземная станция телекоммуникационной связи, сориентированная с помощью Австралии, существенно способствует включению Казахстана в мировую телекоммуникационную сеть. 

§ 2.4 Основные задачи и принципы  внешней политики Казахстана

Теперь бы мне хотелось подробнее раскрыть внешнеполитические задачи Республики Казахстан, а также  принципы внешней политики и внешнеэкономические задачи. 
Первейшая внешнеполитическая задача - сохранение и упрочение дружественных и союзнических отношений с Российской Федерацией, несмотря на все имеющиеся противоречия и не развязанные узлы во взаимоотношениях с ней и зигзаги ее внутри- и внешнеполитического курса. Очевидно, что российское направление во внешнеполитическом курсе Казахстана должно быть самым приоритетным и требует наибольшей концентрации внимания и усилий. Оперативность, гибкость и дальновидность казахстанской дипломатии должны скомпенсировать опыт и искусство российской дипломатии, опирающейся к тому же на экономическую и военную мощь российского государства и его давние и прочные связи в мировом сообществе. Основные цели казахстанской дипломатии на российском направлении - способствовать разрешению объективных противоречий и проблем в казахстанско-российских отношениях, связанных с развалом СССР и становлением и развитием Казахстана как суверенного государства. Не закрывать глаза на их существование, а решать путем переговоров и иных механизмов на основе учета взаимных интересов. Проблемы экономических и финансовых взаимоотношений, Байконура и военных полигонов, статуса Каспийского моря, прокладки нефтепроводов и иных коммуникаций в южном направлении, этнической диаспоры, гражданства, казачества и другие должны быть разрешены таким образом, чтобы они никогда не послужили источником конфликтов и конфронтации между двумя братскими государствами-соседями. 

Второй внешнеполитической задачей можно назвать обеспечение внешних условий и факторов ускоренного экономического развития, структурной перестройки, создания рыночных механизмов и инфраструктур. В центре внешнеполитической деятельности Казахстана должны быть и вопросы экономической безопасности, энергетической независимости, диверсификации транспортных коммуникаций и каналов связи. 
Наряду с министерствами и ведомствами, непосредственно ответственными и за их решение, достаточно весомой должна быть и роль МИД республики Казахстан. Казахстанская дипломатия не может выполнить эту роль, если не выйдет за рамки решения лишь одного вопроса - способствования внешнеэкономической деятельности республики. 
Третьей важнейшей внешнеполитической задачей РК является дальнейшее развитие и укрепление братских отношений с центрально-азиатскими странами, государствами, с которыми ее объединяет не только географическое соседство, но и общие исторические судьбы, родство культур, традиций и обычаев. 
Теперь я назову важнейшие принципы внешней политики РК:

  • тесная взаимосвязь внешней политики с внутренней;
  • взаимное уважение суверенитета и независимости государств;
  • равноправие государств;
  • принципиальность и гибкость при отстаивании государственных интересов, способность к позиционному маневрированию, отказ от “закостеневших” стереотипов;
  • сбалансированность и многовекторность внешней политики, прагматичность при выборе союзников и партнеров;
  • неделимость, безопасность, то есть тесная взаимосвязь ее различных уровней (политической, экономической, военной, экономической и т. д.);
  • достижение баланса между глобальными региональными, субрегиональными и национальными подходами в решении проблем мира и безопасности;
  • Казахстан, как член ООН, проводит внешнюю политику на основе принципов международного права;
  • Казахстан, как участник ОБСЕ, в своей внешнеполитической деятельности опирается на 1- принципов декларации Хельсинского заключительного акта.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Был взят курс на разработку реформ с  использованием зарубежного опыта. Особое внимание казахстанского руководства  привлекли примеры стран Азиатско-Тихоокеанского региона, достигших за короткие сроки  впечатляющих успехов: КНР и Тайваня, Южной Кореи, Таиланда и др. Их позитивный опыт и расчеты получить от них финансово-экономическую помощь существенно повлияли на выбор внешнеэкономических и внешнеполитических векторов Казахстана.

Не имея навыков самостоятельной  международной деятельности, Казахстан  стремился в сжатые сроки определиться со своими позициями по ключевым проблемам  мировой политики и заложить основы прочных партнерских отношений  с максимально широким кругом государств.

 В результате сложного процесса  проб и ошибок постепенно сформировались  главные направления казахстанской  внешней политики. Республика нацелена на то, чтобы по-настоящему вписаться в объективную тенденцию экономического, общественно-политического и культурного сближения и роста взаимозависимости государств и народов.

Важнейшим приоритетом Казахстана является сотрудничество с Россией  и участие в интеграции в рамках Содружества Независимых Государств. О последовательном курсе РК на данном направлении свидетельствует ее активное участие во всех военно-политических, экономических и других начинаниях в СНГ (Договор о коллективной безопасности, Экономический союз, Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество и др.).

При этом с учетом своего географического  положения и в целях обеспечения  собственных долгосрочных интересов, Казахстан стремится к диверсификации внешней политики, ее многовекторности и сбалансированности. Многовекторность РК рассматривает как стратегию, которая предполагает отсутствие жесткой  зависимости внешнеполитического  курса от поведения того или иного  партнёра, от непредсказуемости развития ситуации в том или ином регионе, от колебаний конъюнктуры мирового рынка. В практическом плане многовекторность означает взаимовыгодное сотрудничество, помимо России и остальных стран  СНГ, с другими соседями, а также  с ведущими государствами Запада, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока. Сотрудничая  на различных азимутах, Казахстан  уделяет пристальное внимание тому, чтобы контакты с другими участниками  мирового сообщества ни в коей мере не наносили бы ущерба российско-казахстанскому сотрудничеству.

Деловое сотрудничество со странами АТР открывает для Казахстана уникальные возможности экономического развития, повышения жизненного уровня населения. Важно и то, что РК может  послужить мостом между Востоком и Западом, внести существенный вклад  в возрождение Великого шелкового  пути. Только вписавшись таким образом  в интеграционные системы АТР, Казахстан сможет обеспечить себе в XXI веке достойное место в формирующемся многополярном мире.

Перспективная внешняя политика современных государств уже не может  блуждать в истории повседневности. И главным ориентиром сегодня  становится идея многовекторного, интеграционного  и сбалансированного сотрудничества – идея разума сердца и сердца разума народа Казахстана, которую первым сформулировал Президент  страны.

Внешняя политика Казахстана выдержала проверку временем, и на современном этапе призвана нести  в себе общечеловеческий заряд, что  в будущем обеспечит народу Казахстана достойное место в мировом  сообществе. Именно историческое время  доказало проницательность интеграционных идей. Ведь, как изрек еще Фалес, «мудрее всего время, ибо оно  объединяет все».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Токаев. Сборник статей. “Внешняя политика Казахстана”, 1995г.
  • Н. А. Назарбаев. “На пороге XXI века”. 1996 г.
  • Конституция 1995 г.
  • Н. А. Назарбаев. “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства”. 1992 г.
  • Е. К. Нурпеисов, А. К. Котов. “Государство Казахстан: от ханской власти к президентской республике”. 1995 г.
  • “Казахстан и мировое сообщество”. 1996 г. № 3.
  • Тримбетов. “О союзе трех центрально-азиатских государств”.
  • “Казахстан и мировое сообщество”. 2000 г. № 1.
  • Касенов. “Итоги внешнеполитической деятельности РК и ее приоритетные задачи”.
  • Очерк “История Казахстана”. Алматы, 1993 г.
  • Договор о коллективной безопасности между странами СНГ. “Каз. правда”, 1992 г. 19 мая.
  • “Дипломатический курье”, 2005 г. № 1
  • Токаев. “Наша задача - содействовать развитию Казахстана как субъекту МП”.
  • «Итоговый выпуск новостей», 22 мая 2009 г., 21:00, Хабар Александр Аксютиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Очерк “История Казахстана”, Алматы, 1993 г. гл. 8. Казахстан - суверенное, независимое государство. Стр. 407.

2 Н. А. Назарбаев. “На пороге ХХ века”. 1996 г.

3 Токаев. “Внешняя политика Казахстана”. 1995 г.

А. Х. Христанбекова. “Казахстан и  ООН”, стр. 49.

4 Токаев. “Внешняя политика Казахстана”. 1995 г.

в. И. Алесин. “Содружество независимых  государств - проблемы и перспективы”, стр. 145.

5 “Казахстан и мировой сообщество”. 1996 г. № 3.

С. Примбетов. “О союзе трех центрально-азиатских  государств”.

 


Информация о работе Внешняя политика Республики Казахстан