Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 02:46, реферат
Целью исследования является определение роли современной внешнеполитической идеологии США во внешней политике республиканской администрации Дне. Буша-мл. в 2001 - 2008 гг.
Введение 3
Внешняя политика 5
Реализация внешнеполитической программы США 2001-2008 гг 8
Заключение 21
Список литературы: 25
Внешняя политика США
Оглавление
Введение 3
Внешняя политика 5
Реализация внешнеполитической программы США 2001-2008 гг 8
Заключение 21
Список литературы: 25
Взаимодействие
идеологии и политики является одной
из важнейших и наиболее содержательных
проблем современных
Актуальность
темы исследования обусловлена важностью
изучения проблематики формирования идейных
основ современной внешней
Объектом исследования является современная внешнеполитическая идеология США, а также структурные особенности современного международного порядка, определяющие ее характер и специфические функции.
Предметом исследования являются процесс и ключевые характеристики взаимодействия и взаимной обусловленности политики и идеологии на примере внешнеполитической деятельности и идеологического конструирования администрации США в 2001 - 2008 гг.
Целью исследования является определение роли современной внешнеполитической идеологии США во внешней политике республиканской администрации Дне. Буша-мл. в 2001 - 2008 гг.
Внешняя
политика рассматривается как
1. осознанного
и намеренного курса (
2. необходимости
учитывать объективные условия
существования системы
3. необходимости
оказывать влияние на других
субъектов международных
Внешняя политика, такими образом, понимается как самостоятельный вид социальной деятельности, которой всегда соответствует определенная духовная целостность, внешнеполитическое сознание — «.совокупность существующих на данный исторический момент представлений о внешней политике государств и международных отношений, международной жизни и мирового развития.».
Идеология как ценностного и духовного основания политики, побуждающего те или иные социальные общности к действию, предлагающего крайне упрощенное и, как правило, искаженное представление о реальности. Иллюзорный характер концепций реальности, предлагаемых идеологией, обусловливает необходимость рассмотрения идеологических отношений в свете понятия «превращенной формы», интерпретируемой как ложное сознание (мышление, отчужденное от реального социального бытия субъекта). Это положение имеет особую актуальность в рамках используемой в исследовании системной методологии, предполагающей, что необходимым «условием проявления сложных систем является необходимость допущения обобщенной каузальности специфической разновидности детерминизма - превращенности действия (превращенной формы)». При этом ключевой чертой самой идеологии выступает ее иллюзорность — то есть неполное соответствие реальности.
Превращенные формы действительных отношений рассматриваются, в первую очередь, как непосредственное содержание мотивации агентов отношений в рамках центра и периферии («имперская» коммуникативная система), выступающие в то же самое время и как фактор стабильности системы. Поэтому актуальность проблемы взаимодействия идеологии и политики, а также использование методологии анализа превращенных форм применительно к сформулированной проблематике представляется несомненной. Важно отметить, что, как писал известный советский философ М. Мамардашвили, «способность превращенных форм сознания порождать иллюзии обусловлена отсутствием в них содержательных определений — форма проявления получает собственный смысл, обособляется, и содержание заменяется в явлении иным отношением, которое сливается со свойствами самого носителя и становится на место действительного отношения. Именно эта видимая форма действительных отношений, отличная от их внутренних связей, играет роль самостоятельного механизма в управлении реальными процессами в рамках системы». Поэтому, как отмечает российский исследователь общественного сознания и идеологии Э. Баталов, в превращенных формах сознания бытие «предстает в том виде, в каком оно проявляется на поверхности, оторванное от скрытой под ней связи и посредствующих промежуточных звеньев. Действительные отношения и связи вытесняются мнимыми, не отражающими сути явлений. В итоге вся сложная система социальных детерминаций оказывается скрытой от субъекта, так что тот выносит такие суждения о социальной реальности и способах ее преобразования, которые находятся в резком несоответствии с действительными тенденциями развития общества».
Применительно к идеологическим отношениям превращенная форма интерпретируется как ложное сознание, то есть как видимость отношений, воспроизводящаяся в представлениях их агентов (государств). Поэтому, выступая в качестве превращенной формы, идеология создает устойчивую иллюзию того, что статус субъекта является его естественным свойством.
Таким образом,
системная методология
Специфика
внешнеполитической идеологии, в отличие
от идеологии вообще, обусловлена
использованием категории «внешнеполитическое
сознание». Эта категория отражает
«факт существования не только особой
сферы деятельности человека и социальных
институтов, но и специфического сознания,
не только порождаемого этой действительностью
и влияющего на нее, но и образующего
некую самостоятельную
В качестве характерного примера подобных иллюзий можно привести утверждение, что глобальное доминирование США является неотъемлемым свойством их положения в мире, или что распространение демократии является уникальной исторической миссией одной сверхдержавы и т.п. воплощающегося в виде «относительно самостоятельного вида взаимосвязей и взаимодействий в полиструктурной системе межгосударственных отношений». Таким образом, внешнеполитическая идеология выступает не только в качестве иллюзорного сознания, порожденного социальной реальностью, но и в качестве активного фактора социальных изменений и трансформации международного порядка.
Внешняя
политика Соединённых Штатов Америки
определяется Президентом и осуществляется
Государственным департаментом
во главе с Государственным
Соединённые
Штаты Америки проводят сложную
внешнюю политику, основными принципами
которой провозглашены «
Бывший
государственный секретарь США
Колин Пауэлл называл внешнюю
политику США «агрессивной в смысле
отношения к вызовам и
Одно из направлений во внешней политике США, является проведение политики "Мягкой силы" (Soft power). Мягкая сила - это способность государства (союза, коалиции) достичь желаемых результатов в международных делах через убеждение (притяжение), а не подавление (навязывание, принуждение). «Мягкая сила» действует, побуждая других следовать (или добиваясь их собственного согласия следовать, или делая выгодным следование) определённым нормам поведения и институтам на международной арене, что и приводит её носителей к достижению желаемого результата фактически без принуждения» (хотя и здесь, конечно, может быть определённая вынужденность поведения, обусловленная отсутствием иной альтернативы). Это понятие принадлежит известному американскому политологу по имени Джозеф С.Най-младший
Политика
«мягкой силы» - это незаметное, неосязаемое
распространение среди
Администрация президента Дж. Буша пришла к власти в тот период, когда в американском истэблишменте и обществе утвердилось мнение о мировом лидерстве США. Основным внешнеполитическим тезисом американских политиков стало утверждение о том, что беспрецедентная мощь Соединенных Штатов “требует и соответствующей ответственности – активных действий для защиты и утверждения национальных интересов США, поддержки союзников, внесения соответствующего вклада в глобальную стабильность и безопасность. Долг Соединенных Штатов – быть во главе мирового сообщества”. Это высказывание сенатора-демократа Джозефа Байдена, члена сенатского Комитета по международным отношениям (март 2001 г.), ярко характеризует настроения как американской политической элиты, так и общества в целом. Подобные заявления делаются политиками только тогда, когда они уверены в общественной поддержке. По словам того же Дж. Байдена, “к счастью, многие американцы понимают, что быть во главе мирового сообщества – это долг Соединенных Штатов”. Тезис о мессианском “долге” США во многом объясняет внешнюю политику администрации Дж. Буша-младшего, предполагающую активное вмешательство в дела мирового сообщества.
Известный американский политолог-международник, профессор факультета государственного управления и дипломатии Джорджтаунского университета (Washington D.C.) Роберт Дж. Либер, анализируя международную роль США в ХХI веке, выделяет “три широкомасштабные тенденции”, которые определяют ответы Америки на современные внешнеполитические угрозы и вызовы. При этом оценки известного политолога не выбиваются из общепринятых (в Америке) представлений о лидерстве и долге США.
В качестве первой тенденции Р. Либер назвал уникальное положение Соединенных Штатов, поскольку это самая мощная и влиятельная страна в мире. Исключительный, лидерский статус США является следствием как крушения Советского Союза, так и того факта, что ни одна отдельно взятая страна или группа стран не могут эффективно соперничать с Соединенными Штатами. США обладают уникальной военной мощью и передовыми технологиями; ведущая роль Америки проявляется в ее экономической мощи, конкурентоспособности, уровне развития информационных технологий и даже в таких сферах, как индустрия развлечений и массовая культура. В этом смысле рассуждения Либера мало отличаются от высказываний З. Бжезинского и других известных политологов, сделанных еще в 1990-е гг.
Лидерство Америки является предпосылкой для многих форм международного сотрудничества. Это особенно касается сферы международной безопасности. (США брали на себя роль лидера в 1999 г. в Косово, в Боснии с 1995 г., в Персидском заливе в 1991 г. От роли лидера они отказывались в Боснии в период с 1992 по 1995 гг., в Руанде в 1994 г.. Отказ США от международного лидерства привел к негативным последствиям для указанных стран). По словам Либера, опыт свидетельствует о том, что в целом ряде случаев альтернативой лидерству Америки является не лидерство другой страны, регионального или международного органа (например ООН), а бездействие. В связи с этим перед США стоит дилемма: выбирать роль мирового надзирателя или терять свое лидерство, которое не только отвечает интересам Соединенных Штатов, но и способствует формированию более стабильной и благоприятной международной обстановки.
После окончания холодной войны Соединенным Штатам стало труднее поддерживать сотрудничество со своими союзниками и друзьями. В прошлом стимулом к сотрудничеству являлось чувство общей для всех угрозы, которое сдерживало неизбежно возникавшие между союзниками разногласия и противоречия. “В отсутствие такой угрозы страны испытывают более сильное искушение заниматься своими, более узкими интересами, несмотря на то, что это может препятствовать решению международных проблем”.
С исчезновением
советской угрозы американская общественность
стала меньше интересоваться внешней
политикой, которая в определенной
степени утратила свою актуальность.
При этом речь не идет об изоляционизме.
В настоящее время