Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 02:46, реферат
Целью исследования является определение роли современной внешнеполитической идеологии США во внешней политике республиканской администрации Дне. Буша-мл. в 2001 - 2008 гг.
Введение 3
Внешняя политика 5
Реализация внешнеполитической программы США 2001-2008 гг 8
Заключение 21
Список литературы: 25
Даже лидерство США в международной антитеррористической кампании (2001–2002 гг.) не дает основания полагать, что остальной мир будет безоговорочно принимать все, что делают США, что сверхдержавность исключит критику и противоречия. Это прежде всего относится к ведущим мировым державам – Китаю, России, Индии, странам ЕС, которые вряд ли будут мириться с гегемонистскими устремлениями США.
Американский политолог Дж. Айкенбери считает, что отношения США с остальным миром должны строиться на основе взаимных договоренностей: Соединенные Штаты делают свою мощь безопасной для всего мира, а остальной мир дает согласие жить в порядке, в основе которого “американская система”.
Успех международной антитеррористической операции “Справедливое возмездие” в Афганистане, с одной стороны, повернул администрацию Буша к стратегии кооперации (улучшились отношения США с Россией, расширилось поле сотрудничества Америки со странами Средней Азии и т.д.), а с другой – вновь усилил самоуверенность и лидерские амбиции США. Последние весьма наглядно проявились в американской политике в отношении Ирака. Уже в 2002 г. сторонники жесткой внешнеполитической линии в администрации США – убежденные “гегемонисты” – П. Уолфовиц, Кондолиза Райс, Дональд Рамсфелд заявляли, что настало время “разделаться” со всеми врагами США на Ближнем Востоке и Персидском заливе, а также укрепить положение Америки в мире. В марте 2003 г. США начали войну в Ираке против режима Саддама Хусейна. Протест мировой общественности против военного вмешательства в дела суверенного государства не оказал влияния на позицию США. Победоносная война еще более укрепила мессианско-гегемонистские настроения в американском обществе.
Интервенционизм
в современной внешней политике
США является своего рода практическим
воплощением “доктрины свободы”
Результаты, полученные в ходе проведения настоящего исследования, позволяют сделать следующие выводы:
Объективной основой идеологизации внешней политики США (2001 — 2008 гг.) выступили структурные особенности международного порядка, проявившиеся как на глобальном (системном) уровне, так и на уровне ключевых регионов (подсистем). В ходе исследования было выяснено, что ключевыми характеристиками международной структуры с точки зрения процесса активизации идеологического конструирования со стороны США стали силовая асимметрия, структурная иерархия, углубление дифференциации мирового политического пространства по линии центр-периферия и системная гегемония США. Было доказано, что перечисленные структурные особенности в той или иной степени нашли отражение в ключевых внешнеполитических концепциях США - доктринах «американской исключительности», «распространения демократии», «мягкой гегемонии» и «американской империи». Была выявлена функциональная взаимосвязь между ключевыми параметрами структуры современного международного порядка и внешнеполитической идеологией США. Так, было доказано, что идеологическая функция легитимации, а также комплекс коммуникативных функций (интегративная, мобилизационная и ориентационная функции) приобрели актуальность в условиях необходимости выработки адекватных структуре международной системы идеологических конструктов, способных поддерживать основные параметры ее воспроизводства и гарантировать США как доминирующему государству сохранение гегемонистских позиций. При этом главным требованием к новой системе идеологической репрезентации становится формирование такой иллюзии, которая представляла бы сложившиеся в мире властные отношения как естественные, справедливые и благоприятствующие устойчивому развитию и процветанию всего международного сообщества. Именно такая система идеологической репрезентации оказывается способной не только предотвращать ревизионистские настроения, вызванные ощущением несправедливости сложившихся асимметричных общественных отношений, но и оправдывать политический курс или конкретные политические акции, предпринимаемые в обход международного права и потому нуждающиеся в легитимных основаниях.
Таким образом,
был сделан общий вывод о том,
что проблемы осуществления политического
контроля в условиях асимметрии власти
и структурной иерархии, необходимость
обеспечения эффективной
Активизация
внешнеполитического
Необходимость репрезентации характерных для современного международного порядка дисбалансов в качестве естественных и благоприятных для всего международного сообщества обусловила важность проблемы обеспечения коммуникативного единства и однородности международной системы, крайне разбалансированной и дифференцированной по целому ряду ключевых параметров. Необходимость гомогенизации мирового политического пространства (в том числе неоднородного состава антитеррористической коалиции) обусловила актуальность идеологических механизмов интеграции, мобилизации и ориентации, образующих единый коммуникативный комплекс, ориентированный на обеспечение экспансии гегемонистских ценностей. В данном случае внешнеполитическая идеология США выступила в качестве инструмента системного управления, способного обеспечить формирование общей, относительно устойчивой идентичности, благодаря которой оказывается возможной политическая координация действий различных акторов и контроль над ними со стороны имперского государства.
Актуализация
проблемы обеспечения эффективной
коммуникативной системы
Современная внешнеполитическая идеология США выступает в качестве важного инструмента конструирования социальной реальности, формулируя на основе аксиоматических предпосылок иллюзорные представления о социальной реальности. На основе этих представлений формируется специфическая гегемонистская идентичность, выступающая центральным звеном символической экспансии доминирующего государства. Распространение этой идентичности также способствует утверждению коммуникативной однородности международной системы и позволяет доминирующему государству эффективно осуществлять управление системными связями.