Всемирная торговая организация и ее роль в мировой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является рассмотрение роли ВТО в мировой экономике, а также анализ состояния и перспектив развития переговорного процесса по вступлению России в ВТО с учетом динамично меняющейся ситуации.
Для достижения поставленной цели в работе решались задачи следующего характера:
проследить историческую линию политических взаимоотношений России с системой ГАТТ/ВТО, рассмотрев структуру организации, ее задачи и функции;
выделить основные цели, процедуры присоединения к системе ВТО;
определить на каком этапе вступления находится Россия в настоящее время;
выявить актуальные проблемы вступления России к ВТО и ее последствия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Всемирная торговая организация в современной мировой экономике 5
1.1.Сущность, основные функции и принципы работы ВТО 5
1.2. Преимущества торговой системы ВТО 8
1.3. Участники и структура ВТО. Процедура вступления в ВТО 11
Глава 2. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО 14
2.1. Преимущества вступления России в ВТО. Влияние вступления ВТО на основные сферы экономики 14
2.2. Возможные риски вступления России в ВТО для некоторых отраслей экономики 20
2.3. Основные последствия для России после вступления в ВТО 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Всемирная торговая организация и ее роль в мировой культуре (1).docx

— 109.46 Кб (Скачать файл)

- Производство удобрений. Вступление в ВТО не должно сильно повлиять на данный сектор, так как основной пункт, который мог бы повлиять на сектор - цены на природный газ - был снят с обсуждения. Российские удобрения не являются сильно дискриминируемой продукцией, однако вступление в ВТО позволит даже исключить такую возможность со стороны основных торговых партнеров.

- Финансовый сектор. Здесь ситуация сильнее измениться не должна: на рынке финансовых услуг практически полностью доминируют российские банки, и уже существуют весьма высокие барьеры для входа новых игроков. Так, например, в сегменте розничного кредитования соотношение долей российских и иностранных банков составляет примерно 60% против 40%, в остальных сегментах более 80% доли рынка контролируется российскими банками. Кроме того, значительную долю рынка занимают госбанки, которые имеют доступ к дешевому фондированию, а постепенное снижение темпов инфляции позволяет им предлагать приемлемые для населения ставки по кредитам. На руку госбанкам и их широкая филиальная сеть. Поэтому, я не вижу большой угрозы бизнесу Сбербанка и ВТБ при вступлении России в ВТО.

- Потребительский сектор. С вступлением России в ВТО ситуация сильно измениться не должна: фактически данный сектор уже поделен российскими игроками, и даже гигант Wal-Mart после нескольких попыток закрепиться на российском рынке был вынужден с него уйти. Снижение пошлин на импортируемые продукты питания и одежду должно положительно сказаться на бизнесе ритейлеров, сократив соответствующие статьи затрат. Однако то, что хорошо ритейлерам не так хорошо для сельхозпроизводителей14.

- Сельское хозяйство и пищевая  промышленность. Это один из самых проблемных секторов, который может пострадать при вступлении в ВТО. Так резко сокращается пошлина по мясным продуктам, что может отрицательно повлиять на такие компании как Черкизово или ОМПК, однако, следует отметить, что те обладают достаточно высокими уровнями рентабельности и имеют собственную производственную базу, поэтому эффект от упрощения импорта мяса и птицы будет минимизирован. Проблему составляет производство овощей и фруктов, где российская продукция имеет низкую конкурентоспособность по сравнению с иностранной. Однако в рамках ВТО предусмотрено специальное соглашение по сельскому хозяйству, которое позволяет вводить дополнительные пошлины, если цена импортной продукции сильно ниже цены отечественной. Данное соглашение также не запрещает меры государственной поддержки отрасли.

- Фармацевтика. Вступление в ВТО не должно оказать значительного влияния, ни на производителей лекарственных средств, ни на аптечные сети. Простые лекарственные средства, которые производятся в России, в любом случае будут дешевле зарубежных аналогов, а более сложная продукция либо в России не производится, либо вообще не облагается пошлинами, либо существующие пошлины очень низки. Уровень пошлин на ввоз фармацевтической продукции в Россию составляет лишь 5-10%, в редких случаях 15%, от их стоимости, что считается низким уровнем.

- Машиностроение. Значительное снижение пошлин может произойти лишь по новым автомобилям, однако, иномарки наиболее популярной в России бюджетной ценовой категории уже производятся внутри страны, поэтому это не окажет заметного влияния на главных представителей отрасли - АвтоВАЗ, Соллерс, КамАЗ. России также удалось отстоять высокий уровень таможенного тарифа на импортные самолеты и крупные суда; снижение тарифа произошло лишь по товарным позициям, которые в России почти не производятся (малые самолеты и суда), а также по запчастям. Пошлины же по остальным товарным позициям сектора значительно снижены не будут.

- Транспорт. Значительного изменения ситуации ждать не стоит, так как России удалось, в основном, отстоять сохранение текущего уровня таможенного тарифа, либо лишь небольшое его сокращение на транспортные средства иностранного производства. Исключение составляют лишь малые самолеты и суда, а также запчасти.

- Электроэнергетика. Сектор ориентирован, в основном, на внутреннее потребление, которое замкнуто и огорожено Единой Энергетической Системой, и поэтому, собственно, вступление в ВТО, занимающуюся внешнеторговым регулированием, его затронет слабо. Интер РАО ЕЭС является практически монополистом экспортных поставок электроэнергии, в тарифах компании для иностранных потребителей нет признаков субсидий или демпинга, поэтому компания лишь выиграет, будучи защищена от возможности введения заградительных пошлин на ее электроэнергию15.

- Телекоммуникации. Влияние вступления в ВТО на данный сектор будет минимальным: конкуренции со стороны иностранных операторов ждать не стоит, так как тарифы внутри России привлекательнее предложений крупнейших иностранных компаний, а рынок уже поделен существующими игроками. Небольшое положительное влияние будет происходить от снижения пошлин на ввозимое телекоммуникационное оборудование16.

- Высокотехнологичный сектор. Данный сектор, пожалуй, в теории должен пострадать более остальных, так как пошлины на ввозимую продукцию данной отрасли будут снижены в наибольшей мере, однако, есть ряд ограничивающих возможное отрицательное влияние факторов: во-первых, российские высокотехнологичные компании используют иностранную компьютерную технику и производственное оборудование, следовательно, снижение пошлин должно снизить их издержки; во-вторых, российские производители зачастую производят лицензионные копии иностранных моделей, что сводит на нет отрицательное влияние снижения пошлин; в-третьих, российские производства данной отрасли производят, в основном, продукцию со средней добавленной стоимостью, производство которой, в любом случае выгоднее внутри страны; в-четвертых, значительная часть российских высоких технологий связана с госсектором и госзакупками, которые под влияние соглашений ВТО не подпадают; в-пятых, российские информационные технологии лишь выиграют от ВТО, так как вступление должно повысить уровень защиты интеллектуальной собственности. Таким образом, мы видим, что и для этого сектора влияние вступления в ВТО будет ограниченным17.

Были рассмотрены лишь различные  отрасли промышленности, сферы услуг  и сельского хозяйства, и, подводя  итог, можно сказать, что за исключением  отдельных сегментов вступление ВТО либо не изменит ситуации, либо улучшит ее. В тех же сегментах, где вступление в ВТО способно ухудшить положение отечественных  производителей у государства остается возможность их поддержать путем  введения специальных пошлин или  госзакупок. Что же касается потребителей, то вступление в ВТО практически однозначно скажется на них положительно: компонент ввозных пошлин в ценах сократится, что, конечно, вряд ли приведет к их снижению, но позволит замедлить их рост.

Основной задачей ВТО является поддержка торгового равновесия между между странами-участницами. В рамках осуществления этой функции организация регулирует торговлю тарифными методами, что подразумевает:

1. установление на договорной  основе размеров государственного  субсидирования отраслей экономики;

2. отказ от таможенно-тарифной защиты отраслей экономики.

На данный момент экономика России характеризуется политикой протекционизма, т.е. активной поддержкой государством отечественных производителей. Она  включает в себя субсидирование многих отраслей экономики, субсидирование экспорта, низкий уровень экспортных пошлин и  высокий - импортных.

В течение 5 последних лет ВТО  требовала от России тарифных уступок  в качестве вступительного «взноса». Переговоры велись в несколько этапов, и в основном касались вопросов субсидирования сельскохозяйтсвенной и промышленной отраслей.

Одной из проблемных областей переговоров  является сельское хозяйство. На протяжении многих лет Россия стремилась закрепить за собой право, став членом ВТО, оказывать поддержку своим аграриям в размере до 9 млрд. долл в год. (слайд)Так вот, на последнем раунде переговоров Россия вроде бы добилась своего: оппоненты согласились на наши 9 млрд. долл в год. Однако это будет длиться недолго: уже с 2013 г. субсидии должны начать плавное снижение и к 2017 г. достичь уровня в 4,4 миллиарда долл.

Это неизбежно приведет к снижению производства. Выпуск этой отрасли  снизится по оценкам экспертов на 2,4%. Как следствие, занятость на сельскохозяйственных предприятиях может уменьшиться  на 13-14%.

Также падение производства будет  неизбежно сопровождаться снижением  экспорта аграрно-продовольственного сектора (табл.1).

Таблица 1

Возможные последствия уменьшения субсидирования и сокращения таможенно-тарифной защиты для отдельных отраслей экономики18

Отрасль экономики

Возможный прирост экспорта

Возможный прирост импорта

Уровень занятости на предприятиях

Сельское хозяйство

-5,5-5,7 (%)

2,7-3,3 (%)

13-14 (%)

Пищевая промышленность

-3,4-3,6 (%)

1,7-2,6 (%)

...


 

В сельском хозяйстве экспорт может  уменьшиться на 5,5-5,7%, а в пищевой  промышленности - на 3,4-3,6%. При этом прирост  импорта составит 2,7-3,3% в сельском хозяйстве и 1,7-2,6% в пищевой промышленности. Это означает ухудшение сальдо внешней  торговли сельскохозяйственными и  продовольственными товарами.

Совокупные потери аграрно-продовольственного сектора могут составить порядка 1,3 млрд. долл. При этом для сельскохозяйственных предприятий сокращение таможенно-тарифной защиты менее болезненно, чем снижение поддержки.

Подводя итоги, можно сказать, что  вступление в ВТО является очень  важным для России шагом на пути как ее внутреннего развития, так и усиления позиций на мировой арене. Конечно, необходимость вступления в ВТО очевидна: сегодняшним приоритетом для страны является достижение развитости экономики, а не потери и ущерб от изоляции. Но членство в ВТО несет с собой и определенные риски, малейшие промахи в политике государства могут подорвать экономическую систему страны и привести к ужасающим последствиям. Поэтому важно успеть, как можно лучше подготовиться к грядущим переменам в экономике страны, для этого необходимы точный и поэтапный расчет в проведении политики госудраства, разработке и реализации реформ, тогда Россия сможет всему миру заявить о себе, как о развитом государстве.

2.2. Возможные  риски вступления России в  ВТО для некоторых отраслей  экономики

 

Вступление России в ВТО, безусловно, внесет определенные диспропорции в  развитие отраслей и может усугубить  неравномерность регионального  развития страны. По оценкам конъюнктурного института, лишь восемь регионов России обладают ярко выраженными конкурентными  преимуществами: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская  область, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области.

Присоединение России к ВТО может  негативно отразиться на развитии гражданского машиностроения, авиа- и автомобилестроения - эти российские предприятия находятся в «зоне риска». Выиграют сырьевые отрасли промышленности с низким переделом, в том числе сталелитейная промышленность, экспорт цветных металлов, экспорт и производство минеральных удобрений19.

Требованиям ВТО соответствует  лишь треть промышленных предприятий (в основном это металлургические предприятия). В частности, металлургия  является одной из базовых отраслей Среднего Урала, где она обеспечивает почти 53 % промышленного производства и составляет 44 % экспорта. Сегодня  перед отраслью стоит дилемма  экстенсивного или интенсивного развития. С одной стороны, возможно наращивание производства продукции  низких переделов, что поставит отрасль  в зависимость от мировой конъюнктуры. С другой стороны, возможно расширение производства высококачественной продукции  более высоких переделов.

Главной задачей для металлургического  комплекса остается борьба за сокращение издержек и приведение цен на продукцию  к мировому уровню. Для обеспечения  конкурентных цен нужно создать  возможность для конкуренции поставщиков энергии. С этой целью следует обеспечить металлургическим предприятиям беспрепятственный выход на федеральный оптовый рынок энергетических мощностей. Необходим пересмотр системы транспортных тарифов на экспортных направлениях - доля транспортных расходов по некоторым основным позициям нашего экспорта достигает 30 % от конечной стоимости товара.

Дальнейшее развитие российской экономики  невозможно без изменения структуры  экспортных поставок с увеличением  доли наукоемкой продукции. Следует  разработать механизмы приоритетного  привлечения инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные направления  деятельности.

При вступлении в ВТО России необходимо также выработать механизмы по сохранению приоритетной торговли России со странами СНГ. Основными предпосылками для  этого являются некогда общая  производственная инфраструктура и  встроенность в единую экономику бывшего Советского Союза, близость уровня конкурентоспособности продукции, проведение во всех странах СНГ социально-экономических реформ в направлении рыночного хозяйствования.

Важным шагом в подготовке предприятий  к конкуренции с иностранными компаниями является сертификация конечной продукции и процессов производства в соответствии с мировыми стандартами  качества ИСО 9000–9002. Задача государственных  структур - оказывать содействие открытию центров сертификации и способствовать скорейшему переходу организаций на международные стандарты качества производства продукции.

Важно создать всероссийскую и региональные государственные системы поощрения промышленного экспорта, в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их маркетинговой деятельности. Правила ВТО определяют разрешенные формы такой поддержки. Данная мера, возможно, приведет к некоторому увеличению расходов бюджета в краткосрочном периоде, но при условии создания четких механизмов субсидирования экспорта в среднесрочном периоде можно ожидать активизацию внешнеторгового обмена и, как следствие, увеличение таможенных и других сборов.

Информация о работе Всемирная торговая организация и ее роль в мировой культуре