Взаимодействие России с международными организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение проблем и перспектив вступления России в ВТО, изучение ВТО.
Задачи исследования –
1. Проанализировать становление мировой экономики.
2. Систематизировать классификацию международных организаций.
3. Исследовать историю взаимоотношений России и ВТО
4. Научиться анализировать данные из различных источников.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика международных организаций 5
1.1 Мировая экономика и ее становление. 5
1.2 Классификация международных организаций 10
Глава 2. Анализ отношений России и международных организаций на примере ВТО 16
2.1 Характеристика ВТО 16
2.2 История вступления России в ВТО 20
2.3 Оценка влияния вступления в ВТО на международную торговлю России 27
Заключение. 37
Библиография 37

Файлы: 1 файл

Kursovaya_ekonomika_Finalnaya_versia_VSE_OK.docx

— 585.25 Кб (Скачать файл)

 

 

Признаки ММПО:

    1. Членство не менее 3-х государств;
    2. Постоянные органы и штаб-квартира;
    3. Наличие учредительного договора;
    4. Уважение суверенитета членов-государств;
    5. Невмешательство во внутренние дела;
    6. Установленный порядок принятия решений.

Например, Организация североатлантического договора (НАТО), основанная в 1949 году, обладает следующими признаками ММПО:

1. Членами НАТО являются на сегодня Бельгия, Великобритания, Греция, Голландия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Норвегия, Португалия, США, Турция, Франция и ФРГ.

2. Штаб-квартира - Брюссель.  Орган НАТО - Совет НАТО, глава - Генеральный секретарь.  

 

Международные неправительственные  организации (МНПО) создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц. МНПО бывают:

 а) политическими, идеологическими, социально-экономическими, профсоюзными;

 б) женские организации, по охране семьи и детства;

 в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;

 г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.

В качестве примера можно привести Ассоциацию международного права, Лигу обществ Красного Креста.

 

Международные организации являются вторичными или производными субъектами международного права и создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания МО включает три стадии:

    1. Принятие учредительных документов организации;
    2. Создание ее материальной структуры;
    3. Созыв главных органов - начало функционирования.

Наиболее распространенным способом создания МР является заключение международного договора. Наименования этого документа могут быть различными:

- статут (Лига Наций);

- устав (ООН или Организация  Американских Государств);

- конвенция (Всемирный почтовый  союз) и др.

Международные организации могут  быть созданы и в упрощенном виде - решением другой международной организации. К такой практике чаще всего прибегает  ООН, создавая автономные организации  со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи.

 

Согласованное волеиъявление государств-членов МО также является прекращением ее существования. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Например,  28 июня 1991 г. в Будапеште был ликвидирован Совет Экономической Взаимопомощи. Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписали Протокол о расформировании организации. Для урегулирования споров и претензий был создан ликвидационный комитет.

В настоящее время признано, что  государства, учреждая международные  организации, наделяют их определенной право- и  дееспособностью, чем создают новый субъект права, осуществляющий правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества. Однако это не означает, что правовой статус международной организации идентичен статусу государства, основному субъекту международного права. Отличие правоспособности организаций - меньший и преимущественно целевой (функциональный) характер полномочий.

Одной из составляющих правового статуса  МО - договорная правоспособность, т.е. право заключать самые разнообразные  соглашения в рамках своей компетенции. Закрепляется оно в общем положении (любые договоры) либо в специальном  положении (определенные категории  соглашений и определенные стороны).

МО обладают способностью участвовать  в дипломатических сношениях. Они  могут иметь представительства  в государствах (например, информационные центры ООН) либо при них аккредитируются представительства государств.

МО и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами.

Как субъекты международного права  МО несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью  и могут выступать с претензиями  об ответственности.

Каждая МО располагает финансовыми  средствами, которые обычно складываются из взносов государств-членов и расходуются  в общих интересах организации.

И, наконец, МО действуют со всеми  правами юридического лица по внутреннему  праву государств, в частности, право  заключать договора, приобретать  движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, набирать персонал на контрактной основе.

Органы МО - составная часть МО, ее структурное звено, которое создается  на основании учредительного или  иных актов МО. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органам МО является орган  межправительственный, в которые  государства-члены направляют своих  представителей, действующих от их имени. Совсем не обязательно, чтобы представитель был дипломатом, иногда нужно чтобы он был специалистом в области деятельности организации.

По характеру членства можно классифицировать органы следующим образом:

- межправительственные;

- межпарламентские (характерно для  Европейского союза. Состоят из  делегатов парламентов, выбираемых  пропорционально численности населения);

-административные (из международных  должностных лиц, находящихся  на службе в МО);

- состоящие из лиц в личном  качестве и др.

 

 

В последнее время в деятельности ряда МО наблюдается тенденция к  повышению роли органов ограниченного  членства, важное значение для которых  имеет состав (особенно это касается ООН). Органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые  ими решения отражали интересы всех государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ отношений России и международных организаций на примере ВТО

 

    1. Характеристика ВТО

 В последние годы активно рассматриваются условия и проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). При международном сотрудничестве такие процессы, как открытие государствами, в том числе и Россией, своих рынков, привлечение иностранного капитала и включение в международную кооперацию, обязательно удерживаются под контролем государства и сочетаются с защитой внутреннего рынка, поддержкой отечественных товаропроизводителей и стимулированием роста конкурентоспособности национальной экономики. Следует особо подчеркнуть, что присоединение к международным режимам регулирования внешней торговли неизбежно лишает любую страну возможностей применения в полной мере инструментов государственного регулирования в пользу отечественных производителей.

Цели, принципы и структура  ВТО

Генеральное соглашение по тарифам  и торговле (ГАТТ), являвшееся предшественником ВТО и вступившее в силу 1 января 1948 г., определило общие для вошедших в него 23 стран принципы, правовые нормы и правила международной  торговли. Это соглашение представляло собой многосторонний торговый договор, основанный на четырех основополагающих принципах:

- устранение дискриминационного подхода к мировой торговле; 
- защита национального производства исключительно при помощи таможенных тарифов; 
- упор на проведение консультаций, призванных ограничить ущерб коммерческим интересам стран-участниц; 
- создание системы переговорного процесса с целью снижения тарифов и устранения других барьеров на пути развития торговли, а также оформление результатов переговоров в форме юридического документа.

 В 1994 г., в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, странами-участниками ГАТТ было принято решение о преобразовании ГАТТ в ВТО. Всемирная торговая организация начала свою деятельность с 1 января 1995 г. Все вопросы, решавшиеся в рамках ГАТТ, перешли в ведение ВТО, и все страны-участницы ГАТТ автоматически стали членами ВТО.

 

В настоящее время членами Всемирной  торговой организации являются 144 государства, в числе которых присутствуют все развитые и почти все развивающиеся  страны, на долю которых приходится свыше 92% всей мировой торговли товарами и услугами.

 ВТО является международной  организацией, которая вырабатывает  правила международной торговли, экспорта и импорта товаров  и услуг, непосредственно затрагивающие  интересы конкретных компаний, потребителей  и производителей и имеющие  целью выполнение следующих задач:

    1. повышение жизненных стандартов;
    2. содействие оптимальному использованию мировых ресурсов;
    3. обеспечение полной занятости;
    4. охрана окружающей среды, соответствующая нуждам стран-членов,
    5. находящихся на разных уровнях экономического развития;
    6. устойчивый рост реальных доходов и эффективного спроса;
    7. расширение производства и торговли товарами и услугами.

 

Организационно-правовой механизм включает в себя Генеральное соглашение о  тарифах и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994 г.), Генеральное соглашения о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

 Ключевыми принципами ВТО являются:

    1. Страны имеют право защищать свои товары тарифными методами.
    2. Количественные ограничения на импорт могут вводиться в виде исключения в случае неудовлетворительного сальдо торгового баланса страны. Для развивающихся стран действуют более гибкие правила.
    3. В ходе многосторонних переговоров оговаривается снижение либо снятие тарифов. Каждая страна соглашается на определенный уровень связывания тарифов (график), которого она должна придерживаться.
    4. Страны-члены ВТО предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования (РНБ), согласно которому страна-участник обязана обеспечить одинаковые условия торговли для всех членов ВТО. Исключение составляют региональные таможенные союзы и зоны свободной торговли, к которым, тем не менее, ВТО предъявляет целый ряд требований - например, нельзя устанавливать новые барьеры в торговле с третьими странами.
    5. В отношениях между странами-членами ВТО действует принцип национального режима: после того, как товар пересек границу и пошлины на него уплачены, налагаемые на него внутренние налоги не могут быть выше, чем для отечественных товаров. Таким образом, гарантируется недискриминация импортированных товаров на внутреннем рынке.

 

Годовой бюджет ВТО составляет около  млн., формируется за счет членских взносов и используется для обеспечения  работы секретариата (500 сотрудников). Секретариат не имеет права принятия решений.

 Высшим руководящим органом  ВТО является Конференция министров,  которая проводится один раз  в два года на уровне министров  торговли или министров иностранных  дел стран-членов ВТО. 

Управлением текущей деятельностью  ВТО занимается Генеральный совет, который заседает несколько раз  в год в Женеве. В Генеральный  совет входят послы или главы  представительств стран-участниц ВТО. Совет ответственен за проведение обзоров  торговой политики членов ВТО и разбирательство  торговых споров между ними.

Генеральный совет контролирует деятельность следующих подчиненных органов:

    1. Совета по торговле товарами, который осуществляет наблюдение за выполнением Генерального соглашения о торговле товарами;
    2. Совета по торговле услугами, который осуществляет наблюдение за выполнением Генерального соглашения о торговле услугами;
    3. Совета по интеллектуальной собственности, который осуществляет наблюдение за выполнением Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

 Кроме советов, в состав  ВТО входят десятки специализированных  комитетов, рабочих и экспертных  групп. Все они обеспечивают  выполнение следующих основных  функций ВТО:

  1. Контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами организации;
  2. организация и проведение торговых переговоров среди членов ВТО;
  3. наблюдение за торговой политикой членов ВТО;
  4. сотрудничество с другими международными организациями;
  5. прием новых членов;
  6. разрешение торговых споров между членами 
     
    .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. История вступления России в ВТО

 

Предпосылки для вступления в ВТО  были заложены ещё в советский  период. В 1946 году СССР отклонил предложение  ГАТТ о присоединении и спустя три года учредил Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), призванный во многом исполнять те же функции, что и ГАТТ, но для стран социалистического лагеря. В 1979 году руководство СССР изъявило желание получить в ГАТТ официальный статус страны-наблюдателя, но он был предоставлен только в 1990 году из-за сопротивления ряда стран, в том числе США

Информация о работе Взаимодействие России с международными организациями