Взаимодействие России с международными организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение проблем и перспектив вступления России в ВТО, изучение ВТО.
Задачи исследования –
1. Проанализировать становление мировой экономики.
2. Систематизировать классификацию международных организаций.
3. Исследовать историю взаимоотношений России и ВТО
4. Научиться анализировать данные из различных источников.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика международных организаций 5
1.1 Мировая экономика и ее становление. 5
1.2 Классификация международных организаций 10
Глава 2. Анализ отношений России и международных организаций на примере ВТО 16
2.1 Характеристика ВТО 16
2.2 История вступления России в ВТО 20
2.3 Оценка влияния вступления в ВТО на международную торговлю России 27
Заключение. 37
Библиография 37

Файлы: 1 файл

Kursovaya_ekonomika_Finalnaya_versia_VSE_OK.docx

— 585.25 Кб (Скачать файл)

В 1993 году Россия подала официальную  заявку на присоединение к ГАТТ. Исторически это совпало с  переходным этапом трансформации ГАТТ в ВТО. Была создана Рабочая группа, обязанная рассмотреть торговый режим России и выработать условия присоединения. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых Всемирной торговой организацией. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов.

Чтобы стать членом ВТО, России предстояло согласовать с Рабочей группой  условия доступа импортных услуг  на национальный рынок, определить ставки таможенных пошлин для ввозимых товаров, обозначить масштабы внутренней господдержки аграрного сектора и уровень  экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Помимо этого государство должно было принять обязательства по приведению российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО.

 

 

В 1998 году Россия сформулировала первоначальные предложения по тарифам и сельскому  хозяйству. В 1999 году представила предложения  по торговле услугами. Это дало возможность  перейти на этап двусторонних переговоров. С 2000 года переговоры стали полномасштабными: поиск компромиссов шёл по всем направлениям экономической деятельности, контролируемых ВТО

Сроки вступления переносились неоднократно. Изначально заявлялось, что Россия станет членом ВТО в 2003 году, затем  ожидалось, что это произойдёт в 2006 году, в дальнейшем окончательным  сроком указывали 2007 год. После успехов 2010 года, когда были устранены разногласия  с США и Евросоюзом, было объявлено, что Россия станет членом ВТО в 2011 году

Глава российской делегации на переговорах  по вступлению России в ВТО, директор департамента торговых переговоров  Минэкономразвития РФ Максим Медведков в декабре 2010 года говорил, что требующие решения в многостороннем формате вопросы «по пальцам одной руки можно пересчитать», среди них сельское хозяйство и квоты на ввоз мяса. Также предстоит внести существенные поправки в Доклад рабочей группы, эта необходимость продиктована тем, что Россия стала членом Таможенного союза с перспективой Единого экономического пространства с Белоруссией и Казахстаном, что должно найти отражение в документе.

 

Ход переговоров

2003—2004

Первый протокол о завершении двусторонних переговоров был подписан 26 ноября 2003 года — это было соглашение с  Новой Зеландией, оно касалось только вопросов доступа к рынку. В ходе встреч 2003—2004 годов своё согласие на членство России в ВТО документально  зафиксировали Чили, Тайвань, Сингапур, Китай, Южная Корея, Венесуэла, и  Грузия.

Однако долгое время российским дипломатам не удавалось подвести черту  под диалогом с Европейским союзом. Наконец, в мае 2004 года министр экономического развития РФ Герман Греф и комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами поставили  подписи под соответствующим  документом. После этого Россия сосредоточила  усилия на общении с наиболее серьёзным  партнёром — США.

 

2005

В 2005 году Россия согласовала условия  своего членства в ВТО с Турцией, Египтом, Канадой, Филиппинами, Парагваем  и Никарагуа. На том этапе в  Минэкономразвития РФ считали, что  к концу 2005 года переговоры будут  завершены со всеми выразившими  заинтересованность странами, а конечным сроком вступления в ВТО называли 2006 год.

Такие прогнозы основывались на том, что обсуждение вопросов по товарам  и услугам на начало 2005 года были завершены с 15 членами ВТО, ещё 6 стран  были готовы подписать протоколы, 9 государств согласились поддержать присоединение России, не вступая  в переговоры, а с 15 странами переговоры находились «в различных активных стадиях». В конце 2005 года России было необходимо договориться с США, Австралией, Колумбией[38] и Швейцарией.

Ситуация осложнялась тем, что  оказались под сомнением уже  достигнутые договорённости с Евросоюзом, так как новый комиссар по торговле Питер Мандельсон призвал пересмотреть договор, заключённый в 2004 году. Одновременно Грузия выразила недовольство позицией России по таможенно-пропускным пунктам на российско-грузинской границе.

 

 

 

 

2006

В 2006 году были ратифицированы договорённости с Индией, Шри-Ланкой, Аргентиной, Швейцарией, Бразилией ,Австралией, Колумбией, Японией и Молдавией. Однако переговоры с США зашли в тупик, разногласия касались доступа на финансовый рынок, вопросов интеллектуальной собственности, импорта мяса и пошлин на иностранные самолёты. Одновременно с этим Грузия официально отозвала своё согласие на вступление России в ВТО и некоторое время отказывалась возобновить диалог.

Переговоры с Соединёнными Штатами  по мнению российской стороны замедлялись  искусственно, именно этим Владимир Путин  объяснял представленный США список вопросов, требующих дополнительного  согласования, «который считали давно пройденным». В июле 2006 года было объявлено, что если с США не будет достигнута договорённость о вступлении в ВТО, то Россия снимет с себя все принятые и исполняемые обязательства в отношении торгового клуба. Одновременно на случай неблагоприятного исхода переговоров был подготовлен законопроект, ограничивающий ввоз мяса птицы из США.

21 октября 2006 года Владимир Путин  в телефонном разговоре с госсекретарём  США Кондолизой Райс заявил, что  Россия откажется от вступления  в ВТО, если ближайшие переговоры не будут прогрессивными. Вскоре после этого главы обеих стран получили письмо, подписанное топ-менеджерами 13 американских компаний, включавших Shell, Ford и Boeing, с просьбой о «скорейшем подписании коммерчески оправданного двустороннего соглашения». В ноябре 2006 года в рамках саммита АТЭС был подписан двусторонний протокол между Россией и США.

 

Так как в 2006 году истёк 12-летний срок, предусмотренный уставом ВТО  на рассмотрение кандидатской заявки, России пришлось возобновить переговоры со всеми участниками торгового  клуба. Большинство совместных договоров, впрочем, удалось перезаключить  без каких-либо дополнительных требований.

 

2007

В 2007 году вступление России в ВТО  одобрили Сальвадор и Коста-Рика, однако о желании участвовать в диалоге объявили Камбоджа и незадолго до этого вступивший в ВТО Вьетнам. С обоими государствами были в скором времени достигнуты соглашения. Столь же прогрессивным был и диалог с Гватемалой.

Нерешёнными оставались противоречия с Грузией. Кроме того предстояло договориться и с Саудовской Аравией, которая на тот момент ещё не подключилась официально к переговорному процессу. В это время претензии предъявила Финляндия, недовольная планируемым повышением пошлин на экспортную российскую древесину.

 

2008

Переговоры с Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами были завершены в 2008 году. В тот момент Россия и Украина были одинаково близки к ВТО. Российская сторона ожидала, что Украина, став полноправным членом ВТО, вызовет Россию на переговоры, которые могли бы оказаться непростыми.

16 мая 2008 года Украина стала  членом ВТО. Президент Виктор  Ющенко первоначально заявил, что  не станет препятствовать России. Позже Украина подала официальную заявку на участие в переговорном процессе, но спустя пять месяцев отозвала её. Этот ход эксперты объяснили нежеланием Украины портить отношения в период определения цены на газ.

 

В 2008 году Россия по сути стояла перед  завершающими многосторонними переговорами, когда вооружённый конфликт в  Южной Осетии, как отметила Лента.ру, «отбросил Россию в переговорном процессе на много лет назад». Осложнились отношения с Грузией и США. Министр торговли США Карлос Гутьеррес заявлял тогда, что под вопросом членство России не только в ВТО, но и в «большой восьмёрке». Первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что Россия намерена выйти из ряда обременительных и невыгодных для России соглашений с партнёрами по ВТО и позже констатировал, что в ближайшей перспективе Россия не видит возможности для вступления в эту организацию.

 

2009—2011

В середине 2009 года Россия объявила, что  войдёт в ВТО в составе не существовавшего  ещё на тот момент Таможенного  союза (ТС).[90] Страны-партнёры России по ТС находятся в схожей ситуации относительно ВТО: Белоруссия пытается присоединиться к этой организации с 1995 года, Казахстан — с 1996 года. В дальнейшем три страны нацелены на перспективу Единого экономического пространства. Премьер-министр РФ Владимир Путин в ноябре 2010 года заявил по этому поводу:

«Предполагалось, что текущие заявки государств-членов Таможенного союза на вступление в ВТО будут аннулированы».

«Лента.ру» писала, что процедура вступления в этом случае могла бы занять более десяти лет. Позже Россия отказалась от этой затеи, Дмитрий Медведев сообщил, что государство примет «более простой и более реалистичный» сценарий.

2010 год ознаменовался прорывом  в переговорном процессе: 1 октября  было объявлено, что сняты все  спорные вопросы в переговорах с США, а 7 декабря в Брюсселе был подписан двусторонний договор между Россией и Евросоюзом.

К концу 2011 года России оставалось договориться лишь с Грузией, что она успешно осуществила в ноябре месяце.

После этого российский премьер  Владимир Путин заявил, что все  страны мира благодаря этому смогут работать на принципах ВТО не только в России, но и на всём пространстве уже созданного и функционирующего Таможенного союза, которое также  состоит из не входящих в ВТО Белоруссии и Казахстана.

16 декабря 2011 года председатель  правительства России Владимир  Путин подписал протокол о  присоединении России к ВТО,  после чего министерская конференция  в Женеве окончательно одобрила  вступление страны в организацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Оценка влияния вступления в ВТО на международную торговлю России

Основной заявленной целью ВТО  является либерализация международной торговли («на благо всем участникам», как это формулируется в документах ВТО). Политика либерализации экономики в рамках соглашений ГАТТ/ВТО приносит зримые результаты: таможенные пошлины в странах - членах организации, на которые ныне приходится более 95% мировой торговли, неуклонно снижаются, а объём экспортных поставок повышается (рис. 1, 2). В то же время разрыв в уровнях развития групп стран - участниц ВТО сохраняется (рис. 3), то есть деятельность ВТО по меньшей мере слабо отражается на соотношении сил в мировой экономике. Это подтверждают и выводы ряда исследований.

Рис. 1. Таможенные ставки режима наибольшего благоприятствования (1981-2010), %

Источник: рассчитано на базе Data on Trade and Import Barriers (World Bank). 

 

Рис. 2. Доля экспорта товаров  и услуг в (1960-2010), % ВВП

Источник: рассчитано на основании World Development Indicators (World Bank).  

 

Рис. 3. ВВП на душу населения (1980-2010), % среднемирового показателя (ППС)

Источник: рассчитано на основании World Development Indicators (World Bank).

 

 

Очевидно, оценка влияния ВТО как  ключевого института глобализации на национальную и мировую экономику  должна быть комплексной, в том числе  учитывать требования национальной безопасности и включать оценку роли транснациональных корпораций, которые  концентрируют до 2/3 международной  торговли, основную часть передовых  технологий и трансграничных инвестиций и которые, между прочим, базируются в основном в развитых странах.

Ключевой для России вопрос в  свете возможного вступления в ВТО  касается того, насколько требования либерализации экономики сочетаются с необходимостью развивать ускоренными  темпами отечественное производство и со столь необходимым повышением технологического уровня экономики? Иначе  говоря, насколько совместимы с дальнейшим открытием экономики внешнему рынку  задачи экономической модернизации, если понимать под ней устойчивое развитие экономики со скоростью, превышающей средние темпы? Ответы на эти вопросы лежат в плоскости обобщения актуальной теории и практики.

Наиболее ценные выводы о самостоятельном  развитии национальной экономики и  её связях с внешними рынками представлены в работах Ф. Листа, ставшего основоположником «национальной системы политической экономии», и его последователей. Обобщение эмпирического опыта  по этой теме позволяет утверждать: «страны достигают экономического могущества и процветания на основе вовсе не доктрины фритредерства (либерализма), а скорее на основе доктрины протекционизма. Самые убедительные примеры Листа - история развития США и Англии... Эти страны проводили жёсткую протекционистскую политику с целью развития внутреннего производства и национального рынка. И им это удалось. Но когда их экономическая мощь превысила мощь стран-партнёров, им стала выгодна открытая политика».

В основе теории Ф. Листа - учение об ассоциации национальных производительных сил, в  том числе утверждение, что взаимовыгодной может быть только торговля между  странами, находящими примерно на одном  уровне «экономической культуры», в  противном случае отстающей стране требуется «школа воспитательного  протекционизма». Подтверждением данных положений могут служить многочисленные примеры успешной протекционистской  политики - уже упомянутых США, Великобритании, а также Германии, Российской Империи  и СССР, Японии и Китая, новых индустриальных стран. В послевоенный период «протекционистские страны увеличивали быстрее всех долю экспорта в ВВП и становились "драконами" и "тиграми", тогда как страны, практиковавшие свободную торговлю, так и не удивили мир ни быстрым увеличением экспорта, ни высокими темпами роста». Так, Япония, за время жизни одного поколения сумевшая перейти в разряд лидеров капиталистического мира после тяжелейшего поражения во Второй мировой войне, активно проводила протекционистскую политику. В развивающемся беспрецедентно высокими темпами Китае ещё в начале 1990-х гг. таможенные пошлины превышали 40% (рис. 4), а их снижение происходило по мере модернизации экономики, позволившей Китаю выйти на передовые позиции в мире по производству и экспорту готовой продукции.

Информация о работе Взаимодействие России с международными организациями