Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:36, реферат
Деловое общение — необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. Общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники, технологии и экономики
Кафедра «Новые материалы и технологии»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
БИЗНЕС-ЯЗЫК. ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. ОНОВЫ УСТНОГО ОБЩЕНИЯ.
по дисциплине «Этика и психология делового общения»
Слушатель группы № 41254 Мусатова А.Г.
Проверил
Минск 2013
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основные характеристики и этапы делового общения 5
2 Формы делового общения 8
3 Основы устного общения 12
4 Риторический инструментарий деловой речи 17
5 Умение слушать 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Деловое общение — необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. Общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.
В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени вообще учитывает их в общении, он может облегчить себе деловое общение (сделать его эффективнее), решение поставленных задач и достижение поставленных целей.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, определяющих необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.
Как и всякий вид общения,
деловое общение имеет
Деловое общение — процесс,
при котором происходит обмен деловой
информацией и опытом работы; предполагает
достижение определенного результата
в совместной работе, решение конкретной
задачи или реализацию определенной поставленной
цели. Это также психологический и физический
контакты, обмен эмоциями. Умение строить
отношения с людьми, находить
определенный подход к конкретному человеку необходимо каждому. Кажется, что общение совершенно несложный процесс, поскольку с раннего детства люди общаются между собой. Однако общение включает в себя множество видов, функций и направлений. Изучением тех или иных сторон общения занимаются психология, философия, социология, этология и другие науки, вносящие свой вклад в понятие «общение».
Общение – искусство и наука, где важны не только природные способности, но и образование. От уровня развития коммуникативных способностей во многом зависит эффективность труда и успеха в достижении намеченных целей [1].
Деловое общение сегодня
проникает во все сферы общественной
жизни. В коммерческие, деловые отношения
вступают предприятия всех форм собственности,
частные лица. Компетентность в сфере
делового общения непосредственно
связана с успехом или
"Бизнес — это умение
разговаривать с людьми", —
говорят предприимчивые
Один из выдающихся менеджеров США, президент крупнейшего в мире автогиганта — компаний "Форд" и "Крайслер" Ли Якокка в своей книге "Карьера менеджера" пишет: "Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность — это общаться с ними"[2].
Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности.
Деятельность не может
ни возникнуть, ни осуществляться без
интенсивного общения. Деловое общение
представляет собой особую форму
взаимодействия людей в процессе
определенного вида трудовой деятельности,
которая содействует
Цель делового общения
– организация и оптимизация
определенного вида совместной предметной
деятельности. Особенности делового
общения заключаются в том, что
партнер в деловом общении
всегда выступает как
личность,
значимая для субъекта; что общающихся
людей отличает хорошее
Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для
деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».
К основным характеристикам делового общения, которые предопределяют и правила поведения в процессе общения, относятся:
1.Регламентированность.
Это подчинение установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями, задачами конкретной встречи, национальными и культурными традициями. Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, который включает в себя правила приветствия и представления, нормы поведения, диктует нормы речевого этикета. Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт, достичь взаимопонимания, создать благоприятную обстановку, поддерживать общение в определенной тональности. Регламентированность делового общения означает и ограниченность его определенными временными рамками. И чтобы отведенное время было использовано эффективно, важно определить заранее круг обсуждаемых проблем.
2. Строгое соблюдение участниками общения ролевого амплуа.
В процессе общения деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия. Это необходимо учитывать и вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой.
3. Повышенная ответственность участников делового общения за его результат.
Успешное деловое общение во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением четко сформулировать цели коммуникации, умением верно определить интересы партнеров.
4. Строгое отношение к использованию языковых средств.
Не допускается в деловом общении использование бранных слов и ненормативной лексики, использование просторечных слов, нежелательно использование слов ограниченной сферы употребления (архаизмов, диалектизмов, жаргонизмов).
В конкретных формах делового общения выделяют, как правило, следующие этапы общения:
В зависимости от различных
признаков деловое общение
Все перечисленные факторы делового общения формируют характерные особенности деловой речи.
В большей степени различаются ус
Значительны языковые различия между диалогической и монологической деловой речью. Если монологическая речь в большей степени тяготеет к книжной речи, то диалогическая - к разговорной, что отражается в первую очередь на текстовой организации и синтаксических особенностях речи. Диалогическое общение — это по преимуществу межличностное общение, а публичная речь — это монологическая речь.
Дистантное, всегда опосредованное общение (телефонный разговор, почтовое и факсовое отправление, пейджинговая связь и т.п.) отличается от контактного, непосредственного повышенным вниманием к интонационному рисунку речи (устное общение), краткостью и регламентированностью, невозможностью использования жестикуляции и предметов в качестве носителей информации.
Деловое общение — это коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.
Для достижения наиболее эффективной коммуникации необходимо выяснить следующие вопросы:
• каковы средства коммуникации
и как правильно ими
• как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания, сделать коммуникацию успешной.
Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному — отношение к партнеру по общению.
К вербальным средствам общения относят — письменную и устную речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение — в восприятии текста, заложенной в нем информации.
Вербальный канал используется для передачи информации.
К основным функциям речи в процессе коммуникации относятся:
• коммуникативная (функция обмена информацией);
• конструктивная (формулирование мыслей);
• апеллятивная (воздействие на адресата);
• эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);
• фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами);
• метаязыковая (функция толкования, которая используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).
Функцию, которую выполняет язык (речь) в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний:
Человек может вести диалог как с собеседником, так и с самим собой. Соответственно, происходит деление речи на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь не является коммуникацией, так как при этом диалог не ведется.
Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Диалог — вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями, он является самым важным процессом для изучения коммуникации. Диалог разделяют на информативный (процесс передачи информации) и манипулятивный (скрытое управление собеседником). Основная задача общения — передача правильной и точной информации в вербальной, т.е. словесной форме. При этом может произойти частичное искажение информации или ее потеря. Величина потерь определяется несовершенством речи, ограниченностью словарного запаса, доверием либо недоверием к собеседнику, личными целями и устремлениями, а также внешними факторами, которые могут негативно отразиться на точности информации.
В процессе коммуникации могут
произойти аварии (поломки), взаимные
или шумовые помехи. Шумовые помехи
можно определить как факторы, снижающие
качество передачи. В рамках организации
это может произойти в
— шумовые помехи;
— неправильная интерпретация получающим и (или) посылающим сообщение человеком;
— различные значения, придаваемые одним и тем же словам различными людьми (семантические проблемы);
Информация о работе БИЗНЕС-ЯЗЫК. ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. ОНОВЫ УСТНОГО ОБЩЕНИЯ.