БИЗНЕС-ЯЗЫК. ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. ОНОВЫ УСТНОГО ОБЩЕНИЯ.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Деловое общение — необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. Общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 60.66 Кб (Скачать файл)

Существует  целый набор ораторского инструментария, элементами которого являются коммуникацианные эффекты. Рассмотрим их более подробно.

Эффект визуального имиджа. Как правило, вначале человека воспринимают по его внешнему облику, и это первоначальное впечатление накладывает отпечаток на дальнейшие взаимоотношения. Поэтому предприниматель должен взять на вооружение эстетику одежды, поставленную мимику, обостренное чувство такта, чтобы излучать обаяние, расположить к себе собеседника элегантными манерами и т.д.

Сопровождающие  речь жесты являются одним из средств  передачи информации, которые призваны ее усиливать и помогать убеждать слушателей. Целесообразность использования жестикуляции заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движение стали наиболее характерными для выражения наших переживаний.

Очень вредят оратору искусственные, театральные  жесты, которые выдают неискренность речи, оставляя осадок предубеждения и недоверия. Говорящий не должен специально придумывать жесты, но контролировать их он обязан. При этом следует руководствоваться следующими правилами.

1. Жесты должны  быть естественными. Прибегайте  к жесту только по мере ощущения потребности в нем.

2. Жестикуляция  не должна быть непрерывной.  Не жестикулируйте на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

3. Управляйте  жестами. Жест не должен отставать  от подкрепляемого им слова.

4. Вносите  разнообразие в жестикуляцию. Не  пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

5. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Эффект первых фраз закрепляет или корректирует первоначальное впечатление у людей. В первых фразах должна быть сосредоточена интересная информация, с элементами оригинальности, сразу приковывающая к себе внимание.

Эффект аргументации. Речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, вызывающей соразмышление и осмысление информации.

Эффект порционного выброса информации является одним из действенных риторических приемов поддержания внимания аудитории. Этот эффект основан на заранее продуманном распределении по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного. Таким образом, выступающий активизирует внимание слушателей, выбрасывая через определенные временные интервалы порции «свежей» информации.

Эффект художественной выразительности — это грамотное построение предложений, правильные словоударения, использование метафор, гипербол и т.п. Как утверждал Вольтер, прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.

Эффект релаксации (расслабления). Тому, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, повезет значительно больше, чем не умеющему это делать. Юмор создает естественную паузу для отдыха людей, сближает и настраивает на благожелательный лад. Но, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время сказал Д. И. Писарев: «Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью, тогда начинается умственное распутство» [5].

Главным понятием риторики является оратор (от латинского «огаге» — говорить). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию (по латыни «audire» — слышать). Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.

Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как  правило, движут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия здесь нет. Оба этих элемента в ораторской речи правомерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания — наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления [6].

Все вышесказанное  позволяет заключить, что ораторская речь сочетает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность — совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, которое помогает воспринять и усвоить ее содержание.

Итак, мы рассмотрели  основной ораторский инструментарий, который может быть весьма полезен в разговоре деловых людей. В заключение дадим наиболее общие советы по ораторскому искусству, которые являются кратким обобщением всего ранее изложенного.

1. Выступайте  только тогда, когда вам есть  что сказать и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи.

2. Не начинайте  свою речь сразу, как только  вам дали слово. Немного подождите. Дайте слушателям на вас посмотреть секунд 15-20. Затем посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите «здравствуйте».

3. Если вы  решили прочесть свою речь, делайте  это так, словно вы говорите  с собеседником. Если вы говорите  «без бумажки», все равно время  от времени зачитывайте короткие  справки и цифры, пусть даже  вы их помните. Это снимет  сомнения слушателей в достоверности  вашей информации.

4. Речь должна  быть ограничена предметом обсуждения  и опираться на строго проверенные и отобранные факты.

5. Не останавливайте  взгляд на отдельных лицах.  Помните, что долгий пристальный взгляд оставляет неприятное чувство. Поэтому скользите взглядом по отдельным слушателям. Это привлекает внимание слушающих и вызывает их расположение.

6. Говорите  выразительно, ибо выразительная  речь способна передать огромную массу оттенков мысли.

7. Используйте  весь запас слов своего лексикона.  Старайтесь исключить из своей речи канцеляризмы и вульгаризмы. Избегайте также книжного стиля.

8. Возбуждайте  внимание слушателей. Ожидание вызывает  интерес и эмоции сильнее, чем что-то неожиданное. В начале речи намекните, что главное будет впереди и несколько раз напомните об этом. Надо с первых же слов посадить слушателя на «крючок» интереса, на ожидание «сюрприза».

9. Научитесь  держать паузу. Это поможет  сосредоточить внимание на важных мыслях, подчеркнуть неожиданность выводов, обобщить изложенное.

10. Соединяйте  слово с жестом. Часто выразительный  жест понятен без слов. Жесты должны быть скупыми, точными и выразительными. Мимика должна быть умеренной и доброжелательной.

И. Меняйте  темп речи. Это придает ей выразительность. Смена темпа речи меняет и скорость восприятия, не давая слушателю отвлечься. Меняйте также и тон голоса — он должен то повышаться, то понижаться. Внезапное повышение или понижение тона голоса выделяют слово или фразу на общем фоне.

12. Говорите  громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не повышайте голоса без особой необходимости.

13. Стремитесь  избегать менторского тона, поучительно-назидательных ноток в голосе.

14. Имейте  в запасе юмористические истории,  шутки, байки и анекдоты, которые в трудных случаях могут вас выручить.

15. Всегда  старайтесь начать выступление  с чего-то необычного, а конец  его сделать ярким и насыщенным, поскольку лучше всего запоминается то, что находится с краю, т.е. начало и конец выступления. Если все же главные тезисы по логике изложения попадают на середину, то следует в конце выступления резюмировать их [7].

5 Умение слушать

Успешность  общения зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать. Слова  «слушать» и «слышать» имеют  разное значение. Умение слушать заключается  в получении обратной связи.

Обратная связь (эффект коммуникации) — изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения.

Источник надеется, что  его передаваемый блок информации будет  обладать высокой степенью «точности». Так как точность (правильность) передаваемого блока информации редко бывает реальной, весьма желательно обеспечение обратной связи в коммуникационном процессе. Цепь обратной связи обеспечивает канал (передачу) для ответа (реакции) получающего, который дает возможность источнику определить, был ли получен передаваемый блок информации и вызвал ли он желаемую реакцию.

Выделяют два типа слушания собеседника:

1) нерефлексивное слушание  — умение внимательно молчать,  не вмешиваясь в речь собеседника  своими замечаниями. Такое слушание  уместно, когда говорящий эмоционально  возбужден, хочет высказать свою  точку зрения, хочет обсудить  наболевшие вопросы;

2) рефлексивное слушание  — процесс расшифровки смысла сообщения.

Выяснить реальное значение сказанного помогают рефлексивные ответы, подразделяющиеся на выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Выяснение — обращение  к говорящему человеку за уточнениями  при помощи ключевых фраз типа: «Я не понял», «Что вы имеете в виду?» и  др.

Перефразирование — собственная  формулировка сообщения говорящего для проверки его точности при  помощи фраз типа «Как я понял вас...», «Вы думаете, что...» и др.

Отражение чувств — отражение  слушающим человеком эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, вы чувствуете...», «  Вы несколько расстроены...» и  др.

Резюмирование — подытоживание основных идей и чувств говорящего человека, используя следующие фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Если теперь подытожить сказанное вами, то...».

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня все чаще умение общаться с людьми становится определяющим фактором успеха в карьерном росте, в бизнесе, в политике, в учебе. И если общение  индивидуальное может опираться  на врожденные способности, то в публичной  коммуникации этого уже недостаточно – здесь необходимы навыки, приемы и технологии.

В данной работе были представлены основные характеристики, этапы и формы делового общения; основы устного общения, такие как: правильность, точности, краткость и доступность речи. Рассмотрен риторический инструментарий деловой речи: факторы, существенно влияющие на действенность общения, стили общения, принципы речевого воздействия коммуникацианные эффекты. Весь этот свод конкретных законов и правил помогает заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, участвовать в беседе в узком кругу и выступать перед широкой публикой. Но, как известно, успешность общения зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. В.Е.Рева. Деловое общение, учебное пособие на электронном носителе, Пенза, ПГУ, 2003. 240 с.
  2. Якокка Ли. Карьера менеджера. М., 1991. С. 68
  3. Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. — М: «Альфа-Пресс», 2007. — 456 с.
  4. П. Сопер. Основы искусства речи. М.: Прогресс, 1992
  5. Писарев Д. И. Соч. - М.. 1956.- Т. 3.- С. 133.
  6. Апресян Г. 3. Ораторское искусство.— М., 1978.
  7. Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002.- 320 с.:ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе БИЗНЕС-ЯЗЫК. ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. ОНОВЫ УСТНОГО ОБЩЕНИЯ.