Ценность долга и должных отношений в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:44, реферат

Описание работы

Термин «деонтология» (от греч. deonthos - должный) был введен в научный лексикон для обозначения учения о долге и должном поведении, поступках, образе действий ХVIII веке английским философом-утилитаристом Иеремией Бентамом (1748-1832гг.). Исследуя место и роль морали в человеческом обществе, И. Бентам сделал вывод о том, что она, как и законодательство, является способом регуляции человеческого поведения с целью обеспечения счастья, благополучия и пользы наибольшему числу людей.

Содержание работы

1. Учение о долге и ценность профессионального долга.
2. Место и роль долга в социальной работе.

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 32.44 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

Кафедра теории и  методологии социальной работы


 

 

 

Реферат

По дисциплине «Профессионально-этические основы социальной работы»

На тему: «Ценность долга и должных отношений в социальной работе»

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса,

группы СРБ-ЗС-3-2

Шеяфетдинова Н,М.

Проверила:

к.ф.н., доцент

Медведева Г. П.

 

 

 

Москва 2011 г.

План

 

1. Учение о долге и ценность профессионального долга.

2. Место и роль долга в социальной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учение о долге и ценность профессионального долга.

Термин «деонтология» (от греч. deonthos - должный) был введен в научный лексикон для обозначения учения о долге и должном поведении, поступках, образе действий ХVIII веке английским философом-утилитаристом Иеремией Бентамом (1748-1832гг.). Исследуя место и роль морали в человеческом обществе, И. Бентам сделал вывод о том, что она, как и законодательство, является способом регуляции человеческого поведения с целью обеспечения счастья, благополучия и пользы наибольшему числу людей.

В настоящее время термин «деонтология» используется довольно широко и в профессиональной этике  для обозначения теории о долге  и должном поведении специалиста  в процессе выполнения им профессиональных обязанностей. Именно в этом значении он используется и в профессиональной этике социальной работы. В целом содержательно деонтология представляет собой систему смыслов, понятий, норм, установлений и предписаний о долге социального работника, коллектива социальной службы и совокупной профессиональной группы перед обществом и государством, социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом, перед коллегами, клиентами и перед самим собой.

Осознание социальным работником своего профессионального долга  детерминирует его поведение  в повседневной профессиональной практике и, в силу своей специфики, способствует повышению эффективности и качества деятельности.

Ценность профессионального  долга и должного поведения, отношений  и действий вытекает из функций, которые  деонтологическая регуляция выполняет. Она гарантирует:

 высокий профессионально-квалификационный  уровень как гарант качества  работы;

 четкое знание своих  профессиональных обязанностей, добросовестное  и неукоснительное их выполнение;

 профессиональную деятельность  строго в рамках нормативно-правовой  базы;

 глубокую убежденность  в необходимости выполнения своих  профессиональных обязанностей, поскольку  этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной  защиты и клиента;

 сознательное и активное  участие в профессиональной деятельности  с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

 заинтересованность в  повышении эффективности работы  своего коллектива и своей  индивидуальной работы;

 высокую организованность  и сознательную дисциплину, привычку  к должному поведению;

 наличие волевых качеств,  необходимых для выполнения своего  профессионального долга;

 стремление постоянно  совершенствоваться в профессии,  осваивать новые знания, приобретать  опыт практической деятельности.

Таким образом, представления  о должном, о содержании долга  и должного поведения, сформированные специалистом, могут существенным образом  повлиять на эффективность и качество социальной работы, а на этом основании  – и на благополучие общества в  целом.

Однако не все представления  о должном, будучи опредмеченными, дают позитивный результат. Поэтому следует различать деонтологию – учение о должном, которое формируется с привлечением научных философских и социальных знаний, знаний о социальной работе, и деонтические представления личности или группы, которые могут формироваться случайным образом и не быть научно обоснованными. Это не означает, однако, что деонтологические и деонтические взгляды на содержание долга должны противоречить друг другу – они могут совпадать, поскольку интуитивно или путем логических размышлений личность может найти верное решение. Но они могут и противоречить друг другу например, в тех случаях, когда речь идет о разрешении деонтологического или этического конфликта, вследствие чего необходимо разъяснение специалистам сущности и содержания профессионального долга перед обществом и государством, перед клиентами, коллегами, профессией и перед самим собой.

  1. Место и роль долга в социальной работе.

В любом государстве в  любой момент времени имеются  граждане, не имеющие по объективным  причинам возможности реализовать  свои права, и вследствие этого нуждающиеся  в дополнительной заботе со стороны  государства. Поэтому создание и  легитимизация в социальном государстве специфического социального института социальной работы, который на профессиональной основе должен оказывать помощь человеку, есть естественное следствие конституционных деклараций. Но и общество в целом не может оставаться равнодушным, если отдельные граждане или социальные группы нуждаются в помощи. Поэтому социальная работа, рассматриваемая как институт помощи человеку в реализации его прав и гарантий, отвечают представлениям о долге современного общества и государства перед этой категорией граждан. В этой связи социальная работа в целом может рассматриваться как опредмечивание долга общества и государства перед человеком.

Смысл должного поведения, отношений  и действий социального работника  – достижение блага клиента и  общества, а следовательно, обеспечение высокоэффективной, квалифицированной профессиональной деятельности. Для профессионального социального работника требования профессионального долга во многом могут совпадать как с его профессиональными обязанностями, так и с его личными интересами, в силу чего он осознает долг как естественную необходимость и в то же время внутреннюю потребность, моральный долг. Требования профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального работника, являются определяющим духовным стимулом его деятельности. Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире, чем этого требует профессиональный долг. В отличие от профессионального долга, профессиональные обязанности могут носить более конкретный характер, т.к. они относятся к выполнению разнообразных требований и задач, возложенных на социального работника в силу его профессионального статуса или на социальную работу как на институт, востребованный обществом.

Деятельность социального  работника во всех своих модификациях и компонентах имеет социальную направленность и несет в себе социальные последствия, в связи с чем встает вопрос о долге и ответственности специалиста перед обществом и государством за свою деятельность. Выполнение социальным работником его профессиональных обязанностей, достижение поставленных целей совпадает с интересами общества. Решая ту или иную конкретную задачу, социальный работник ситуативно руководствуется различными интересами - интересами клиента, своими личными, общепрофессиональными, которые в главном совпадают с общественными. Однако деятельность социального работника столь сложна и многообразна, содержит в себе возможность возникновения такого огромного количества нестандартных, неформальных ситуаций, что социальный работник довольно часто оказывается в ситуации выбора, как поступить, чьи интересы считать приоритетными – общества и государства или клиента, клиента или свои собственные и т.п. При этом основные этические коллизии возникают на стыке интересов клиента и государства.

В решении этой задачи необходимо иметь в виду, что общее практически  всегда имеет приоритет над частным (именно так формируются нормы, стандарты, представления о должном и  т.п.), однако в конкретных случаях  могут иметь место исключения. Чаще всего это бывает тогда, кода реальность не соответствует декларациям государства, вследствие чего социальный работник, обязанный от имени государства обеспечить своим клиентам достойную жизнь, сталкивается с ресурсной недостаточностью и вынужден суживать свою деятельность от желаемой до возможной.

Долг и ответственность  специалиста перед обществом  и государством требуют в первую очередь использования всех профессиональных знаний и навыков, таланта и душевных качеств социального работника  в интересах общества и государства. Это означает участие в разработке и реализации  социальной политики, предполагает выбор приоритетов  деятельности и способов ее осуществления  на основании понимания целей  и задач, социального смысла и  содержания профессии. Профессиональный долг социального работника состоит  в установлении таких взаимосвязей и отношений в профессиональной деятельности, которые бы оптимально соответствовали требованиям к  институту социальной работы.

Совершая для достижения стоящих перед ним целей необходимые  действия в рамках профессиональной деятельности, социальный работник привлекает для этого при необходимости  все возможные виды ресурсов, и  в первую очередь те, которые ему  предоставляет государство и  общество. При этом он должен заботиться об обеспечении оптимального соотношения  между затратами ресурсов и полученным результатом. Эффективность использования  ресурсов в социальной работе, их творческое, рациональное расходование, изыскание  новых, нетрадиционных и более эффективных  видов ресурсов - одна из главных  задач социального работника  и его профессиональный долг перед  обществом и государством. Долг социального  работника перед обществом и  государством состоит не только в  том, чтобы по возможности добиться улучшения условий жизнедеятельности  определенной части общества – клиентов, но и сделать их активными членами  общества. Осознавая глубокие социальные последствия своей профессиональной деятельности и организуя профессиональную практику таким образом, чтобы содействовать достижению блага не только клиентов, но и всего общества, социальный работник выполняет свой профессиональный долг перед обществом и государством.

Однако реализация потенциала профессии в обществе не будет  эффективной без соответствующего отношения к ней каждого из представителей профессиональной группы. Относиться к своему труду как  к главному делу своей жизни, как  к деятельности большой социальной ценности и значимости, как к средству реализации своих позитивных, социально  значимых способностей, потребностей и социальных идеалов, быть проводником  этих идеалов, способствовать утверждению  их в общественном сознании - долг социального  работника перед профессией. Сегодня словосочетание «социальная работа» перестало быть неологизмом, однако уровень и качество знаний общества об этой профессии все еще недопустимо низки. Поэтому в первую очередь долгом социального работника перед своей профессией является пропаганда знаний о ней, реклама социальных услуг, формирование положительного общественного мнения о ней.

Престиж профессии - это престиж  ее представителей, оценка их деятельности и морального облика, их социальной значимости обществом, причем в общественном сознании производится в большей  степени оценка не потенциала, а  действительного значения профессиональной деятельности. Борьба социального работника  за повышение престижа и статуса  профессии в обществе является его  профессиональным долгом перед профессией. В этой связи социальный работник обязан поддерживать моральную чистоту  профессии, заботиться о собственном  моральном облике, не допуская никаких  проявлений узковедомственных интересов  в ущерб интересам дела, подмены  ценностей профессии ценностями группы специалистов, отступлений от принципов и норм этики социальной работы. Борьба социального работника  за повышение престижа и статуса  профессии должна строиться как  борьба за максимальное приближение  действительного состояния профессиональной деятельности к желаемому и социально  необходимому, стремление реализовать весь ее гуманистический социальный потенциал.

Социальная работа является профессиональной деятельностью не только одного конкретного социального  работника, но и всего коллектива учреждения социальной защиты, всей совокупной профессиональной группы. Поэтому профессиональным долгом каждого социального работника  является поддержание стабильности и сплоченности коллектива, в котором  он работает, и всей профессиональной группы, создание атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки, поскольку усилия коллектива как  единого целого приносят результаты неизмеримо более высокие, нежели усилия одиночек.

Профессиональным долгом социального работника по отношению  к коллегам, коллективу, в котором  он работает, совокупной профессиональной группе является подчинение своих действий и поведения единым для всего  коллектива и профессиональной группы целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности  действий всех членов коллектива. Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива. Поддержка деятельности коллег, подчеркивание ее значимости и важности, уважение их профессионального опыта, оказание им всесторонней помощи, открытость, честность, доброжелательность, высокая требовательность к коллегам и еще более высокая - к себе самому - долг социального работника перед ними. Однако выполнение профессионального долга невозможно без критического, беспристрастного отношения к отступлениям от профессиональной морали и ценностей.

Система отношений «социальный  работник-клиент» и «социальный  работник-окружение клиента» играет в социальной работе важнейшую роль. Эти отношения до некоторой степени  детерминированы социальными обстоятельствами: клиент нуждается в содействии социального  работника, а социальный работник обязан оказывать помощь. Социальный работник по сути дела не имеет возможности выбирать клиента, а тем более его окружение; клиент же вправе требовать замены социального работника, если для этого есть основания. В силу своего профессионального долга специалист заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими.

Информация о работе Ценность долга и должных отношений в социальной работе