Ценность долга и должных отношений в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:44, реферат

Описание работы

Термин «деонтология» (от греч. deonthos - должный) был введен в научный лексикон для обозначения учения о долге и должном поведении, поступках, образе действий ХVIII веке английским философом-утилитаристом Иеремией Бентамом (1748-1832гг.). Исследуя место и роль морали в человеческом обществе, И. Бентам сделал вывод о том, что она, как и законодательство, является способом регуляции человеческого поведения с целью обеспечения счастья, благополучия и пользы наибольшему числу людей.

Содержание работы

1. Учение о долге и ценность профессионального долга.
2. Место и роль долга в социальной работе.

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 32.44 Кб (Скачать файл)

Основное содержание профессионального  долга социального работника  по отношению к клиенту заключается  в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой  различными способами и методами в соответствии с потребностями  клиента, и за выполнение этих требований социальный работник несет моральную  ответственность. Основными требований профессионального долга социального работника в отношении клиента являются: уважение клиента как личности, поддержка и развитие наиболее значимых его положительных качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, уважения со стороны социального окружения, изучение внутреннего, духовного мира клиента.

Значительную роль в социальной работе играют отношения, складывающиеся между социальным работником и социальным окружением клиента - его родными  и близкими, друзьями и соседями. Специалист всегда видит в социальном окружении своего клиента не только объект воздействия, но и своего союзника в решении проблем клиента, т.е. субъект социальной работы, поскольку  близкие, как правило, объективно заинтересованы в улучшении условий жизнедеятельности  своего родственника, друга, соседа. Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, учет его мнения  и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание атмосферы  полного доверия и взаимопонимания - профессиональный долг социального  работника. Социальный работник обязан постоянно искать средства для повышения  заинтересованности и возможности  участия социального окружения  в решении проблем клиента, выполнения отдельных этапов и разделов общей работы, формировать общественное мнение в пользу своего клиента.

В интересах социального  работника доказать окружению клиента  объективную необходимость и  полезность участия в решении  проблем клиента, преодолеть возникшее  противоречие взглядов и мнений и  отчуждение людей друг от друга, пробудить  в них интерес к совместным действиям, тактично разъяснить их роли в отношении клиента, согласовать  интересы с целью организации  плодотворного сотрудничества в  интересах клиента и добиться добровольного участия в совместной деятельности.

Социальный работник является человеком, личностью, вступающей в  определенные отношения в силу профессиональных обязанностей, и, помимо долга по отношению  к клиентам, профессии, коллегам и  обществу, он обязан выполнить долг перед самим собой. Свои обязанности  социальный работник выполняет не только потому, что его деятельность нужна  обществу, что она необходима клиентам, но и потому, что ему самому необходима именно эта профессиональная деятельность, поскольку отвечает его внутренним потребностям, способствует реализации его личностного потенциала. По мере развития личности социального работника  у него вырабатывается специфическая  потребность - потребность в получении  высокой оценки своей профессиональной деятельности, своей личности и поведения, завоевании авторитета. Эта потребность  в целом может быть выражена как  потребность в уважении и признании  со стороны социального окружения  специалиста. Однако оценка качеств специалиста и завоевание им уважения и признания производится в соответствии с качеством его работы и во многом зависит от того, насколько полно социальный работник выполняет своей профессиональный и нравственный долг по отношению к клиентам, коллегам, обществу. Творческое, заинтересованное выполнение социальным работником его профессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и личностное совершенствование - долг социального работника по отношению к самому себе.

Важнейший долг социального  работника перед самим собой -  поддержание своей чести и  достоинства. Честь и достоинство социального работника - это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких качеств и ценности как специалиста и личности, социальное одобрение его деятельности и поведения, а также высокая объективная оценка самим специалистом своих профессиональных и личностных качеств.

Объективной основой оценки специалиста является социальная полезность его профессиональной деятельности.

Долгом социального работника  по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мнении. Авторитет социального работника  может быть как формальным, так  и неформальным. Формальный авторитет  специалиста представляет собой, по сути, авторитет его профессии  и должности. Неформальный же авторитет  является показателем моральной  значимости и влияния специалиста  на клиента или его окружение, на коллег, мерилом абсолютной, вне  зависимости от служебного положения, его ценности. Авторитет социального  работника может быть основан  только на действительных его достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка. Не следует рассчитывать на свой профессиональный статус как на условие, необходимое  и достаточное для завоевания прочного авторитета. Завоевание авторитета - процесс длительный и трудный, однако есть одна особенность - чем меньше социальный работник думает об авторитете и чем больше - о собственно профессиональной деятельности, тем выше его авторитет.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Этические основы социальной работы : учебник / Г. П. Медведева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2012. – 285 с. – (Высшее профессиональное образование. Социальная работа. Бакалавриат) . – ISBN 978-5-7695-8380-3 : 370.70. 

Информация о работе Ценность долга и должных отношений в социальной работе