Деловая этика как вид профессиональной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 14:02, реферат

Описание работы

Общей основой профессиональной этики служит понимание труда как нравственной ценности в противоположность ветхозаветному представлению о труде как наказании, проклятии. Ценности — это представления о должном, “концепция желаемого” (по Парсонсу). Именно эта область сознания человека труднее всего поддается внешней регламентации и зависит от личных предпочтений индивида. Человек вынужден трудиться независимо от того, считает ли он труд ценностью, хотя может избежать подобной участи, как Сократ, который, как известно, важнейшим достоянием человека почитал досуг.

Файлы: 1 файл

Деловая этика как вид профессиональной этики орг поведение.docx

— 40.53 Кб (Скачать файл)

Руководители, менеджеры  сталкиваются с такими дилеммами  не только во взаимоотношениях начальников  с подчиненными, но и с покупателями, конкурентами, поставщиками и диспетчерами. Следовательно, все больше и больше организаций нуждаются в программах этического тренинга, чтобы помочь менеджерам прояснить их этические принципы и попрактиковаться в самодисциплине при принятии решений в сложных обстоятельствах. Предлагается, например, такой весьма полезный проверочный лист, который может помочь при столкновении с этическими дилеммами:

Как поступать в ситуациях морального выбора?

Шаг 1. Распознать и прояснить  дилемму.

Шаг 2. Получить все возможные  факты.

Шаг 3. Перечислить все  ваши варианты выбора.

Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопроса:

“Это законно?”

“Это правильно?”

“Это полезно?”

Шаг 5. Принятие решения.

Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса:

“Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?”

“Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в  местной печати?”

Шаг 7. Предпринять действие.

К сожалению, каждый из нас  может рационально оправдать  безнравственное поведение. Мы можем  убедить себя в том, что такие  действия приемлемы. Лучший способ предотвратить  аморальные действия — распознать, что это оправдание основано на порочной и самоуслужливой логике. Полезно  быть во всеоружии против четырех  общих рациональных способов оправдания неэтичного поведения:

  • убедить себя в том, что поведение на самом деле не является неэтичным или противоправным;
  • извинить поведение утверждением, что действуешь в интересах организации или в своих наивысших интересах;
  • притвориться, будто поведение вполне нормальное, потому что больше никто не узнает о нем;
  • надеяться, что ваше начальство поддержит вас и поможет вам, если что-нибудь получится плохо.

Особую роль в формировании морального климата организации  играет нравственная позиция руководителя организации и его личные моральные качества.

Моральные обязанности руководителя:

  1. Анализ ценностных аспектов любой проблемы, встающей перед организацией.
  2. Контроль аффектов и эмоций — как своих собственных, так и окружающих людей.
  3. Анализ предпочтений в организации в категориях “осознание”, “вовлеченность”, “приверженность”, являющихся неопределенными понятиями.
  4. Реализация этического выбора — “делать не то, что хочется, а то, что следует”.

Шесть этических моделей  лидерства:

  • лидер-защитник (опекун);
  • лидер-”конфуцианский мудрец”;
  • выразитель идеи социального равенства;
  • лидер-“неостоик” — преобладает чувство долга и приверженность к классическим этическим нормам;
  • лидер-суперпрофессионал;
  • харизматический лидер.

5. Овладение “философией  благородного труда”.

6. Овладение искусством  безразличия к собственной выгоде.

В условиях российской действительности, однако, принято чрезмерно лояльно  относиться к любым поступкам  шефа, личные симпатии которого расцениваются  как решающий фактор благополучия членов компании.

Так считают западные предприниматели, открывшие свои фирмы в нашей  стране.

Деловой этикет

Это тот раздел корпоративного этического кодекса, который легче  других поддается контролю и регламентации. Иногда от всей административной деловой  этики остается только этикет. Этикет не относится к собственно моральным  способам регуляции поведения, поэтому  в философских этических словарях нет даже статей о нем. Строго регламентируя  формы внешнего поведения, этикет не оставляет человеку свободы выбора. Кроме того, выполнение норм этикета  касается только внешнего поведения  и не затрагивает сферы морального сознания. “Чем более цивилизованны  люди, тем больше они актеры”, —  говорил И. Кант.

Слово “этикет” означает установленный порядок поведения в определенной социальной сфере: придворный, дипломатический, военный, этикет высшего общества, церковный, спортивный, научных сообществ; в сфере предпринимательства и управления — деловой этикет. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости, включающих формы знакомства, приветствия и прощания, выражения благодарности и сочувствия, культуру речи и умение вести беседу, правила поведения за столом, поздравления, подарки и т.д. Все эти ситуации в деловом этикете дополняются правилами поведения при устройстве на работу и перемене места работы, правилами обращения начальника с подчиненными, правилами разговора по служебному телефону, деловой переписки, оформления интерьера офиса, отношения мужчин и женщин в процессе делового общения.

Правила делового этикета  являются общепринятыми в международном  деловом общении, хотя имеют и  некоторые национальные и корпоративные  особенности.

В организации деловой  этикет зависит от того, какой стиль  делового общения и руководства (авторитарный, демократический, либеральный  или попустительский) характерен для  делового общения в организации  в целом, а также от деятельности организации, от вкусов ее руководства  и от традиций.

Конкретные рекомендации относительно правил этикета можно  почерпнуть из специальной литературы. Здесь же приведем шесть основных заповедей делового этикета, сформулированных американской исследовательницей, социологом, пропагандистом правил вежливости в деловом общении Джен Ягер.

1. Делайте все вовремя!

Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком  того, что на человека нельзя положиться. Прийти вовремя иногда значит прийти не слишком рано, не раньше своего начальства. Главное в вашем дневном расписании — прийти вовремя утром. Если вдруг  случится так, что вам необходимо задержаться и вы знаете об этом заранее, позвоните в офис, и пусть  ваш секретарь или кто-нибудь из начальства обязательно будет  в курсе дела.

Специалисты, изучающие организацию  и распределение рабочего времени, советуют добавлять лишних 25% на тот  срок, который, на ваш взгляд, требуется  для выполнения данной работы. Вспомните  закон Мерфи: все дела занимают больше времени, чем вам кажется, а все  помехи, какие могут возникнуть, обязательно возникают. Так что  выделяйте время с запасом  на те трудности, что поддаются прогнозированию.

2. Не болтайте лишнего!

Смысл этого принципа в  том, что вы обязаны хранить секреты  корпорации, учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны  личного характера.

Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни.

3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы!

Ваши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчиненные  могут сколько угодно придираться  к вам, это неважно: все равно  вы обязаны вести себя с ними вежливо, приветливо и доброжелательно. Кому нравится работать с людьми брюзгливыми, подозрительными и капризными? Достичь  вершины вам позволит только дружелюбное  отношение к окружающим (что вовсе  не означает дружить с каждым, с  кем приходится общаться по долгу  службы). Если все вокруг твердят, что  вы умеете понравиться, значит, вы на верном пути. Один из важных элементов воспитанности  и доброжелательности — искусство  сказать то, что нужно. Вам надо придерживаться того же принципа в  своих поступках, а они отражаются в ваших речах.

4. Думайте о других, а не только о себе!

Какое бы дело вы ни делали, потребность выяснить точку зрения клиента или покупателя позволит вам выдвинуться практически  в любой отрасли экономики  — от промышленности и издательского  дела до медицины и телекоммуникаций. Внимание к окружающим должно проявляться  не только в отношении клиентов или  покупателей, оно распространяется и на сослуживцев, начальство и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или  иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь  к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Не начинайте  сразу огрызаться, когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы; покажите, что цените соображения  и опыт других людей. Уверенность  в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Одевайтесь как положено!

Самый главный принцип, о  котором ни в коем случае не следует  забывать, — прежде всего вы должны стремиться вписаться в ваше окружение  на службе, а внутри этого окружения  — в контингент работников вашего уровня. Некоторые специалисты советуют одеваться на работу так, как вам  хочется, а не “как положено”, но этому  совету лучше не следовать. На каких  бы ролях ни находились вы в фирме  сейчас, вам надо “вписаться”, но при  этом вы должны выглядеть самым лучшим образом, т. е. одеваться со вкусом, подбирать  цветовую гамму к лицу, тщательно  подбирать аксессуары: от туфель до галстуков.

6. Говорите и пишите правильно!

Что значит правильно пользоваться устным и письменным словом? Это  значит, что все произносимое, а  равно написанное вами: будь то внутренние записки или любые письма, отправляемые за пределы фирмы кому бы то ни было, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные должны быть переданы без ошибок. Следите  за тем, чтобы никогда не употреблять  бранных слов: может случиться, что  разговор, на ваш взгляд, совершенно приватный, на горе вам невольно услышит  человек, от мнения которого зависит  вся ваша карьера. Если по каким-либо причинам вы повторяете скверные слова, употребленные третьим лицом, —  в качестве цитаты или при разборе  какой-то ситуации, — не произносите  самого бранного слова. Существуют способы  указать, что в тексте опущено  бранное слово, например, произносится термин “эксплетив”.

Резюме

1. Профессия “менеджер по персоналу” возникла в процессе формирования системы кадрового менеджмента в XX в. Логика этого процесса определяется двумя факторами:

  • последовательной трансформацией традиционной системы кадровой работы, осуществляемой линейными руководителями различного уровня, в систему управления персонала с четко выраженной штабной функцией, а затем — в интегрированную систему стратегического управления человеческими ресурсами. Для каждой из этих фаз трансформации характерны своя модель кадрового менеджмента и специфическая роль менеджера по персоналу: 1) попечитель, 2) специалист по трудовым контрактам, 3) архитектор кадрового потенциала;
  • эволюцией форм (совместно-последовательной, совместно- взаимодействующей и совместно-индивидуальной) организации совместной деятельности и генезисом на их основе совместно-творческой деятельности, которая предполагает реализацию четырех императивов (принципы индивидуального, социального, культурного и морального творчества) в кадровой политике корпораций на исходе XX в.:
  1. организационной интеграции (высшее руководство и линейные руководители принимают разработанную и хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами и реализуют ее в своей оперативной деятельности, тесно взаимодействуя со штабными структурами);
  1. высокого уровня ответственности всех работников корпораций, который подразумевает как идентификацию с базовыми ценностями, так и настойчивую, инициативную реализацию стоящих перед ними целей в повседневной практической работе;
  2. функциональной (вариабельность функциональных задач, предполагающая отказ от традиционного, жесткого разграничения между различными видами работ, а также широкое использование разнообразных форм трудовых контрактов) и структурной (адаптация к непрерывным организационных изменениям, социальным и культурным нововведениям) гибкость организационно-кадрового потенциала;
  3. высокого качества работы и ее результатов, условий труда (рабочая обстановка, содержательность работы, удовлетворенность трудом), а также самой рабочей силы.

2. Указанные целевые установки можно рассматривать как конкретизацию императивов совместно-творческой деятельности в практике современного кадрового менеджмента. Генезис совместно-творческой деятельности сопровождался последовательной трансформацией организационных культур (бюрократической, органической и предпринимательской), на основе которых возникает партиципативная организационнная культура, находящая воплощение в корпорациях принципиально нового типа: “организации без границ”, “глобальные корпорации”, “научающиеся организации”.

3. В ходе этой сложной трансформации в зависимости от того, какой тип организационной культуры доминировал в корпорации, в кадровом менеджменте возникли четыре парадигмы управления персоналом:

  • “научная организация труда” — бюрократическая культура;
  • “человеческие отношения” — органическая культура;
  • “контрактация индивидуальной ответственности” — предпринимательская культура;
  • “командный менеджмент” — партиципативная культура.

4. Этическое регулирование деятельности работников кадровых служб, как и всякая другая профессиональная этика, возникает тогда, когда представители данной профессии сталкиваются с проблемами, которые невозможно разрешить никакими другими средствами, кроме средств морали: осознание противоречия между должным и сущим, свободный моральный выбор, императивные ценностные формы — идеалы, принципы и нормы.

5. Для рационального построения кадрового менеджмента и взаимоотношений в организации менеджер по персоналу должен уметь разрешать этические дилеммы и выбирать наиболее эффективные и в то же время морально безупречные способы поведения. Для этого необходимо знать основные правила поведения в ситуации морального выбора, а также разбираться в тонкостях конкретных правил поведения в типичных производственных ситуациях.

Информация о работе Деловая этика как вид профессиональной этики