Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:37, реферат
В деловом общении восприятие формируют разные психологические механизмы. Если партнеры ранее не контактировали, восприятие осуществляется на основе межгруппового общения, в ином случае — на основе межличностного.
Межгрупповое общение характеризует процесс социальной стереотипизации, то есть образ партнера будет строиться на основе типовых схем. Социальный стереотип — это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее распространены так называемые этнические и национальные стереотипы.
Введение 3
1. Деловое общение: понятие, особенности, принципы 5
2. Восприятие 8
2.1 Общие положения 8
2.2 Фактор превосходства 9
2.3 Фактор привлекательности 10
2.4 Фактор отношения к наблюдателю 12
3. Ошибки восприятия 14
3.1 Ошибки первого впечатления 14
3.2 Фундаментальные ошибки атрибуции 17
Заключение 20
Список источников 22
Федеральное государственное высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Реферат по дисциплине: «Деловое общение»
на тему:
«Ошибка восприятия»
Выполнила студентка группы №НЗ-503 Коршунова Е.В. Преподаватель _________________________ фамилия, имя, отчество
Москва 2013 |
Оглавление 2
Введение 3
1. Деловое общение: понятие, особенности, принципы 5
2. Восприятие 8
2.1 Общие положения 8
2.2 Фактор превосходства 9
2.3 Фактор привлекательности 10
2.4 Фактор отношения к наблюдателю 12
3. Ошибки восприятия 14
3.1 Ошибки первого впечатления 14
3.2 Фундаментальные ошибки атрибуции 17
Заключение 20
Список источников 22
Восприятие или перцепция — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира, отражение в сознании предмета или явления при непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие это не просто передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга, но и процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов.
Восприятие облает такими свойствами, как:
Осмысление состоит из этапов:
Выделяют внешние и внутренние факторы восприятие.
Внешние:
Внутренние
Три
механизма селективности
Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Знание особенностей восприятия способствует более глубокому пониманию партнера по общению.
Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.
Толстой Л.Н.
Человеческое общение составляет основу социального бытия. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.1 В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.
В качестве субъектов общения
может выступать как
Деловое общение — общение, цель которого вне взаимодействия субъектов. Оно служит способом организации и оптимизации того или иного вида деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д. В деловом общении предметом общения является дело.
Особенности делового общения заключаются в том, что:
Умение вести себя с
людьми надлежащим образом определяет
шансы добиться успеха в бизнесе,
служебной или
Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделил шесть следующих основных принципов этики делового общения:
1. Пунктуальность (делайте
все вовремя). Только поведение
человека, делающего все вовремя,
является нормативным.
2. Конфиденциальность (не
болтайте лишнего). Секреты учреждения,
корпорации или конкретной
3. Любезность, доброжелательность
и приветливость. В любой
4. Внимание к окружающим
(думайте о других, а не только
о себе). Внимание к окружающим
должно распространяться на
5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход – вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.
Анализировать общение стоит в единстве трех его сторон:
2.1 Общие положения
Впервые проблематику социальной
перцепции или социального
Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей – наоборот, меньше2.
Эксперимент психолога П. Уилсон доказал, как изменяется восприятие роста человека в зависимости от его статуса. Психолог показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину. В одном классе психолог представлял этого мужчину как студента, во втором — как лаборанта, в третьем — как преподавателя, в четвертом — как доцента, в последнем — как профессора. После того как гость уходил, студентов просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост незнакомца неуклонно увеличивался по мере увеличения его социального статуса, в то время как рост психолога не менялся. Интересно, что разрыв в росте незнакомца от первого до последнего класса составлял 14—15 сантиметров.
В деловом общении восприятие формируют разные психологические механизмы. Если партнеры ранее не контактировали, восприятие осуществляется на основе межгруппового общения, в ином случае — на основе межличностного.
Межгрупповое общение
характеризует процесс
В нейтральных ситуациях первое впечатление достаточно точно формирует мнение о социально-психологических характеристиках собеседника. Например, основываясь на внешнем виде и поведении можно определить возраст, социальное положение, профессию и образование. Однако, чем менее нейтральны отношения или чем больше интерес собеседников друг к другу, тем больше и вероятность возникновения ошибок восприятия.
Это объясняется тем, что первое впечатление является основой для построения дальнейшего общения. Остальные черты и особенности достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.3
Действие фактора
Таким образом, если собеседник будет превосходить или уступать по каким-либо параметрам, то и его личностная оценка в целом будет изменяться соответственно. Причем превосходство фиксируется, как правило, по одному параметру, а недооценка по нескольким.
Для определения превосходства партнера, в социальном или интеллектуальном отношении, следует руководствоваться следующими источниками информации:
Действие фактора
Содержание личных дел было идентичным, за исключение фотографий. В результате эксперимента более привлекательные внешне дети получили более высокую оценку своих возможностей.
Таким образом, чем собеседник привлекательнее, тем выше будет оценка и других его качеств. Однако, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет, а значит, привлекательность это не индивидуальное впечатление, а групповое восприятие.
В качестве знаков привлекательности рассматриваться усилия, которые затрачивает индивидуум для соответствия социально одобряемому типу внешности. Такие знаки фиксируются и запускают схему: человек относится либо к привлекательным, и тогда переоцениваются все его невидимые качества, или к непривлекательным, и тогда происходит недооценка остального.
Информация о работе Деловое общение: понятие, особенности, принципы