Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 19:52, реферат
Конфликтология как зарождающаяся наука прежде всего опирается на синтез социально-психолого-педагогического знания о закономерностях, принципах, правилах разрешения конфликтов, а также методах их предвосхищения, с тем чтобы лица, в них участвующие, имели наименьшие потери и для себя и для окружающих.
В своём реферате я рассмотрел явление, чаще всего сопутствующее конфликтной ситуации – спор.
Введение ……………………………………………………………………….....…3
1. Спор, его цели и принципы …………………………………………………………… 4
1.1 Подходы спора ……………………………………………………………………………4
1.2 Принципы ведения спора ………………………………………………….....…...8
1.3 Критика в споре ………………………………………………………..……………10
2 Техника убеждения ……………………………………………………………… 14
Заключение ………………………………………………………….……………... 17
Список литературы ………………………………………………………………... 18
Вероятно,
этих целей, как конструктивных, так
и деструктивных, значительно больше.
Кроме того, в чистом виде они, как
правило, не проявляются в рамках
одного спора, а могут реализоваться
в самых разных сочетаниях.
1.2 Принципы ведения спора
Здесь речь пойдет о самом важном из того, чем, по мнению В. И. Андреева, нужно овладеть: о принципах ведения спора, которые:
Итак, о
каких принципах следует
Принцип предварительной подготовки к ведению спора. В соответствии с этим принципом предварительная подготовка к ведению спора позволяет вам не только мобилизоваться, но и многое обдумать и даже смоделировать наиболее вероятный ход дискуссии-спора, сделать некоторые “заготовки”, собрать и осмыслить некоторую исходную информацию.
Принцип терпимого отношения к инакомыслящим. Суть принципа заключается в том, что противоположная сторона, так же, как и вы, имеет право на свое мнение. Она так же, как и вы, стремится к истине, но процесс ее поиска должен быть корректен с обеих сторон.
Принцип последовательного анализа альтернатив. Суть этого принципа заключается в том, что практически любая проблема или задача имеют, как правило, несколько возможных подходов, способов решения. Однако не все подходы, способы решения проблем являются в равной степени оптимальными. Уже два разных способа в зависимости от условий, целей, средств могут служить истине в разной степени.
Более
того, развертывая, аргументируя тот
или иной подход, мы часто в самом
процессе поиска истины допускаем существенные
просчеты и ошибки. То же самое свойственно
и нашим оппонентам. Вот почему
мы выдвигаем принцип
Принцип корректного ведения спора. Это один из основных принципов ведения споров, переговоров, который заключается в том, что чем корректнее будут Ваши суждения и действия, тем у вас больше шансов на достойную победу над противником, оппонентом.
Принцип “отстранения” в процессе ведения спора. Давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированней и аргументированней говорит, но прежде всего тот, кто, как бы стороны наблюдая за ходом дискуссии-спора, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи, подняться над личными интересами и преодолеть психологические барьеры.
Отстранение означает неожиданно новое направление суждений и действий, которое используется каким-нибудь из участников спора, как человеком оригинальным и творческим.
Принцип преодоления психологических барьеров в процессе ведения спора. Суть этого принципа заключается в том, что существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность вашей аргументации снижается. Это может быть, например, установка на то, что противоположная сторона лучше подготовлена, чем вы, и поэтому сильнее вас. Или, например, страх выглядеть хуже, чем ваш оппонент, уже сам по себе сдерживает и скрывает ваши суждения и действия.
Принцип поэтапного продвижения к истине. Суть этого метода заключается в том, что эффективность ведения спора и продвижения к истине прямо зависит от того, насколько четко вычленяются и обозначаются фазы, этапы ведения спора, альтернативные подходы к решению проблемы и каждая из альтернатив отчетливо выдвигает свои аргументы “за” и “против” того или иного подхода к решению проблемы.
Принцип поэтапного продвижения к истине в процессе ведения спора предполагает следующие стадии:
Принцип уважения личности оппонента. Суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для этого, как минимум, необходимо уважительное отношение к инакомыслию, то есть оппоненту. Мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли и ни в коем случае не оскорбительные выпады.
Принцип
аргументированной
конструктивной критики. Суть этого
принципа заключается в том, что критикуя
противоположную вашей точку зрения, нельзя
ограничиваться только этим, необходимо
высказать свои конструктивные предложения,
новые подходы или способы решения проблемы.
Другими словами, критика должна включать
в себя не голое отрицание, но и конструктивные
предложения, альтернативы.
1.3 Критика в споре
Довольно часто споры сопровождаются всевозможными видами критики. Попробуем разобраться, что же это такое и как себя вести критикующему и критикуемому на основе работы Е. С. Жарикова и Е. Л. Крушельницкого.
Словарь
определяет критику как “обсуждение,
разбор чего-либо с целью оценить
достоинства, обнаружить и исправить
недостатки”. Но не всегда дело доходит
до обсуждения. Критикой можно назвать
и “отрицательное суждение о чем-либо”.
Наконец, к предмету разговора имеют
некоторое отношение и
Е.
Жариков и Е. Крушельницкий первым
делом советуют расстаться с некоторыми
привычными заблуждениями. Если высказано
две противоположные точки
Критика
– не самоцель. Поэтому, прежде чем
критиковать, стоит подумать: а нельзя
ли исправить положение, так сказать,
в рабочем порядке? Не исключено,
что для этого вполне достаточно
выяснить позицию тех, против кого мы
собрались направить
Критика
должна быть уместна. Резкое выступление
по поводу неудач новичка скорее принесет
больше вреда, чем пользы. И вообще
– форма критики должна соответствовать
задаче. Если человек старался, но ему
не хватило опыта, то разнос тут не
поможет. А если неудачник и сам
сознает свое неумение, то у него
опустятся руки и работать лучше
он не будет. Иными словами, тут прежде
всего нужна
Прежде чем критиковать позаботьтесь о том, чтобы из Ваших слов было ясно:
Чтобы Ваши замечания не отмели, что называется, с порога как несерьезные, сначала обязательно выслушайте самого критикуемого и изложите свое понимание ситуации.
Не оглупляйте действия и высказывания оппонента лишь ради того, чтобы поэффектней его разнести. На передержки Вам возразят, и доказывать придется снова, но это уже будет стоить, как говорят шахматисты, потери качества. Если Ваша цель – найти истину, а не самоутвердиться за счет высмеянного соперника, то помните обычай индусских философов: перед началом спора каждый должен пересказывать взгляды противника так, чтобы тот подтвердил правильность пересказа. Без такого подтверждения споры не ведут.
Критикуя, полезно упомянуть о неплохих способностях и возможностях критикуемого. В таком случае шансы, что он воспримет Ваши слова по-деловому, возрастут.
Показывайте
пример самокритичности. Это поможет
оппоненту стать Вашим
Критикующему запрещается:
“Памятка критикуемому”
Самая справедливая критика не дает результата, если человек не хочет ее слушать. Значит, прежде всего нужна внутренняя установка на деловое восприятие критики. Аргументы в пользу этого могут быть такие:
Итак, чтобы критика пошла на пользу, ее надо прежде всего услышать и осмыслить. Затем остается применить полученную информацию в деле и исключить условия повторения ошибок.
Критика обязательна в всяком деловом обсуждении проблемы. Отсутствие разных мнений – признак застоя. В таких случаях полезно поспорить, вызвать огонь на себя. Если критик ошибается, не торопитесь с отповедью, лучше поддержать его попытку разобраться в вопросе. При этом ошибки и передержки оппонента не исключают деловой реакции на замечания в целом. Любая дискуссия полезна хотя бы тем, что помогает понять, как относятся к Вам окружающие. Ведь причиной критики могут быть какие-то другие Ваши действия, не имеющие отношения к предмету спора.
Высшая форма принятия критики – исправление недостатков сразу же после их обнаружения. Деловая реакция на замечание предполагает конкретные меры для их устранения, четкие сроки.