Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:16, реферат
Актуальность темы исследования связана с радикальными переменами, осуществляемые в нашей стране, где неоднозначное восприятие людьми и сложная динамика общественного развития, предполагает выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействий между нашим "Я" и социальной средой личности.
Федеральное государственное общеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
ПЕРМСКИЙ ФИНАНСОВО-
(Пермский филиал
Реферат
по дисциплине «Этика и психология делового общения»
Детерминация человеческого поведения в деловом обществе
Проверил:
преподаватель кафедры
«Общеобразовательных
дисциплин» _________________
Выполнил:
студент группы 21-ББД _________________ ----------------
Пермь 2012
Содержание
Введение 3
1.Факторы детерминации поведения личности 4
2.Динамика человеческого поведения 9
3. Ролевое поведение 13
4.Макро и микросреда 15
Заключение 20
Список литературы 22
Введение
Актуальность темы исследования связана с радикальными переменами, осуществляемые в нашей стране, где неоднозначное восприятие людьми и сложная динамика общественного развития, предполагает выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействий между нашим "Я" и социальной средой личности.
Современное состояние общества
ставит перед социальными и
Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макро и микросредой личности.
Овладение приемами и навыками делового общения предполагает знакомство с некоторыми сугубо теоретическими положениями, без знания которых трудно рассчитывать на собственную поведенческую реакцию, адекватную конкретной ситуации. К их числу относится ряд категорий общей и социальной психологии, имеющих прямое отношение к объяснению человеческих поступков, их движущих сил и внутренних механизмов.
Цель данной работы: рассмотреть факторы детерминации поведения личности, выделить специфические социальные стереотипы в деловом общении, рассмотреть основные типы ролевого поведения личности в условиях делового взаимодействия.
Поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность. Вполне или отчасти осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро и микросреды, и реализуются в ролевом поведении.
"Я" — это самосознание
личности, формирующееся в процессе
общения на основе языка и
мышления. Человеческое "Я" можно
представить как результат
Вопрос о становлении
индивидуального "Я" каждого конкретного
индивида не менее интересен. На первый
взгляд, ничего особенно сложного здесь
нет: достаточно противопоставить себя
группе — вот и появилось
Проще говоря, содержание нашего
"Я" во многом определяется теми социальными
отношениями, в которые мы включены
и, следовательно, любой человек
постоянно нуждается в
Источники формирования положительной
самооценки конкретного индивида поддаются
классификации. Для одних наиболее
успешной сферой самореализации "Я"
является работа, профессиональная деятельность.
Бывает так, что работа заменяет, как
бы компенсирует отсутствие семьи, является
для человека единственным и самым
важным источником положительных импульсов.
Женщины, как правило, живут семьей
и для семьи, работа для них
источник дополнительного заработка,
приятный круг общения, место разговоров
о мужьях, детях, покупках, домашнем
хозяйстве и т.д. Для любого кого-то
источником самоутверждения может
выступать любимое
А теперь представим ситуацию, в которой ни один из вышеназванных факторов "не сработал". Как, откуда и каким путем может получить личность жизненно необходимые для самоутверждения своего "Я" положительные импульсы? Ответ на поставленный вопрос дает открытый 3. Фрейдом бессознательный защитный психологический механизм, получивший название инфантилизма (от лат.инфант — ребенок). Суть инфантилизма заключается в том, что человек как-бы снимает с себя ответственность за свою судьбу и делегирует свои права реальному или вымышленному лицу. Аналогия с ребенком здесь вполне уместна, так как малыш психологически чувствует себя более комфортно, чем взрослый. Он гораздо более стрессоустойчив, поскольку неосознанно перекладывает на взрослого принятие жизненно важных для него решений.
Отсюда можно сделать два вывода. Во-первых, человек не в состоянии постоянно жить в состоянии страха, и в условиях массовых репрессий, террора, систематического насилия страх жертвы может трансформироваться в искреннюю любовь к тирану, которому добровольно передается ответственность за индивидуальную судьбу, — Гитлеру, Сталин, Мао.
Во-вторых, данный феномен в равной степени характерен как для больших масс людей, так и для отдельных взрослых индивидов: систематически избиваемая мужем женщина вполне искренне может объяснять свое терпение любовью к нему, тогда как на самом деле она его просто боится, ей некуда уйти и т.д.
Рассмотренный выше механизм самоутверждения личности в высшей степени характерен для верующих людей. Люди, потерпевшие житейское поражение в этом мире, немощные из-за болезней или преклонного возраста, чаще других обращаются к Богу, передоверяя ему ответственность за свою дальнейшую судьбу. При этом Бог как бы выполняет функции отца по отношению к маленькому ребенку, а постоянные молитвы служат средством общения с ним.
Наряду с вопросом об источниках формирования индивидуального самосознания, факторах данного процесса, предстоит выяснить, как, в каких формах наше "Я" проявляет себя в повседневной действительности. Здесь можно выделить, по крайней мере, два аспекта проблемы:
1) Каждый акт нашего самосознания, любое состояние нашего "Я" предполагает наличие трех компонентов: разум позволяет дать описание ситуации, чувства - ее оценку, воля выступает источником предписания. Нетрудно догадаться, что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств на первый план выходит тот или иной фактор, тогда мы говорим, что человек размышляет, взволнован или усилием воли заставляет себя или других делать то, что делать - то, в общем, совсем не хочется.
2) Не следует забывать,
что эти три компонента
Я - образ - это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.
Реальное "Я" — это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплексом неполноценности (идея немецкого психолога Адлера) как следствие неполной семьи, маленького роста, физических недостатков и т д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее, чем осознанная оценка, "Я"- образ и приводит, если можно так выразиться, к сверхнормальному стремлению к самоутверждению либо в форме неограниченной власти — Наполеон, Гитлер, либо в форме жертвенного служения человечеству — Ганди, Толстой. Вся энергия у этих людей уходила на достижение великой цели во имя, как они считали, великой идеи, а потому никто из них не был счастлив в личной жизни.
Если в реальном "Я" волевой компонент выступает неосознаваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках "Я"- образа он чаще порождает не конкретные действия по реальному самоутверждению и самосовершенствованию, а идеализированные размышления о том, кем я могут стать, если когда-нибудь этого захочу, (упрощенный вариант - буду ежедневно делать зарядку, брошу курить и т.д.).
Термин "имидж" придумали политики, понимая под этим умение управлять теми впечатлениями, которые возникают по нашему поводу у других людей. Есть даже специальная профессия "имиджмейкеры", т. е. создатели имиджа, услугами представителей которой наряду с политиками широко пользуются артисты. В отличие от других сторон нашего "Я", это как бы "Я" — внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих. Умение произвести необходимое впечатление особенно значимо при кратковременных контактах. Актерство и дипломатия в данном случае необходимы, но их недостаточно, поскольку имидж "считывается" за считанные секунды и происходит это бессознательно, прежде всего по внешнему облику другого человека- Женщины лучше мужчин управляют своим имиджем, поскольку привыкли следить за своей внешностью.
Итак, каждый человек как бы формирует свой внешний образ он "считывается" другими людьми и на этой основе формируется определенное отношение. Из чего же складывается имидж человека при первом знакомстве? Прежде всего, это одежда и обувь а также прическа. Они первыми "сигнализируют о социальной принадлежности индивида и, следовательно, о том предоставляет ли он потенциальную угрозу для окружающих. Огромное значение имеет также манера держаться. Сюда можно отнести осанку, позу, доброжелательное выражение лица, взгляд и т д. Особенно важное значение имеет походка. И наконец, нельзя не учитывать роль такого фактора, как запах. Его роль в сознании настроения настолько велика, что на Западе существуют специальные маркетинговые фирмы, подбирающие соответствующие запахи, например для банков и супермаркетов.
Учет перечисленных выше
внешних индикаторов позволяет
выглядеть сильным и
Анализ причинно-следственных
связей, детерминации человеческого
поведения в деловом общении
предполагает выявление социально-
Информация о работе Детерминация человеческого поведения в деловом обществе