Детерминация человеческого поведения в деловом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:16, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования связана с радикальными переменами, осуществляемые в нашей стране, где неоднозначное восприятие людьми и сложная динамика общественного развития, предполагает выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействий между нашим "Я" и социальной средой личности.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 49.67 Кб (Скачать файл)

Наиболее существенные с  точки зрения ориентации в реальных жизненных ситуациях целостные  образы социальных явлений именуются  знаковыми системами, или значениями. Усвоенные индивидом значения играют роль эталонов, регуляторов поведения.

Частным видом значений являются социальные стереотипы. Социальные стереотипы - это матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций. Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, например, можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и другие стереотипы.

Основной набор поведенческих  стереотипов формируется в процессе социализации личности под воздействием макро и микросреды, коллективного и индивидуального опыта, обычаев и традиций. Причем решающая роль здесь принадлежит внешним источникам социального знания, а не познавательной активности нашего "Я".

Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении  благодаря целому ряду своих особенностей.

  1. Они как бы предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации, поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действительность не напрямую, а опосредованно, Через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов. Показательным в этом отношении является эксперимент, проведенный известным психологом А.А. Бодалевым. В ходе эксперимента группе взрослых испытуемых были показаны несколько фотографий. Участники эксперимента, видевшие каждую фотографию в течение пяти секунд, должны были воссоздать образ человека, которого они только что видели. Показу фотографии предшествовала установка на определенный стереотип - характеристика изображенных на ней людей. Например, говорили "Сейчас вы увидите портрет преступника" или "... портрет героя" и т.д. Под влиянием предложенной установки оказались 35,3% испытуемых, не испытывали ее заметного влияния - 54%, активно сопротивлялись предлагаемому стереотипу - 10,7%. Полярность суждений об одном и том же человеке объясняется тем, что фотография сама по себе малоинформативна и участники эксперимента вынуждены воспроизводить признаки предложенного стереотипа.[5]
  2. Социальный стереотип "экономит мышление" за счет обезличивания и формализации общения. Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет использовать уже знакомую модель ролевого поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу.
  3. Каждый социальный стереотип включает в себя описание, предписание и оценку ситуации, хотя и в разной пропорции, что вполне соответствует компонентам человеческого "Я".
  4. Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в доброго царя (президента), который разом решит все проблемы и сделает нашу жизнь лучше.[2]

И, наконец, чем дальше мы от социального объекта, тем в  большей степени попадаем по влияние  коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип.

Ограниченность личного  опыта, недоступность для большинства  людей эмпирической проверки поступающей  к ним информации о целом ряде социальных явлений создают возможность манипулирования социальными стереотипами.

- Навешивание ярлыков:  человека "подгоняют" под стереотип  типа "демагог", "популист", "бабник", "пьяница" и т.д. Успешно  используется для устранения  конкурентов в политической и  деловой жизни излюбленное средство  специалистов в области интриг. В качестве контраргумента следует  акцентировать внимание на недопустимости  подмены реальных фактов субъективными  оценками.

- "Блистательная неопределенность"', использование стереотипов, смысл  которых не вполне ясен и  однозначен, но вызывающих положительные  эмоции, поскольку здесь оценка  превалирует над описанием. Сюда  относятся такие расхожие понятия,  как "демократия", "права  человека", "общечеловеческие  ценности", "в интересах закона" и т.д. Вариант для общения  с руководством: "Ваше решение  недемократично (нарушает права  человека, социальную справедливость)!"

- Апелляция к большинству  как средство укрепления своей  позиции. Преобладает волевой  аспект. Сюда относятся суждения  типа "по многочисленным просьбам  трудящихся"..., "все россияне  единодушно поддерживают..." и  т.д. Для делового общения подходят  аргументы типа "в коллективе  есть мнение...", "коллектив считает,  что…"

- Перенос: использование  старых символов, уже имеющих  определенную ценность. В деловом  общении ссылка на авторитетную  личность возможна в нескольких  вариантах:

а) персонифицированном —  ссылка на конкретное руководящее лицо;

б) обезличенном — "Там  знают!"; "Сам в курсе"; "И  тогда я позвонил, вы понимаете, кому..."; "Обсуждаем проблему и тут зашел  сам..." и т.д.;

в) использование цитат - "Еще Сократ говорил, что...". Простонародность, или "свой парень". Имеет в основе идентификацию с народом, подчиненными.

Деперсонификация общения, возникающая благодаря стереотипам  в ряде случаев не облегчает, а  напротив, затрудняет деловое общение, мешает установлению неформальных отношений. В переводе на язык социальной психологии известная метафора «встречают по одежке..." означает, что "встречают по стереотипу а провожают - по уму!". Особенно актуальна  эта проблема в системе отношений "руководитель - подчиненный".

 

  1. Ролевое поведение

 

Любой акт делового общения, детерминированный рассмотренными выше факторами, может быть представлен  как ролевое поведение. "Роль" - это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных - базовых психологических  установок нашего "Я" и ожиданий других людей. Бывает, что в течение  одного дня деловому человеку приходится "играть" несколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам  и т.д. Во всех случаях предпосылкой успеха является не только всесторонний и глубокий анализ деловой ситуации, но и готовность к успеху, обусловленная  состоянием и ориентацией нашего "Я". Большинство проживает  всю жизнь, так и не использовав  возможность полного контроля над  собственными чувствами, не отдавая  себе отчета в том, что это единственное, что подвластно нашей воле.[6]

Следовательно, необходимо постоянно развивать позитивное мышление. Позитивное восприятие действительности означает, что мы должны направить  свои усилия на решение стоящих перед  нами проблем, а не сетовать по поводу их существования. Победитель "вгрызается" в проблему, тогда как неудачник  всячески старается ее обойти, но постоянно  на нее наталкивается. Есть только два  типа проблем: проблемы, которые мы в состоянии решить, и проблемы, с которыми мы ничего поделать не можем. Позитивное мышление предполагает отказ  от бесплодных сетований по поводу надуманных и еще не существующих трудностей. Тем более непродуктивно завидовать другим - лучше радоваться их продвижению и просить у них советов, как нам добиться успеха в своей деятельности.

Базовые психологические  установки нашего "Я" формируются  в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных  или отрицательных, на окружающих нас  людей. Они включают в себя как  самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно  относящиеся к самим себе, имеют  тенденцию в течение жизни  накапливать отрицательные впечатления  о собственной личности. Те, кто  относится к себе позитивно, проявляют  тенденцию к постепенному накоплению и усилению положительногосамовосприятия.

Возможны четыре вида установок  по отношению к окружающим:

"Я хороший - ты хороший". Это самая нравственная и продуктивная  установка, поскольку в большинстве  случаев нам Причиняют зло  не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей Нравственной  незрелости. Люди с этой установкой  знают себе цену и ожидают,  что другие воздадут им должное.  Они трудятся И сотрудничают  конструктивно. Это "победители", они "выигрывают".

"Я хороший - ты плохой". Эта установка характерна для  тех, кто не способен к созидательному  самоутверждению. Они спихивают  ответственность за свои проблемы  на других и пытаются в случае  неудачи найти козла отпущения  среди коллег или подчиненных,  выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое самоутверждение  происходит за счет унижения  других, что аморально и малопродуктивно.

"Я плохой - ты хороший". Такая установка типична для  людей с комплексом неполноценности,  чувствующих себя бессильными  по сравнению с другими. Они  часто стремятся избегать тесных  контактов с окружающими либо  прилипают, как паразиты, к сильным  личностям. Часто такие люди  пребывают в состоянии депрессии.

"Я плохой - ты плохой". Эта установка ведет к саморазложению  личности, порождает чувство безнадежности  и потерю интереса к жизни.  Люди с такой установкой легко  раздражаются, подвержены тяжелым  депрессиям и непредсказуемы. Они  ходят по замкнутому кругу  и никуда не приходят.

Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех  установок, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно  стремиться к укреплению чувства "все  в порядке", преодолевать негативное отношение к окружающим и самому себе.

 

  1. Макро- и микросреда личности в контексте делового общения

 

Изучение особенностей группового и индивидуального поведения  не может быть успешным без учета  общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.[7]

Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или  иной мере обусловливающих поведение  индивида. Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный, так и опосредованный характер. Один из возможных подходов к проблеме культурно-исторического фона человеческого поведения предполагает его изучение на двух уровнях: глобальном и региональном.

Переход мирового сообщества на постиндустриальную стадию качественно  изменил состояние макросреды личности. В частности, вместо традиционной конфронтации между Востоком и Западом все  чаще говорят о противостоянии между  богатым Севером и бедным Югом. Научно-техническая революция набирает силу сразу в ряде макрорегионов  планеты. Существенные изменения наблюдаются  в политической сфере: если раньше экономическое  господство в мире находилось в прямой зависимости от накопленного страной капитала, материальных богатств, то в наши дни символом власти является контроль над энергоносителями и мировыми информационными сетями.

Глобальной тенденцией развития современной макросреды следует  считать переход средств массовых коммуникаций на принципиально новый  уровень манипулирования сознанием  масс. Благодаря телесериалам, рекламным  роликам, развлекательным программам, компьютерным играм и т.д. современный  обыватель одновременно живет как  бы в двух мирах: реальном и вымышленном, виртуальном.

Массированный поток специально отобранной информации, в первую очередь  политической и торговой рекламы, приводит к утрате индивидуальности отдельной  личностью, ее одномерности, стандартизации материальных и духовных потребностей.

На региональном уровне, наряду с уже рассмотренными средствами массовой информации, на человеческое поведение наиболее активно влияют следующие факторы макросреды:

  • демографический — плотность населения, динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни, миграционные процессы и т.д.;
  • природно-экологический, в том числе размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых, особенности экологической обстановки и т.д.;

научно-технический фактор — этап в развитии научно-технического прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации и т. д;

  • экономический, включая уровень и структуру доходов, темпы инфляции, безработицу и т. д;
  • политико-правовой, предполагающий рассмотрение господствующего политического режима, официальной идеологии, принятой системы законов и степени их соблюдения, положения в области соблюдения прав человека и т.д.;
  • социокультурный — обычаи, традиции, господствующая форма религии, национальная психология.[1]

Не менее существенную роль в детерминации человеческого  доведения в деловом общении  играет микросреда личности — та часть  социальной среды, с которой непосредственно  взаимодействует личность в процессе социальной деятельности. Здесь важно  выделить два момента: а) личность испытывает воздействие в непосредственной или опосредованной форме всех без  исключения элементов социальной среды, но главным образом взаимодействует  именно с микросредой; б) существенным отличием микросреды является наличие  не только прямых, но и обратных связей между личностью и ее окружением.

Иными словами, микросреда —  это прежде всего поле активной социальной деятельности личности, объективная  совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно  взаимодействует в процессе общения  с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в  условиях микросреды выступают в  форме межличностного взаимодействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудничества, либо соревнования и  конфронтации.

Информация о работе Детерминация человеческого поведения в деловом обществе