Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:16, реферат
Актуальность темы исследования связана с радикальными переменами, осуществляемые в нашей стране, где неоднозначное восприятие людьми и сложная динамика общественного развития, предполагает выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействий между нашим "Я" и социальной средой личности.
Наиболее существенные с точки зрения ориентации в реальных жизненных ситуациях целостные образы социальных явлений именуются знаковыми системами, или значениями. Усвоенные индивидом значения играют роль эталонов, регуляторов поведения.
Частным видом значений являются социальные стереотипы. Социальные стереотипы - это матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций. Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, например, можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и другие стереотипы.
Основной набор поведенческих
стереотипов формируется в
Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей.
И, наконец, чем дальше мы от социального объекта, тем в большей степени попадаем по влияние коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип.
Ограниченность личного опыта, недоступность для большинства людей эмпирической проверки поступающей к ним информации о целом ряде социальных явлений создают возможность манипулирования социальными стереотипами.
- Навешивание ярлыков:
человека "подгоняют" под стереотип
типа "демагог", "популист", "бабник",
"пьяница" и т.д. Успешно
используется для устранения
конкурентов в политической и
деловой жизни излюбленное
- "Блистательная
- Апелляция к большинству
как средство укрепления своей
позиции. Преобладает волевой
аспект. Сюда относятся суждения
типа "по многочисленным просьбам
трудящихся"..., "все россияне
единодушно поддерживают..." и
т.д. Для делового общения
- Перенос: использование
старых символов, уже имеющих
определенную ценность. В деловом
общении ссылка на
а) персонифицированном — ссылка на конкретное руководящее лицо;
б) обезличенном — "Там знают!"; "Сам в курсе"; "И тогда я позвонил, вы понимаете, кому..."; "Обсуждаем проблему и тут зашел сам..." и т.д.;
в) использование цитат - "Еще Сократ говорил, что...". Простонародность, или "свой парень". Имеет в основе идентификацию с народом, подчиненными.
Деперсонификация общения,
возникающая благодаря
Любой акт делового общения,
детерминированный
Следовательно, необходимо постоянно развивать позитивное мышление. Позитивное восприятие действительности означает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их существования. Победитель "вгрызается" в проблему, тогда как неудачник всячески старается ее обойти, но постоянно на нее наталкивается. Есть только два типа проблем: проблемы, которые мы в состоянии решить, и проблемы, с которыми мы ничего поделать не можем. Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по поводу надуманных и еще не существующих трудностей. Тем более непродуктивно завидовать другим - лучше радоваться их продвижению и просить у них советов, как нам добиться успеха в своей деятельности.
Базовые психологические
установки нашего "Я" формируются
в результате закрепления наиболее
часто повторяющихся реакций, положительных
или отрицательных, на окружающих нас
людей. Они включают в себя как
самооценку, так и оценку нами тех,
с кем мы общаемся. Люди, негативно
относящиеся к самим себе, имеют
тенденцию в течение жизни
накапливать отрицательные
Возможны четыре вида установок по отношению к окружающим:
"Я хороший - ты хороший".
Это самая нравственная и
"Я хороший - ты плохой".
Эта установка характерна для
тех, кто не способен к
"Я плохой - ты хороший".
Такая установка типична для
людей с комплексом
"Я плохой - ты плохой".
Эта установка ведет к
Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства "все в порядке", преодолевать негативное отношение к окружающим и самому себе.
Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.[7]
Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида. Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный, так и опосредованный характер. Один из возможных подходов к проблеме культурно-исторического фона человеческого поведения предполагает его изучение на двух уровнях: глобальном и региональном.
Переход мирового сообщества
на постиндустриальную стадию качественно
изменил состояние макросреды личности.
В частности, вместо традиционной конфронтации
между Востоком и Западом все
чаще говорят о противостоянии между
богатым Севером и бедным Югом.
Научно-техническая революция
Глобальной тенденцией развития
современной макросреды следует
считать переход средств
Массированный поток специально отобранной информации, в первую очередь политической и торговой рекламы, приводит к утрате индивидуальности отдельной личностью, ее одномерности, стандартизации материальных и духовных потребностей.
На региональном уровне, наряду с уже рассмотренными средствами массовой информации, на человеческое поведение наиболее активно влияют следующие факторы макросреды:
научно-технический фактор — этап в развитии научно-технического прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации и т. д;
Не менее существенную
роль в детерминации человеческого
доведения в деловом общении
играет микросреда личности — та часть
социальной среды, с которой непосредственно
взаимодействует личность в процессе
социальной деятельности. Здесь важно
выделить два момента: а) личность испытывает
воздействие в непосредственной
или опосредованной форме всех без
исключения элементов социальной среды,
но главным образом
Иными словами, микросреда — это прежде всего поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаимодействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудничества, либо соревнования и конфронтации.
Информация о работе Детерминация человеческого поведения в деловом обществе