Духовность – один из главных факторов укрепления независимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 02:02, реферат

Описание работы

Во все периоды развития человеческого общества его прогресс, то есть переход в новое, более совершенное состояние, и темпы этого прогресса в значительной степени были связаны с ростом духовного уровня людей. В истории много примеров, подтверждающих, что общество, где степень духовного развития была высока, а просветительская и воспитательная работа разумно поставлена, быстро прогрессировало на основе отношений социальной справедливости. Демократическое и правовое государство, которое мы строим, имеет три важные сферы. Это — экономика, политика и духовность. От того, насколько прочными они будут, насколько крепкой будет связь между ними, зависит, насколько достоверными будут и достижения нашего будущего.

Содержание работы

1. Вопросы духовности в произведениях И.А.Каримова.


2. Духовно-национальное возрождение узбекского народа в годы независимости и его значение в укрепление национальной независимости.


3. Национальная идея и духовность.


4. Духовное возрождение народов Узбекистана в годы независимости.

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа.docx

— 37.53 Кб (Скачать файл)

              МИНИСТЕРСТВО  ВЫСШЕГО  И   СРЕДНЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

                                     РЕСПУБЛИКИ  УЗБЕКИСТАН

 

 

              ТАШКЕНТСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 

                                     УНИВЕРСИТЕТ  им.  НИЗАМИ

 

   Самостоятельная

            работа

             

                        На  тему:  Духовность – один  из  главных факторов 

                                          укрепления независимости.

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:  Бабаджанов А.

                                                                                                             ПРОВЕРИЛ: Усманов Г.Н.

 

 

 

                                                         ТАШКЕНТ - 2011

                                                         ПЛАН :

 

1.  Вопросы духовности  в произведениях И.А.Каримова.

 

 

2. Духовно-национальное  возрождение узбекского народа  в годы независимости и его  значение в укрепление национальной  независимости.

 

 

3.  Национальная идея  и духовность.

 

 

4. Духовное возрождение народов Узбекистана в годы независимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Во все периоды развития человеческого общества его прогресс, то есть переход в новое, более совершенное состояние, и темпы этого прогресса в значительной степени были связаны с ростом  духовного уровня людей. В истории много примеров, подтверждающих, что общество, где степень  духовного развития была высока, а просветительская и воспитательная работа разумно поставлена,  быстро прогрессировало на основе отношений социальной справедливости. Демократическое и  правовое государство, которое мы строим, имеет три важные сферы. Это — экономика, политика и духовность. От того, насколько прочными они будут, насколько крепкой будет связь между ними, зависит, насколько достоверными будут и достижения нашего будущего.

          Общество развивается очень быстро. Высокие духовные требования к людям придуманы не вчера и не сегодня. Они складывались в течение многих веков на основе всего жизненного опыта человечества. Духовность  начинает  формироваться  уже  в  ребенке  вместе  с  молоком  матери,  примерами  и наставлениями отца.

          Сегодня  в духовной жизни и просветительской деятельности  нашей  независимой  республики произошли  существенные  изменения,  равные  столетиям.  Восстанавливаются  национальные традиции  и  вековые  ценности,  все  больше  укрепляется  их  роль  в жизни  узбекского  народа. Сейчас  уже  отчетливо  видно,  что  дальнейший  рост  духовности  общества  является  не  только одним  из  приоритетных  направлений  развития  нашей  страны,  он  осуществляется  по  своему специфическому пути продвижения вперед. Очень велика роль духовности в воспитании граждан Узбекистана  в  духе  национальной  идеи  и  идеологии,  поскольку  сильное,  могучее  государство можно  построить  лишь  на  фундаменте  идейной  зрелости  и  высокой  духовности  наших соотечественников.  Вот  почему  уже  с  первых  дней  обретения  независимости  восстановление неимоверно  громадного,  бесценного  культурного  и  духовного  наследия  узбекского  народа,  его национальных  ценностей  и  традиций,  создаваемых  в  течение  веков,  рассматривается  на  уровне государственной политики.

          Независимость  дала  возможность  признать  наш  народ  подлинным  хозяином  своей  судьбы, творцом  своей  истории,  обладателем  собственных  национальных  ценностей  и  культуры.  За короткий промежуток времени, как и во всех других сферах общества, в духовно-культурной жизни Узбекистана  произошли  заметные  изменения.  В  духовном  развитии  общества  заново восстановлены роль и значение исторических, национальных, нравственных ценностей, традиций и священной религии ислама. Это одно из самых радостных явлений в нашей жизни. Большой вклад в восстановление национальной духовности сделан Президентом Республики Узбекистан  Исламом  Каримовым.  На  протяжении  всех  лет  независимости  наш  Президент  в произведениях «Узбекистан:  свой  путь  обновления  и  прогресса», «Основные  принципы общественно-политического  и  экономического  развития  Узбекистана», «Узбекистан  по  пути углубления  экономических  реформ», «Узбекистан  на  пороге XXI  века:  угрозы  безопасности, условия и  гарантии прогресса», «Экономика  и  духовность неразделимы», «Гармонично развитое поколение —  основа  прогресса  Узбекистана», «Идеология —  это  объединяющий  флаг  нации, общества,  государства», «Узбекистан,  устремленный  в XXI  век», «Идеология  национальной независимости — убеждение народа и вера в великое будущее», «Национальная идеология — для нас  источник  духовно-нравственной  силы  в  строительстве  государства  и  общества», «На  пути духовного возрождения», «Наша главная цель — воспитать подрастающее поколение физически и духовно совершенным», «Школа — ключ к прогрессу, культуре и счастью», «Узбекский народ никогда и ни от кого не будет зависеть» и других постоянно обращался к проблемам современной национальной  духовности.  В этих  трудах  выдвигаются и обосновываются  идеи  национального духовного возрождения,  закладываются основы  развития  духовной  культуры  Узбекистана, показывается,  как наш народ,  все более осознавая свою  самобытность,  укрепляет фундамент независимости.

          Руководитель  нашей  страны  Ислам  Каримов  постоянно  уделяет  много  внимания  вопросам духовности.  Свидетельством  тому  служит  Указ  Президента «О  создании  Республиканского  общественного центра «Маънавият ва маърифат» («Духовность и просветительство»)» от 23 апреля 1994 года. Через  два  года, 9  сентября 1996  года,  Президент  Ислам  Каримов  издает  Указ «О  дальнейшем совершенствовании  и  повышении  эффективности  деятельности  общественного  центра «Маънавият  ва маърифат»», а  затем Указ «О поддержке Республиканского Совета по духовности и просветительству» от 3 сентября 1999 года.

          Как  известно,  к  общечеловеческим  ценностям  относится  ВСЯ  совокупность  материальных, культурных,  научных,  философских,  нравственных,  эстетических,  правовых,  политических, художественных,  экологических  взглядов  и  других  ценностей,  выработанных  человечеством и являющихся  его собственностью.  Национальные  культура  и духовность  представляют  собой общечеловеческое явление, т.к. они обладают этим миримым достоянием.

          Итак, национальная духовность узбекского народа в истории культуры народов мира занимает свое своеобразное  и  уникальное  место.  Она,  как  составная  часть  мировой  культуры,  неповторимой специфичностью притягивает к себе человека.

          Социально-экономическое,  культурное развитие общества непосредственно  связано  с  развитием  его духовно-нравственных  устоев.  К  этим  устоям,  как  пишет  в  своей  книге «Узбекистан избрал свой  путь обновления и прогресса» Президент Ислам Каримов, относятся:

— преданность общечеловеческим ценностям;

- укрепление и развитие духовного наследия нашего народа;

—  свободное проявление человеком  своих возможностей;

— патриотизм.

          В  Национальной  программе  по  подготовке  кадров  особое  внимание  уделяется  морально-нравственному  воспитанию  и  просветительской  работе.  Как  отмечается  в  программе,  в  этой  Сфере «разрабатываются  и  внедряются  эффективные  организационные  и  педагогические  формы  и  средства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, основанные на  богатых национальных, культурно-исторических традициях, обычаях народа и общечеловеческих ценностях».

          Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение духовности:

          Духовность —  совокупность  философских,  правовых,  научных,  художественных,  нравственных, религиозных представлений и понятий, отражающих внутренний мир человека, общества, нации.

          С  этой  точки  зрения  заслуживает особого внимания высказывание И. Каримова: «Когда я  говорю о духовности,  то,  прежде  всего,  представляю  себе  ту  внутреннюю  силу,  которая  побуждает  человека  к  духовному  очищению  и  росту,  обогащению  внутреннего  мира,  укреплению  воли,  целостности  убеждений, пробуждению совести».

          Духовность — это душевное состояние, самосознание, вкус, проницательность, интеллект человека, его способность различать справедливость и подлость, добро и зло, красоту и уродство, сдержанность и  злобность, умение выдвигать высокие цели и идеи, его внутренний потенциал и стремление реализовать его.

          Грядущее  любого  государства,  его  завтрашний  день,  благополучная  и  мирная  жизнь народа непосредственно связаны с молодым поколением — его будущим и надеждой. «Молодежь с  ее  талантами  и  жаждой  знаний —  вот  с  кого  начинается  образование  и  постижение  духовности», —  подчеркивает И.А.Каримов. Именно  поэтому  в  основу  лозунга «Узбекистан —  государство  с  великим  будущим!» заложена большая ответственность общества за молодое поколение, которая требует уделять  особое  внимание, прежде  всего, молодежи,  обеспечивать  ей  все  возможности для духовного  развития.  Не  секрет,  отмечает Ислам Абдуганиевич,  что до  сих пор в вопросе духовного воспитания  молодого  поколения нет видимых достижений, особых позитивных изменений, но зато имеются недостатки в деле  создания в этой сфере целостной концепции и программы, учебников и учебных пособий, основанных на  новых современных подходах к образованию. Поэтому наряду с достижениями в деле духовного роста молодого поколения имеются проблемы, ждущие своего решения.

          Достаточно  много  времени  прошло  с  тех  пор,  как  в  высших  учебных  заведениях,  академических  лицеях  и  профессиональных  колледжах  нашей  суверенной  страны  начато  преподавание  дисциплины  «Основы  духовности».  В 1997  году  она  была  введена  в  учебный  процесс  под  названием «Основы  духовности и просветительства». В тот период сложилось определенное представление о целях и задачах  данного  учебного  предмета,  сформировалась  система  педагогических  и  методических  взглядов  на повышение  эффективности  обучения  ему.  В  настоящее  время  в  соответствии  с  Законом  Республики Узбекистан «Об образовании»  и  Национальной программой по подготовке кадров требуется еще больше активизировать  деятельность  в  этом  направлении. Эти  документы,  соответствующие  уровню мировых образовательных  стандартов,  накладывают  на  педагогов  исключительно  ответственную  задачу —  воспитать гармонично развитую молодежь, хорошо информированную о международных достижениях в  сфере  науки  и  техники,  способную  в  международном  масштабе  сказать  свое  веское  слово  от  имени нашего народа, поднять авторитет Узбекистана в мировом сообществе.

          Учебная  программа,  подготовленная  по  предмету «Основы  духовности»,  в 1999  году  прошла апробацию в академических лицеях и профессиональных колледжах. Как ответ на насущную задачу, на  основе этой программы в 2002 году было написано и впервые вышло в свет учебное пособие «Основы  духовности». В 2003 году учебная программа по данному курсу была доработана и усовершенствована, а  учебное  пособие,  переработанное  с  учетом  предложений,  поступивших с мест,  было  превращено  в учебник.  В  процессе  создания  учебника  широко  использовались  источники  по  истории  Востока,  в  частности,  относящиеся  к  развитию  науки  в  Центральной  Азии, произведения,  доклады,  речи Президента Узбекистана Ислама Каримова, а также его мысли, высказанные в разное время по данной  теме.

          Годы  независимости  стали  периодом  коренного  поворота  в  жизни  и  мировоззрении  граждан. Общество  обрело  совершенно  новый  облик  и  новое  содержание.  Меняется  образ  жизни  людей,  их  мышление, особенно молодежи. Теперь все дело стоит за тем, чтобы сохранить, сберечь и приумножить  достигнутые за столь короткое время успехи.

          В книге «Узбекистан, устремленный в XXI век» глава нашего государства говорит о том, что сегодня  для нас  самая  актуальная  задача —  сформировать  духовность  свободного  гражданина,  личности. «Мы  должны  воспитать, —  пишет  он, —  свободных,  всесторонне  развитых  людей,  которые  хорошо  знают  свои  права,  опираются  на  свои  силы  и  способности,  имеют  самостоятельный  взгляд  на  происходящее  вокруг них и, вместе с тем, гармонично сочетают свои личные интересы с интересами страны и народа».

          Духовность по своему значению очень  широкое понятие. Оно берет начало в глубокой  древности. На  его формирование  в качестве  религиозного  термина сильное влияние оказали философия ислама, теология, а затем суфизм, философско-религиозное течение, широко  распространившееся  в период  средневековья в странах мусульманского  Востока.  В XX  веке  смысл понятия «духовность»  значительно расширился,  приобретя оттенок светского и цивилизованного содержания.  Возросло  и его значение,  поскольку,  как бы  ни  были  сильны  в жизни человека материальные потребности, всегда не менее, а может быть, и более сильными  являются духовные запросы людей. За годы независимости в нашей стране был издан ряд книг,  опубликовано много статей, посвященных вопросам духовности, в которых дается определение этого слова. Авторы книги «Чувство Родины» духовность характеризуют как понятие, которое отражает  внутреннюю  жизнь людей,  их  душевные  переживания,  умственные  способности,  разум общества, нации или отдельного человека.

          В работе «Духовность — знак нации» говорится о том, что духовность — это сущность  человека как социально-культурного явления, представляющего собой комплекс единых, органично  связанных между собой свойств, качеств и достоинств личности. К ним относятся любовь, милосердие,  справедливость, честность, правдивость, совесть, чувство стыда, патриотизм, любовь к красоте, восторг,  ненависть к жестокости, воля, непреклонность и другие.

          Духовность по-арабски означает «комплекс значений». Она включает в себя сущность личности, ее  дух,  сознание,  разум,  душевное  состояние,  внутреннее  настроение,  решительность,  смелость,  заботливость, сочувствие, вкус и многие другие достоинства и психологические качества человека.

          Смыслу  узбекского  слова «маънавият»  соответствует  понятие «духовность»  на  русском  языке. Но  если «духовность»  передать  на  узбекский  язык  буквально,  то  получится «душевное  состояние»,  «принадлежность к духовенству». В западных языках это понятие также исходит из корня «дух».

          Таким  образом,  в  основе  термина «духовность»  лежит  понятие «дух». Согласно древним  традициям  некоторых народов,  слово «дух» употреблялось  в  двух  значениях —  как  дух  и  дыхание. Известно,  что  европейская  философия  достигла  колоссальных  успехов  в  исследовании  таких  понятий,  как  «нравственность», «дух», «воля», «красота»,  и  осуществила  по  ним  глубокие  исследования.  Тем  не  менее, она осталась верна своей традиции — изучать духовную жизнь не в целостном виде, а по частям.  Так,  ученые Германии  считают,  что «дух»  в  учении  великого  немецкого философа Гегеля  и «воля»  в учении  другого  философа Шопенгауэра  обретают  значение  ядра  всего  бытия,  то  есть  существования  всего мира, а все остальное есть лишь проявление этого духа.

Информация о работе Духовность – один из главных факторов укрепления независимости