Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 02:02, реферат
Во все периоды развития человеческого общества его прогресс, то есть переход в новое, более совершенное состояние, и темпы этого прогресса в значительной степени были связаны с ростом духовного уровня людей. В истории много примеров, подтверждающих, что общество, где степень духовного развития была высока, а просветительская и воспитательная работа разумно поставлена, быстро прогрессировало на основе отношений социальной справедливости. Демократическое и правовое государство, которое мы строим, имеет три важные сферы. Это — экономика, политика и духовность. От того, насколько прочными они будут, насколько крепкой будет связь между ними, зависит, насколько достоверными будут и достижения нашего будущего.
1. Вопросы духовности в произведениях И.А.Каримова.
2. Духовно-национальное возрождение узбекского народа в годы независимости и его значение в укрепление национальной независимости.
3. Национальная идея и духовность.
4. Духовное возрождение народов Узбекистана в годы независимости.
Таким же образом толкуется индийское (фарси) слово «маънас». Исходя из сущности понятия «духовность», ему дается ряд определений: подобное божественному; близкое к идеологии; синоним духовной культуры; совокупность духовных ценностей. У этих определений много похожих сторон. Однако между ними есть и различия.
Духовность — это совокупность душевного и интеллектуального мира людей. Духовность — основа культуры личности и общества, важный фактор, определяющий направление их судеб. Она оказывает сильное влияние на формирование социально-экономической жизни, ее реформирование, прогресс или регресс. Если духовность населения обогащается, страна процветает, и наоборот, если духовность обедняется, то народ тоже беднеет.
Что является основными составными частями духовности. С помощью нравственных знаний, умений, навыков и моральных норм регулируются поведение, действия и, в целом, этика человека. Нравственная культура личности формируется и совершенствуется в процессе всей ее многогранной деятельности. Разнообразны проявления, грани и формы нравственной культуры. К ним относятся гуманизм, честность, инициативность, свободолюбие, активность, сознание. Нравственное сознание находит свое выражение в творческой деятельности людей. Его критерием являются знание норм нравственности и уровень нравственного мышления. Нравственность — ядро духовности. Нравственность человека — это не просто умение здороваться и быть обходительным, а, прежде всего, его совесть, справедливость, вера, честность и самоотверженность.
Развитие морального сознания выступает первейшей задачей совершенствования нравственной культуры. Однако, достижение зрелости нравственного сознания, будучи продолжительным и сложным процессом, возможно лишь в результате освоения всего накопленного человечеством духовно-нравственного богатства. Одновременно решаются современные проблемы, возникающие в соответствии со сложившимися определенными условиями в этой области. В своем становлении нравственное сознание опирается на лучшие внутренние духовные качества человека, его совесть, долг, ответственность, стыд и гордость. На основе таких высоких этических ценностей, как человеколюбие, честный труд, взаимопомощь, дружба, сотрудничество, взаимоуважение, межнациональная и религиозная толерантность, щедрость и патриотизм формируются сознание и деятельность подрастающего поколения.
В изучении этических ценностей большое значение имеют нравственные обычаи, нравственные знания и нравственная вера.
Итак:
— нравственное сознание, нравственные качества, нравственные привычки и нравственная деятельность представляют собой важные признаки содержания духовной культуры;
— нравственная культура формируется, развивается и содержательно обогащается на протяжении всей жизни и деятельности человека;
— нравственная культура дает положительный результат только во взаимосвязи с другими составными частями духовной культуры и при условии постоянного, последовательного и постепенного внедрения ее в жизнедеятельность людей.
— Все, что передается предшествующими поколениями своим потомкам в духовной сфере, составляет духовное наследие на устному народному творчеству (легенды, притчи, сказки, дастаны, предания, пословицы, поговорки, песни, небылицы, анекдоты, народная драма, шутки);
— народному изобразительному и прикладному искусству (созданные народом образцы художественно-эстетического искусства, народный театр, народное музыкальное искусство);
— традициям, обычаям, привычкам и обрядам, ритуалам и церемониям, сложившимся в процессе социально-исторического развития народа и поднявшимся до уровня высокой духовной ценности, а также передовому опыту, накопленному в практической деятельности людей.
Руководитель нашей страны Ислам Каримов постоянно уделяет много внимания вопросам духовности. Свидетельством тому служит Указ Президента «О создании Республиканского общественного центра «Маънавият ва маърифат» («Духовность и просветительство»)» от 23 апреля 1994 года. Через два года, 9 сентября 1996 года, Президент Ислам Каримов издает Указ «О дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности общественного центра «Маънавият ва маърифат»», а затем Указ «О поддержке Республиканского Совета по духовности и просветительству» от 3 сентября 1999 года. Кроме того, вопросы духовности и духовные ценности занимают большое место в Законе «Об образовании» и в Национальной программе по подготовке кадров, принятых на девятой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан первого созыва 29 августа 1997 года. На их основе выделяются следующие принципы:
1-й принцип: «Родина — высшая обитель. Она моя!»
2-й принцип: «Высшая ценность — человек».
3-й принцип: «Высшая форма
собственности —
Благодаря независимости, говорил Ислам Каримов, забыли источники национальной духовности, и народ теперь пользуется их чистой водой. Наши ценности, забытые в советское время, слова-жемчужины наших предков, незаслуженно очерненных, теперь мы прикладываем к своим глазам, как воду из райского источника.
В 1991 году развалилась, распалась советская империя, более 70 лет властвовавшая на одной шестой части мира. Как свидетельствуют исторические источники, в 1721 году Россия официально объявила себя империей. До 1917 года общественно-политическая система строилась и развивалась на основе российских интересов. Следует обратить внимание и на тот факт, что под гнетом Российской и Советской империй большая часть казахов находилась 250—270 лет, украинцы — свыше 200 лет, узбеки, таджики, киргизы, туркмены — 110—130 лет.
Что такое независимость? На этот вопрос можно ответить словами Президента Ислама Каримова о том, что для нас независимость — это, прежде всего, возможность взять судьбу страны в свои руки, осознать себя, восстановить наши национальные ценности, обряды и обычаи, сохранять на этой священной земле, в каждом доме мир, спокойствие и стабильность. Независимость означает установление на нашей дорогой Родине справедливости, совести, благочестия и добросовестности, любви, уважения и чувства благодарности. Для нас независимость — это значит быть хозяином природных богатств, дарованных нашей стране самим Аллахом; это значит иметь возможность построить, опираясь на силу, потенциал, интеллект нашего народа, достойную жизнь для каждого человека, живущего в Узбекистане; это значит оставить будущим поколениям свободную и процветающую Родину.
Для нас независимость — это воспитание здорового поколения, способного поднять авторитет, честь и славу нашей нации и страны в мире, это формирование всесторонне развитых и самоотверженных юношей и девушек, это возможность увидеть их зрелость и счастье.
Независимость — это создание для каждого гражданина Узбекистана свободы, равенства, братства и достойных условий жизни, независимо от того, к какой национальности, расе, религиозному верованию он принадлежит.
Для нас независимость — это укрепление нашей государственности, построение фундамента великого будущего, развитие национального сознания и гордости, нахождение своего достойного места в мировом сообществе.
Укрепление независимости. Политическое укрепление независимости состоит не только в создании государственных структур и комплекса необходимых законов. Для этого, прежде всего, нужно новое сознание и совершенно новая политическая культура. Эта политическая культура, как отмечается в книге «Духовность — знак нации», в отличие от культуры советского периода, во-первых, должна опираться на высокую нравственность, патриотизм, передовые национальные и современные традиции, гражданское сознание, во-вторых, должна основываться на приоритетности законов и правовых норм, на их обязательном соблюдении одинаково всеми гражданами страны.
Экономическое укрепление независимости предполагает, в отличие от советского времени, хорошее владение новым экономическим мышлением, рыночными отношениями, усвоение правовых и нравственных норм в увязке с рынком и здоровой конкуренцией, использование духовных ценностей, связанных с развитием рыночных отношений на территории современного Узбекистана в далеком прошлом и нашим культурным наследием.
Укрепление независимости в социальном плане охватывает самые чувствительные и творческие сферы духовной жизни народа — имущественные, экономические, правовые, нравственные, культурные отношения среди социальных групп, многие сферы образа жизни — нравственные нормы, образование и воспитание, семью, науку, литературу, искусство и др. Укрепление независимости в духовном отношении подразумевает все нематериальные факторы, оказывающие влияние на развитие духовной жизни, в частности, политику государства в сфере образования и воспитания, культуры, идеологии, агитации и пропаганды.
Для обеспечения духовного укрепления независимости необходимо развивать у людей чувство преданности общечеловеческим ценностям, духовному наследию нашего народа, создавать условия для свободного проявления человеком своих возможностей, усиливать патриотизм нации. Для этого необходимо осуществить следующее:
1. В сфере общественного
сознания внимание должно быть
сосредоточено на раскрытии
понятий, идей, оценок, норм,
философского сознания, нравственности,
веры, эстетического сознания,
религиозного мировоззрения, мировоззрения
независимости, являющихся факторами
духовного укрепления
2. В сфере духовной культуры и духовного наследия особо должны выделяться политическая культура, нравственная культура, правовая культура и соответствующие виды искусства — художественное творчество, театр, скульптура, живопись, резьба, дизайн, музыка, кино.
3. В сфере общественных
Необходимо еще больше активизировать работу в указанных сферах, организовать ее на основе идеи национальной независимости как главного фактора духовного укрепления независимости.
В духовном укреплении независимости большую роль играют оптимизация духовной среды и рост духовных потребностей. В нашей стране заметно усилилась роль духовных потребностей, и с первых дней независимости вопрос о духовности считается одним из важнейших и приоритетных вопросов в политике государства.
В оценке духовного наследия, в создании концептуальных основ духовной политики необходимо опираться на четыре основных критерия:
1) гуманизм;
2) прогрессивность;
3) народность;
4) патриотизм и мир в стране.
Именно эти критерии дают возможность отделить подлинные национальные ценности от фальшивых.
Восстановление нашей национальной духовности и ее развитие составляют важную закономерность в создании правового государства и гражданского общества. Без осуществления этого невозможно создать современное демократическое общество.
В книгах нашего Президента Ислама Каримова «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса», «Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана» всесторонне раскрыто и обоснованно то, что духовность по своей сущности является фундаментом будущего.
Укрепление духовности. Необходимо обратить внимание на реализованные задачи в сфере духовности на пути строительства великого будущего в Узбекистане:
1. Восстановление духовности и нравственности.
2. Развитие узбекского языка,
являющегося средством
3. Осуществление свободы мысли,
совести, свободы
В книге Ислама Каримова «Узбекистан, устремленный в XXI век» вторым приоритетным направлением названо дальнейшее развитие духовности общества, а в докладе Президента «Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа» на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва 22 января 2000 года четко обоснованы семь главных задач в сфере духовности.
Таким образом, короткий анализ истории развития национальной духовности и просвещения показывает, что в своем прогрессивном формировании и развитии они основываются на следующих принципах:
1. Единственной целью национальной духовности и просвещения является образование населения, развитие его духовных взглядов, обогащение внутренних чувств, обучение применению в жизни полученных знаний.
Информация о работе Духовность – один из главных факторов укрепления независимости