Духовность – один из главных факторов укрепления независимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 02:02, реферат

Описание работы

Во все периоды развития человеческого общества его прогресс, то есть переход в новое, более совершенное состояние, и темпы этого прогресса в значительной степени были связаны с ростом духовного уровня людей. В истории много примеров, подтверждающих, что общество, где степень духовного развития была высока, а просветительская и воспитательная работа разумно поставлена, быстро прогрессировало на основе отношений социальной справедливости. Демократическое и правовое государство, которое мы строим, имеет три важные сферы. Это — экономика, политика и духовность. От того, насколько прочными они будут, насколько крепкой будет связь между ними, зависит, насколько достоверными будут и достижения нашего будущего.

Содержание работы

1. Вопросы духовности в произведениях И.А.Каримова.


2. Духовно-национальное возрождение узбекского народа в годы независимости и его значение в укрепление национальной независимости.


3. Национальная идея и духовность.


4. Духовное возрождение народов Узбекистана в годы независимости.

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа.docx

— 37.53 Кб (Скачать файл)

          Таким  же  образом  толкуется  индийское (фарси)  слово «маънас».  Исходя  из  сущности  понятия  «духовность»,  ему  дается  ряд  определений:  подобное  божественному;  близкое  к  идеологии;  синоним  духовной  культуры;  совокупность  духовных  ценностей.  У  этих  определений  много  похожих  сторон.  Однако между ними есть и различия.

          Духовность — это совокупность душевного и интеллектуального мира людей. Духовность — основа культуры личности и общества,  важный фактор, определяющий направление их  судеб. Она оказывает  сильное влияние на формирование социально-экономической жизни, ее реформирование, прогресс или  регресс.  Если  духовность  населения  обогащается,  страна  процветает,  и  наоборот,  если  духовность  обедняется, то народ  тоже  беднеет.

          Что  является  основными  составными  частями  духовности.  С  помощью  нравственных знаний, умений, навыков и моральных норм регулируются поведение, действия и,  в целом,  этика  человека. Нравственная  культура  личности формируется и  совершенствуется  в процессе  всей  ее  многогранной  деятельности.  Разнообразны  проявления,  грани и формы нравственной культуры. К ним относятся гуманизм, честность, инициативность, свободолюбие,  активность,  сознание.  Нравственное  сознание  находит  свое  выражение  в  творческой  деятельности  людей.  Его  критерием  являются  знание  норм  нравственности  и  уровень  нравственного мышления. Нравственность — ядро духовности. Нравственность человека — это не  просто  умение  здороваться  и  быть  обходительным,  а, прежде  всего,  его совесть,  справедливость, вера, честность и самоотверженность.

          Развитие  морального  сознания  выступает  первейшей  задачей  совершенствования нравственной  культуры.  Однако,  достижение  зрелости  нравственного  сознания,  будучи продолжительным  и  сложным  процессом,  возможно  лишь  в  результате  освоения  всего накопленного  человечеством  духовно-нравственного  богатства.  Одновременно  решаются современные  проблемы,  возникающие  в  соответствии  со  сложившимися  определенными условиями  в  этой  области. В  своем  становлении  нравственное  сознание  опирается  на лучшие внутренние  духовные  качества  человека,  его  совесть,  долг,  ответственность,  стыд  и  гордость.  На  основе  таких  высоких  этических  ценностей,  как  человеколюбие,  честный  труд,  взаимопомощь,  дружба,  сотрудничество,  взаимоуважение,  межнациональная  и  религиозная  толерантность, щедрость и патриотизм формируются  сознание и деятельность подрастающего  поколения.

          В  изучении  этических  ценностей  большое  значение  имеют  нравственные  обычаи, нравственные знания и нравственная вера.

Итак:

— нравственное  сознание,  нравственные  качества,  нравственные  привычки  и  нравственная  деятельность представляют собой важные признаки содержания духовной культуры;

— нравственная  культура  формируется,  развивается  и  содержательно  обогащается  на протяжении всей жизни и деятельности человека;

— нравственная  культура  дает  положительный  результат  только  во  взаимосвязи  с  другими  составными частями духовной культуры и при условии постоянного, последовательного и  постепенного внедрения ее в жизнедеятельность людей.

— Все,  что  передается  предшествующими  поколениями  своим  потомкам  в  духовной  сфере,  составляет  духовное  наследие  на  устному народному творчеству (легенды,  притчи,  сказки,  дастаны,  предания,  пословицы,  поговорки,  песни,  небылицы, анекдоты, народная драма, шутки);

— народному  изобразительному  и  прикладному  искусству (созданные  народом  образцы художественно-эстетического  искусства,  народный  театр,  народное  музыкальное искусство);

— традициям,  обычаям,  привычкам  и  обрядам,  ритуалам  и  церемониям,  сложившимся  в процессе  социально-исторического  развития  народа  и  поднявшимся  до  уровня  высокой духовной  ценности,  а  также  передовому  опыту, накопленному  в практической деятельности людей.

          Руководитель  нашей  страны  Ислам  Каримов  постоянно  уделяет  много  внимания  вопросам  духовности.  Свидетельством  тому  служит  Указ  Президента «О  создании Республиканского  общественного  центра «Маънавият  ва  маърифат» («Духовность  и просветительство»)»  от 23  апреля 1994  года. Через два  года, 9  сентября 1996 года, Президент  Ислам Каримов издает Указ «О дальнейшем совершенствовании и повышении  эффективности  деятельности  общественного  центра «Маънавият  ва  маърифат»»,  а  затем Указ «О  поддержке  Республиканского Совета по духовности и просветительству»  от 3  сентября 1999  года. Кроме  того,  вопросы  духовности  и  духовные  ценности  занимают  большое  место  в  Законе «Об  образовании» и в Национальной программе по подготовке кадров, принятых на девятой сессии  Олий  Мажлиса  Республики  Узбекистан  первого созыва 29  августа 1997  года.  На  их  основе  выделяются следующие принципы:

1-й принцип: «Родина — высшая  обитель. Она моя!» 

2-й принцип: «Высшая ценность  — человек».

3-й принцип: «Высшая форма  собственности — интеллектуальная  собственность,  высший вид   человеческой.

          Благодаря  независимости,  говорил  Ислам  Каримов,  забыли  источники  национальной духовности,  и  народ  теперь  пользуется  их  чистой  водой. Наши  ценности,  забытые  в  советское время,  слова-жемчужины  наших  предков,  незаслуженно  очерненных,  теперь мы прикладываем  к  своим глазам, как воду из райского источника.

          В 1991  году  развалилась,  распалась  советская  империя,  более 70  лет  властвовавшая  на  одной  шестой части мира. Как свидетельствуют исторические источники, в 1721 году Россия официально  объявила себя империей. До 1917 года общественно-политическая система строилась и развивалась  на  основе  российских  интересов.  Следует  обратить  внимание  и  на  тот  факт,  что  под  гнетом  Российской  и  Советской  империй  большая  часть  казахов  находилась 250—270  лет,  украинцы —  свыше 200 лет, узбеки, таджики, киргизы, туркмены — 110—130 лет.

          Что  такое  независимость?  На  этот  вопрос  можно  ответить  словами  Президента  Ислама Каримова о том, что для нас независимость — это, прежде всего, возможность взять судьбу страны  в  свои  руки,  осознать  себя,  восстановить  наши  национальные  ценности,  обряды  и  обычаи,  сохранять  на  этой  священной  земле,  в  каждом  доме  мир,  спокойствие  и  стабильность.  Независимость  означает  установление  на  нашей  дорогой  Родине  справедливости,  совести,  благочестия и добросовестности, любви, уважения и чувства благодарности. Для нас независимость  — это значит быть хозяином природных богатств, дарованных нашей стране самим Аллахом; это  значит  иметь  возможность  построить,  опираясь  на  силу,  потенциал,  интеллект  нашего  народа,  достойную жизнь для каждого человека, живущего в Узбекистане; это  значит оставить будущим  поколениям свободную и процветающую Родину.

          Для  нас  независимость —  это  воспитание  здорового  поколения,  способного  поднять авторитет, честь и славу нашей нации и страны в мире, это формирование всесторонне развитых  и самоотверженных юношей и девушек, это возможность увидеть их зрелость и счастье.

          Независимость —  это  создание  для  каждого  гражданина  Узбекистана  свободы,  равенства,  братства  и  достойных  условий  жизни,  независимо  от  того,  к  какой  национальности,  расе,  религиозному верованию он принадлежит.

          Для нас независимость — это укрепление нашей  государственности, построение фундамента великого будущего, развитие национального сознания и гордости, нахождение своего достойного  места в мировом сообществе.

          Укрепление  независимости. Политическое укрепление независимости состоит не только в создании государственных  структур  и  комплекса  необходимых  законов.  Для  этого, прежде всего,  нужно  новое сознание  и совершенно  новая политическая  культура.  Эта политическая  культура, как отмечается в книге «Духовность — знак нации», в отличие от культуры советского  периода,  во-первых,  должна  опираться на  высокую нравственность,  патриотизм,  передовые национальные и современные традиции, гражданское сознание, во-вторых, должна основываться  на приоритетности законов и правовых норм, на их обязательном соблюдении одинаково всеми гражданами страны.

          Экономическое  укрепление  независимости  предполагает,  в  отличие  от  советского  времени,  хорошее  владение  новым  экономическим  мышлением,  рыночными  отношениями,  усвоение  правовых  и  нравственных  норм  в  увязке  с  рынком  и  здоровой  конкуренцией,  использование  духовных ценностей, связанных с развитием рыночных отношений на территории современного  Узбекистана в далеком прошлом и нашим культурным наследием.

          Укрепление  независимости  в  социальном  плане  охватывает  самые  чувствительные  и творческие  сферы духовной жизни народа — имущественные,  экономические, правовые, нравственные,  культурные  отношения  среди  социальных  групп,  многие  сферы  образа  жизни — нравственные нормы, образование и воспитание, семью, науку, литературу, искусство и др.  Укрепление независимости в духовном отношении подразумевает все нематериальные факторы,  оказывающие влияние на развитие духовной жизни, в частности, политику государства в сфере  образования и воспитания, культуры, идеологии, агитации и пропаганды.

          Для  обеспечения  духовного  укрепления  независимости  необходимо  развивать  у  людей  чувство  преданности общечеловеческим ценностям, духовному наследию нашего народа, создавать условия для  свободного проявления человеком  своих возможностей, усиливать патриотизм нации. Для  этого необходимо осуществить следующее:

1.   В  сфере  общественного   сознания  внимание  должно  быть  сосредоточено  на  раскрытии   понятий,  идей,  оценок,  норм,  философского  сознания,  нравственности,  веры,  эстетического  сознания,  религиозного  мировоззрения,  мировоззрения   независимости,  являющихся  факторами   духовного  укрепления независимости,  особое внимание должно уделяться  идеологии национальной независимости   как  составной  части   общественного  сознания  нашего  народа.  При  этом  необходимо  разграничивать  психологический  и идеологический уровни восприятия  и усвоения этих понятий и  категорий. 

2.  В  сфере  духовной  культуры  и  духовного  наследия  особо  должны  выделяться  политическая  культура,  нравственная  культура,  правовая  культура  и  соответствующие  виды  искусства —  художественное  творчество, театр, скульптура, живопись, резьба, дизайн, музыка, кино.

3.  В сфере общественных учреждений, выполняющих духовные функции,  необходимо  значительно активизировать  их  деятельность  в  соответствующих   направлениях.  К  этим  учреждениям   относятся:  система  народного   образования  и  его  виды (государственные,  негосударственные,  научно- педагогические  учреждения,  государственные органы  управления  образованием;  виды  образования:  дошкольное  образование,  общее среднее,  среднее специальное,  профессиональное  образование,  вузовское и послевузовское  образование,  переподготовка  и повышение квалификации  кадров,  внешкольное  образование);  система  научного  исследования (научно-производственные  объединения, научно-исследовательские  институты,  Академия  наук  Республики  Узбекистан  и  др.); творческие  объединения (Союз писателей, объединения художников, композиторов, работников кино, театральных  деятелей и др.); система печати и средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение,  полиграфическая деятельность и др.);  организации, учреждения  воспитания,  в  том  числе  религиозные;  семейное воспитание, духовность, народные традиции, обряды и обычаи, ритуалы и церемонии.

          Необходимо еще больше активизировать работу в указанных сферах, организовать ее на основе идеи  национальной независимости как главного фактора духовного укрепления независимости.

          В духовном укреплении независимости большую роль играют оптимизация духовной  среды и рост  духовных  потребностей. В  нашей  стране  заметно  усилилась  роль  духовных  потребностей,  и  с  первых  дней  независимости  вопрос  о  духовности  считается  одним  из  важнейших  и  приоритетных  вопросов  в  политике государства.

          В  оценке  духовного  наследия,  в  создании  концептуальных  основ  духовной  политики  необходимо  опираться на четыре основных критерия:

1)   гуманизм;

2)  прогрессивность; 

3)  народность;

4)  патриотизм и мир в стране.

          Именно  эти  критерии  дают  возможность  отделить  подлинные  национальные  ценности  от  фальшивых.

          Восстановление нашей национальной духовности и ее развитие составляют важную закономерность  в  создании  правового  государства  и  гражданского  общества.  Без  осуществления  этого  невозможно  создать современное демократическое общество.

          В  книгах  нашего Президента Ислама Каримова «Узбекистан:  свой  путь  обновления  и  прогресса»,  «Основные  принципы  общественно-политического  и  экономического  развития  Узбекистана»  всесторонне  раскрыто  и  обоснованно  то,  что  духовность  по  своей  сущности  является  фундаментом  будущего.

 

          Укрепление  духовности.  Необходимо обратить внимание на реализованные задачи в сфере духовности на пути строительства великого будущего в Узбекистане:

 

1.   Восстановление духовности  и нравственности.

2.  Развитие  узбекского  языка,  являющегося  средством  выражения   национальной  культуры  и   своеобразия нашего народа, последовательная  и полная реализация его государственного  статуса. 

3.  Осуществление свободы мысли,  совести, свободы вероисповедания. 

          В книге Ислама Каримова «Узбекистан, устремленный в XXI век» вторым приоритетным направлением  названо  дальнейшее  развитие  духовности  общества,  а  в  докладе Президента «Наша  высшая  цель —  независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа» на первой сессии Олий  Мажлиса  второго созыва 22 января 2000 года четко обоснованы семь главных задач в сфере духовности.

          Таким  образом,  короткий  анализ  истории  развития  национальной  духовности  и  просвещения  показывает,  что  в  своем  прогрессивном  формировании  и  развитии  они  основываются  на  следующих  принципах:

1.   Единственной  целью   национальной  духовности  и   просвещения  является  образование   населения,  развитие  его  духовных  взглядов,  обогащение  внутренних  чувств,  обучение  применению  в  жизни  полученных знаний.

Информация о работе Духовность – один из главных факторов укрепления независимости