Гуманизм как этический принцип

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………..3
1.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА……………………………………….5
2.ГУМАНИЗМ И ЭТИКА…………………………………..………………….....9
3.ГУМАНИЗМ И ПРАВО…………………………………………….………....11
4.ГУМАНИЗМ И ПОЛИТИКА…………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….……….17

Файлы: 1 файл

Профэтика.docx

— 42.54 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО «КГТУ»)

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА  ИСТОРИИ    И ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»

 

ГУМАНИЗМ КАК ЭТИЧЕСКИЙ  ПРИНЦИП

 

Исполнитель:                                                                   Воробьёва  О.А

группа 08-ЗЮ-233

 

 

Научный руководитель:                                                       Жгун Ю.В.

 

Кострома 2013

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………..3

1.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА……………………………………….5

2.ГУМАНИЗМ И ЭТИКА…………………………………..………………….....9

3.ГУМАНИЗМ И ПРАВО…………………………………………….………....11

4.ГУМАНИЗМ И ПОЛИТИКА…………………………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….……….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Этические категории и  принципы пронизывают всю жизнь  людей, даже и тех, кто не имеет  представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.

Одним из принципов этики  является гуманизм.

Гуманизм (от латинского humanus - человечный) - принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества (3;20).

Эти положения формально закреплены в главенствующем законе РФ Конституции. Например, ст. 2 Конституции РФ гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (1; ст.2).

Следуя иерархии законов  РФ, заключаем, что каждый нормативно-правовой акт должен соответствовать Конституции РФ, ее содержанию, принципам. Следовательно, этический принцип гуманизма является регулятором общественных отношений посредством закона.

Но так ли это в действительности? Работает ли принцип гуманизма в  реальных условиях?

Основную проблему  можно  определить  кругом несоответствий  в сфере формирования правовых норм и институтов, противоречащих лежащим  в основе правовой системы принципам  и правовым идеям.

Основной предпосылкой данной проблемной ситуации является формальное, поверхностное понимание принципа гуманизма. В первую очередь речь идет о гуманизме как определенной аксиологической системе и его роли в генезисе права. Если для Западной Европы гуманизм является продуктом длительной эволюции ее культуры, создавшим необходимые духовные и интеллектуальные условия для возникновения современного права, то в России гуманизм есть результат внешнего влияния, и долгое время он не оказывал воздействия на нормативно-правовую сферу.

Такая ситуация во многом характерна и для современной правовой системы страны, которая хотя и признает гуманизм в качестве ведущего принципа ее модернизации, но не опирается на его содержательную интерпретацию, что во многом обусловлено стереотипами российского правосознания и правопонимания, являющимися составной частью правовой системы и ведущими, в складывающихся обстоятельствах, к правовому нигилизму. (3;5)

Внедрение принципа гуманизма  не только во все сферы деятельности человека, но и в его сознание, понимание и принятие обществом сути и важности этой этической категории заложит основы к созданию правового государства не только на слове, но и на деле.

1.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА

Фундаментальными положениями  гуманистического мировоззрения являются следующие.

  • Гуманизм – это мировоззрение, в центр которого поставлена идея человека как приоритетная ценности в ряду всех иных ценностей. Личность в гуманизме определяется как исходная реальность, абсолютная по отношению к себе и относительная в ряду всех остальных. Не осознав и не оценив себя, человек не может познать и по достоинству оценить и все остальное.
  • С точки зрения гуманизма, существует или должно существовать равноправие человека как материально-духовного существа по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или еще не известным ему реальностям и существам. То есть он отрицает бытие чего-то высшего, чем человек, будь то принцип, социум или, скажем, Бог.
  • В рамках гуманизма допускается возможность генезиса, эволюционного порождения, создания или творения личности, но отвергается редукция, т.е. сведение сущности человека к нечеловеческому и безличному: природе, обществу, потустороннему, небытию (ничто), неизвестности и т.д.

Сущность человека – это  сущность, обретаемая, созидаемая и  реализуемая им самим в себе и  в мире, в котором он рождается, живет и действует.

Человек – это сотворение, существо, которое на завершающем этапе своего становления участвует в рождении себя как человека разумного, самосознающего, достойного и равноправного партнера общества и мира.

  • Гуманизм, таким образом, – это выработанное человеком и идущее от человека к человеку светское, мирское, общегражданское мировоззрение, выражающее идею абсолютного достоинства личности, ее внешне относительные, но неуклонно прогрессирующие к абсолюту самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед лицом общества и мира, известного и неизвестного в нем.
  • Гуманизм – это современная форма реалистической психологии и жизненной ориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, эмпатию, стоицизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение.
  • Гуманизму присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей.
  • Гуманизм – это мировоззрение без границ, поскольку не отталкивает от себя никого, кто сам не считает себя его противником, предполагает открытость, динамизм и развитие, возможность радикального пересмотра своих положений перед лицом изменений и новых перспектив человека и мира.
  • Гуманистическое мировоззрение включает в себя требование признавать наличие или возможность антигуманного в личности, не игнорировать, а стремиться максимальным образом ограничивать силу и сферу влияния темной стороны человеческой натуры. Притом гуманизм полон убежденности в способности людей все более успешно и надежно обуздывать свои негативные качества в ходе самосовершенствования человека и поступательного развития мировой цивилизации.
  • Гуманизм, как и всякое мировоззрение, рассматривается в качестве феномена, принципиально вторичного по отношению к человеку и людям, в том числе и гуманистам – группам или социальным слоям населения, фактически существующим в любом обществе. Гуманизм неотделим от самосознания реальных людей, отдающих себе отчет в возможности недобросовестного использования идей гуманизма во вред человеку и потому критичных, стремящихся взять под контроль естественно присущую любой – идее тенденцию к господству над живой личностью, подчинению ее своей власти.
  • Как социальное явление гуманизм – это стремление объединенных гуманистическим мировоззрением людей практиковать его принципы во благо всех и каждого, продвигаться к максимально возможной гуманизации отношений между человеком и человеком, человеком и обществом, человеком и государством, обществом и государством.
  • Гуманизм – это больше, чем только этическая доктрина, поскольку в нем ставится задача собрать воедино и систематизировать все области и формы проявления человечности человека. Это значит, что в рамках гуманистического проекта интегрируются и культивируются на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, гражданско-правовые, политические, социальные, национальные и глобальные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие ценности.
  • Гуманизм не является и не должен являться идеологией или какой-либо партийно-политической программой, т.е. общественным идейным течением, организующей, мобилизующей и направляющей людей к достижению определенных политических или иных целей, связанных с господством и властью части людей над остальными членами национального или мирового сообщества. Вместе с тем, гуманизм помогает прояснить диапазон и утвердить законное многообразие, плюрализм политических ценностей, от которых требует лишь признать общечеловеческие ценности в качестве своей общей основы. В диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе гуманизм способен, готов выполнять и выполняет такие функции, как коммуникативная (функция сообщения или трансляции), интегративная  (функция объединения), координирующая (функция согласования и организации) и согласительная (функция примирения, поиска компромисса и согласия). Он предлагает всем легальным, не диктаторским и не экстремистским политическим партиям и движениям целостную, открытую и динамичную систему общеполитических и социальных ценностей, способных гуманизировать политические течения, институты и отношения.
  • Не являясь идеологией, гуманизм не является и не должен являться официальной государственной доктриной (если не считать такой «доктриной» права человека и гражданина), также как и какой-либо формой религии.
  • Гуманистическому мировоззрению чуждо признание реальности сверхъестественного и трансцендентного (потустороннего), поклонение и подчинение им как сверхчеловеческим приоритетам. Человек гуманистического мировоззрения отвергает дух мистицизма и антирационализма, который, как показывает практика, непременно притязает на власть в государстве и ведет к казенщине, бюрократизму, догматизму и фанатизму, и их крайней форме – тоталитаризму
  • Гуманизм – это современный научно ориентированный скептицизм, который рекомендует трезво и критически относиться к так называемым паранормальным, экстрасенсорным, оккультным, магическим, спиритическим, ясновидческим, астрологическим, телекинетическим и т.п. явлениям. Правило гуманизма – необходимо независимое и объективное научное исследование заявлений о такого рода феноменах. Следует делать различие между аномальными или неизвестными явлениями природы и неизученными резервными возможностями человека, с одной стороны, и заявлениями о подобных явлениях и возможностях как якобы выходящих за пределы естественного – с другой.
  • Идеи гуманизма не могут быть использованы для достижения противоположных ему целей. Его принципы в целом согласуются с положениями Всеобщей декларации прав человека, международных пактов об экономических, социальных, гражданских, политических и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и другими документами универсального и регионального характера (2;лекция 8).

2.ГУМАНИЗМ И ЭТИКА

Гуманизм – это этика  человечности. Это самое краткое определение этики гуманизма. Но как таковая она не претендует быть строго формализованной этической системой. Она опирается на многие этические учения, поскольку, кроме учений явно античеловеческих, в каждом из них налицо хотя бы зачатки гуманизма. Она принимает в себя все выработанные человеческой мудростью этические ценности. Однако то главное, что гуманизм вносит в этику от себя – это убеждение здравого смысла в том, что первичны естественные начала добра в человеке, а не этические нормы, которые мы формулируем, познавая добро и наивно рассчитывая иметь в них рекомендации на все случаи жизни.

Добро первично – моральные  нормы вторичны.Таково одно из исходных положений этики человечности.

Другое ее положение - свобода и ответственность за нравственное решение, выбор, поступок лежат на индивиде.

Руководствуясь тем или  иным моральным правилом или нормой, мы не имеем право перекладывать  ответственность с себя на эту  норму. Наша личная ответственность  вытекает из того, что в жизни  решает не норма (она дает только формальное определение ситуации, и ее формальное, типовое решение), а конкретный человек в конкретной ситуации, которая никогда вполне не укладывается ни в какую типологию, ни в какой этический кодекс. Даже самые верные, в общем виде, самые добрые заповеди не могут до конца исчерпать живой человеческой ситуации, и потому гуманизм предлагает человеку сочетать этику принципов и норм с так называемой ситуативной этикой, т.е. опираться и на норму, и на разум, на понимание ситуации. Именно разум является решающим фактором в деле нравственного выбора, если, конечно, у нас за душой есть не только естественная человечность, но и какое-то знание, точнее, понимание сущности норм этического поведения, способность точно увидеть и оценить ситуацию и роль действующих лиц в ней и т.д.

Вместе с внешними моральными (или аморальными) факторами эти  нормы составляют основу в осмыслении ситуации и совершении выбора. Всякая мораль, говорит гуманизм, относительна, потому что безусловно лишь добро. Само по себе добро – святыня жизни, а добро в наших делах – это и есть все то, что этой святыне служит.(2;2)

Итак, этика гуманизма  сопрягает черты:

– этики абсолютов, поскольку человек – это абсолютная ценность;

– этики принципов, прежде всего золотое правило морали, призывающего каждого из нас поступать с другими так, как хочешь, чтобы и с тобой поступали;

– этики ситуативной, поскольку  жизнь не являет собой специальный  полигон для применения моральных  правил, в ней сталкиваются не добро  и зло в чистом виде, а комбинации разных видов возможного и действительного добра и зла, долженствования и возможности, заставляющие нас включать разум, осмыслять неизбежные в реальности нравственные коллизии и делать рациональный нравственный выбор, например, между большим или меньшим добром, выбирать наименьшее из зол, а то и воздерживаться от всякого выбора;

– этики добродетелей, которые складываются на базе позитивных человеческих качеств, в результате исторического культивирования и отбора нравственных норм, становящимися общими, так же как и в процессе индивидуального самосовершенствования. «В этике добродетелей необходимость ориентации личных мотивов деятельности на нравственные ценности может быть обоснована без апелляции к абстрактным метафизическим сущностям, без иллюзорного удвоения мира, необходимого для придания нравственным мотивам статуса бытия абсолютной значимости. Это является одним из проявлений реального гуманизма, так как снимает отчуждение, вызванное тем, что человеку навязываются внешние, непостижимые рациональным мышлением принципы поведения (2;лекция 1).

3.ГУМАНИЗМ И ПРАВО

Гуманизм связан с правом не менее тесно, чем с этикой, потому что право – это и есть необходимый  для общества этический минимум, закрепленный в законах. Можно сказать, что подлинное право – это  гуманизм, поскольку его вообще можно  формализовать, представить в виде кодекса общеобязательных правил. Исторически  гуманизм укреплялся по мере укрепления авторитета и верховенства закона. В конституциях всех цивилизованных государств говорится о человеке как высшей ценности общества. Вторая статья Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»(1; ст.2).

Это, к сожалению, не значит, что Россия является в полном смысле правовым государством, в котором  этот важнейший гуманистический  принцип стал нормой повседневной жизни  для подавляющего числа россиян. Формирование правового государства  и уважения прав человека – задача чрезвычайно трудная и решение  ее потребует много лет. Но важно  подчеркнуть, что прогресс гуманизма стимулирует правовой прогресс общества, и наоборот, укрепление законности ведет к прогрессу гуманности.

Правовые проблемы, особенно вопросы уважения личности, ее права, достоинства и ответственности, являются коренными для гуманистического мировоззрения. Не случайно гуманистическое просвещение включает в себя правовое просвещение, воспитание правосознания, неотрывного от этической составляющей гуманизма.

Характерно, что постепенная  глобализация гуманистических идей и движений, с их идеалом утверждения планетарной этики гуманности и всемирного гражданства, находит свое отражение в международном праве.

Информация о работе Гуманизм как этический принцип