Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:23, контрольная работа
Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………..3
1.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА……………………………………….5
2.ГУМАНИЗМ И ЭТИКА…………………………………..………………….....9
3.ГУМАНИЗМ И ПРАВО…………………………………………….………....11
4.ГУМАНИЗМ И ПОЛИТИКА…………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….……….17
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ ВПО «КГТУ»)
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»
ГУМАНИЗМ КАК ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Исполнитель:
группа 08-ЗЮ-233
Научный руководитель: Жгун Ю.В.
Кострома 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
1.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА……………………………………….5
2.ГУМАНИЗМ И ЭТИКА…………………………………..…………………...
3.ГУМАНИЗМ И ПРАВО…………………………………………….………....
4.ГУМАНИЗМ И ПОЛИТИКА…………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….……….17
ВВЕДЕНИЕ
Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.
Одним из принципов этики является гуманизм.
Гуманизм (от латинского humanus - человечный) - принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества (3;20).
Эти положения формально закреплены в главенствующем законе РФ Конституции. Например, ст. 2 Конституции РФ гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (1; ст.2).
Следуя иерархии законов РФ, заключаем, что каждый нормативно-правовой акт должен соответствовать Конституции РФ, ее содержанию, принципам. Следовательно, этический принцип гуманизма является регулятором общественных отношений посредством закона.
Но так ли это в действительности? Работает ли принцип гуманизма в реальных условиях?
Основную проблему можно определить кругом несоответствий в сфере формирования правовых норм и институтов, противоречащих лежащим в основе правовой системы принципам и правовым идеям.
Основной предпосылкой данной проблемной ситуации является формальное, поверхностное понимание принципа гуманизма. В первую очередь речь идет о гуманизме как определенной аксиологической системе и его роли в генезисе права. Если для Западной Европы гуманизм является продуктом длительной эволюции ее культуры, создавшим необходимые духовные и интеллектуальные условия для возникновения современного права, то в России гуманизм есть результат внешнего влияния, и долгое время он не оказывал воздействия на нормативно-правовую сферу.
Такая ситуация во многом характерна и для современной правовой системы страны, которая хотя и признает гуманизм в качестве ведущего принципа ее модернизации, но не опирается на его содержательную интерпретацию, что во многом обусловлено стереотипами российского правосознания и правопонимания, являющимися составной частью правовой системы и ведущими, в складывающихся обстоятельствах, к правовому нигилизму. (3;5)
Внедрение принципа гуманизма не только во все сферы деятельности человека, но и в его сознание, понимание и принятие обществом сути и важности этой этической категории заложит основы к созданию правового государства не только на слове, но и на деле.
Фундаментальными положениями гуманистического мировоззрения являются следующие.
Сущность человека – это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует.
Человек – это сотворение, существо, которое на завершающем этапе своего становления участвует в рождении себя как человека разумного, самосознающего, достойного и равноправного партнера общества и мира.
Гуманизм – это этика человечности. Это самое краткое определение этики гуманизма. Но как таковая она не претендует быть строго формализованной этической системой. Она опирается на многие этические учения, поскольку, кроме учений явно античеловеческих, в каждом из них налицо хотя бы зачатки гуманизма. Она принимает в себя все выработанные человеческой мудростью этические ценности. Однако то главное, что гуманизм вносит в этику от себя – это убеждение здравого смысла в том, что первичны естественные начала добра в человеке, а не этические нормы, которые мы формулируем, познавая добро и наивно рассчитывая иметь в них рекомендации на все случаи жизни.
Добро первично – моральные нормы вторичны.Таково одно из исходных положений этики человечности.
Другое ее положение - свобода и ответственность за нравственное решение, выбор, поступок лежат на индивиде.
Руководствуясь тем или иным моральным правилом или нормой, мы не имеем право перекладывать ответственность с себя на эту норму. Наша личная ответственность вытекает из того, что в жизни решает не норма (она дает только формальное определение ситуации, и ее формальное, типовое решение), а конкретный человек в конкретной ситуации, которая никогда вполне не укладывается ни в какую типологию, ни в какой этический кодекс. Даже самые верные, в общем виде, самые добрые заповеди не могут до конца исчерпать живой человеческой ситуации, и потому гуманизм предлагает человеку сочетать этику принципов и норм с так называемой ситуативной этикой, т.е. опираться и на норму, и на разум, на понимание ситуации. Именно разум является решающим фактором в деле нравственного выбора, если, конечно, у нас за душой есть не только естественная человечность, но и какое-то знание, точнее, понимание сущности норм этического поведения, способность точно увидеть и оценить ситуацию и роль действующих лиц в ней и т.д.
Вместе с внешними моральными (или аморальными) факторами эти нормы составляют основу в осмыслении ситуации и совершении выбора. Всякая мораль, говорит гуманизм, относительна, потому что безусловно лишь добро. Само по себе добро – святыня жизни, а добро в наших делах – это и есть все то, что этой святыне служит.(2;2)
Итак, этика гуманизма сопрягает черты:
– этики абсолютов, поскольку человек – это абсолютная ценность;
– этики принципов, прежде всего золотое правило морали, призывающего каждого из нас поступать с другими так, как хочешь, чтобы и с тобой поступали;
– этики ситуативной, поскольку жизнь не являет собой специальный полигон для применения моральных правил, в ней сталкиваются не добро и зло в чистом виде, а комбинации разных видов возможного и действительного добра и зла, долженствования и возможности, заставляющие нас включать разум, осмыслять неизбежные в реальности нравственные коллизии и делать рациональный нравственный выбор, например, между большим или меньшим добром, выбирать наименьшее из зол, а то и воздерживаться от всякого выбора;
– этики добродетелей, которые складываются на базе позитивных человеческих качеств, в результате исторического культивирования и отбора нравственных норм, становящимися общими, так же как и в процессе индивидуального самосовершенствования. «В этике добродетелей необходимость ориентации личных мотивов деятельности на нравственные ценности может быть обоснована без апелляции к абстрактным метафизическим сущностям, без иллюзорного удвоения мира, необходимого для придания нравственным мотивам статуса бытия абсолютной значимости. Это является одним из проявлений реального гуманизма, так как снимает отчуждение, вызванное тем, что человеку навязываются внешние, непостижимые рациональным мышлением принципы поведения (2;лекция 1).