Гуманизм как этический принцип

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………..3
1.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА……………………………………….5
2.ГУМАНИЗМ И ЭТИКА…………………………………..………………….....9
3.ГУМАНИЗМ И ПРАВО…………………………………………….………....11
4.ГУМАНИЗМ И ПОЛИТИКА…………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….……….17

Файлы: 1 файл

Профэтика.docx

— 42.54 Кб (Скачать файл)

В области прав человека приоритет международного права  по отношению к внутригосударственному является общепринятым принципом международного сообщества, разделяемым гуманизмом.

Эта формула – другое выражение провозглашаемого гуманизмом приоритета общечеловеческих ценностей  над любыми частными – традиционными, конфессиональными, идеологическими, классовыми и т.д.

(2;лекция 3)

 

4.ГУМАНИЗМ И ПОЛИТИКА

 

Политика – это деятельность государства как системы социальных институтов, осуществляющих властные функции.

К политике относится и деятельность политических партий, борющихся за власть или осуществляющих властные функции. Действуя даже в интересах людей, как он их понимает, политик ставит себя в положение над людьми, манипулирует ими, и потому даже самая чистая политика заключает в себе что-то от аморального принципа «цель оправдывает средства».

Гуманизм, безусловно, не есть политика, но он не чужд политики и не изолируется от политической жизни, ибо такая его самоизоляция лишь вела бы к торжеству антигуманного  в обществе. Как говорят, если мы не будем заниматься политикой, то политика займется нами. Гуманизм разделяет  и поддерживает такие политические ценности, как свобода, правовое государство и верховенство закона, демократия, социальная справедливость, право участия граждан во всех областях политической жизни, политический плюрализм.

Справедливое, демократическое  и правовое государство – это  одна из фундаментальных гуманистических  ценностей человека и общества.

Однако гуманизм устанавливает  свои собственные, особые отношения  с политикой.

Во-первых, гуманизм – это  мировоззрение надпартийного характера, поскольку он, позиционируя, рассказывая о себе, обращается ко всем гражданам через головы партийных лидеров и бюрократов, государственных деятелей и политтехнологов. Тем самым, как это указывалось выше, он выполняет общеполитическую гуманизирующую функцию, апеллируя к членам любых партий, к электорату в целом, к каждому избирателю в отдельности, к его лучшим гражданским, моральным и правовым чувствам.

Во-вторых, он общепартиен, поскольку обращается ко всем политическим партиям, будучи убежденным в том, что любая из них, если она уважает избирателя и закон, должна считать своим долгом включить в свою идеологию фундаментальные человеческие ценности.

В-третьих, гуманизм как общественное явление выполняет межпартийные функции, не давая борьбе идей и идеологий перерастать в войну между людьми и социальными классами.

Гуманизм – это единственно  приемлемое морально-психологическое  поле, на котором могут обсуждаться  и решаться все политические разногласия  и конфликты.

Другим таким полем  – юридическим – является законный и справедливый суд, развитая демократическая судебно-правовая система страны.

В здоровом обществе все  политические партии опираются на базовые  ценности гуманизма. Этим, в конечном счете, определяется человечность общественно-политического устройства общества, его политического сознания.

Гуманность является главным  критерием качества политической жизни  и политических институтов общества.

Вместе с тем, гуманизм как социальное явление (т.е. гуманистические организации и движения) не может превращаться в политическую партию или идеологию, поскольку тем самым он предает себя как мировоззрение, теряет свои приватность, личностность, общечеловечность и универсализм.

Действительно, если гуманизм становится политической программой или  идеологией, то из цели он превращается в средство борьбы за власть, которая  по определению не может быть властью  всех и каждого. У нее обязательно  есть свои начальники и свои подчиненные, руководители и исполнители…

Любая попытка превратить гуманистическое движение или организацию  в политическую партию или идеологию  обречена на провал, на извращение гуманистических  идеалов и реальных общественных функций гуманизма.

Все это не умаляет, но напротив, усиливает значение политической составляющей гуманизма. Это требует от организованных гуманистов делать все для того, чтобы превращать свое движение в  возможно более влиятельную моральную силу общества.

Духовное ядро гуманизма  как социальной силы, как коллективного  мировоззрения должно быть моральной  общественной силой. Ее общеполитическая задача – гуманизация политического сознания гражданина, практики политических партий и государства.

Суть коллективного гуманизма  в том, что тут люди действуют  сообща лишь постольку, поскольку сознательно  разделяют его фундаментальные  общеполитические ценности и принципы. Иначе говоря, у них есть область общего, на базе которого каждый и поступает в согласии с собой и другими.

Для члена партийно-политической или идеологической общности партия или идеология (соответственно, лидер, идеолог, вождь и т.п.) – это первичное, главное, приоритетное. Рядовой участник, член этого политического или идеологического движения – это что-то вторичное. Он выполняет долг, указание или команду идеолога, лидера, вождя, иерарха, авторитета. В этом случае человек, строго говоря, не несет ответственности за то, что делает по указанию сверху, но за то лишь, что добровольно согласился вступить в это сообщество и подчиниться его уставу.

Аналогично, если будет доказано, что человек совершил какое-то уголовно наказуемое деяние в гипнотическом или кодированном состоянии, то, скорее всего, он будет освобожден от ответственности. Вменяемость предполагает, что человек находится в своем уме.

Человек гуманистического мировоззрения  не снимает с себя ответственности  за свою жизнь, свои убеждения и поступки, ни с кем и ни с чем не делится  своими полномочиями. В гуманистическом  движении нет и не должно быть винтиков или слепых исполнителей. Гуманизм – это мировоззрение высокого самосознания, зрелого, а применительно  к России, можно сказать, и нового мышления. Как социальный феномен  он представляет собой сообщество свободных  и ответственных людей, защищающих и культивирующих естественно присущие всем морально здоровым людям ценности. (2;лекция 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, гуманизм – это мировоззрение, в центр которого поставлена идея человека как приоритетная ценность в ряду всех иных ценностей.

Особенности исторического  развития нашего общества таковы, что  на пути гуманизма в России оказались  высокие барьеры невежества и  непонимания.

Идея гуманизма, концептуально  оформленная в эпоху Возрождения  и Нового времени, стала духовной предпосылкой формирования, становления  и развития современного права как  нормативного закрепления свободы, равенства и справедливости, характеризующих природу человека.

На данном этапе, современное право вступило в новый этап своего развития – гуманистический, когда юридическая система выстраивается в соответствии с началами прав человека – признается приоритет и высшая юридическая значимость неотъемлемых прав и свобод человека.

Гуманизм предлагает обществу программу самоорганизации на основе принципов свободы и справедливости, законности и социального согласия, терпимости к индивидуальным различиям  в мышлении и образе жизни людей. Он учит диалогу и компромиссам, гражданскому миру и консолидации.

            Долгом государства, делом политической воли его руководителей является широкая и целеустремленная поддержка гуманизма – уникального феномена человеческой культуры, зародившегося более двух с половиной тысячелетий тому назад и совершающего сегодня самую мирную и благородную революцию в сознании и общественной жизни все новых и новых народов земного шара.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.Конституция Российской  Федерации: Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993. (с изм. от 25 марта 2004) // Российская газета. № 237. 25 декабря 1993.

2.Кувакин В.А. Статус гуманистического мировоззрения. Лекции. – Центр исследования гуманизма и свободомыслия. Российское гуманистическое общество.

3.Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.: НОРМА - ИНФРА, 1999

4.Кашкина Е. В. Гуманизм как принцип юридической ответственности по российскому законодательству.  Автореферат. -  Москва ,2001 .

5.А.А.Кудишина. Гуманизм - феномен современной культуры // Академический проспект.- Москва,2005.

6. Мкртычев С. Б. Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании. – Москва, 2012.

7.Сергеев В.К.К вопросу о новых философских основаниях гуманизма // Журнал: Известия Томского политехнического университета,  2007 Том: 311 № 7.

8.Финогентов В.Н. Гуманизм как главный принцип современного мировоззрения // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема ХХI века, 2011.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Гуманизм как этический принцип