Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:23, контрольная работа
Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………..3
1.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА……………………………………….5
2.ГУМАНИЗМ И ЭТИКА…………………………………..………………….....9
3.ГУМАНИЗМ И ПРАВО…………………………………………….………....11
4.ГУМАНИЗМ И ПОЛИТИКА…………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….……….17
(2;лекция 3)
4.ГУМАНИЗМ И ПОЛИТИКА
Политика – это деятельность
государства как системы
К политике относится и деятельность политических партий, борющихся за власть или осуществляющих властные функции. Действуя даже в интересах людей, как он их понимает, политик ставит себя в положение над людьми, манипулирует ими, и потому даже самая чистая политика заключает в себе что-то от аморального принципа «цель оправдывает средства».
Гуманизм, безусловно, не есть политика, но он не чужд политики и не изолируется от политической жизни, ибо такая его самоизоляция лишь вела бы к торжеству антигуманного в обществе. Как говорят, если мы не будем заниматься политикой, то политика займется нами. Гуманизм разделяет и поддерживает такие политические ценности, как свобода, правовое государство и верховенство закона, демократия, социальная справедливость, право участия граждан во всех областях политической жизни, политический плюрализм.
Справедливое, демократическое
и правовое государство – это
одна из фундаментальных
Однако гуманизм устанавливает свои собственные, особые отношения с политикой.
Во-первых, гуманизм – это
мировоззрение надпартийного характера,
поскольку он, позиционируя, рассказывая
о себе, обращается ко всем гражданам через
головы партийных лидеров и бюрократов,
государственных деятелей и политтехнологов.
Тем самым, как это указывалось выше, он
выполняет общеполитическую
Во-вторых, он общепартиен, поскольку обращается ко всем политическим партиям, будучи убежденным в том, что любая из них, если она уважает избирателя и закон, должна считать своим долгом включить в свою идеологию фундаментальные человеческие ценности.
В-третьих, гуманизм как общественное явление выполняет межпартийные функции, не давая борьбе идей и идеологий перерастать в войну между людьми и социальными классами.
Гуманизм – это единственно приемлемое морально-психологическое поле, на котором могут обсуждаться и решаться все политические разногласия и конфликты.
Другим таким полем – юридическим – является законный и справедливый суд, развитая демократическая судебно-правовая система страны.
В здоровом обществе все политические партии опираются на базовые ценности гуманизма. Этим, в конечном счете, определяется человечность общественно-политического устройства общества, его политического сознания.
Гуманность является главным критерием качества политической жизни и политических институтов общества.
Вместе с тем, гуманизм
как социальное явление (т.е. гуманистические
организации и движения) не может превращаться
в политическую партию или идеологию,
поскольку тем самым он предает себя как
мировоззрение, теряет свои приватность,
Действительно, если гуманизм становится политической программой или идеологией, то из цели он превращается в средство борьбы за власть, которая по определению не может быть властью всех и каждого. У нее обязательно есть свои начальники и свои подчиненные, руководители и исполнители…
Любая попытка превратить гуманистическое движение или организацию в политическую партию или идеологию обречена на провал, на извращение гуманистических идеалов и реальных общественных функций гуманизма.
Все это не умаляет, но напротив, усиливает значение политической составляющей гуманизма. Это требует от организованных гуманистов делать все для того, чтобы превращать свое движение в возможно более влиятельную моральную силу общества.
Духовное ядро гуманизма как социальной силы, как коллективного мировоззрения должно быть моральной общественной силой. Ее общеполитическая задача – гуманизация политического сознания гражданина, практики политических партий и государства.
Суть коллективного гуманизма в том, что тут люди действуют сообща лишь постольку, поскольку сознательно разделяют его фундаментальные общеполитические ценности и принципы. Иначе говоря, у них есть область общего, на базе которого каждый и поступает в согласии с собой и другими.
Для члена партийно-политической или идеологической общности партия или идеология (соответственно, лидер, идеолог, вождь и т.п.) – это первичное, главное, приоритетное. Рядовой участник, член этого политического или идеологического движения – это что-то вторичное. Он выполняет долг, указание или команду идеолога, лидера, вождя, иерарха, авторитета. В этом случае человек, строго говоря, не несет ответственности за то, что делает по указанию сверху, но за то лишь, что добровольно согласился вступить в это сообщество и подчиниться его уставу.
Аналогично, если будет доказано, что человек совершил какое-то уголовно наказуемое деяние в гипнотическом или кодированном состоянии, то, скорее всего, он будет освобожден от ответственности. Вменяемость предполагает, что человек находится в своем уме.
Человек гуманистического мировоззрения не снимает с себя ответственности за свою жизнь, свои убеждения и поступки, ни с кем и ни с чем не делится своими полномочиями. В гуманистическом движении нет и не должно быть винтиков или слепых исполнителей. Гуманизм – это мировоззрение высокого самосознания, зрелого, а применительно к России, можно сказать, и нового мышления. Как социальный феномен он представляет собой сообщество свободных и ответственных людей, защищающих и культивирующих естественно присущие всем морально здоровым людям ценности. (2;лекция 4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, гуманизм – это мировоззрение, в центр которого поставлена идея человека как приоритетная ценность в ряду всех иных ценностей.
Особенности исторического развития нашего общества таковы, что на пути гуманизма в России оказались высокие барьеры невежества и непонимания.
Идея гуманизма, концептуально
оформленная в эпоху
На данном этапе, современное право вступило в новый этап своего развития – гуманистический, когда юридическая система выстраивается в соответствии с началами прав человека – признается приоритет и высшая юридическая значимость неотъемлемых прав и свобод человека.
Гуманизм предлагает обществу
программу самоорганизации на основе
принципов свободы и
Долгом государства, делом политической воли его руководителей является широкая и целеустремленная поддержка гуманизма – уникального феномена человеческой культуры, зародившегося более двух с половиной тысячелетий тому назад и совершающего сегодня самую мирную и благородную революцию в сознании и общественной жизни все новых и новых народов земного шара.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Конституция Российской
Федерации: Принята
2.Кувакин В.А. Статус гуманистического мировоззрения. Лекции. – Центр исследования гуманизма и свободомыслия. Российское гуманистическое общество.
3.Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.: НОРМА - ИНФРА, 1999
4.Кашкина Е. В. Гуманизм как принцип юридической ответственности по российскому законодательству. Автореферат. - Москва ,2001 .
5.А.А.Кудишина. Гуманизм - феномен современной культуры // Академический проспект.- Москва,2005.
6. Мкртычев С. Б. Философско-правовой анализ гуманизма в современном российском правопонимании. – Москва, 2012.
7.Сергеев В.К.К вопросу о новых философских основаниях гуманизма // Журнал: Известия Томского политехнического университета, 2007 Том: 311 № 7.
8.Финогентов В.Н. Гуманизм как главный принцип современного мировоззрения // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема ХХI века, 2011.