Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:55, реферат
Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Слово имидж заимствовано в современный русский язык из английского языка. В английском языке слово image имеет несколько значений, в том числе: статуя (идол), подобие, метафора, икона, но чаще употребляется в значении образ. В английский язык слово image пришло из латинского (imago) языка при посредничестве французского языка.
Основным
содержанием, раскрывающим сущность понятия
имидж, является его структура.
Структурно имидж представляет собой
комплекс характеристик, доступных восприятию,
состоящий из множества различных по значимости,
относительно статичных или динамичных
компонентов, которые находятся в сложнейшем
взаимодействии и которые можно объединить
в две группы: индивидуально-личностный
и социальный.
В структуре
имиджа большинством исследователей выделяется
относительно статичный комплекс
– ядро имиджа, в который включают четко
определенные, ярко выраженные и достаточно
постоянные характеристики, которые обеспечивают
устойчивость структуры, ее активное функционирование.
М.В.Шепель выделяет среди них природные,
наследуемые качества, а так же характеристики
личности, сформированные в процессе воспитания
и образования [7] в т.ч. Я-концепция, направленность
личности, ценностные ориентации, социальные
установки и т.д.
Индивидуально-личностный компонент имиджа
представляет собой сложнейший комплекс
характеристик, относящихся к физической
индивидуальности (конституция, рост,
вес тела, осанка, черты лица, звук голоса
и т.д.) и к личностным качествам (темперамент,
характер, одаренность, как соответствующее
сочетание способностей, эмоционально-волевые
и морально-нравственные качества). В личностном
компоненте имиджа будущего специалиста
значительную роль играет направленность
личности, нравственные и интеллектуальные
качества.
Социальный компонент характеризует положение
и поведение человека в социуме. Социальный
компонент включает социальный статус,
социальные роли, модели ролевого поведения,
а так же социальную и вещественную среду
обитания, стиль жизни, основные каналы
социальных контактов (членство в клубах,
места проведения и формы досуга), принципы
идентификации друзей и т.д. Социальный
компонент включает так же социально-психологические
аспекты, которые реализуются в отношениях
с другими людьми: ценностные ориентации,
социальные установки, социальные позиции
личности (взгляды, убеждения, представления),
отношение к окружающим людям, специфику
и цели взаимодействия с ними, манеру и
культуру речи и общения, используемый
словарь, опрятность-неопрятность, стиль
одежды, ольфакторное поведение и многое
другое.
Если имидж рассматривать в профессиональном
аспекте, то в структуре его необходимо
рассмотреть еще один компонент – профессиональный.
Профессиональный компонент формируется
в процессе профессионального развития
и представляет собой совокупность профессионально
ориентированных характеристик, которые
выражаются в профессиональной компетентности
и культурной компетентности специалиста.
Профессиональный компонент включает
качества, выражающие профессиональную
идентичность, как соответствие человека
и профессии, понимание своей профессии,
принятие себя в профессии, [8,156] уровень
профессиональной культуры и прочие качества,
которые характеризует его в условиях
основной деятельности. Профессиональный
компонент в имидже специалиста, по сути,
отражает его профессиональный портрет.
Необходимо обратить внимание на то, что
в научной литературе структура профессионального
имиджа представлена либо двумя индивидуально-личностным
и профессиональным [9] компонентами, либо,
как в большинстве случаев тремя компонентами:
личностным, профессиональным и социальным.
Структура имиджа будущего специалиста
представляет собой интегративную совокупность
относительно крупных объединений (групп)
функциональных компонентов. В каждой
выделенной группе структуры имиджа, существуют
как относительно устойчивые, пассивно
представленные, так и относительно подвижные,
информационно насыщенные компоненты.
Целенаправленно усиливая, выделяя для
презентации наиболее выразительные и
социально значимые для воспринимающего
субъекта компоненты, носитель имиджа
формирует свой имидж.
Представленная структура позволяет рассмотреть
имидж как целостную систему, состоящую
из взаимосвязанных элементов, как чрезвычайно
сложное, неравновесное, динамичное образование.
Учитывая сложность взаимных связей между
различными компонентами внутри структуры
и невозможность установления четких
границ между ними, представленное выделение
в группы носит условный характер.
Представленная структура обладает скорее
объяснительным потенциалом и может быть
использована для раскрытия тех планов
общей культуры, на уровне которых формируется
имидж будущего специалиста социально-культурной
деятельности: культура личности, культура
деятельности, культура социального взаимодействия
человека с другими людьми в т.ч. культура
поведения и культура общения.. [10
Имидж, независимо от типа, обладает рядом свойств:
Имидж - целенаправленно формируемый образ какого-либо лица, явления, предмета, призванный оказать эмоционально – психологическое воздействие на кого-либо, с целью популяризации, рекламы, обретения устойчивого признания, авторитета.
Имидж – в переводе с английского – образ, изображение. Однако слово «имидж» не является точным синонимом слова «образ». Правильнее определить имидж как разновидность образа, а именно такой образ, прообразом которого является не любое явление, а субъект. Таким субъектом м. б. любой предмет, если ему в процессе создания и восприятия его образа приписываются личностные, человеческие качества. Можно говорить об имидже города, товара, издания, и др.
Особенности имиджа
Имидж — понятие, применимое: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж педагога), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета) и, наконец... к вещам (мерседес — не просто машина!).
В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию!Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.
Существует ли специфический имидж учителя? — задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро. Причину подобного автор видит в том, что ...большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность....
В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога.
Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.
Отношение к имиджу у самих педагогов разное.
Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя.
Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
Есть и другая сторона проблемы — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.
Имидж учителя проявляется в
некоторой обобщенной форме, которая
может содержать следующие
В образе конкретного учителя
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.
Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Таким образом, имидж учителя содержит
следующие структурные
Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.
Общество, порождая требования к профессиональному
имиджу учителя, влияет на его содержание.
Но из поколения в поколение
Влюбленный в детей и
Кроме общего имиджа, существуют и более дифференцированные образы, связанные с уровнем оценки профессионализма педагога.
Характеристики этих имиджей складываются в обыденном сознании постепенно и меняются со временем.В этой связи нам представляется интересным проанализировать их изменения с 30-х по 90-е годы XX столетия.
Что такое хороший учитель? В разные годы, начиная с 30-х годов, в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему: Мой учитель.
Ученики 30-х годов, по данным Г.С. Прозорова, включали в портрет хорошего учителя: 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид.
Образ плохого педагога в глазах учеников выглядел соответственно: 1.Слабое владение предметом. 2. Плохой подход к учащимся. 3. Неумение создать дисциплину. 4. Неправильная оценка знаний учащихся. 5. Внешний вид.
Более поздние исследования показали, что в 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость.Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.
Вы хотите, чтобы Ваши ученики вспоминали Вас с восхищением?. Тогда за дело! Я советую соблюдать несколько правил. ПРАВИЛО 1: Будь опрятным! В старину говорили, что опрятность платья - самое главное требование, предъявляемое к одежде. Несвежий, мятый костюм, болтающаяся на одной ниточке пуговица, скомканый носовой платок - это лишь основной список деталей, способных свести на нет ваш имидж не только в глазах представителей изысканного общества, но и простых обывателей. К этому хочу добавить о необходимости уделять особое внимание уходу за своей кожей, волосами, ногтями. Самый удачный костюм потеряет привлекательность, если Ваша причёска похожа на воронье гнездо, а ногти разной длины и лак на них местами стёрся! Обувь не должна быть грязной и стоптаной. Каблуки должны быть в порядке. Не забывайте про крем для обуви. ПРАВИЛО 2: Соответствуйте. Ваша одежда должна соответствовать Вашему возрасту и положению, ситуации, времени суток и времени года! Например, крайне нелепо смотрятся шлёпанцы на тёплые колготки в октябре! Никогда не давайте ни малейшего повода кому-либо обсуждать Вашу одежду, как вызывающе небрежную, так и черезчур изысканную. ПРАВИЛО 3: Следите за речью! Учитель ни в коем случае не должен пользоваться сленгом. Также не используйте слова типа: "Господи, ты, Боже мой!" "Чёли?" "Чё?" и т.д. Отучите себя от привычки читать детям морали. Это отвратительно, и учителям это не к лицу, в нашем случае "не к ИМИДЖУ"! Как говориться: "Выбирайте выражения!" ПРАВИЛО 4: Будьте общительны и доброжелательны. Но не забывайте о необходимой дистанции Не надо общаться с детьми как с приятелями, позволять называть себя фамильярно "Иваныч", "Петровна" и т.д. Это не прибавит Вам авторитета, а имидж сильно пострадает. ПРАВИЛО 5: Самосовершенствуйтесь! Для учителя это очень важно. Мы должны идти в ногу со временем. Не бойтесь учиться! Чаще вспоминайте пословицу: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!" Будьте в курсе событий, овладевайте новыми технологиями! Тогда Вы будете интересны своим ученикам. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что правильно подобранный имидж позволит учителю проявить свою индивидуальность, поможет одержать победу над своими страхами, почувствовать свои силы и увлечь за собой учеников, воспитывать детей не только учёным словом, но и собственным жизненным примером! (При написании статьи дополнительная литература не использовалась)--Федулова Ирина Николаевна 01:07, 27 декабря 2010 (MSK) |