Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:55, реферат
Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
[править] Имидж и карьера. роль имиджа в профессиональной деятельности Имидж педагога - это его
внешние и внутренние характеристики,
которые играют важную роль в его
профессиональной деятельности. Учитель
должен обладать привлекательной внешностью,
хорошим вкусом, личным обаянием. На
основе первого впечатления |
[править] |
Имидж учителя
– эмоционально окрашенный стереотип
восприятия образа учителя в сознании
воспитанников, коллег, социального
окружения, в массовом сознании. При
формировании имиджа учителя реальные
качества тесно переплетаются с
теми, которые приписываются ему
окружающими.[7]7
См.: Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.
Педагогический словарь: Для высших и
средн. пед. учеб. заведений. М., 2000, с. 46.
[Закрыть]
Кто же создает имидж?
Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.
Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политиков, государственных деятелей, артистов и т. п.
В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение.
В-четвертьх, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.
Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимыми из них являются: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого учителя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж, и добиться успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая тенденции моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности.
Вербальные и невербальные средства общения являются важными составляющими имиджа – что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты, мимику и позы мы используем, как мы сидим, стоим и ходим. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим в наиболее выгодном свете.
Доказано, что 35 % информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65 % – при невербальном.
Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я» считается ведущей из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей является необходимым качеством в профессиональном общении.
Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым и самовоспитываемся. Деятельность является гранью перехода личностного внутреннего во внешнее – продуктивное. Чаще всего – это непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение преподнести свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждой составляющей педагогического процесса (от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их подачи), а также в стиле общения, в эмоциональной реакции на поведение школьников, в импровизации на уроках.
Внутренний образ – это культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.
Внешний образ – это особые формы выражения отношения к материалу, передача эмоционального отношения к действительности, умение самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая постановка всего хода урока.
В психологии под
образом понимается субъективная картина
мира или его фрагментов, включая
самого субъекта, других людей, пространственное
окружение и временную
Обобщая сказанное, заметим, что образ является и служит основным связующим звеном в определении места общей и педагогической имиджелогии в психологии.
Мои работы.
СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ИМИДЖА ПЕДАГОГА
СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА
План
Введение
1. Имидж
1.1 Понятие имиджа
1.2 Социально-психологический аспект имиджа
педагога
1.3 Личность педагога
1.4 Педагогическая этика
2. Модель имиджа педагога
2.1 Визуальная привлекательность
2.2 Вербальное поведение
2.3 Этикет
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время все чаще возникает
вопрос: «Имидж педагога – это мода или
необходимость?».
Есть мнение, что дети любят красивых учителей.
Только вот кого они считают таковыми?
Всегда ли тех, кто модно, с иголочки одет,
обладает правильными чертами лица и безупречной
фигурой? Отнюдь. Красивыми им кажутся
умные учителя, талантливые, добрые, справедливые,
интересные в своих проявлениях.
Цель моей работы - попытаться раскрыть
смысл понятия «имидж педагога», выяснить
факторы, влияющие на формирование имиджа
хорошего педагога. Этот материал может
быть использован на заседаниях школьных
методических объединений, при работе
с молодыми педагогами.
Основная часть
1. ИМИДЖ
1.1 ПОНЯТИЕ ИМИДЖА
Каждый человек имеет свой статусный образ.
Иначе его можно назвать имиджем. Имидж
- (от англ. image – образ) –1) это облик личности,
в котором наиболее ощутимо проявляются
те качества, благодаря которым достигается
эффект персональной привлекательности;
это репутация семьи, хозяйствующего субъекта,
государственного или общественного учреждения,
региона или страны в целом; 2) совокупность
представления общества о том, каким должен
быть индивид в соответствии со своим
статусом.
Несоответствие статусу – это вызов обществу,
это противопоставление себя социуму,
что деструктивно для психики человека,
который социален по своей природе. Формирование
имиджа, забота о нем дает возможность
саморазвития и психологическую гармонию.
В обыденном понимании слово «имидж» употребляется
по отношению к человеку в двух смыслах:
как внешний вид человека и как его репутация.
На самом деле эти две грани образа слиты.
Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем
репутацию! Можно сказать, что имидж –
это образ, включающий внутренние и внешние
характеристики.
«Педагогический словарь» дает нам определение
имиджа преподавателя как «эмоционально
окрашенный стереотип восприятия образа
учителя в сознании воспитанников, коллег,
социального окружения, в массовом сознании.
При формировании имиджа учителя реальные
качества тесно переплетаются с теми,
которые приписываются ему окружающими».
Слово « имидж » долгое время вообще не
употреблялось применительно к педагогам.
Говорили об имидже политиков, бизнесменов,
актёров, телеведущих. А педагогам, им
вроде бы как-то не пристало о нём думать,
им следовало лишь волноваться по поводу
успеваемости и воспитанности, а вовсе
не по поводу собственного образа в глазах
ребёнка.
В современном, потерявшем многие былые
ориентиры российском обществе, профессия
учителя утратила былые высоты, и необходимость
ее реабилитации не вызывает сомнения.
Конечно, требуется государственная поддержка
педагога. Но всегда ли только экономический
фактор определяет имидж учителя и отношение
к нему со стороны учащихся и родителей?
Что могут сделать сами учителя, чтобы
поднять престиж профессии?
Ответ на этот вопрос во многом связан
с индивидуальными имиджами каждого педагога,
ведь общее представление о любой профессии
формируется в результате вычленения
в общественном сознании типичных особенностей
ее представителей.
Отношение к имиджу у самих педагогов
разное. Отрицательно относятся к нему
те представители старшего поколения
учителей, которые его понимают как «маску».
Они убеждены в приоритете внутреннего
содержания над внешним и считают, что
главное «быть, а не казаться». Всякие
разговоры про имидж учителя воспринимаются
ими настороженно, как призыв быть неискренним.
Однако сторонники такой позиции забывают
о том, что одним из результатов восприятия
учителя учеником является формирование
образа учителя. Имидж есть у каждого педагога
вне зависимости от его личных взглядов
на эту тему. Процесс построения имиджа
зависит как от самого учителя, так и от
индивидуальных особенностей ученика,
его пола, возраста, а также от опыта, знаний,
национальности и других факторов.
Есть и другая сторона проблемы – педагог,
который занимается созданием собственного
имиджа, не только лучше выглядит, но и
лучше себя чувствует, более уверен, а
в итоге и успешнее работает! Профессиональный
имидж - облик человека, отражающий его
профессиональную деятельность, важное
условие профессиональной самореализации
и достижения профессиональных успехов.
Современными отечественными исследователями
выявлено противоречие в значимости личностного
имиджа педагога для учеников и учителей.
По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально
значимых качеств учителя в конце XX столетия
имидж занимает второе место с точки зрения
детей, и лишь восьмое – с точки зрения
самих учителей.
Имидж учителя проявляется в некоторой
обобщенной форме, которая может содержать
следующие структурные компоненты: индивидуальные
характеристики, личностные, коммуникативные,
деятельностные и внешнеповеденческие.
В образе конкретного учителя соединяются
индивидуальный, профессиональный и возрастной
имиджи. Окружающие выносят суждения как
о личностных, возрастных, половых, так
и о чисто профессиональных качествах
педагога.
В структуре имиджа профессионала, предложенный
Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный
и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику,
жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры,
походку.
Внешний вид преподавателя, безусловно,
может создать рабочее или нерабочее настроение
на уроке, способствовать или препятствовать
взаимопониманию, облегчая или затрудняя
педагогическое общение.
Профессиональная деятельность, по мнению
Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную
составляющую имиджа, которая конкретизируется
такими формами общения, как профессионализм,
пластичность, выразительность и т.д.
«Эмоционально богатый учитель, владеющий
приемами вербального и невербального
проявления чувств и целенаправленно
их применяющий … », способен «оживить
урок», сделать его экспрессивным, приблизить
к естественному общению.
Внутренняя составляющая – это внутренний
мир человека, представление о его духовном
и интеллектуальном развитии, интересах,
ценностях и его личность в целом.
Таким образом, имидж учителя содержит
следующие структурные компоненты: индивидуальные
и личностные качества, коммуникативные,
особенности профессиональной деятельности
и поведения. Возможно говорить об имидже
педагога и ситуативном воплощении его
образа.
В общественном сознании существует, в
первую очередь, имидж профессии учителя,
который обобщает наиболее общие характеристики,
свойственные разным педагогам, и закрепляет
их в виде образа-стереотипа.
Что такое хороший учитель?
Исследование Е.А. Петровой показывает,
что имидж «хорошего» учителя в восприятии
всех изучаемых категорий учащихся и родителей
четко связан с такими универсальными
качествами, как миролюбивый, веселый,
тактичный, откровенный, активный, щедрый,
уверенный, сотрудничающий, организованный,
трудолюбивый, умный и приятный.
На наш взгляд, качества, входящие в образ
стереотипа «идеального» учителя, можно
расценивать как «систему требований»,
предъявляемую учениками к имиджу учителя
в современных условиях. Творческое же
соотнесение со стереотипным образцом
идеального учителя должно стать внутренним
стимулом совершенствования и саморазвития
каждого педагога с актуализацией собственных
возможностей, с развитием творческого
потенциала.
При этом никто не призывает учителя к
некритическому следованию образцу (идеальной
модели), несовместимому с его конкретным
индивидуально-психологическим складом.
1.2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИМИДЖА
ПЕДАГОГА
Чем бы ни занимался человек, он всегда
вызовет уважение людей, если он мастер
своего дела. Это справедливо не только
потому, что смотреть на то, как человек
красиво работает, всегда приятно. Дело
не в эффектности, а в эффективности труда.
Учитель, не владеющий методическим мастерством,
учитель неквалифицированный – это беда
не одного какого-либо коллектива, это
беда всего общества.
Перед школой стоит задача – воспитать
личность. Еще К.Д. Ушинский писал: «Только
личность может действовать на развитие
и определение личности, только характером
можно образовать характер». Развивая
эту мысль, А.В. Мудрик утверждает: «Только
видя в себе личность, педагог может в
каждом школьнике увидеть неповторимую
личность».
Влияние учителя тем сильнее, чем ярче
и самобытнее его личность. Это касается
кругозора учителя, его общей культуры.
Ведь невозможно дать другому того, чего
не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать
других, надо прежде всего быть образованным
и воспитанным самому. Нужно, чтобы кругозор
учителя не ограничивался школьной программой.
Индивидуальность учителя – главный источник
мотивации к учению. Своим отношением
к работе, своей заботой и заинтересованностью,
выдумкой и творчеством он мотивирует
учеников, пробуждает у них то же отношение
к делу.
1.3 ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
Личность учителя – важнейший фактор
воспитания. Он проявляется не только
в том, что ученики слышат от учителя, но
и в том, что они видят в его поведении,
в его поступках. Жизненной активности
также может учить только тот учитель,
который сам имеет интересы и увлечения.
Но личность – это не просто сумма отдельных
(даже прекрасных) черт и свойств, а целостное
образование.
Личность – явление социальное, она есть
продукт развития общества. Конечно, каждая
личность уникальна, неповторима, но главное
– это не ее неповторимость, а ее направленность.
Личность может быть направлена на себя
– тогда она перестает быть общественной
ценностью; она может быть направлена
на пустяки – тогда она теряет свою ценность
вообще; но если она проявляется во вредной
для общественного прогресса деятельности,
то она становится злом. Это значит, что
во всякой деятельности личности должен
быть нравственный смысл: чем более личностно
значимые ценности совпадают с прогрессивными
тенденциями общества, тем личность является
более нравственно зрелой и ценной.
1.4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Педагогическая этика – основа личности
учителя. Она изучает основные принципы
педагогической морали: гражданственность
и патриотизм в сочетании с интернационализмом,
профессиональная самоотверженность,
педагогическая солидарность и коллективизм,
гуманизм, педагогический оптимизм. Эта
наука изучает категории педагогической
этики.
1) Профессиональный педагогический долг.
Под ним понимают совокупность требований,
которые общество предъявляет к личности
учителя, независимо от того, желает ли
этого учитель или нет. Поэтому иногда
возникает конфликт между личностью и
обществом, точнее, между желанием и долгом.
Чувство долга необходимо любому человеку,
но учитель без него вообще не учитель.
2) Педагогическая справедливость. Справедливость
– это одна из форм моральной оценки. Она
опирается на соответствие между достоинствами
людей (учеников) и их общественным признанием.
Если это соответствие нарушается, возникает
то, что мы называем несправедливостью.
Справедливость – основа доверия учеников
к учителю.
3) Профессиональная честь и достоинство.
В понятие чести входит стремление учителя
поддерживать свой престиж, свою репутацию.
4) Педагогическая совесть. Совесть – это
некий общественный представитель в сознании
учителя, представитель, который контролирует
выполнение учителем его профессионального
долга.
Совесть учителя должна быть неподкупной
и незапятнанной, иначе он потеряет моральное
право воспитывать других.
2. МОДЕЛЬ ИМИДЖА ПЕДАГОГА
Работа педагога альтруистична, а значит,
имидж учителя – это не только индивидуальная
цель. Личность педагога способствует
формированию личности ученика. Повседневное
непосредственное влияние эффективней
шаблонного воспитания. Забота учителя
о своем имидже – это немаловажная задача
педагогической деятельности.
Обучение детей – это сущность труда учителя.
Следовательно, забота учителя о своем
имидже – это также профессиональное
требование.
Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:
- визуальная привлекательность;
- вербальное поведение;
- невербальное поведение;
- манеры, этикет;
- соответствие необходимому образу;
- обаяние.
Рассмотрим модель имиджа учителя.
2.1 ВИЗУАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
Значительную часть информации мы получаем
благодаря зрению.
Именно поэтому визуальная привлекательность
нашего образа так важна. Во все времена
люди ценили гармонию и красоту. Эффект
первого впечатления базируется на визуальном
восприятии. По экспериментальным данным
психологов внешне привлекательные люди
легче добиваются симпатий окружающих.
Влияние учителя на ученика зависит от
расположения последнего. Визуальная
привлекательность- это не только наши
физические данные, но и значительное
количество внешних слагаемых, зависящих
непосредственно от нас. Наша привлекательность
зачастую зависит от общего впечатления
ухоженности. Ухоженность- это показатель
культуры человека. Французы говорят,
что чистые волосы – это уже стиль. А стиль
– это сам человек. Это визитная карточка
наших данных, которые подчеркнуты с помощью
одежды, прически, макияжа.
Основной стиль учителя – это классика.
Этот стиль символизирует следующие качества:
уверенность в себе и самообладание, решительность
и психологическая гибкость, а также авторитет.
Эти качества являются для учителя профессионально
необходимыми. Классический стиль – это
стиль, одобренный временем, но с включением
модных элементов. Например, одежда классического
стиля имеет четкие, а порой и строгие
формы, но не остаются без внимания модные
пропорции и нюансы покроя, используются
ткани новых фактур и актуальных цветовых
оттенков.
Кстати о цвете. Стоит учесть, что цвет
нашей одежды воздействует как на нас,
так и на наше окружение. Он является нашей
психологической характеристикой, которая
воспринимается окружающими на уровне
подсознания. Ознакомьтесь с основами
цветопсихологии, чтобы управлять впечатлением.
Например, теплые тона способствуют доверительности,
холодные – дистанционируют и дисциплинируют.
Прежде чем выбрать костюм, задумайтесь
– какое воздействие вам надо оказать
на детей?
Одежда учителя несет еще большую психологическую
нагрузку. Аккуратно, чисто и со вкусом
одетый учитель воспитывает эти же качества
в учениках.
Классический стиль подразумевает, что
ваш макияж будет модным, но не броским,
в мягкой цветовой гамме. Аромат духов
– легкий. Прическа – современная, но
без остромодных деталей.
Инструментом мощного воздействия на
учеников является лицо учителя. Этим
«инструментом» надо научиться в совершенстве
владеть, уметь очень точно им управлять.
Лицо учителя должно быть доброжелательно
– заинтересованным. У ученика выражение
лица учителя должно создавать впечатление,
что он ждет и хочет общения именно с ним.
Такое выражение лица создает установку,
что- то, что происходит на уроке самому
учителю интересно и важно, а значит должно
быть интересно и важно ученикам.
2.2 ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Но не только визуальная привлекательность,
но и вербальное поведение является основой
персонификации. Мы можем донести информацию
не только словом, но и интонацией, темпом
речи, паузой и т.д.
Объяснения должны быть понятны как по
стилю речи, так и по актуальности. Стоит
отметить, что восприятие информации на
слух менее объемно нежели визуально.
Предложения должны быть не очень длинными
и с паузами.
Вербальное поведение – это социальный
символ. Отработка данных навыков совершенствует
ваш имидж.
Но помните, что вас не только слышат, но
и видят. Поэтому не забывайте о невербальном
поведении (мимика, жесты, позы, взгляд,
походка, осанка). Невербальное поведение
– это язык подсознания. Оно исторически
предшествовало появлению речи, а значит
менее контролируемо интеллектом. Но это
не повод пускать дело на самотек. Невербальное
поведение – это проявление культуры
(как личной, так и национальной). Внимательный
взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые
жесты действуют располагающе. Важно помнить,
что поясняющая жестикуляция с детьми
способствует лучшему усвоению информации.
2.3 ЭТИКЕТ
Говоря о вербальном и невербальном поведении
стоит уделять внимание и этикету. Существует
речевой и неречевой этикет. Речевой этикет
– это вербальные формы выражения вежливых
выражений между людьми. Данный этикет
определяет стилистику текста собеседников.
При этом имеют значения интонация, выбор
слов и построение фраз. Грамотное использование
правил речевого этикета дает возможность
избегать отрицательных эмоций при общении.
Неречевой этикет – это система знаков.
Сюда относятся жесты приветствия, прощания,
знаки внимания и т.п.
Манеры – это показатель культурного
уровня человека. Это отражение его нравственности
и интеллекта.
Удачный профессиональный имидж определяется
тем, насколько хорошо вы можете войти
в необходимый образ, погрузиться в свою
профессиональную роль. И чтобы ваш имидж
был органичен и притягателен для окружающих,
не забывайте быть обаятельными. Обаяние
–это умение светиться людям. Обаятельный
человек быстрее и легче добивается своих
целей, при этом зарабатывая людские симпатии.
Но обаяние – наша внутренняя установка.
Чтобы любить людей, надо, прежде всего,
полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет
работа над имиджем. Ухаживать за собой,
заботиться о себе – это проявление любви
к себе самому. Это хороший способ саморегуляции
и повышения личной самооценки, прекрасный
способ творческой самореализации. Это
хороший психо-терапевтический прием,
а работа учителя связана с психическим
напряжением и стрессами.
Говорят, что учитель должен обладать
всеми хорошими качествами, но в большей
степени, чем любой другой человек. Но
все же профессионально наиболее значимыми
считаются три группы качеств: 1) качества,
которые позволяют понимать внутренний
мир учащихся, сопереживать ему; 2) качества,
которые обеспечивают владение собой,
и 3) качества, способствующие активному
воздействию на ученика.
Неотъемлемым компонентом личности учителя
является его разносторонность, эрудиция,
любовь к своему предмету, смелость признаться
в незнании чего-либо, в своей неправоте.
Именно все это лежит в основе профессионального
мастерства, в основе педагогической интуиции,
помогает преодолевать консерватизм,
проявлять творчество, придает учителю
уверенность в себе. Уверенность эта помогает
приохотить к учению даже тех учеников,
которые кажутся безнадежными. А наилучшим
(и обязательным!) помощником в этом служит
вера учителя в успех учеников.
И наконец – общительность. Хороший учитель
не станет пренебрегать эмоциональной
стороной общения с учениками: теплая
улыбка, мягкие замечания, ласковый голос,
дружеский жест. Вместо окрика – юмор,
это спасительное, всесильное и интеллигентное
средство любой богатой личности. «Если
вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный
учитель. Если вы интересны людям, и они
тянутся к вам, то смело идите в учителя.
Ребятам так надо, чтобы учитель был привлекателен
как человек».
.2. Социально-психологический имидж педагога.
В социальной психологии имидж
сегодня занимает важнейшее место.
Социально-психологическое
Поэтому можно предложить
следующее социально-
Среди условий, обеспечивающих продуктивность имиджа необходимо выделить субъективные и объективные условия. В качестве субъективных психологических условий профессиональной деятельности обычно выделяют задатки, общие и специальные способности, воспитание, профессиональное образование, обозначая их как предстартовые условия профессиональной деятельности.
К объективным условиям профессиональной
деятельности относят общественно-
Т.е. работа над имиджем включает в себя не только процессы социальной перцепции и коммуникации, но и предлагает активную и целенаправленную работу субъекта имиджа по преобразованию своей Я-концепции и развитию личностных качеств. Я-концепция – это комплекс форм поведения человека по отношению к самому себе. Я-концепция формируется в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе самом, сложившихся на основе последовательного обращения с ним окружающих.
Я-концепция является динамичным психологическим образованием, её развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами, при этом социальная среда оказывает особое влияние на её формирование. В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности педагога.
Позитивная Я-концепция педагога обеспечивает формирование у обучающихся чувства психологической защищённости и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважением со стороны педагога. Поэтому происходит рост самооценки обучающихся, раскрывается их творческий потенциал, а убеждённость обучающихся в собственной ценности даёт им возможность более полно реализовать себя.
1.3 Личность педагога.
Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это профессия, которая предполагает способность успешно функционировать, профессия типа «человек-человек». Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж.
Не смотря на то, что человек
– неповторима, яркая индивидуальность,
у всех представителей профессии «педагог»
должны быть общие, специфические черты.
Педагог берёт на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессию, подготовку, своё право быть педагогом, учителем, воспитателем.
Педагог должен:
Профессиональные качества
педагога должны соотноситься со следующими
заповедями психолого-педагогичной деятельности:
уважай в ученике человека, личность;
постоянно ищи возможность
В качестве специальных способностей у педагога можно выделить следующее: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию, рефлексию и самоконтроль. Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ученика, должно быть создана вокруг него соответствующая атмосфера – «гумманистическое пространство».