Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:18, реферат
В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии.
На сегодняшний день представляются наиболее значимыми, но далекими от разрешения проблемы:
- интеграции междисциплинарных исследований, направленных на изучение индивидуального своеобразия личности;
- применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;
- соотношения биологического и социального в структуре индивидуальности, «внешнего» и «внутреннего», объективного и субъективного и т.д.
Введение……………………………………………………………............. 2 - 3
1 История проблемы изучения индивидуальности в психологии ………….
1.1 История изучения индивидуальности в зарубежной психолог………...
1.2 История изучения индивидуальности в отечественной психологии...4-10
2. Понятие индивидуальности………………………………………………11-24
Заключение…………………………………………………………………..25-26
Список используемой литературы………………………………………..
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1 История проблемы изучения индивидуальности в психологии ………….
1.1 История изучения индивидуальности в зарубежной психолог………...
1.2 История изучения индивидуальности в отечественной психологии...4-10
2. Понятие индивидуальности………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..27
Введение
В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии.
На сегодняшний день представляются наиболее значимыми, но далекими от разрешения проблемы:
- интеграции междисциплинарных
исследований, направленных на изучение
индивидуального своеобразия
- применения принципов
системного подхода к
- соотношения биологического и социального в структуре индивидуальности, «внешнего» и «внутреннего», объективного и субъективного и т.д.
Социальная практика в
настоящее время ставит задачу развития
индивидуальности человека как приоритетного
направления в системе
Решение многих прикладных
психологических задач требует
знания особенностей индивидуальности,
надежной диагностики и оценки её
свойств как целостной системы
- в конечном счете, именно понимание
индивидуальности ребенка и взрослого
лежит в основе успешного обучения
и воспитания, профориентации и профотбора,
эффективной психотерапии и т.д.
Изучение индивидуальности в психологии
имеет большую историю. Многие науки
претендуют на монопольное исследование
индивидуальности, но узкий подход
к исследованию индивидуальных различий
препятствует интеграции знаний о закономерностях
формирования индивидуальности. На сегодняшний
день наиболее адекватной стратегией
исследования индивидуальности является
использование принципов
В рамках системного подхода изучаются, как правило, развивающиеся целостности, при этом изучаемые явления рассматриваются как полисистемные. Данный подход открывает возможность изучения условий развития субъекта в его взаимосвязи с другими системными образованиями. Системная концепция противостоит представлениям линейного детерминизма, позволяя более дифференцированно подойти к решению ряда фундаментальных проблем психологии и акцентировать не всегда выделяемые измерения детерминационных процессов: динамичность, нелинейность и опосредствованность.
Современные исследования в
рамках общей психологии и психологии
личности характеризуются
1. История проблемы изучения индивидуальности в психологии
1.1 История изучения индивидуальности в зарубежной психологии.
Интерес к проблеме индивидуальных
различий прослеживается уже в работах
древнегреческих и
Начало научного изучения индивидуальности связано, прежде всего, с именами английского ученого Френсиса Гальтона и немецкого Вильяма Штерна.
Ф. Гальтон был первым, кто сделал индивидуальные различия между людьми специальным предметом исследования, создал измерительные процедуры и начальный статистический аппарат для оценки различий, собрал большой экспериментальный материал о разных уровнях в структуре индивидуальности и поставил вопрос о происхождении индивидуальных особенностей.
В. Штерн, ученик Г. Эббингауза,
в 1900 г. в книге «О психологии индивидуальных
различий (идеи к дифференциальной психологии)»
впервые ввел в употребление сам термин
«дифференциальная психология» для обозначения
новой области, «эмансипировавшейся»,
по его словам, от материнской науки —
общей психологии. Впоследствии книга
переиздавалась в 1911, 1921 и 1994 гг. под названием
«Дифференциальная психология в ее методических
основаниях». В предисловии к изданию
1994 г. А. Анастази назвала ее «книгой эпохального
значения», а видный немецкий исследователь
К. Павлик — «путеводной для психологической
науки». В. Штерн впервые ввел понятие
дифференциальная психология, сформулировал
методологические и экспериментально-
Реальное существование
индивидуально-психологических
Складывались еще две отрасли науки, без которых дифференциальная психология не могла бы развиваться: психологическая диагностика (тестология) и статистика.
Таким образом, в первые десятилетия ХХ века дифференциальная психология вполне сформировалась как самостоятельная область знаний. Однако в последующие годы проблема индивидуальности то выдвигалась на передний край науки, то отрицалась вообще.
Дж. Хирш образно описывает
эту ситуацию: «Экспериментально–
Ф. Гальтоном были разработаны экспериментальные методики, для изучения индивидуальных различий в восприятии цветов, веса предметов и в скорости реакции на различные стимулы, ставшие первыми тестами умственного развития. Позже А. Бине создал комплекс методик для диагностики памяти, воображения, внимания и других сложных психических процессов. В. Штерном были проанализированы и обобщены имевшиеся в начале XX века знания об индивидуально-психологических различиях и разработана методологическая основа новой психологической отрасли, получившей название "дифференциальная психология", в отечественной литературе начала XX века она обозначалась как «индивидуальная психология
1.2. История изучения индивидуальности в отечественной психологии.
Значение проблемы индивидуальности менялось в ходе развития научного знания. В послереволюционные десятилетия абстракции класса, масс, народа полностью заслонили десятилетия живого «Я». В конечном счете, это вело к полному растворению личности в коллективе, к разрушению возможностей личного творчества и индивидуальной инициативы, к формированию катастрофической для общественного и индивидуального развития человека презумпции заменимости. Нетерпимость к индивидуальности представляет собой, видимо, необходимую психологическую подоплеку административной системы.
Определяющие характеристики человека как субъекта — его уникальность, ценность и непредсказуемость — веками и десятилетиями крушили все попытки понять человека по образу технических или биологических систем и руководить им путем программирования или дрессировки. За этим следовал идущий еще дальше вывод о том, что индивидуальность вообще не может быть предметом науки, исследующей якобы лишь общие или массовые случаи, и что гуманитарное знание не является научным знанием.
Нивелировка индивидуальности и тенденция к ориентировке на "среднего ученика" или "среднего человека" привела к тому, что прекрасные работы отечественных психологов, занимавшихся психологией индивидуальных особенностей, в 30-е годы были отринуты и надолго. За рубежом же эти исследования продолжались. В связи с такой историей нашей психологии в настоящее время нам приходится встречать созданные когда-то у нас методики, усовершенствованные на западе. При этом возникает необходимость заново их реадаптировать, т.е. приспосабливать к нашим условиям и разрабатывать собственные стандарты.
После 1917 г. перед советской психологией и педагогикой была поставлена задача формирования «нового человека». Для этого было необходимо переосмыслить значение факторов, определяющих развитие психики и личностных особенностей человека.
В это время в психологии реально существуют две методологические концепции - естественнонаучная и философско-идеалистическая, в каждой из которых разрабатываются свои подходы к изучению индивидуальности. Однако актуализация проблемы индивидуальности в это время связана, в первую очередь, с появлением и закреплением в науке нового метода исследования - эксперимента.
С внедрением эксперимента
психология становится действительно
самостоятельной наукой, в корне
меняется вся ее методология. Стоит
уточнить, что эксперимент не вытеснил
из психологии эмпирические и умозрительные
методы. Эксперимент - в отличие от
других методов - открыл перспективы
математически точной формулировки
реальных психологических
Проблема индивидуальных различий интересовала философов и педагогов, медиков и моралистов, писателей и художников с древнейших времен. Знания о различиях между людьми накапливались сначала на основе эмпирических знаний. "Но только с внедрением в психологию эксперимента и появлением новых критериев научности ее представлений создаются предпосылки для зарождения соответствующих этим критериям знаний об индивидуальных различиях между людьми".
Эксперимент создал для науки
об индивидуальных различиях людей
новые исследовательские
Отечественная психология конца XIX - середины 30-х годов XX века, в первую очередь,- прикладная наука, ориентированная на жизнь, на практическое использование научного запаса знаний во всех сферах деятельности человека, в школе и на производстве. Она пыталась решить задачи, которые выдвигало перед ней общество. В это время активно развиваются педология, психотехника, в недрах которых активно разрабатывалась проблема индивидуальности.
Эти тенденции отечественной науки оказали существенное влияние на формирование интереса к проблеме индивидуальности и ее активную разработку.
Как известно, в истории отечественной психологии отмечается несколько попыток создания комплексной дисциплины, основным ядром которой выступают понятия личности, индивидуальности человека. Первая из них относится к середине XIX века и связана с творчеством известного русского ученого А.И. Галича.
В своей фундаментальной
работе «Картина человека» (