История делового этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:26, доклад

Описание работы

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью данного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Содержание работы

1 История делового этикета
2 Современный деловой этикет
2.1 Принципы делового этикета
2.2 Деловой этикет в деловом общении
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

1 История делового этикета.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

1 История делового этикета 

 

2 Современный деловой этикет

 

2.1 Принципы делового этикета

 

2.2 Деловой этикет в деловом  общении

Заключение

 

Список используемых источников

Введение

 

Деловое общение - это сложный многоплановый  процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью данного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

 

        Деловое общение  на различных этапах исторического  развития регулируется существующими  в том или ином обществе  этическими нормами (в переводе  с греческого языка этика означает обычай, нрав). В них выражены представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности. Этика имеет дело с принципами, которые определяют правильное или неправильное поведение. Сегодня этику понимают как учение о морали и нравственности.

 

     В зависимости от  того, как человек понимает моральные  нормы, какое  содержание в  них вкладывает и в какой  степени учитывает в общении,  он может сделать его эффективным,  достичь поставленных целей, или  очень сильно затруднить это общение.

 

     В деловом общении  помимо соблюдения этических  норм важное значение имеет  деловой этикет.

 

Наиболее общее определение  этикета таково: это установленный  порядок поведения где-либо. Этикет, принимаемый как культура поведения, правила хорошего тона, социально одобряемые манеры, предписывает нормы поведения на работе, в гостях, на деловых встречах и т.д.

 

  В практике деловых отношений  есть масса стандартных ситуаций, для которых вырабатываются формы  и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет делового общения. Этикет – это в большей степени не внутренняя психологическая, а внешняя сторона делового общения.  Деловой этикет обусловливает наиболее целесообразное  поведение, способствующее успеху в деловых отношениях.

 

Деловой этикет- это установленный  порядок, совокупность правил, регламентирующих внешние проявления человеческих отношений.

 

  Деловой этикет включает  в себя две группы правил:

 

1) нормы, действующие в сфере  общения между равными по статусу,  членами одного коллектива (горизонтальные);

 

2) наставления, определяющие характер  контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

 

  Общим требованием считается  приветливое и предупредительное  отношение ко всем коллегам  по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

 

1 История делового этикета 

 

В древности международным эталоном считался греческий этикет. По свидетельству  историка Полибия, первые римские послы  в эллинистических государствах поражали мягких и деликатных греков грубостью, неумением сдерживать свои чувства. По правилам этикета посол не должен был прерывать речи того лица, с которым разговаривал. Он обязан был терпеливо выслушать все, что ему говорили. Когда один римский посол осмелился прервать речь царя Филиппа Македонского, царь сказал ему, что он его прощает, во-первых, по молодости, во-вторых, потому, что он очень красив, и, в-третьих, потому, что он римлянин.

 

Из античной истории к нам  пришли и правила ведения бесед. Не было принято во время переговоров  публично обвинять третьих лиц. В середине II в. на переговорах в Риме произошел такой случай. Посол Родоса, защищая свое положение, начал обвинять правительство всех других греческих городов в присутствии их послов и хвалить поведение правителей Родоса. Выступление посла вызвало негодование представителей остальных греческих городов.

 

Древние египтяне и другие народы Древнего Востока вели между собой  устные и письменные переговоры, направляли и принимали послов, объявляли  войны и заключали перемирие, размечали границы, обменивались пленными. Все эти международные действия совершались в соответствии с определенными обычаями, в торжественной обстановке и освящались, как правило, "божественными силами". Известно, что своды правил поведения создавались ещё в Древнем Египте около 2350 г. до н.э.

 

Великий мыслитель Древнего Китая  Конфуций (Кун-цзы) (551- 479 г. до н.э.), основатель самого влиятельного из древнекитайских  философско- религиозных течений - конфуцианства  отводил этикету особую роль. Этикет, по мнению Конфуция, должен был формировать гармоничные отношения между людьми, регулировать поведение человека в разных жизненных ситуациях.

 

Как писал Аристотель, обходительность  бывает трёх родов: «Первый род –  в обращении: например, в том, как  обращаются ко всем встречным и  приветствуют их, протягивая руку. Второй - когда приходят на помощь всякому бедствующему. И, наконец, третий род обходительности- когда бывают снисходительными  гостями».

 

 Примером обходительности служило  поведение Юлия Цезаря: «...когда  у кого-то на обеде было подано старое масло вместо свежего и остальные гости от него отказались, он один брал его даже больше обычного, чтобы не показать, будто он упрекает хозяина в небрежности или невежливости».

 

Как сложившаяся и детально разработанная  нормативная система, этикет возник в эпоху средневековья, в среде феодалов. Рыцарское сословие выработало свой собственный кодекс чести, нравственные нормы, вело детально регламентированный правилами этикета образ жизни. В рыцарском сословии существовала чёткая иерархия, принадлежность к этому  благородному сословию требовала особого внимания к всевозможным ритуалам, символам, атрибутам.

 

Особенно сложными и строгими были правила поведения при дворе  монарха. Сам термин «этикет» возник после того, как на одном из великолепных, изысканных приёмов у французского короля Людовика XIV гости получили карточки (этикетки), где были перечислены правила поведения.

 

С развитием буржуазных отношений  роль этикета набирала свои обороты. Мыслители-рационалисты рассматривали  его как инструмент, признанный сдерживать бурные эмоции, проявления сильного возбуждения, нежелательного в обществе.

 

Длительное время законодателями норм делового этикета считались  англичане. Английский писатель XVIII в. Оливер Голдсмит в книге "Гражданин  мира, или Письма китайского философа", размышляя о том, что следует считать истинной учтивостью, писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием. "Наделенный этими качествами человек, - подчеркивал он, - всегда приятен". Для воспитанного человека стала обязательной «элегантная невозмутимость», которая так высоко ценится англичанами. «Слова «держи себя в руках»- поистине можно назвать их первой заповедью.

 

В древней Руси в начале XII в. было широко известно "Поучение к детям" князя Владимира Мономаха. В "Поучении" излагались нормы, в соответствии с которыми надлежало поступать детям князей и дружинников. В том числе беседу предписывалось вести следующим образом: "при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться…".

 

 В начале XVIII в. стал усиленно  внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манеры и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей было много не только в XVIII в., но и сейчас.

 

Р. Киплинг говорил, что: «… Запад  есть Запад, а Восток есть Восток, и  не встретиться им никогда». Даже в  границах Российской империи правила  поведения различных народов  значительно отличались.

 

Основы современного служебного этикета  фактически были заложены «Генеральным регламентом» Петра 1, вобравшем в  себя лучший отечественный и зарубежный опыт. «Генеральный регламент» вышел  в 1720 году. А ещё в 1715 году Пётр1 послал своих представителей в Швецию, Данию и Германию для изучения коллегиальной системы управления и возможности её использования в России. Посланники Петра 1 собрали материалы и представили доклады об устройстве коллегий в этих странах. Изучив материалы, за образец взяли шведские коллегии и решили вводить систему коллегиального управления постепенно, учитывая особенности российского государственного строя. В 1722 году был издан «Табель о рангах», положивший начало строгой системе чинов, званий, титулов, употребление которых было обязательно вплоть до 1917 года.

 

Небольшой экскурс в историю  делового этикета свидетельствует  о том, что отношения между  людьми, в которых проявляются  взаимная доброжелательность, вежливость, стремление не обидеть другого человека, создать благоприятный микроклимат для разговора облегчают общение, создают хороший задел дальнейших деловых перспектив.

 

2 Современный деловой этикет

 

2.1 Принципы делового этикета

 

Деловой этикет - важная составляющая деловых отношений, базирующаяся на многовековой мудрости, определяющей представления о духовных ценностях (справедливости, честности, верности слову и ценностях материальных - организованности, высоком моральном уровне).

 

Манеры отражают внутреннюю культуру человека, его истинное отношение  к морали, его понимание моральных требований, а также - осмелимся сказать - его интеллект.

 

Но, требования этикета, в том числе  и делового, не носят абсолютного  характера, они меняются с течением времени, под влиянием различных  факторов. Можно сказать, что деловой  этикет - это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека.

 

Деловой этикет базируется на следующих  принципах:

 

1. Здравый смысл: нормы делового  этикета не должны противоречить  здравому смыслу, а здравый смысл  подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели. Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения, устоявшиеся правила общения, здравым смыслом поддерживаемы быть не могут.

 

2. Свобода: имеется в виду то, что правила и нормы делового этикета, хотя и существуют и весьма ревностно исполняются, тем не менее не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами.

 Свобода предполагает также  терпимое отношение к проявлению  национальных особенностей, культурных  национальных традиций, лояльность  к свободно проявляемой точке  зрения, к различным деловым позициям. Однако такой принцип делового этикета, как свобода, ограничен:

 

• здравым смыслом;

 

• климатическими условиями;

 

• традициями;

 

• национальными  особенностями;

 

• политическим режимом и др.

 

3. Этичность:  весь комплекс норм, стандартов, требований,

 рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью

 и содержанием  просто обязан быть этичным,  моральным, т.е. деловой этикет  целиком и полностью ориентирован  на добро. Но как трактовать  эту главную категорию морали, другими словами, что считать  добром и что считать злом, в сфере бизнеса – вопрос сложный и неоднозначный. Все содержание данной области знаний, а также учебной дисциплины "Деловой этикет" имеет своей главной целью "окружить" бизнес множеством "этических фильтров", оставляющих аморальное поведение и поступки людей за рамками сферы деловых отношений.

 

4. Удобство: нормы делового этикета - не  путы, не оковы, не кандалы на  руках и ногах партнеров по  бизнесу, они не должны сковывать  деловых людей, мешая тем самым  деловым отношениям и тормозя  развитие экономики. Удобным для делового человека должно быть все - от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требований, предъявляемых к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.

 

5. Целесообразность: суть этого принципа в том,  что каждое предписание делового  этикета должно служить определенным  целям. Виды деловых отношений  - презентация, деловая беседа, ведение  переговоров и т.п. - имеют разнообразные цели, и каждый аспект делового этикета должен им соответствовать.

 

6. Экономичность:  этика деловых отношений не  должна обходиться слишком дорого; высокая "стоимость" моральности  в

 делах  сама по себе не этична, поскольку представляет собой вычет либо из прибыли организации, либо из доходов отдельного сотрудника. Разумная стоимость - вот то соображение, которым следует руководствоваться протокольному отделу организации.

 

7. Консерватизм: этот принцип является  само собой разумеющимся, так как корни делового этикета - в этикете государственном, имеющем многовековую историю, в этикете воинском, (столь же почтенного возраста), в светском (общегражданском) этикете, который хотя и не столь давно существует, однако его концепции завоевали прочное место в жизни общества и стали классическими. Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности к тем или иным традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, прочного, надежного; а надежный партнер в делах - предел желаний для каждого делового человека. Можно понять многих российских бизнесменов, поспешивших, как только Россия вошла в мировую систему рыночных отношений, принять внешний облик дореволюционных финансистов, банкиров, купцов - борода, усы, неспешные движения, старинные речевые обороты и т.п. Надежность, фундаментальность, стабильность - весьма привлекательные в деловом мире черты (и не только в деловом!), и они имеют содержательную связь с консерватизмом.

Информация о работе История делового этикета