Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:05, реферат
Для начала работы над рефератом, на мой взгляд, нужно вкратце написать о сущности эстетики как таковой. Задача истории эстетики состоит в том, чтобы научно объяснить, почему в тот или иной период развития общества возникают те или другие эстетические концепции; какими причинами определяется расцвет или упадок эстетической мысли; почему одни эстетические теории сменяются другими; какими обстоятельствами вызывается борьба по коренным проблемам эстетики; какова объективная ценность эстетических концепций; в чем истинный критерий их оценки, наконец, какова их роль в жизни людей в тот или другой исторический период. Приступая к конкретному изучению вопроса, мы сталкиваемся с рядом проблем, требующих объяснения.
Введение – стр.3
Глава 1.Античная эстетика – 4-7 стр.
Глава 2. Эстетика средних веков – 8-10 стр.
Глава 3.Эстетика Возрождения – 11-14 стр.
Заключение – 15 стр.
Список литературы – 16 стр.
Это верно и в отношении более поздних средневековых мыслителей, сохранивших большой интерес к теории знака и философским проблемам языка – Св. Ансельма, Фомы Аквинского и др.. Так, в эстетике и поэтике Св. Ансельма центральное место занимает теологическая проблема “говорения” о Боге. Согласно Фоме Аквинскому, произведение искусства, понимаемое как чувственно выраженный символ, которому свойственны гармония, симметрия, “лучезарность”, - это символ божества, что же касается знаков, слов, все они также проистекают из деятельности Бога.
Влияние христианского
символизма, развивающего идеалистические
традиции неоплатонизма, ясно проступает
в искусстве и эстетике Византии.
Для эстетических воззрений Византии
очень характерна полемика между
иконотворцами и
Так, Иоанн Дамаскин, определяя изображение (или образ), подчеркивает, что в отношении к изображаемому оно находится в отношении подобия. Причем, благодаря искусству подражания, красота первообраза переходит к подобию.
Подобие не означает
тождества. Например, изображение человека
может воспроизвести фигуру человека,
но само оно “не живет, не рассуждает,
не говорит, не чувствует, не двигает
членами”. С помощью изображений
человек узнает то, что будет после
него, что совершается на расстоянии
и местном отдалении (так как
сам человек ограничен
Коммуникативные проблемы искусства нашли свое отражение и в средневековой эстетической мысли народов Закавказья. Этот вывод можно сделать на основании исследований по эстетике этого периода.
Эстетическая
мысль этого времени
Как убедительно показывает А. Адамян , наиболее интересным и богатым материалом этого периода в области научной мысли об искусстве нужно считать грамматическую литературу средних веков.
Армянских грамматиков
привлекала в грамматике именно теория
искусства, а не узко грамматическое
толкование Дионисия Фракийского. В
пределах грамматической литературы наиболее
тесно связанной с поэтическим
искусством была риторика. Литературное
искусство и искусство риторики
рассматривались как две
Уже в начале
этой работы говорилось, что эстетическая
мысль на Востоке зародилась еще
в рабовладельческих искусствах
задолго до нашей эры, но проследить
более или менее полно ее развитие
представляется возможным, начиная
со средневековья.
Глава 3.Эстетика Возрождения.
Перефразируя
известное высказывание Энгельса о
Данте, можно сказать, что он был
последний эстетик
Так, в “Новой
жизни” (1290), рассматривая речь и поэзию
как состоящую из знаков, Данте
в духе средневековой гносеологии
говорит об ограниченности этих знаков,
их неадекватности, но в то же время,
что очень характерно для Возрождения,
говорит об аллегорическом и символическом
характере поэзии, но проводит “возрожденческую”
мысль о том, что красота (способ
выражения) – это не только чувственная
“завеса” блага (морального и пр.),
но и имеет самостоятельное
При характеристике взглядов Данте на поэтическое искусство следует иметь в виду его понимание знаковой природы языка и происхождение последнего. Важен также акцент, который делает Данте, на роли языка в общении не между богом и человеком, а между самими людьми: “Если же рассмотрим ближе, к чему стремимся мы в нашей речи, станет очевидным, что ни к чему другому, как к тому, чтоб передать другим мысль нашего ума...” . Утверждение М. Колиша, что во всех теориях этого времени молчаливо подразумевается, что “поэзия – форма коммуникации” , в полной мере относится к взглядам Данте. Акцент на коммуникативной функции языка между людьми обусловил то внимание, которое Данте отводит чувственной стороне языка. Никто, пишет он, “не может проникнуть в душу другого, подобно ангелу”, “ничто не может быть передано из одного разума в другой кроме как чувственным способом”, поэтому знак должен быть чувственным: “если бы он был только рассудочным, он не мог бы передаваться”, знак “чувственной природы, поскольку он звук, рассудочный – поскольку он может что-либо обозначать” . С признанием важнейшей социальной функции языка и поэзии – быть орудием духовного общения – связаны выступления Данте в защиту доступного массам итальянского языка и тот факт, что свои важнейшие сочинения, в том числе “Божественную комедию”, он писал по-итальянски.
В духе средневековой
традиции поэтика Данте зависит
от риторики, имеющей дело с языковой
коммуникацией. Но великий поэт раннего
Возрождения восстает против тенденции
слить их. Уже говорилось о том,
что Данте в “Пире” выделяет
поэтическое использование
Обращаясь к
теоретическому наследию Леонардо да
Винчи – классической фигуре Возрождения,
мы видим у него отчетливо формулируемый
принцип реалистической эстетики Возрождения
– принцип подражания природе. Естественно,
что вместо символа и аллегории
на первое место вновь выдвигается
категория изображения. В отличие
от символа, аллегории и т.п., где
изобразительность является лишь средством
для репрезентации “невидимого”
значения, целью изображения в
первую очередь является “видимое”.
Еще Леон-Батиста Альберти провозглашал,
что живописец “должен
Да Винчи также
видит в живописи “подражательницу
всем видимым творениям природы”
, но он не отграничивает ее задачу изображением
лишь “видимого”. “Хороший живописец,
– считает он, - должен писать две
главные вещи: человека и представление
его души. Первое легко, второе –
трудно, так как оно должно быть
изображено жестами и движениями
членов тела” . По сравнению с другими
искусствами да Винчи отдает пальму
первенства живописи, связывая это
с особенностями живописного
изображения. Искусство должно быть
“зеркалом” (а не “завесой”), адекватной
формой познания истины . Да Винчи далек,
однако, от проповеди натуралистического
копирования, отводя большую роль в
творчестве фантазии, о чем могут
свидетельствовать его “
Преимущество живописи перед поэзией он видит также в том, что в ней разные черты воспринимаются одновременно, создавая “гармоническое созвучие”, чего не может достигнуть поэтическое изображение, части которого возникают в воображении “порознь в разное время”. Эти идеи да Винчи со всей очевидностью предвосхищают важнейшие положения лессингова “Лаокоона”.
Сходные с да
Винчи мысли о значимости зрительных
изображений развивают Пабло
Пино и Джанпаоло Ломаццо. Последний
в “Трактате об искусстве живописи”
(1584) пишет о том, что с помощью
изображений и эмблем из фигур
и животных египтяне, древние римляне
и другие народы сохраняли тайны
природы, морали, “богатства своих
высоких наук”, стимулировали
Философы Возрождения истолковывали не только живопись, но и все другие виды искусства как подражание природе. В трудах Салинаса, Царлино, В. Галилея музыка объяснялась как подражание речи. В трактате “Диалог о древней и новой музыке” В. Галилей доказывал, что музыка является подражанием интонации речи. В сочинения Боккаччо, Торквато Тассо, Паоло Бени, Триссино, Фр. Робертелли, Д. Каприано, Скалигера, Лодовико Кастттельветро разрабатывается учение о поэзии как подражании. Л. Кастельветро, развивая учение Аристотеля о трех видах подражания, приходит к выводу, что должно существовать девяносто пять способов подражания. Напротив, Ф. Патрицци в двухтомной “Поэтике” подвергает критике аристотелеву теорию подражания. Патрицци противопоставляет “подражанию” “выражение” внутреннего духовного мира художника, полагая, что именно “выражение” характеризует специфику поэзии и искусства вообще. Эту же мысль высказывает и скульптор В. Данти. “Это противопоставление “подражания” и “выражения”, - отмечают А.Ф. Лосев и В.П. Шестаков, – сохраняется и в те последующие эпохи, когда творческий субъект играл преобладающую роль, как например, в ХVII веке в эстетике барокко, в ХVIII веке – в эстетике “Бури и натиска” в Германии, а затем у немецких и французских романтиков”.
Резюмируя, можно
сказать, что эстетику Возрождения
в аспекте коммуникативных
Заключение.
Попытки анализа
истории формирования и развития
эстетической мысли предпринимались
неоднократно и многими буржуазными
учеными: Шаслером, Циммерманом - в Германии;
Бозанкетом, Найтом, Гильбертом и Куном,
Бердсли - в Англии; Кроче - в Италии;
Байе - во Франции. Я назвала имена
лишь некоторых ученых, пытавшихся
написать систематическую историю
эстетики. Однако эти попытки, как
правило, не увенчивались успехами. В
их трудах, правда, можно найти ценные
фактические данные и интересные
наблюдения, но в силу неправильности
исходных методологических принципов
верной картины о развитии эстетики
мы не получаем. Основной порок методологии
зарубежных исследований по истории
эстетической мысли - это идеализм в
понимании процесса исторического
развития. Вследствие этого эстетическая
мысль рассматривается
Список литературы.
1. Материалисты Древней Греции. М., 1995.
2. Нечаева М. Н. Эстетика античности
3. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: в двух томах. Т19 Симферополь: Реноме, 1997.:ил.-Т.2.
4. Современная энциклопедия. Авт. Волчек Н.М. - Мн.: Современ. Литератор, 1999-
5.
Борев Ю.Б. Эстетика.-М.:Политиздат,1998.-
6. Коган М.С. Эстетика как философская наука.-С-Пб: Петрополис,1997.-544с.
7. Лукьянов Б.В. В мире эстетики.-М.: Просвещение,1988.-171с.:ил.
8. А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1963
9. Платон. Сочинения в 3-х томах. М., 1968-1971
10. А. Лосев. Символизм. - «Философская энциклопедия», М., 1970
11. А. Адамян.
Эстетические воззрения средневековой
Армении. Ереван, 1955
Информация о работе История эстетики от античности до эпохи Возрождения