Эстетическая теория Т. Адорно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: Изучить эстетическую теорию Т. Адорно.
Задачи:
Рассмотреть апологию нигилизма в работах Адорно.
Охарактеризовать искусство и общество в теории Т. Адорно.

Содержание работы

Введение 3
1. Апология нигилизма в работах Адорно 4
2. Искусство и общество в теории Т. Адорно 6
Заключение 12
Список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

Эстетическая теория Т. Адорно. Питер.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 

    На протяжении XX в. в западном мире претерпела существенное преобразование и народная культура. Ее корни — в деревне, но деревня в современном индустриальном обществе утратила свою былую культурную независимость от города. Всеобщая грамотность, развитие средств массовой коммуникации, появление кинематографа, радио и телевидения, звуко- и видеозаписи — таковы важнейшие каналы, которые приобщили сельское население к городской культуре и фактически сделали культуру деревни подражательной по отношению городской. На смену традиционным, архаическим формам народного культуротворчества пришла «индустрия культуры» — производство культурных ценностей для массового потребления, основанное на практически безграничных возможностях их тиражирования, которые предоставляет современная техника. Это производство стало рассматриваться как бизнес, который должен приносить прибыль. В культуру вторглись законы рынка: чтобы увеличить доходы, производимая «индустрией культуры» продукция — книги, картины, фильмы, песни, формы досуга, газеты, телепрограммы, стандарты жизни и соответствующие им идеалы, установки мышления, нормативы поведения и т. д. и т. п. — всё это должно получить максимально широкий сбыт. Но элитарные культурные ценности не отвечают запросы широкой публики. Гораздо выгоднее ориентироваться на самые простейшие, примитивные потребности и вкусы толпы, чем пытаться навязывать толпе непонятную для нее «высокую» культуру элиты. Это тем более выгодно, что удовлетворить примитивный вкус несложно и не требует больших творческих усилий. Так формируется массовая культура, характерными чертами которой являются общедоступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность. Ее мир многолик: приключенческая и детективная литература, любовная лирика, щекочущая нервы кинематография с драками, вампирами, убийствами, эротикой, поп-музыка, рок, рэп, регги и т. п., популярные очерки о научных, околонаучных и псевдонаучных делах, образцы техники, магазины, сенсационные новости, таинственные оккультные явления, спорт, реклама... Массовая культура не требует от человека ни знаний, ни размышлений — более того, они разрушают ее, ибо она строится на непосредственных эмоциональных реакциях. Поэтому неудивительно, что в ней происходит возвращение к древним мифам с их иррационально-эмоциональным настроем и создание новых мифов, принимаемых столь же непосредственно — «не разумом, но сердцем» (колдовство, астрология, гадание, вера в чудеса, расистские, национал-социалистические, большевистские утопии).

    В массовой культуре сталкиваются две  тенденции: одна связана с игрой  на самых примитивных чувствах и  побуждениях, вплоть до биологических инстинктов (секс, агрессия), и в своем крайнем выражении порождает контркультуру и антикультуру, воинствующе-невежественную и враждебную к существующим в обществе порядках, вообще, погрязшую в наркотиках, порнографии, преступности, сектантское изуверстве и пр.; другая — с учетом имеющегося у простых людей стремления повысить свой социальный статус и образовательный уровень (популяризация науки, комиксы с кратким изложением сюжетов произведений классической литературы и т. д.).

 

Заключение

 

    Исходя  из вышесказанного можно сделать  следующие выводы из работ Адорно:

    1. проникновения техники во все  слои жизни

    техника:

    - угрожает здоровью и жизни людей (аварии, химикалии и пр.);

    - совершает насилие над природой;

    - отрывает людей от естественной природной среды обитания;

    - развращает человека, порождая в нем потребительские наклонности и препятствуя развитию духовных интересов;

    - стандартизирует людей, лишает их индивидуальности и превращает в безликую массу;

    - производит ненадежные продукты и вредные отходы;

    - создает условия для утверждения в обществе власти бездушных технократов, лишенных подлинной культуры;

    - порождает опасности, которые невозможно заранее предсказать и предотвратить;

    - нарушает установленный Богом порядок в мире.

    2. необычайный размах насилия и надругательства над человеком, достигший крайней степени в гитлеровских преступлениях против человечности

    3. Плюрализм и унификация. «Избыточность»  — результат и вместе с тем  источник творческого развития  культуры. Механизмы массовой культуры действуют в обратном направлении _ в сторону унификации, шаблонизации, культурной жизни.

    4. Элитарность и массовость. Массовая  культура не требует от человека  ни знаний, ни размышлений — более того, они разрушают ее, ибо она строится на непосредственных эмоциональных реакциях.

 

Список  использованных источников

 
  1. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Академия, 2004. – 677 с.
  2. Беньямин В. Из переписки с Теодором В. Адорно Пер. М. Рудницкого. — М.: Ad Marginem, 2000. – 320 с
  3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. - М.: Инфра-М, 2005. – 433с.
  4. Громов И.А., Воронцов А.В., Мацкевич А.Ю. Социология: XIX-XX вв. - М.: Проспект, 2007. – 458с.
  5. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - М.: Наука, 2006. – 411с.
  6. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфурт, школы. - М.: Наука, 2007. – 473с.
  7. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью.// Вопросы философии. -  № 2. - 2008. - С. 43-54.
  8. Малахов В.С. Парадоксы мультикультурализма// Иностранная литература. - № 11. - 2007. - С. 171-174.
  9. Современная западная социология. - М.: Инфра-М, 2000. – 428с.
  10. Сокращено по источнику: Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход // Социол. исслед. - № 3. - 1993. – С. 11 – 15.
  11. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности.// Вопросы философии. - № 10. - 2004. - С.113-123.

Информация о работе Эстетическая теория Т. Адорно