Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:44, контрольная работа
Цель работы: Изучить эстетическую теорию Т. Адорно.
Задачи:
Рассмотреть апологию нигилизма в работах Адорно.
Охарактеризовать искусство и общество в теории Т. Адорно.
Введение 3
1. Апология нигилизма в работах Адорно 4
2. Искусство и общество в теории Т. Адорно 6
Заключение 12
Список использованных источников 13
На протяжении XX в. в западном мире претерпела существенное преобразование и народная культура. Ее корни — в деревне, но деревня в современном индустриальном обществе утратила свою былую культурную независимость от города. Всеобщая грамотность, развитие средств массовой коммуникации, появление кинематографа, радио и телевидения, звуко- и видеозаписи — таковы важнейшие каналы, которые приобщили сельское население к городской культуре и фактически сделали культуру деревни подражательной по отношению городской. На смену традиционным, архаическим формам народного культуротворчества пришла «индустрия культуры» — производство культурных ценностей для массового потребления, основанное на практически безграничных возможностях их тиражирования, которые предоставляет современная техника. Это производство стало рассматриваться как бизнес, который должен приносить прибыль. В культуру вторглись законы рынка: чтобы увеличить доходы, производимая «индустрией культуры» продукция — книги, картины, фильмы, песни, формы досуга, газеты, телепрограммы, стандарты жизни и соответствующие им идеалы, установки мышления, нормативы поведения и т. д. и т. п. — всё это должно получить максимально широкий сбыт. Но элитарные культурные ценности не отвечают запросы широкой публики. Гораздо выгоднее ориентироваться на самые простейшие, примитивные потребности и вкусы толпы, чем пытаться навязывать толпе непонятную для нее «высокую» культуру элиты. Это тем более выгодно, что удовлетворить примитивный вкус несложно и не требует больших творческих усилий. Так формируется массовая культура, характерными чертами которой являются общедоступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность. Ее мир многолик: приключенческая и детективная литература, любовная лирика, щекочущая нервы кинематография с драками, вампирами, убийствами, эротикой, поп-музыка, рок, рэп, регги и т. п., популярные очерки о научных, околонаучных и псевдонаучных делах, образцы техники, магазины, сенсационные новости, таинственные оккультные явления, спорт, реклама... Массовая культура не требует от человека ни знаний, ни размышлений — более того, они разрушают ее, ибо она строится на непосредственных эмоциональных реакциях. Поэтому неудивительно, что в ней происходит возвращение к древним мифам с их иррационально-эмоциональным настроем и создание новых мифов, принимаемых столь же непосредственно — «не разумом, но сердцем» (колдовство, астрология, гадание, вера в чудеса, расистские, национал-социалистические, большевистские утопии).
В массовой культуре сталкиваются две тенденции: одна связана с игрой на самых примитивных чувствах и побуждениях, вплоть до биологических инстинктов (секс, агрессия), и в своем крайнем выражении порождает контркультуру и антикультуру, воинствующе-невежественную и враждебную к существующим в обществе порядках, вообще, погрязшую в наркотиках, порнографии, преступности, сектантское изуверстве и пр.; другая — с учетом имеющегося у простых людей стремления повысить свой социальный статус и образовательный уровень (популяризация науки, комиксы с кратким изложением сюжетов произведений классической литературы и т. д.).
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы из работ Адорно:
1. проникновения техники во все слои жизни
техника:
- угрожает здоровью и жизни людей (аварии, химикалии и пр.);
- совершает насилие над природой;
- отрывает людей от естественной природной среды обитания;
- развращает человека, порождая в нем потребительские наклонности и препятствуя развитию духовных интересов;
- стандартизирует людей, лишает их индивидуальности и превращает в безликую массу;
- производит ненадежные продукты и вредные отходы;
- создает условия для утверждения в обществе власти бездушных технократов, лишенных подлинной культуры;
- порождает опасности, которые невозможно заранее предсказать и предотвратить;
- нарушает установленный Богом порядок в мире.
2. необычайный размах насилия и надругательства над человеком, достигший крайней степени в гитлеровских преступлениях против человечности
3. Плюрализм и унификация. «Избыточность» — результат и вместе с тем источник творческого развития культуры. Механизмы массовой культуры действуют в обратном направлении _ в сторону унификации, шаблонизации, культурной жизни.
4.
Элитарность и массовость. Массовая
культура не требует от