Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 00:07, творческая работа
Кошмар смерти всегда преследовал людей. Он порождал специфические
представления о трагизме жизни. Конечность человеческого существования
неотвратимо ставит вопрос о смысле земного удела, о предназначении жизни.
Несомненно, проблема смерти относится к числу фундаментальных, затрагивает
предельные основы бытия…
В нашей культуре эта тема до недавнего времени была запретной. В тоталитарном
обществе, где в пыточных подвалах и огненных печах исчезали миллионы людей, не
смолкала здравица жизни.
Этическая ценность смерти
Выполнила: Шайтор Александра Михайловна
Введение
Кошмар смерти всегда преследов
представления о трагизме жизни
неотвратимо ставит вопрос о см
Несомненно, проблема смерти относится к чи
предельные основы бытия…
В нашей культуре эта тема до н
обществе, где в пыточных подвалах и огне
смолкала здравица жизни. Само понимание смерти в общест
условиях тоталитаризма обретал
Сейчас тема смерти перестала б
философов, культурологов, психологов. Но при этом учёные и публицист
том, что чтобы дополнить изучение т
существование, свобода) ещё одной темой - темой смерти, как бы замыкающей
множество других.
ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ
Этическая ценность смерти
Эволюция отношения к смерти
Первый этап
Этап эволюции, обозначающийся выражением “все
Средневековья относились к сме
внушало им особых страхов.
Умерших не ожидали суд и возме
своего рода сон, который будет длиться “до конц
Христа после чего все пробудят
Эволюция отношения к смерти
Второй этап
Этап эволюции отношения к смер
Суд индивидуальный, который происходит в момент ко
Происходит “открытие индивида, осознание в час смерти или в м
своей собственной идентичности
ином”.
В 17 веке создаются новые кладбища, расположенные вне городской черты;
близость живых и мёртвых оказывается нестерпимой, равно как и вид
трупа.
Эволюция отношения к смерти
Третий этап
“Смерть далёкая и близкая” – х
природы.
Четвертый этап
Новое явление, комплекс трагических эмоций, вызываемый уходом из жизни
любимого человека, супруга, ребёнка.
С ослаблением веры в загробные
Романтизм способствует превращ
Эволюция отношения к смерти
Пятый этап
В 20 веке развивается страх перед с
смерти из коллективного сознан
индивида не пробивает никакой
Американскому “стремлению к сч
препятствие, её скрывают и от самого умираю
несчастным.
Покойника бальзамируют, наряжают и румянят, с тем, чтобы он выглядел более
юным, красивым и счастливым, чем был при жизни.
СМЕРТЬ КАК ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Этическая ценность смерти
Смерть как этическая проблема
Известна гипотеза, выводящая из самого факта смерти, из
сопровождающих ее потрясений всех чувств человека, происхождение
почти всех видов искусства:
Смерть как этическая проблема
Исходной моделью и
часто считается
любовь, помощь сильного слабому, воспитание. Но родительские, в том
числе и материнские чувства, существуют и у животных. А вот осознание
своей смертности и вытекающая
отсюда проблематика смысла
этические рассуждения о том, как надо жить, как жить правильно и как
неправильно, присущи в полной мере лишь человеку.
Из самого наличия факта
важнейшие особенности нравственности, определяющие само ее
содержание.
Первая особенность
Переживание факта смерти (шире болезней, страданий) - близкого,
родного и любимого человека
породили в человеческой
чувства как жалость, сострадание, милосердие. Когда же речь идет
о сфере взаимоотношений "родители-дети", то здесь присоединяется еще
одно чувство –чувство вины.(не смогли спасти, сохранить, защитить)
Можно утверждать, что именно эти чувства составляют специфику
нравственности, ее подлинную суть. И это утверждение вовсе не дань
моде сегодняшнего дня, когда все вдруг громко заговорили о сострадании.
Смерть как этическая проблема
Наличие этих чувств по-настоящему гарантирует нравственное
поведение человека по
развиты жалость и милосердие, никогда не станет ни убийцей, ни вором, и
не совершит многих других безнравственных поступков.
Первая и главная заповедь морали - "не убий" - представляет собой не
что иное, как табу смерти. Эта моральная заповедь послужила основой и
первых юридических законов:
В этом смысле, смерть и борьба против нее в различных ее проявлениях
оказываются первоначалом и источником не только морали, но и
права тоже.
Смерть как этическая проблема
Вторая особенность
Часть нравственности - позитивная, конструктивная - вытекающая из
первой, из наличия факта смерти
и необходимости выработать
нормы, защищающие от смерти, предохраняющие от нее, как бы
практически разъясняющую
чтобы реализовать свои
дел и поступков.
Это такие важнейшие
должного:
Все эти нормы возникли и родились как бы "перед лицом смерти", "в виду
ее", "памятуя о ней". Ей мы ими и обязаны.
В современной биоэтике, которая возникла в последние десятилетия двадцатого
века на Западе и буквально на наших глазах оформилась в качестве новой
самостоятельной науки, проблема
смерти активно и глубоко
Предметом теоретического анализа стали, например, следующие три вопроса,
связанные с проблемой смерти:
1) эвтаназия - ее природа,
ее этическая допустимость,
2) критерий смерти - допустимость нового критерия смерти - смерти мозга - с моральной точки зрения
3) аборт - оценка с этической точки зрения.
В наше время развитие медицинской науки и техники пошло в таком направлении
и такими темпами, что ставит в тупик самих медиков. Им самим все чаще требуется
помощь со стороны - юристов, социологов, политиков, этиков.
И это движение изнутри медицины совпало с встречным движением со стороны
общественности, представляющей всех заинтересованных лиц - пациентов, их
родственников и знакомых, испытавших на себе шоковую терапию современной
медицины. Именно в результате
совпадения этих встречных
биоэтика.
В больницах и госпиталях многих экономически развитых стран мира за последние
годы накопилось значительное количество больных, физиологическое состояние
которых обозначается
как промежуточное между
Как положить конец такому существованию, и кто должен взять на себя функцию
его осуществления?
В ходе обсуждения такого типа ситуаций специалистам в области биоэтики удалось
проделать большую
эвтаназии и тончайших аспектов смысла этого понятия.
в силу клятвы Гиппократа, а
также принципиальному запрету
убийства, не могут быть принуждены
к выполнению процедуры
любой, кто самовольно возьмет
на себя роль такого "убийцы
из милосердия", то есть, руководствуясь
соображениями сострадания, осуществит
эвтаназию, поможет умирающему умереть,
подлежит наказанию по
Первое уточнение было внесено в понятие "убийство", было проведено различие
между двумя неравнозначными значениями, содержащимися в этом слове: "убить" и
"дать умереть". Известно,
что юридически наказуемо
квалифицируется как убийство, тогда как второе может быть квалифицированно
иначе, например, как халатность, и часто не влечет за собой строгого юридического