Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:12, курсовая работа
Этический кодекс, по сути, является сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники группы. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности.
Первыми универсальными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (например, Десять заповедей Ветхого завета). Чуть позже стали возникать частные кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества (например, Кодекс самурая "Бусидо").1
1.
Этические кодексы: история появления, назначение, перспективы-----
3
2.
Понятие об этикете------------------------------------------------------------------
9
3.
Бухгалтерская профессия и профессиональная этика-----------------------
20
Список литературы------------------------------------
Содержание.
1. |
Этические кодексы: история появления, назначение, перспективы----- |
3 |
2. |
Понятие об этикете----------------------- |
9 |
3. |
Бухгалтерская профессия и проф |
20 |
Список литературы------------- |
30 |
1. Этические
кодексы: история появления,
Этический кодекс, по сути, является сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники группы. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности.
Первыми универсальными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (например, Десять заповедей Ветхого завета). Чуть позже стали возникать частные кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества (например, Кодекс самурая "Бусидо").1
Потребность в частных
кодексах (например, кодексы объединений,
профессий) возникла в связи с
тем, что универсальных норм было
недостаточно для регулирования
человеческого поведения в
Профессиональные
кодексы регулируют отношения внутри
профессионального сообщества и
эффективны для "свободных профессий",
где наиболее выражены профессиональные
этические дилеммы. Одним из первых
профессиональных этических кодексов
стала клятва Гиппократа - кодекс врачей.
Наиболее известны этические кодексы
тех профессий, где значимые этические
дилеммы задаются содержанием деятельности
(адвокаты, психотерапевты, журналисты,
риэлторы и т.д.). Кодексы регламентируют
поведение специалиста в
Когда наиболее значимые
этические дилеммы задаются организацией,
деятельность сотрудников регламентируется
корпоративным кодексом. Подробнее
о кодексе корпоративной этики.
Первопричина этических проблем
в бизнесе - противоречия в интересах
заинтересованных групп. Бизнес включает
в себя экономические отношения
между многими группами людей: клиентами,
наемными работниками, акционерами, поставщиками,
конкурентами, правительствами и
сообществами - заинтересованными сторонами.
Для наиболее эффективного управления
современный менеджер должен учитывать
всю совокупность интересов, а не
только интересы акционеров. Часто
заинтересованные группы выдвигают
противоречивые требования. Например,
противоречие интересов компании и
потребителя: возможна ли продажа товара,
не соответствующего по качеству декларируемому
(недобросовестная реклама)? Компания
стремится к максимально
Основные функции этического кодекса.
Кодекс корпоративной этики может выполнять три основные функции:
-репутационную;
-управленческую;
-развития корпоративной культуры.3
Репутационная функция заключается в повышении доверия к компании со стороны потенциальных инвесторов (акционеров, банков, инвестиционных компаний) и деловых партнеров (клиентов, поставщиков, подрядчиков и т. д.). Наличие у компании кодекса деловой этики уже становится своеобразным признаком ее успешности и необходимым условием высокой деловой репутации. В результате принятия и внедрения кодекса деловой этики в деятельность компании растет ее инвестиционная привлекательность, имидж компании выходит на качественно более высокий уровень.
Вместе с тем,
не следует недооценивать
Управленческая функция обеспечивается:
- Формированием
этических аспектов
-Регламентацией
приоритетов в отношениях с
внешними заинтересованными
- Определением порядка
и процедуры разработки и
- Перечислением
и конкретизацией форм
Корпоративная этика, кроме того, является составной частью корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.
Подходы к созданию этического кодекса.
Содержание кодекса компании определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей.
Как правило, кодексы содержат две части:
- идеологическую (миссия, цели, ценности);
- нормативную (стандарты рабочего поведения).4
При этом идеологическая часть может не включаться в содержание кодекса. В профессионально однородных организациях (банки, консалтинговые компании) часто используются кодексы, описывающие в первую очередь профессиональные дилеммы. Эти кодексы "вышли" из описанных ранее кодексов профессиональных сообществ. Соответственно, содержание таких кодексов в первую очередь регламентирует поведение сотрудников в сложных профессиональных этических ситуациях. В банковской деятельности, например, это доступ к конфиденциальной информации о клиенте и сведениям об устойчивости своего банка. Кодекс описывает правила обращения с такой информацией, запрещает использовать сведения в целях личного обогащения.
В первую очередь здесь решаются управленческие задачи. Дополнение такого кодекса главами о миссии и ценностях компании способствует развитию корпоративной культуры. При этом кодекс может иметь значительный объем и сложное специфическое содержание и адресоваться всем сотрудникам компании.
В больших неоднородных корпорациях сочетание всех трех функций становится сложным. С одной стороны, существует ряд политик и ситуаций, традиционно закрепляемых этическими кодексами в международной практике. Это политики по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам; описание ситуаций, связанных с возможными злоупотреблениями: взятки, подкуп, хищения, обман, дискриминация. Исходя из управленческой функции, кодекс описывает стандарты образцового поведения в таких ситуациях. Такой кодекс имеет значительный объем и достаточно сложное содержание. Адресация его всем группам сотрудников в условиях значительной разницы в образовательном уровне и социальном статусе сотрудников затруднена. В то же время развитие корпоративной культуры компании требует единого кодекса для всех сотрудников - он должен задавать единое понимание миссии и ценностей компании для каждого сотрудника.
В такой ситуации используются 2 варианта кодекса - декларативный и развернутый. "Кредо", или декларативный вариант этического кодекса используется для предъявления этических принципов с начала XX века. К таким кодексам относятся Кредо (декларация ценностей) "Джонсон и Джонсон" (1944 г.), Кодекс "Семь духов (принципов)" поведения сотрудников "Мацусита электрик" (1933 г.). Они описывают общие принципы поведения сотрудников на уровне деклараций.5
Декларативный вариант
- это только идеологическая часть
кодекса без регламентации
Подобные кодексы действуют и по сей день. Однако в ряде случаев сотрудникам трудно оценить этическую правомерность конкретного поступка исходя из общих принципов. Следовательно, для того, чтобы кодекс действительно работал, компании прибегают к постоянной трансляции этих принципов через пение гимна, регулярное обсуждение и другие корпоративные ритуалы. Например, начиная с 70-х годов, компания "Джонсон и Джонсон" установила практику постоянного обсуждения и критического обзора "Кредо". Во время кризиса, вызванного отравлением тайленола, Ларри Фостер, вице-президент компании по связям с общественностью, сказал, что у компании не было иного варианта поведения, кроме удаления тайленола с рынка. Отказаться сделать это значило нарушить "Кредо". Итак, декларативный вариант кодекса решает в первую очередь задачи развития корпоративной культуры. При этом для предоставления кодекса международному сообществу и решения конкретных управленческих задач необходима разработка дополнительных документов.
С 80-х годов XX века
распространение получил также
развернутый вариант кодекса
с подробной регламентацией этики
поведения сотрудников (P&G, ВР). В
них была зафиксирована конкретная
регламентация поведения
Подходы к созданию этических кодексов:
- профессиональный (Альфа-банк, Северная торгово-промышленная палата)
- декларативный (Johnson & Johnson, Panasonic)
- развернутый (BP Amoco, P&G.)6
Вывод: каждая компания
определяет собственные задачи, для
решения которых она намерена
использовать такой инструмент, как
кодекс корпоративной этики. Но создание
кодекса, естественно, не ограничивается
только написанием текста документа. Существует
специфика исполнения подобных документов:
заставить исполнять этический
кодекс нельзя. Поэтому для того,
чтобы он действительно работал,
еще на этапе его создания необходимо
предусмотреть процедуры, включающие
в процесс разработки документа
по возможности всех сотрудников
компании. Только при условии принятия
каждым сотрудником кодекса
2. Понятие об этикете.
Этикет - слово французского
происхождения. К этикету относят
правила учтивости и
Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
Информация о работе Этические кодексы: история появления, назначение, перспективы