Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:03, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение понятия этики, морали этикета делового общения. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Рассмотреть понятие и принципы делового общения;
Изучить соотношение понятий «мораль», «этика», «этикет» в деловом общении;
Охарактеризовать основные этические принципы делового общения;
Введение 3
1. Этика и мораль в деловом общении 4
1.1 Понятие и принципы делового общения 4
1.2. Соотношение понятий «мораль», «этика», «этикет» в деловом общении 7
2. Этические принципы делового общения 11
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: 1)ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного – кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.
Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, запрос и так называемый «доброволец».
Приказ. Чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а так же в отношении недобросовестных сотрудников.
Просьба. Используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим образом произнести фразу, то у сотрудника не возникнет никакого сомнения, что это приказ.
«Доброволец». «Кто хочет это сделать?». Подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.7
В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».
Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно настроить его и против себя, сделать своим недоброжелателем.
Вот несколько необходимых
Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.
Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижении по службе.В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.
Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами.
Деловое общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, в его процессе ставятся конкретные задачи, которые требуют своего решения, или реализуются определенные цели. Деловое общение – необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей.
Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль – социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами культурной общности. Это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т. д.
Этикет – это свод правил, принятых в обществе, которые регламентируют порядок поведения между людьми, социальными группами, организациями и общностями.
Этика делового общения представляет собой частный случай этики вообще и содержит ее основные характеристики. Например, сегодня приняты деловые отношения, основанные на доверии между партнерами, их добропорядочности, повышенная требовательность к другим и к себе.
Работодатели уделяют все
В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.
Общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на представления об этике и морали, может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
1 Рамендик Д. Деловое общение, М.: Форум-Инфра-М, 2009. – С. 6.
2 Лавриненко В. Деловой этикет: учебное пособие, 2-е изд., доп. и перераб., М.: Инфра-М, 2010. – С.75.
3 Фионова Л.Р. Этика делового общения: учебное пособие, Пенза.: Изд-во ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет», 2010. – С. 73.
4 Лачугина Ю.Н. Этика деловых отношений: учебное пособие, Ульяновск.: УлГТУ, 2010. – С.62.
5 Лачугина Ю.Н. Этика деловых отношений: учебное пособие, Ульяновск.: УлГТУ, 2010. – С.68.
6 Воронин И.М. Этика делового общения
[Электронный ресурс] – режим доступа
- http://www.libsib.ru/etika/
7 Бороздина Г.В. Психология делового общения, М.: Инфра-М, 2009. – С.81.
8 Рамендик Д. Деловое общение, М.: Форум-Инфра-М, 2009. – С. 17.
9 Бороздина Г.В. Психология делового общения, М.: Инфра-М, 2009. – С.83.