оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Задачи и условия политико-административного
управления требуют внимания не только
к политическим, но и к общеэтическим,
профессиональным принципам и нормам
управления, игнорирование или искажение
которых делает практически невозможным
цивилизованное взаимодействие властей, реальное партнерство
государства и общества.
Этика государственной службы
представляет собой корпоративную,
профессиональную этику, тесно связанную
с понятием «этика управления»,
которая рассматривает поведение
человека, действующего в сфере управления, и функционирование
организации, взаимодействующей с внешней
средой, в аспекте соотношения этой деятельности
с общечеловеческими этическими требованиями.
Этика управления является профессиональной
(или отраслевой) этикой, поэтому рассматривает
поведение и поступки человека лишь в
строго ограниченной сфере - сфере управления.
Даже поверхностное исследование
и оценка проблем морального
поведения в сфере государственного
управления показывает, какого большого
количества ошибок в управлении социально-экономическими объектами
и экономикой как целостным комплексом
можно избежать, направив усилия на повышение
уровня этической грамотности управленческих
кадров. Отсюда следует необходимость
развития этики государственной службы
в рамках кадровой политики.
Профессиональная этика вырабатывает
нормы, стандарты, требования, характерные
для определенных видов деятельности.
Профессиональная этика - это кодекс
поведения, предписывающий определенный
тип нравственных межличностных
отношений, которые представляются оптимальными с точки зрения
выполнения специалистами своих служебных
обязанностей.
Этика управления, как и наука
управления, достаточно молода, несмотря
на то, что в ее основе лежит
многовековая социальная практика,
практика управления. Этика государственной службы, пожалуй, может
быть отнесена к числу «молодых» профессиональных
сфер. Создание и внедрение этических
норм и стандартов в профессиональную
деятельность направлено на повышение
уровня эффективности и решение задач
в профессиональной сфере труда. Поэтому
нравственные нормы и стандарты могут
зародиться только в той части профессиональной
сферы (например, в кадровой политике той
или иной корпорации или в кадровой политике
социально-экономических объектов в
стране в целом), где имеют место профессиональная
компетентность высокого уровня, специальные
знания, чувство долга, ответственность,
подкрепленные высоким профессионализмом.
Можно с уверенностью говорить о том, что
содержание профессионально-этических
норм, стандартов и требований соответствует
содержанию деятельности в данной сфере.
- Этические принципы
гражданского служащего.
Современная жизнь, рождая новые
ситуации общения, вносит новые
этикетные требования. Сегодня более
важно не просто заучить сами
правила, но понять «дух», суть и смысл этикета, то есть, в конечном
счете усвоить основные принципы. А таких
принципов можно выделить несколько.
Так, принцип гуманизма, человечности
воплощается в ряде моральных
требований, обращенных непосредственно
к культуре взаимоотношений. Это вежливость, тактичность, скромность
и точность.
Принцип целесообразности действий
предполагает, что если мы не
знаем, как нам следует действовать
в какой-то нестандартной, новой
для нас ситуации, то следует
руководствоваться этим принципом.
Но при этом надо помнить, что удобно должно быть
не только нам, но и окружающим нас людям.
Принцип эстетической привлекательности
поведения связан с тем, что
хорошее отношение к людям
должно быть красиво оформлено,
иначе самый добрый и благородный
по своим намерениям поступок будет выглядеть нелепо,
непривлекательно и может утратить свой
благородный нравственный смысл. Больше
всего это относится к тем правилам поведения,
которые касаются манер, жестов, мимики.
Еще один принцип, лежащий
в основе правил современного этикета, провозглашает уважение народных
обычаев и традиций.
Существует также принцип
законности, который выступает важнейшим
этическим требованием к госслужащим.
Принцип справедливости конкретизируется
в нормах, требующих, в частности,
никогда не дискриминировать одних путем предоставления
льгот или привилегий другим, не допускать
субъективности в оценке личностно-деловых
качеств людей. Госслужащий обязан быть
бескорыстным, независимым и неподкупным,
согласовывать свои личные интересы с
общественными. Нарушение этого принципа
проявляется в фактах коррупции, взяточничества.
Принципы законности, справедливости,
гуманизма, неподкупности и ответственности
составляют основу нравственной
оценки деятельности госслужащего.
Госслужащий должен быть честным,
правдивым, чутким, отзывчивым. Важным качеством
административного работника является
скромность, исключающая самодовольство,
зазнайство, высокомерие. Недопустимы
чрезмерная самоуверенность, нетерпимость
по отношению к товарищам и другим людям.
Чиновник должен обладать такими качествами,
как самооценка, самокритичность, признание
и исправление допущенных промахов и ошибок.
В многочисленных пособиях по деловому
этикету называют и иные принципы, на которых
зиждутся правила этикетного поведения,
особенно в сфере деловых отношений.
1. Здравый смысл: нормы делового
этикета не должны противоречить
здравому смыслу, а здравый смысл
подсказывает, что деловой
этикет в целом направлен
на поддержание порядка, организованности,
экономию времени и другие
разумные цели.
Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения,
устоявшиеся правила общения, здравым
смыслом поддерживаемы быть не могут.
Свобода: имеется в виду то,
что правила и нормы делового
этикета хотя и существуют
и весьма ревностно исполняются,
тем не менее, не должны препятствовать свободному волеизъявлению
каждого делового партнера, свободе выбора
деловых партнеров, свободе подбора методов
и способов исполнения договоренностей
между сторонами. Свобода предполагает
также терпимое отношение к проявлению
национальных особенностей, культурных
традиций, лояльность к свободно проявляемой
точке зрения, к различным деловым позициям.
Этичность: весь комплекс норм,
стандартов, требований, рекомендаций,
составляющий деловой этикет, самой
своей сутью и содержанием
просто обязан быть этичным, моральным, т. е. деловой
этикет целиком и полностью ориентирован
на добро.
Удобство: нормы делового этикета
не должны сковывать деловых
людей, мешая тем самым деловым
отношениям и тормозя развитие
экономики. Удобным для делового
человека должно быть все - от планировки служебного
помещения до размещения оборудования
в нем, от деловой одежды до правил проведения
презентации и требований, предъявляемых
к деловым переговорам, причем эти удобства
должны быть обеспечены в равной степени
для всех участников деловых отношений.
Экономичность: этика деловых
отношений не должна обходиться
слишком дорого; высокая «стоимость»
моральности в делах сама по
себе неэтична, поскольку представляет
собой вычет либо из прибыли
организации, либо из доходов
отдельного сотрудника.
6. Консерватизм: соблюдение этого
принципа является само собой
разумеющимся, так как корни делового
этикета - в этикете государственном,
имеющем многовековую историю, в
этикете воинском, в светском
этикете, который хотя и не
столь давно существует, однако его концепции завоевали
прочное место в жизни общества и стали
классическими. Консерватизм во внешнем
облике делового человека, в его манерах,
склонностях, приверженности тем или иным
традициям невольно вызывает ассоциации
чего-то незыблемого, прочного, а надежный
партнер в делах - предел желаний для каждого
делового человека.
Непринужденность: нормы делового
этикета должны быть таковы, чтобы
соблюдение их не превращалось
в нечто навязываемое, отторгаемое
психологически.
Универсализм: это значит, что следует стараться, чтобы
каждая рекомендация или норма делового
этикета была направлена на многие стороны
деловых взаимоотношений.
Эффективность: суть этого принципа
в том, что стандарты деловых
отношений должны способствовать
сокращению сроков исполнения договоров, заключению
большего числа договоров, уменьшению
количества конфликтов в коллективе и
т. д. В конечном счете, использование деловой
этики является экономически выгодным.
Особое значение приобретает
знание правил этикета государственными служащими.1
2. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ СЛУЖЕБНОГО
ПОВЕДЕНИЯ.
Этические принципы, существуя в форме
общественного сознания, дают общие ориентиры,
направление, обеспечивая целостность
и жизнеспособность государственной службы
как системы и выражая ее высшие ценности.
Реализацию этих принципов
обеспечивают этические нормы (лат.
- norma - правило, образец), которые выступают,
с одной стороны, в форме морального
сознания - общественного или индивидуального,
в котором конкретизируется этический
принцип или формулируется повеление
самому себе, исходя из собственных представлений
о добре и зле, долге, совести, справедливости;
с другой стороны - как элемент моральных
отношений, обычай, постоянно воспроизводимый
силой массовой привычки, примера и поддерживаемый
общественным мнением. Таким образом,
этическая норма может быть представлена
в виде должного - того, к чему должен быть
побуждаем или стремиться человек, и сущего,
той повседневной практики, в которой
реализуется его поведение. Степень сближения
или расхождения должного и сущего в реальной
жизни и поступках людей является показателем
состояния нравственного здоровья отдельной
личности, социальной группы, общества
и человечества в целом.
Анализ практики нормативного
регулирования служебного поведения
гражданских служащих на основе сопоставления
и сравнения должной и сущей профессиональной
морали позволяет диагностировать состояние
нравственности кадрового корпуса государственной
службы, выявить причины деформации ее
ценностей и определить факторы, способы,
методы и технологии преодоления «нравственного
дефицита» в сфере государственного управления.
Этические нормы выкристаллизовываются
в процессе поступательного развития
человечества, облекаясь в формы
общечеловеческих ценностей, вырабатываются
каждым обществом в его конкретно-историческом
своеобразии, отдельными, в том числе профессиональными,
группами и каждой личностью. По принадлежности
к носителям ценностей выделяют всеобщие,
общественные, групповые и личностные
нормы.
Всеобщие моральные нормы
выражают общечеловеческие нравственные
требования общежития, основываясь на
признании абсолютной ценности человеческой
жизни.
Общечеловеческие ценности
составляют фундамент морали
каждого общества. Стихийно складывающиеся
на их основе в общественном
сознании, формируемые в практике массового
поведения, в процессе взаимодействия
людей общественные нормы служат средством
организации общежития их членов, оформления,
упорядочивания, регулирования, оценивания
отношений, взаимодействия и поведения
людей.
Вербализуясь в форме правил, общественные
нормы обращают свои требования ко всем
членам данного общества, регулируют поведение
человека во всех сферах общественной
жизни, поддерживая и санкционируя в общей
форме определенные общественные устои,
строй жизни, общение. Их регулирующее
действие повседневно обеспечивается,
с одной стороны, силой массовых привычек,
требований и оценок общественного мнения,
с другой - велениями «внутреннего голоса»
индивида, основанного на его личном убеждении.
В процессе первичной социализации и последующего расширения социального
опыта человек включается в различные
социальные группы, в том числе профессиональные,
составляющие его ближайшую социальную
среду, обеспечивающую условия для проявления
личности, развертывания ее поведения,
формирования социально значимых качеств.
В процессе своей профессиональной
деятельности человек включается
в сложную систему формальных
и неформальных отношений, становится
членом предписанных и самовозникающих
групп. Каждая из них вырабатывает
свою собственную систему ценностей и групповых норм,
между которыми всегда существует большая
или меньшая степень несоответствия,
а подчас и противоречивости.
Отношения «человек - человек»,
«человек - группа», по мнению зарубежных
ученых, являются ведущими в организации. Они строятся на основе межличностной
избирательности индивидуальных взаимных
привязанностей и общих интересов. В такой
организации образуются неформальные
ассоциации, коалиции работников, реализуя
социальные потребности индивида в общении.
Главным регулятором внутриорганизационных отношений
выступают принятые в группе нормы поведения,
«шкала престижа». А чтобы они действовали,
вырабатывается механизм социально-психологического
контроля группы за каждым ее членом в
виде позитивных санкций (удовлетворение
потребности в признании, уважении, принадлежности)
или негативных (осуждение, остракизм).
Групповые нормы представляют
собой стандартизированные правила
поведения, которые принимаются
участниками группы как законные
определения ожидаемых функций
группы. Они обеспечивают включение индивида
в группу, в процессы и механизмы группового
взаимодействия, влияют на все виды поведения
человека, даже и тогда, когда он становится
членом другой группы. Подкрепляемые системой
неформальных санкций, они являются одним
из наиболее действенных механизмов социального
контроля над личностью, средством «внутригруппового
сплочения, внутригрупповой солидарности,
спаянности и взаимопонимания, направленного
против центробежных тенденций, ведущих
к разрушению общности. Этому способствует
уже сам факт признания принадлежности
к группе, общих групповых интересов, целей
и ценностей, находящий отражение в сознании
и чувстве «мы». Это усиливает «моральную
плотность» государственных служащих
и чувство их групповой идентификации.