Этические принципы гражданского служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

Этика государственной службы представляет собой корпоративную, профессиональную этику, тесно связанную с понятием «этика управления», которая рассматривает поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации, взаимодействующей с внешней средой, в аспекте соотношения этой деятельности с общечеловеческими этическими требованиями. Этика управления является профессиональной (или отраслевой) этикой, поэтому рассматривает поведение и поступки человека лишь в строго ограниченной сфере - сфере управления.

Файлы: 1 файл

ЭТИКА.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Задачи и условия политико-административного управления требуют внимания не только к политическим, но и к общеэтическим, профессиональным принципам и нормам управления, игнорирование или искажение которых делает практически невозможным цивилизованное взаимодействие властей, реальное партнерство государства и общества.

 Этика государственной службы  представляет собой корпоративную, профессиональную этику, тесно связанную  с понятием «этика управления», которая рассматривает поведение  человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации, взаимодействующей с внешней средой, в аспекте соотношения этой деятельности с общечеловеческими этическими требованиями. Этика управления является профессиональной (или отраслевой) этикой, поэтому рассматривает поведение и поступки человека лишь в строго ограниченной сфере - сфере управления.

 Даже поверхностное исследование  и оценка проблем морального  поведения в сфере государственного  управления показывает, какого большого  количества ошибок в управлении социально-экономическими объектами и экономикой как целостным комплексом можно избежать, направив усилия на повышение уровня этической грамотности управленческих кадров. Отсюда следует необходимость развития этики государственной службы в рамках кадровой политики.

 Профессиональная этика вырабатывает  нормы, стандарты, требования, характерные  для определенных видов деятельности. Профессиональная этика - это кодекс  поведения, предписывающий определенный  тип нравственных межличностных  отношений, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения специалистами своих служебных обязанностей.

 Этика управления, как и наука  управления, достаточно молода, несмотря  на то, что в ее основе лежит  многовековая социальная практика, практика управления. Этика государственной службы, пожалуй, может быть отнесена к числу «молодых» про­фессиональных сфер. Создание и внедрение этических норм и стандартов в профессиональную деятельность направлено на повышение уровня эффективности и решение задач в профессиональной сфере труда. Поэтому нравственные нормы и стандарты могут зародиться только в той части профессиональной сферы (например, в кадровой политике той или иной корпорации или в кадровой политике социально-экономических объек­тов в стране в целом), где имеют место профессиональная компетентность высокого уровня, специальные знания, чувство долга, ответственность, подкрепленные высоким профессиона­лизмом. Можно с уверенностью говорить о том, что содержание профессионально-этических норм, стандартов и требований соответствует содержанию деятельности в данной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этические принципы гражданского служащего.

 

 Современная жизнь, рождая новые  ситуации общения, вносит новые  этикетные требования. Сегодня более  важно не просто заучить сами  правила, но понять «дух», суть и смысл этикета, то есть, в конечном счете усвоить основные принципы. А таких принципов можно выделить несколько.

 Так, принцип гуманизма, человечности  воплощается в ряде моральных  требований, обращенных непосредственно  к культуре взаимоотношений. Это вежливость, тактичность, скромность и точность.

 Принцип целесообразности действий  предполагает, что если мы не  знаем, как нам следует действовать  в какой-то нестандартной, новой  для нас ситуации, то следует  руководствоваться этим принципом. Но при этом надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим нас людям.

 Принцип эстетической привлекательности  поведения связан с тем, что  хорошее отношение к людям  должно быть красиво оформлено, иначе самый добрый и благородный  по своим намерениям поступок будет выглядеть нелепо, непривлекательно и может утратить свой благородный нравственный смысл. Больше всего это относится к тем правилам поведения, которые касаются манер, жестов, мимики.

 Еще один принцип, лежащий  в основе правил современного этикета, провозглашает уважение народных обычаев и традиций.

 Существует также принцип  законности, который выступает важнейшим  этическим требованием к госслужащим. Принцип справедливости конкретизируется  в нормах, требующих, в частности, никогда не дискриминировать одних путем предоставления льгот или привилегий другим, не допускать субъективности в оценке личностно-деловых качеств людей. Госслужащий обязан быть бескорыстным, независимым и неподкупным, согласовывать свои личные интересы с общественными. Нарушение этого принципа проявляется в фактах коррупции, взяточничества.

 Принципы законности, справедливости, гуманизма, неподкупности и ответственности  составляют основу нравственной  оценки деятельности госслужащего. Госслужащий должен быть честным, правдивым, чутким, отзывчивым. Важным качеством административного работника является скромность, исключающая самодовольство, зазнайство, высокомерие. Недопустимы чрезмерная самоуверенность, нетерпимость по отношению к товарищам и другим людям. Чиновник должен обладать такими качествами, как самооценка, самокри­тичность, признание и исправление допущенных промахов и ошибок. В многочисленных пособиях по деловому этикету называют и иные принципы, на которых зиждутся правила этикетного поведения, особенно в сфере деловых отношений.

1. Здравый смысл: нормы делового  этикета не должны противоречить  здравому смыслу, а здравый смысл  подсказывает, что деловой

 этикет в целом направлен  на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие  разумные цели.

Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения, устоявшиеся правила общения, здравым смыслом поддерживаемы быть не могут.

 Свобода: имеется в виду то, что правила и нормы делового  этикета хотя и существуют  и весьма ревностно исполняются, тем не менее, не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора деловых партнеров, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами. Свобода предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке зрения, к различным деловым позициям.

 Этичность: весь комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой  своей сутью и содержанием  просто обязан быть этичным, моральным, т. е. деловой этикет целиком и полностью ориентирован на добро.

 Удобство: нормы делового этикета  не должны сковывать деловых  людей, мешая тем самым деловым  отношениям и тормозя развитие  экономики. Удобным для делового  человека должно быть все - от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требований, предъявляемых к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.

 Экономичность: этика деловых  отношений не должна обходиться  слишком дорого; высокая «стоимость»  моральности в делах сама по  себе неэтична, поскольку представляет  собой вычет либо из прибыли  организации, либо из доходов  отдельного сотрудника.

6. Консерватизм: соблюдение этого  принципа является само собой  разумеющимся, так как корни делового  этикета - в этикете государственном, имеющем многовековую историю, в  этикете воинском, в светском  этикете, который хотя и не  столь давно существует, однако его концепции завоевали прочное место в жизни общества и стали классическими. Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности тем или иным традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, прочного, а надежный партнер в делах - предел желаний для каждого делового человека.

 Непринужденность: нормы делового  этикета должны быть таковы, чтобы  соблюдение их не превращалось  в нечто навязываемое, отторгаемое  психологически.

 Универсализм: это значит, что следует стараться, чтобы каждая рекомендация или норма делового этикета была направлена на многие стороны деловых взаимоотношений.

 Эффективность: суть этого принципа  в том, что стандарты деловых  отношений должны способствовать  сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе и т. д. В конечном счете, использование деловой этики является экономически выгодным.

 Особое значение приобретает  знание правил этикета государственными служащими.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

 Этические принципы, существуя в форме общественного сознания, дают общие ориентиры, направление, обеспечивая целостность и жизнеспособность государственной службы как системы и выражая ее высшие ценности.

 Реализацию этих принципов  обеспечивают этические нормы (лат. - norma - правило, образец), которые выступают, с одной стороны, в форме морального  сознания - обществен­ного или индивидуального, в котором конкретизируется этический  принцип или формулируется повеление самому себе, исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости; с другой стороны - как элемент моральных отношений, обычай, постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера и поддерживаемый общественным мнением. Таким образом, этическая норма может быть представлена в виде должного - того, к чему должен быть побуждаем или стремиться человек, и сущего, той повседневной практики, в которой реализуется его поведение. Степень сближения или расхождения должного и сущего в реальной жизни и поступках людей является показателем состояния нравственного здоровья отдельной личности, социальной группы, общества и человечества в целом.

 Анализ практики нормативного  регулирования служебного поведения  гражданских служащих на основе сопоставления и сравнения должной и сущей профессиональной морали позволяет диагностировать состояние нравственности кадрового корпуса государственной службы, выявить причины деформации ее ценностей и определить факторы, способы, методы и технологии преодоления «нравственного дефицита» в сфере государственного управления.

 Этические нормы выкристаллизовываются  в процессе поступательного развития  человечества, облекаясь в формы  общечеловеческих ценностей, вырабатываются  каждым обществом в его конкретно-историческом своеобразии, отдельными, в том числе профессиональными, группами и каждой личностью. По принадлежности к носителям ценностей выделяют всеобщие, общественные, групповые и личностные нормы.

 Всеобщие моральные нормы  выражают общечеловеческие нравственные требования общежития, основываясь на признании абсолютной ценности человеческой жизни.

 Общечеловеческие ценности  составляют фундамент морали  каждого общества. Стихийно складывающиеся  на их основе в общественном  сознании, формируемые в практике массового поведения, в процессе взаимодействия людей общественные нормы служат средством организации общежития их членов, оформления, упорядочивания, регулирования, оценивания отношений, взаимодействия и поведения людей.

Вербализуясь в форме правил, общественные нормы обращают свои требования ко всем членам данного общества, регулируют поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя в общей форме определенные общественные устои, строй жизни, общение. Их регулирующее действие повседневно обеспечивается, с одной стороны, силой массовых привычек, требований и оценок общественного мнения, с другой - велениями «внутреннего голоса» индивида, основанного на его личном убеждении.

 В процессе первичной социализации и последующего расширения социального опыта человек включается в различные социальные группы, в том числе профессиональные, со­ставляющие его ближайшую социальную среду, обеспечивающую условия для проявления личности, развертывания ее поведения, формирования социально значимых качеств.

 В процессе своей профессиональной  деятельности человек включается  в сложную систему формальных  и неформальных отношений, становится  членом предписанных и самовозникающих  групп. Каждая из них вырабатывает  свою собственную систему ценностей и групповых норм, между которыми всегда существует большая или меньшая степень не­соответствия, а подчас и противоречивости.

 Отношения «человек - человек», «человек - группа», по мнению зарубежных  ученых, являются ведущими в организации. Они строятся на основе межличностной избирательности индивидуальных взаимных привязанностей и общих интересов. В такой организации образуются неформальные ассоциации, коалиции работников, реализуя социальные потребности индивида в общении.

 Главным регулятором внутриорганизационных отношений выступают принятые в группе нормы поведения, «шкала престижа». А чтобы они действовали, вырабатывается механизм социально-психологического контроля группы за каждым ее членом в виде позитивных санкций (удовлетворение потребности в признании, уважении, принадлежности) или негативных (осуждение, остракизм).

 Групповые нормы представляют  собой стандартизированные правила  поведения, которые принимаются  участниками группы как законные  определения ожидаемых функций  группы. Они обеспечивают включение индивида в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействия, влияют на все виды поведения человека, даже и тогда, когда он становится членом другой группы. Подкрепляемые системой неформальных санкций, они являются одним из наиболее действенных механизмов социального контроля над личностью, средством «внутригруппового сплочения, внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленного против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности. Этому способствует уже сам факт признания принадлежности к группе, общих групповых интересов, целей и ценностей, находящий отражение в сознании и чувстве «мы». Это усиливает «моральную плотность» государственных служащих и чувство их групповой идентификации.

Информация о работе Этические принципы гражданского служащего